Автор: Михеева Юлия Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 40"
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Устное народное творчество в развитии детей дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование
Устное народное творчество в развитии детей дошкольного
возраста.
Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к
образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают
включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития
ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.
Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание
своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека
впервые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в
становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом
зависящих от социального окружения.
Устное народное творчество становится для ребенка первым шагом в
освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих
ценностей, формировании собственной личностной культуры. Приобщение к
традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, является
будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать,
сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через
включение в культуру и социальную активность.
Приобщение дошкольников к истокам устного народного творчества в
детском саду будет эффективным, если:
-обеспечена взаимосвязь когнитивного, эмоционального и поведенческого
компонентов культурной компетентности ребенка;
- реализовано продуктивное взаимодействие в системе "педагог-ребенок-
родитель" в процессе приобщения детей к истокам устного народного
творчества;
- организован процесс ознакомления с родной культурой в комплексе занятий,
свободной деятельности, игры;
- достигнуты такие результаты, как приобретение представлений о
традициях, развитие интереса к ним и реализация имеющихся представлений
в самостоятельной деятельности.
В ходе приобщения детей к народному творчеству решаются такие
воспитательные задачи, как:
‒ развивать интерес ребенка к устному народному творчеству;
‒ развить выразительность в языке ребенка, интонацию, силу голоса,
разговорную речь, а также посредством живого образного языка учить
пониманию слов и выражений;
‒ открыть детям смысл пословиц и поговорок, заключающих в себе правила
поведения и моральные нормы;
‒ при помощи русского фольклора, а также фольклора других народов
обогащать знания детей об окружающем мире.
Для успешного приобщения детей к истокам устного народного творчества
важно использовать самые разнообразные средства. Так, Э. К. Суслова
предлагает использовать в воспитании детей дошкольного возраста
следующие:
— общение с представителями разных национальностей;
— устное народное творчество;
— художественную литературу; — игру, народную игрушку и национальную
куклу;
— декоративно-прикладное искусство, живопись;
— музыку.
Обращение к устному народному творчеству в работе должно быть
постоянным. Необходимо использовать все доступные виды деятельности,
чтобы открыть для детей занимательный и яркий мир творчества народа.