Напоминание

ЭССЕ "Через информационные технологии к музыкальным успехам"


Автор: Татаренко Наталья Ивановна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ № 266
Населённый пункт: г.Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: ЭССЕ "Через информационные технологии к музыкальным успехам"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЭССЕ «Через интерактивные технологии к

музыкальным успехам»

Чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на

музыкальном занятии необходимо организовать процесс творчества

творчески. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой

задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных

информационных технологий, в том числе и компьютерных. Используя

различные методики для раскрытия тем (рассказы, беседы, просмотр

иллюстраций, использование ИКТ), я выявила, что самым эффективным

методом оказалось использование ИКТ в форме презентаций, фильма, слайд-

шоу, видеозаписи развивающих уроков, в особенности ПО SMART Board.

Участвуя в проекте нашего сада «Внедрение в образовательную деятельность

интерактивно- коммуникативных технологий», я определила для себя

направление: «Использование ИКТ на музыкальных занятиях». Основная

цель моей работы: «Как сделать занятие более интересным, развивающим,

эстетически и нравственно воспитывающим? Как эффективно использовать в

работе современные технологии? »

Я понимала, что, используя на занятиях ИКТ, можно:

- по-новому применять текстовую, звуковую и видеоинформацию;

- расширять методические возможности занятия;

- помочь раскрыться ребенку творчески;

- раскрыть индивидуальные особенности ребенка;

- способствовать раскрепощению и активности на занятиях.

Для достижения своей цели я прослушала курс семинарских занятий по

использованию интерактивной доски, затем составила блок игр и

упражнений по разным видам музыкальной деятельности, которые успешно

применяются на музыкальных занятиях.

(«Где чей домик?», «Кто как поет?», «Узнай песенку по ритму», «Кто каким

голосом поет» (на три типа голоса), «Музыкальные инструменты», «Повтори

мою песенку» (на звукоподражание) и др.) Дети, даже малоактивные, с

удовольствием включаются в занятия и самостоятельно действуют на доске.

Использование интерактивной доски, как части занятия, активизирует

познавательную деятельность и усиливает интерес к усвоению материала. Об

этом говорят результаты наблюдений и диагностики: у детей улучшилось

внимание, мышление, память; застенчивый ребенок, участвует в работе, на

равных с другими детьми, а творческий ребенок – ярче проявляет свою

фантазию.

Со временем я пришла к выводу, что надо расширять использование

мультимедийных программ, направленных на развитие музыкальных

способностей дошкольников и разработать цикл занятий для детей младшего

дошкольного возраста.

Психологические особенности детей дошкольного возраста таковы, что

именно наглядность и игра, помогают детям развивать интерес к

деятельности и к музыкальной деятельности, в частности. Поэтому

необходимо уделять больше внимание творческому развитию дошкольников в

различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении,

игре на детских музыкальных инструментах. Игровые компоненты,

включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную

деятельность и усиливают интерес к музыкальной деятельности, что

приводит к оптимальному усвоению материала.

Мною были разработаны ряд электронных презентаций, содержание которых

полностью связано с программой «Гармония», Доктора педагогических наук,

профессора К.В.Тарасовой.

В настоящее время я работаю над использованием ИКТ в коррекции

музыкальности детей дошкольного возраста: развитие вокально-певческого

слуха, тембрового слуха, развитие ритма, восприятие музыки, а также

использование ИКТ в досуговой деятельности.

Большую помощь в решении этих задач оказывают музыкально-

дидактические игры. Основное назначение музыкально-дидактических игр –

формирование у детей музыкальных способностей, в доступной игровой

форме. Презентации, созданные в приложении Microsoft Office PowerPoint,

заменяют множество картинок, плакатов и аудиозаписей. Так мною

использованы на праздниках презентации «Наши защитники», «До свиданья

детский сад», «По за Доном, за рекой» и многие другие, а также занятия,

созданные мною в ПО SMART BOARD. С появлением интерактивной доски,

все стало проще: на компьютерном диске находится весь иллюстративный

материал - музыкальные аудиозаписи и музыкально-театральные

видеозаписи, художественные работы и картинки, портреты. Подбирать

оборудование и дидактический материал стало легче, а работать намного

интереснее.

В рамках опыта работы за последнее время мною создано более 10

видео презентаций, видеофильмов и более 20 занятий и заданий в ПО

SMART Board, на все виды детской музыкальной деятельности (восприятие

музыки, вокальные навыки, музыкально-ритмические движения,

музыкально-сенсорное развитие, игра на детских музыкальных

инструментах), для всех возрастных групп детского сада. Разработаны

конспекты занятий, где есть описание видео занятий, состоящее из

программных задач, цели, хода игры с пошаговым выполнением.

Результаты мониторинга подтвердили, что внедрение использования ИКТ

позволили совершенствовать мою работу.

Таким образом, проанализировав работу по данному направлению,

я сделала следующий вывод:

для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса

к музыкальным занятиям необходимо сделать занятие интересным,

насыщенным и занимательным, т.е. материал должен вызывать интерес у

дошкольников к творческому процессу и способствовать созданию

положительной эмоциональной обстановки к развитию музыкальных и

творческих способностей. Поэтому использование современного

оборудования, ИКТ помогает успешно решить данную проблему: желание

понимать, действовать, играть.

Мультимедийные пособия разработаны и эффективно используются в

моей практической деятельности в соответствии с комплексно-тематическим

планированием по освоению детьми дошкольного возраста образовательной

области «Художественно-эстетическое развитие. Музыка» основной

общеобразовательной программы. Видеоматериалы и использование ПО

SMART Board являются дополнением к традиционным наглядным методам и

средствам обучения.

При составлении музыкального сопровождения к видеоряду наряду с

музыкой композиторов - классиков использую мелодии народных песен,

музыку современных детских композиторов. Занятия проводятся один раз в

неделю по 10-15 минут с детьми, нуждающимися в коррекции социально-

эмоциональной сферы и развитию музыкальности, а также со всеми детьми

на общем занятии, как часть занятия.

Мною составлен перспективно- тематический план и определены цели и

задачи.

Вряд ли в «живую» дети могут услышать звучание органа, да и все

знакомые музыкальные инструменты скрипку, арфу, флейту и т. д. А вот

увидеть и услышать эти инструменты, побывать в концертном зале, можно с

помощью средств мультимедиа. Безусловно, звучащая музыка и картинка не

научит детей играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, но зато

сможет пробудить в них интерес к музыке.

Диагностируя детей, я получила следующие результаты. За

последние 3 года работы с применением ИКТ у детей дошкольного возраста

знания по данному вопросу с 76% усвоения выросли до 87%, у детей:

повысилась мотивация к обучению;

легче усваивается новый материал;

развивается ассоциативная память;

повысился познавательный интерес;

развиваются музыкальные способности;

Проведя сравнительный анализ результатов диагностики развития

музыкальных способностей детей нашего детского сада, я выявила

значительный рост в развитии музыкальности детей, обучение которых

осуществлялось с использованием информационно-коммуникационных

технологий.

Итоговая диагностика развития музыкального интереса и

творческих способностей детей всех возрастных групп показала следующие

результаты: 87% детей имеют высокие и средние показатели по

музыкальному развитию: звуковысотному слуху, чувству ритма,

2013г.-2014г. 137 детей

динамическому слуху, эмоциональному отклику на музыку, развитию

творческих способностей.

Подтверждением заинтересованности в ИКТ наших воспитанников являются

результаты их участия в досуговой деятельности, праздниках и развлечениях

детского сада, где дети самостоятельно выполняют предложенные задания.

Перспективы развития опыта работы: дальнейшее распространение опыта

работы на районном, муниципальном уровне, представление опыта работы

для участия в фестивалях, конкурсах различных уровней. Пополнение банка

видео проектов новыми материалами.

Сейчас в «банке» интерактивных занятий нашего детского сада находятся

следующие конспекты моих занятий: цикл заданий по ознакомлению с

музыкой оперы Н.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сказке

А.С.Пушкина и балетом П.И.Чайковского «Щелкунчик», по сказке Гофмана

для детей среднего возраста; для старших - «Музыкальные викторины» по

этим произведениям ; восприятие музыки: «Мои любимые песни» ( «Узнай

песенку из мультфильма и спой»), «Музыкальный магазин»; «Времена года»

по музыкальным произведениям П.И.Чайковского для детей старшего

дошкольного возраста; по развитию певческих навыков и слуха «Спой свое

имя» (схемы, моделирование); ритмические песенки-картинки ; цикл заданий

по ознакомлению с музыкальными инструментами (внешний вид, звучание,

распределение по группам, исполнители, оркестры). Знакомство с

симфонической сказкой С. Прокофьева «Петя и волк».

Участвуя в конкурсах и фестивалях различных уровней имею

«Сертификаты», «Дипломы».

А сколько еще задумок! Хочется шире использовать различные возможности

интерактивной доски для реализации своих планов. Ведь ИКТ – это здорово!



В раздел образования