Напоминание

по теме "Современные методы обучения игре на народных музыкальных инструментах"


Автор: Григорьева Ирина Николаевна
Должность: преподаватель класса домра, балалайка
Учебное заведение: МБУ ДО "Янтиковская ДШИ"
Населённый пункт: с. Янтиково Янтиковского района Чувашской Республики
Наименование материала: статья
Тема: по теме "Современные методы обучения игре на народных музыкальных инструментах"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Доклад

преподавателя высшей категории МБУ ДО «Янтиковская детская школа

искусств» Янтиковского района класса «Домра» «Балалайка»

Григорьевой Ирины Николаевны

по теме "Современные методы обучения игре на народных музыкальных

инструментах"

Янтиково-2018 год

Введение

Важнейшим

компонентом

обучения

игре

на

музыкальном

инструменте

является наличие современного информационно-методического обеспечения.

Методика как совокупность способов и приемов выполнения какой-то либо

работы

применительно

к

музыкальной

педагогике

представляет

собой

учение о способах преподавания того или иного предмета. Эта прикладная

отрасль знания формируется на основе анализа и обобщения опыта лучших

отечественных и зарубежных педагогов-музыкантов и исполнителей, упор в

ней

делается

на

изучение

закономерностей

и

приемов

индивидуального

обучения. Владение методикой важно не только для преподавателей, наряду с

другими музыкально-теоретическими дисциплинами методика способствует

воспитанию

общей

музыкальной

культуры,

расширяет

кругозор

исполнителей.

Следовательно,

перед

педагогом-музыкантом

встает

задача

вооружить ученика методическими навыками, которые помогут ему стать

компетентным специалистом.

Разные педагоги при обучении игре на музыкальном инструменте ставят

различные

ориентиры:

одни

нацелены

на

совершенствование

техники

учащегося, параллельно с этим заботясь об общей музыкальной подготовке,

другие,

наоборот,

в

первую

очередь

сконцентрированы

на

осмысленном

музыкальном исполнении.

Одним

из

наиболее

популярных

народных

музыкальных

инструментов

в

России является балалайка, и исполнительство на балалайке как самобытное

эстетическое явление, равно как и вся народная инструментальная музыка в

целом,

всегда

служило

своеобразной

формой

отражения

истории,

быта,

художественного мировоззрения и творческих импульсов народа. В связи с

этим, искусство игры на балалайке можно отнести к одному из важных

элементов национальной музыкальной культуры.

Современные

методы

обучения

игре

на

народных

музыкальных

инструментах

(балалайке,

домре,

гуслях

и

др.)

обретают

высокую

эффективность

лишь

будучи

представленными

в

виде

иерархии:

а)

универсальные

методы,

синтезирующие

характерные

черты

и

свойства

педагогических методов, релевантных природе и особенностям преподавания

музыкально-исполнительских

дисциплин;

б)

адаптированные

методы,

т.е.

методы, которые достаточно широко и успешно используются в различных

музыкально-исполнительских

классах

и

могут,

при

соответствующей

коррекции,

быть

взяты

на

вооружение

педагогами,

ведущими

занятия

в

классах

обучения

игре

на

балалайке;

в)

специфические

методы,

выработанные

применительно

к

особым

условиям

и

требованиям

исполнительства

на

балалайке,

детерминированные

природой

и

индивидуальными свойствами данного музыкального инструмента.

Принципиально важным в ходе профессиональной подготовки исполнителей

на

русских

народных

музыкальных

инструментах,

включая

балалайку,

является

составление

учебно-педагогического

репертуара.

Наряду

с

использованием

образцов

национального

музыкального

фольклора,

преподавателю необходимо опираться в работе с учащимися на транскрипции

(переложения)

таких

произведений

мирового

музыкального

репертуара,

художественная

образность,

природа

и

характер

которых

соответствуют

специфике

балалайки,

её

выразительно-техническим

возможностям.

Наибольшие позитивные результаты в обучении могут быть достигнуты в тех

случаях, когда сами преподаватели осуществляют указанную работу, создавая

транскрипции,

соответствующие

профе ссиона льно-техниче ским

возможностям и вкусовым запросам учеников.

На начальной стадии обучения игре на балалайке первоочередное внимание

преподавателя должно быть направлено на выработку основополагающих

умений

и

навыков,

в

частности,

навыков

звукоизвлечения,

правильного

подбора

аппликатуры

при

разучивании

нового

музыкального

материала,

умения определяться при отборе и использовании штрихов, динамических

оттенков и др.

Вместе с тем, решение «технологических» задач не должно заслонять от

педагога основного и главного - формирования у учащихся стойкого интереса

к народно-музыкальному искусству, к игре на таком самобытном и богатом

по своим возможностям инструменте как балалайка.

На сегодняшний день есть основания говорить о двух основных формах

обучения: индивидуальной и коллективной (групповой). Экскурс в историю

свидетельствует, что исходной, первичной была индивидуальная форма, в

рамках которой имела место передача соответствующих умений, знаний,

опыта (в широком смысле слова) от одного музыканта к другому, от старшего

- младшему, от учителя - ученику. В дальнейшем, в связи с распространением

коллективного,

ансамблевого

музицирования,

начинает

утверждаться

групповая форма обучения, имевшая сравнительно с индивидуальной формой

занятий определенные преимущества, но и столь же определенные недочеты.

Анализ эволюции форм обучения показал, что в контексте возрастающей

р о л и

с о л ь н о го

и с п о л н и т е л ь с т в а

н а

б а л а л а й ке ,

п о в ы ш е н и я

профессиональных, качественных характеристик этого жанра, с учетом того,

что

балалайка

уверенно

утверждает

себя

в

качестве

солирующего

инструмента

на

современной

концертной

сцене

-

приоритет

должен

отдаваться

индивидуальной

форме

обучения

(подобно

тому,

как

это

практикуется в других музыкально-исполнительских классах). Данная форма

должна рассматриваться сегодня как основополагающая, базовая в обучении.

Сказанным

не

отрицается

необходимость

обращения

к

групповым,

коллективным формам обучения. Речь в данном случае идет об иерархии

организационных форм обучения в соответствии с их ролью и значением в

русле современной методологии преподавания музыкально-исполнительских

дисциплин.

Наряду с уроком (индивидуальным занятием в системе «учитель - ученик»)

из поля зрения преподавателя не должны выпадать и такие структурные

компоненты единого учебно-образовательного процесса как домашняя

работ а

учащего ся,

с амо стоятельно е

приобретение

у ч а щ и м с я

профессионально-значимых знаний, умений и навыков (с использованием

грамотно

составленных

пособий

и

методических

руководств),

участие

в

музыкальных коллективах и др.

Одновременно с вышеперечисленным, важную культурно-просветительскую

и музыкально-воспитательную функцию выполняют вспомогательные формы

занятий. К ним относятся посещения концертов, художественных выставок,

музеев, театральных постановок и т.п. Передовая музыкально-педагогическая

практика свидетельствует, что мероприятия такого рода, будучи относительно

регулярными и умело организованными, дают вполне заметные позитивные

результаты.

Заключение Моего доклада хочу отметить, что методы обучения игре на

балалайке, как и других народных музыкальных инструментах, выступают в

трех

основных

категориях:

1)

универсальные

методы,

синтезирующие

характерные

черты

и

свойства,

присущие

особенностям

преподавания

музыкально-исполнительских дисциплин; 2) адаптированные методы, то есть

те, которые успешно применяются в других музыкально-исполнительских

специализациях и которые могут, будучи скорректированными, быть взяты на

вооружение преподавателями в классе балалайки; 3) специфические методы,

выработанные, как видно из их названия, применительно к особым условиям

обучения в классе балалайки.

Педагогический репертуар для обучающихся

игре

на

балалайке

только

в

том

случае

удовлетворит

современным

требованиям, если будет включать в себя - наряду с лучшими фольклорными

образцами,

-

транскрипции

классических

музыкальных

произведений,

обработанных

специально

для

балалайки

и

соответствующих

по

своей

с т и л и с т и ке

е ё

в ы р а з и т е л ь н ы м

в о зм ож н о с т я м .

Д а л ь н е й ш е е

совершенствование

процесса

обучения

в

классах

народных

музыкальных

инструментов,

в

частности,

балалайки,

требует

внедрения

в

массовый

п е д а го г и ч е с к и й

о б и ход

с и с т е м н о

в ы с т р о е н н о й ,

о р г а н и ч н о

структурированной, интегративной по своей организации методики учебно-

воспитательной работы, способной поднять эту работу на более высокий

качественный уровень.

Список

литературы

1.

Аверин

В.

История

исполнительства

на

русских

народных

инструментах: Курс лекций. Красноярск.: гос. унт., 2002. - 296 с.

2.

Андрюшенков Г. Методика начального обучения игре на балалайке. -Л:

ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1974. 110 с.

3.

Асафьев Б. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева.

-Л.: Музыка, 1987.-248 с.

4.

Банин А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции.

-М.: Гос. респб. центр русского фольклора, 1997. 248 с.

5.

Бендерский

Л.

Страницы

истории

исполнительства

на

русских

народных инструментах. Свердловск, 1983. - 107 с.

6.

Горбачёв

А.

Методика

обучения

игре

на

русских

народных

инструментах

(домра,

балалайка,

гитара).

Программа

для

высших

учебных заведений. Тамбов: ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 1999. - 18

с.

7.

Зажигин

В.

Гитарный

приём

в

игре

на

балалайке

//

Музыкальная

педагогика и исполнительство на русских народных инструментах: Сб.

трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 74. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1984.

-С. 68-77.

8.

Имханицкий

М.

История

исполнительства

на

русских

народных

инструментах: Учебное пособие для муз. вузов и училищ. М.: Изд.- во

РАМ им. Гнесиных, 2002. - 351 с.

9.

Калинин

Д.

Основные

принципы

методики

преподавания

игры

на

балалайке В.Б.Болдырева // Информационный бюллетень «Народник».

2000. №3.-С. 18-20.

10.Круглое

В.

Новые

приёмы

игры

в

оригинальном

репертуаре

для

домры

//

Музыкальная

педагогика

и

исполнительство

на

русских

народных инструментах: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 74. М.:

ГМПИ им. Гнесиных, 1984.-С. 56-68.

11.Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов.-

М.: Сов. композитор, 1983. 152 с.

12.Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка /

Ред.-сост. И. Мациевский. 4.1. М.: Сов. композитор, 1987. - 264 с.

13.Проблемы

педагогики

и

исполнительства

на

русских

народных

инструментах: Сборник трудов МГПИ им. Гнесиных. Вып. 95 / Сост.

М. Имханицкий, В. Чунин. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1987. - 140 с.

14.Шалое А. Основы игры на балалайке. Л.: Музыка, 1970. - 56 с.

15.Шалое

А.

Совершенствование

игры

на

балалайке

//

Вопросы

музыкальной педагогики, вып. 6 / Сост. В. Игонин, П. Говорушко. Л.:

Музыка, 1985.-С. 39-52.



В раздел образования