Автор: Хасанова Гулюся Минигаетовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Центр образования №10" г. Уфы, Республики Башкортостан
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект открытого урока "ПРАВОПИСАНИЕ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА"
Раздел: начальное образование
Открытый урок
по русскому языку
Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ПАРНЫХ
СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ
СЛОВА
Учитель: Хасанова Г.М.
2016г.
Тема: Правописание парных согласных в середине
слова.
Цели: 1. Развивать навыки правописания слов с парными
звонкими и глухими согласными.
2. Развивать речь, мышление, орфографическую
зоркость.
Оборудование: учебник А. Поляковой «Русский язык»,
таблица «Парные согласные», сигнальные карточки,
иллюстрация «Беседка», тренажеры Ф.В. Межуевой,
плакаты со словами.
I.
Сообщение темы урока.
- Мы продолжим работу над темой «Правописание
парных согласных в середине слова». Будем
тренироваться в написании слов со звонкими и
глухими согласными, будем учиться подбирать
проверочные слова. Как обычно начинаем с
чистописания и словарной работы.
II. Чистописание.
Бб
Напишем заглавную и строчную букву «Б». Какой звук
обозначает буква «Б»?
II.
Словарная работа.
-Сегодня познакомимся с новым словарным словом
«беседка».
-Что такое беседка? Обратимся к толковому словарю.
-Беседка – крытая легкая постройка для отдыха в саду,
парке.
- От какого слова образовалось слово «беседка»?
- Слово «беседка» образовалось от слова «беседа», а
слово «беседа» образовалось из слов «без» и «сида»-
скамейка.
Изначально беседа – сидение вне дома, затем
разговор во время такого сидения. Соответственно, беседка –
постройка для разговора со скамейками внутри. Запишем «бе-
сед-ка».
- Какую заметили орфограмму?
-Образуйте однокоренные слова.
(Беседочка, беседовать, собеседник, побеседовать, беседочный).
- Сейчас мы повторим написание ранее изученных словарных
слов, а некоторые ученики выполнят индивидуальные задания:
1) Фонетический разбор «ягодка».
2) Подобрать проверочные слова, вставить пропущенную
букву
игру-ка-
стри-ка
вере-ка
тру-ка
3) Прочитать транскрипцию, записать слова.
загатка р эткий
афс анка в ир офка
вар эшка р этк ий
(Все задания ученики выполняют на доске, задания записаны на доске заранее)
- А сейчас запишем на доске ранее изученные
словарные слова:
Лестница, вагон, горячий, пирог, город, волшебник, береза,
жонглер, желтый, интересный, рассказ.
-Последнее слово разберите по составу.
рассказ
- На какие группы можно разделить словарные слова?
(По частям речи).
-Назовите существительные.
-Назовите прилагательные.
- А на какие группы можно разделить имена
существительные?
(По родам)
-Назовите существительные мужского рода.
-Назовите существительные женского рода.
- Составьте со словарными словами красивые
предложения.
- Запишем одно предложение и выполним
синтаксический разбор.
(один ученик запишет предложение у доски, выполняет синтаксический разбор)
Ученики прочитали интересный рассказ о
космосе.
Теперь проверим индивидуальные задания, которые
выполняли три ученика.
(Всех заслушать, оценить)
IV.
Физкульминутка (танец «Зарядка»)
V.
Упражнения в написании слов с парными
согласными.
1. Повторение знаний о парных согласных.
- Мы сегодня тренируемся в написании слов с парными
согласными в середине слова.
-Назовите буквы, которые обозначают звонкие парные
звуки.
-Глухие звуки.
- Звонкие звуки произносятся с голосом, глухие - с
шумом.
- Давайте прочитаем рассуждения Феликса Кривина о
парных согласных на стр.111 (упр.218).
Буква Б стоит в начале алфавита. Она обозначает
звонкий согласный звук. Но не всегда она так звучит.
Звучание зависит от соседних звуков. Когда рядом с Б
вдруг окажется тихий, глуховатый звук, Б сразу
меняется. Куда девается бодрость, звонкая радость?! В
этих случаях при написании слова букву Б часто
путают с ее дальней родственницей – буквой П. У
звука, который она обозначает, со звуком Б одинаковое
губное происхождение.
- Когда звонкие звуки стоят в неудачном соседстве, мы
их слышим с искажением. Происходит оглушение звонких
звуков, поэтому нужно подбирать проверочные слова.
Как проверить правописание парных согласных?
(Надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял
гласный)
Хором:
«Парные согласные-
Самые опасные
В корне ты их проверяй,
Рядом гласный подставляй!»
2)
Работа с сигнальными карточками.
- Сначала потренируемся устно в подборе проверочных
слов, потом будем работать в тетрадях.
- Отвечайте хором, показывайте сигнальную карточку с
буквой.
- Свекла где растет? (На грядке)
- Буквы пишут где? (В тетрадке)
- Что мы утром чистим? (Зубки)
- Одеваем в холод? (Шубки)
- Любим мы играть? (В снежки)
-Есть на праздник? (Пирожки)
- Сливки, бумажка, повозка, близкий, мягкий,
легкий, коробка, папка.
(Иногда учитель спрашивает у отдельных учащихся
проверочные слова).
3) Упражнение 213.
4) Образовать слова, которые обозначают тот же
предмет, но маленького размера.
Береза, голова, лошадь, морковь, дорога, гряда, труба.
Ученик на доске запишет:
Березка, головка, лошадка, морковка, дорожка, грядка,
трубка.
-Что общего в словах?
- Какой суффикс использовали для образования новых слов?
5. Игра. Не подведи свой род!
От каждого ряда выходит к доске представитель, вставляет
маркером пропущенную букву на плакате
пиро-ки коро-ка оши-ка
зама-ка заря-ка соси-ка
но-ки пры-ки завя-ка
ры-ка подру-ка игру-ка
погру-ка ду-ки ча-ка
Теперь прочитайте свой столбик, запомните слова,
запишите через запятую, а я сниму плакаты.
6. Работа по тренажерам Ю.В. Межуевой.
«Парные согласные в корне слова»
Выполнить задание на стр.8, вставить пропущенную букву,
каждый ученик получит оценку за эту самостоятельную
работу.
VI. Домашнее задание –упр.214
VII. Итог урока.
-Над какой темой работали?
- Чему учились на уроке?
- Найдите лишнее слово:
доро-ка, кры-ка, варе-ка, но-ка.
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО МАТЕМАТИКЕ ВО 2 Б КЛАССЕ.
ТЕМА: СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ
В ПРЕДЕЛАХ 100
Учитель: Захарова С.А.
УФА-2008г.