Напоминание

"Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе"


Автор: Жукова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 299 "Дружба"
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: "Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Характеристика ребенка перед поступлением в школу.

Характерная черта старшего дошкольника – устойчивое положитель-

ное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру.

Ребенок

проявляет

инициативность

и

самостоятельность

в

разных

видах

детской деятельности – игре, общении, рисовании, лепке, в сфере решения

элементарных социальных и бытовых задач.

Он активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками,

участствует

в

совместных

играх,

организует

их.

Способен

договариваться,

учитывать

интересы

других,

сдерживать

свои

эмоции.

Ребенок

проявляет

доброжелательное

отношение

к

окружающим,

отзывчив

к

переживаниям

другого

человека,

обладает

чувством

собственного

достоинства,

уважает

достоинство других. В ходе совместной деятельности обсуждает возникающие

проблемы, правила, может поддержать разговор на интересную для него тему.

Находясь в обществе сверстников в предметно насыщенной среде,

ребенок

легко

выбирает

себе

род

занятий,

партнеров

и

обнаруживает

способность к порождению и воплощению разнообразных, сменяющих друг

друга замыслов.

Повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и

в сфере отношений. Компетентность ребенка проявляется не только в том, что

он обладает знаниями, умениями, навыками, но и способен принимать на ее

основе собственные решения.

Социально – личностное развитие ребенка дошкольника.

В этой сфере происходит развитие положительного отношения ребенка к

себе,

другим

людям,

окружающему

миру,

коммуникативной

и

социальной

компетентности детей.

Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития

ребенка

является

его

положительное

самоощущение:

уверенность

в

своих

возможностях,

в

том,

что

он

хороший,

его

любят.

Взрослые

заботятся

об

эмоциональном благополучии ребёнка (поддерживают, подбадривают, помогают

поверить в свои силы и возможности), уважают и ценят независимо от его

достижений, достоинств и недостатков, устанавливают с детьми доверительные

отношения;

способствуют

развитию

у

ребёнка

чувства

собственного

достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь своё мнение, выбирать

друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному

усмотрению использовать личное время). Взрослые уважительно относятся к

интересам, вкусам и предпочтениям детей (в играх, занятиях, еде, одежде и др.).

Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к

окружающим

людям:

воспитывают

уважение

и

терпимость

независимо

от

социального

происхождения,

пола,

возраста,

личностного

и

поведенческого

своеобразия (внешнего облика, физических недостатков). Взрослые помогают

детям понять, что все люди разные, необходимо уважать чувство собственного

достоинства других людей, учитывать их мнения, желания, взгляды в общении,

игре,

совместной

деятельности.

Поощряют

проявления

доброжелательного

внимания,

сочувствие,

сопереживание.

Важно,

чтобы

у

ребенка

возникло

желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку.

Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям

сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей

друг

в

друге.

Для

этого

следует

поощрять

совместные

игры

детей,

организовывать

их

совместную

деятельность,

направленную

на

создание

общего продукта. В этом случае ребенок приобретает способность ставить

общие цели, планировать совместную работу, соподчинять и контролировать

свои

желания,

согласовывать

мнения

и

действия.

Взрослые

способствуют

развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело,

данное слово.

Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков:

помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций,

договариваться,

соблюдать

очередность,

устанавливать

новые

контакты.

Важным

аспектом

социального

развития

ребенка

в

дошкольном

возрасте

является освоение элементарных правил этикета ( приветствовать, благодарить,

поведение

за

столом

и

пр.).

Следует

знакомить

детей

с

элементарными

правилами

безопасного

поведения

дома,

на

улице

(знать

к

кому

можно

обратиться за помощью, дом. адрес и т.п.)

Важно создавать условия для развития бережного, ответственного

отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру: ухаживать за

животными

и

растениями,

подкармливать

птиц,

соблюдать

чистоту,

беречь

игрушки, книги и т.п.

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ДОУ.

Цель:

обеспечить индивидуальное комплексное развитие каждого ребенка с

учетом его психического и физического состояния здоровья, сформировать

психологическую готовность к школе, социальную компетентность; развить

восприятие, воображение.

ребенок

Индивидуальные

особенности

развития

Развитие

психических

процессов.

Физическое

развитие.

Состояние физического здоровья

Группа здоровья

Перенесенные заболевания

Период после болезни

Творческие способности:

Музыка

Рисование

Художественный труд.

Коррекция:

Физических отклонений

Речи

Психических отклонений

Ребенок:

В

совершенстве

владеет

своим

телом,

различными

видами

дви-

жений

Имеет представление о своем фи-

зическом облике и здоровье

Владеет

культурно-гигиенически-

ми навыками и понимает их необ-

ходимость

Интеллектуальное развитие

Ребенок:

Способен

к

практическому

и

умственному

экспериментированию,

обобщению,

уста-

новлению причинно-следственных связей и

речевому планированию.

Группирует предметы на основе их общих

признаков

Проявляет осведомленность в разных сферах

жизни

Социальная зрелость

Ребенок:

Понимает

разный

характер

отношения

к

нему окружающих взрослых и сверстников,

выражает свое отношение к ним.

Выбирает соответствующую линию поведе-

ния.

Умеет

заметить

изменения

настроения

взрослого и сверстника

Учитывает желания других людей.

Способен

к

установлению

устойчивых

контактов со сверстниками.

Личностные качества

Ребенок:

Эмоциональность

Креативность

Произвольность

Инициативность

Самостоятельность и ответственность

Самооценка

Свобода поведения



В раздел образования