Автор: Жукова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 299 "Дружба"
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: "Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе"
Раздел: дошкольное образование
Характеристика ребенка перед поступлением в школу.
Характерная черта старшего дошкольника – устойчивое положитель-
ное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру.
Ребенок
проявляет
инициативность
и
самостоятельность
в
разных
видах
детской деятельности – игре, общении, рисовании, лепке, в сфере решения
элементарных социальных и бытовых задач.
Он активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками,
участствует
в
совместных
играх,
организует
их.
Способен
договариваться,
учитывать
интересы
других,
сдерживать
свои
эмоции.
Ребенок
проявляет
доброжелательное
отношение
к
окружающим,
отзывчив
к
переживаниям
другого
человека,
обладает
чувством
собственного
достоинства,
уважает
достоинство других. В ходе совместной деятельности обсуждает возникающие
проблемы, правила, может поддержать разговор на интересную для него тему.
Находясь в обществе сверстников в предметно насыщенной среде,
ребенок
легко
выбирает
себе
род
занятий,
партнеров
и
обнаруживает
способность к порождению и воплощению разнообразных, сменяющих друг
друга замыслов.
Повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и
в сфере отношений. Компетентность ребенка проявляется не только в том, что
он обладает знаниями, умениями, навыками, но и способен принимать на ее
основе собственные решения.
Социально – личностное развитие ребенка дошкольника.
В этой сфере происходит развитие положительного отношения ребенка к
себе,
другим
людям,
окружающему
миру,
коммуникативной
и
социальной
компетентности детей.
Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития
ребенка
является
его
положительное
самоощущение:
уверенность
в
своих
возможностях,
в
том,
что
он
хороший,
его
любят.
Взрослые
заботятся
об
эмоциональном благополучии ребёнка (поддерживают, подбадривают, помогают
поверить в свои силы и возможности), уважают и ценят независимо от его
достижений, достоинств и недостатков, устанавливают с детьми доверительные
отношения;
способствуют
развитию
у
ребёнка
чувства
собственного
достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь своё мнение, выбирать
друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному
усмотрению использовать личное время). Взрослые уважительно относятся к
интересам, вкусам и предпочтениям детей (в играх, занятиях, еде, одежде и др.).
Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к
окружающим
людям:
воспитывают
уважение
и
терпимость
независимо
от
социального
происхождения,
пола,
возраста,
личностного
и
поведенческого
своеобразия (внешнего облика, физических недостатков). Взрослые помогают
детям понять, что все люди разные, необходимо уважать чувство собственного
достоинства других людей, учитывать их мнения, желания, взгляды в общении,
игре,
совместной
деятельности.
Поощряют
проявления
доброжелательного
внимания,
сочувствие,
сопереживание.
Важно,
чтобы
у
ребенка
возникло
желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку.
Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям
сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей
друг
в
друге.
Для
этого
следует
поощрять
совместные
игры
детей,
организовывать
их
совместную
деятельность,
направленную
на
создание
общего продукта. В этом случае ребенок приобретает способность ставить
общие цели, планировать совместную работу, соподчинять и контролировать
свои
желания,
согласовывать
мнения
и
действия.
Взрослые
способствуют
развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело,
данное слово.
Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков:
помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций,
договариваться,
соблюдать
очередность,
устанавливать
новые
контакты.
Важным
аспектом
социального
развития
ребенка
в
дошкольном
возрасте
является освоение элементарных правил этикета ( приветствовать, благодарить,
поведение
за
столом
и
пр.).
Следует
знакомить
детей
с
элементарными
правилами
безопасного
поведения
дома,
на
улице
(знать
к
кому
можно
обратиться за помощью, дом. адрес и т.п.)
Важно создавать условия для развития бережного, ответственного
отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру: ухаживать за
животными
и
растениями,
подкармливать
птиц,
соблюдать
чистоту,
беречь
игрушки, книги и т.п.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ДОУ.
Цель:
обеспечить индивидуальное комплексное развитие каждого ребенка с
учетом его психического и физического состояния здоровья, сформировать
психологическую готовность к школе, социальную компетентность; развить
восприятие, воображение.
ребенок
Индивидуальные
особенности
развития
Развитие
психических
процессов.
Физическое
развитие.
Состояние физического здоровья
Группа здоровья
Перенесенные заболевания
Период после болезни
Творческие способности:
Музыка
Рисование
Художественный труд.
Коррекция:
Физических отклонений
Речи
Психических отклонений
Ребенок:
В
совершенстве
владеет
своим
телом,
различными
видами
дви-
жений
Имеет представление о своем фи-
зическом облике и здоровье
Владеет
культурно-гигиенически-
ми навыками и понимает их необ-
ходимость
Интеллектуальное развитие
Ребенок:
Способен
к
практическому
и
умственному
экспериментированию,
обобщению,
уста-
новлению причинно-следственных связей и
речевому планированию.
Группирует предметы на основе их общих
признаков
Проявляет осведомленность в разных сферах
жизни
Социальная зрелость
Ребенок:
Понимает
разный
характер
отношения
к
нему окружающих взрослых и сверстников,
выражает свое отношение к ним.
Выбирает соответствующую линию поведе-
ния.
Умеет
заметить
изменения
настроения
взрослого и сверстника
Учитывает желания других людей.
Способен
к
установлению
устойчивых
контактов со сверстниками.
Личностные качества
Ребенок:
Эмоциональность
Креативность
Произвольность
Инициативность
Самостоятельность и ответственность
Самооценка
Свобода поведения