Автор: Рамазанова Юлия Такдимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №22"
Населённый пункт: г.Каменск-Уральский,Свердловская обл.
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи
Тема: "Зимушка зима"
Раздел: дошкольное образование
Конспект проведения НОД по развитию речи для детей старшей группы.
Тема: «Зимушка – зима»
Цель: - Систематизировать и закрепить знания о зиме.
- Учить рассказывать связно, полно и выразительно.
- Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления;
Расширять словарный запас детей.
Задачи: - Развивать память, слуховое и зрительное внимание.
- Формировать умение составлять предложения по схеме.
- Активизировать словарный запас.
Оборудование: нарисованный снеговик, мнемотаблица для составления
рассказа, книга А. Усачева « Школа снеговиков».
Ход занятия:
-Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте их поприветствуем,
а теперь сядьте красиво и покажите мне и гостям, что вы готовы к занятию.
-Глазки смотрят на меня, ушки слушают.
- Знаете мне очень нравится время года – весна! А вам ? (спрашиваю у детей)
- Ребята, о чем мы с вами будем говорить, вы узнаете, когда отгадаете
загадку:
Наступили холода, обернулась в лед вода
Длинноухий зайка серый, обернулся зайкой белым
Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? ( зимой)
- Совершенно верно. Мы с вами поговорим о самом загадочном времени года
– зиме.
- На дворе зима, а как же называются зимние месяцы? ( декабрь, январь,
февраль)
- А какие изменения происходят в природе зимой? ( выпадает снег, дни
становятся холодные, морозные; реки, озера покрываются льдом; солнце
светит, но не греет….)
- Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем с этим
словом.
Дидактическая игра «Доскажи слово»
Тихо- тихо как во сне, падает на землю ( снег)
С неба все скользят пушинки серебристые ( снежинки)
На деревья, на лужок тихо падает ( снежок)
Вот веселье для ребят – все сильнее ( снегопад)
Все бегут в перегонки, все хотят играть в ( снежки)
Словно в белый пуховик нарядился ( снеговик)
Рядом снежная фигурка, эта девочка ( снегурка)
На снегу – то посмотри с красной грудкой ( снегири)
Словно в сказке, как во сне землю всю украсил ( снег)
- Молодцы, ребята, скажите какие слова вы добавили?
( снег, снежки, снегири, снегопад, снеговик, снежинки)
- А чем эти слова похожи, что общего? ( все слова, связанные со снегом)
- Ребята, а вы любите зиму? ( да)
- За что вы ее любите? ( играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на
коньках, на лыжах….)
- Молодцы, ребята, посмотрите к нам в гости пришел снеговичок Морковкин.
Он пришел к нам издалека, из деревни ( какой?) « Дедморозовка» С ним мы
познакомились когда читали книгу Андрея Усачева « Школа снеговиков».
- Посмотрите внимательно на снеговика и ответьте на мои вопросы полным
предложением.
- Из каких геометрических фигур нарисован снеговик? ( треугольник, круг,
овал, квадрат)
- В какую сторону смотрит снеговик? ( направо)
- Что находится в верхнем левом углу? ( солнце)
- Что у снеговика в левой руке? ( снегирь)
- Что нарисовано в нижнем правом углу? ( елка)
- Ребята, сделаем физминутку, а потом продолжим занятие .Выходите,
Вставайте в круг и выполняйте движения по тексту.
Снег сегодня шел с утра ( руки сверху вниз опускают)
Рада снегу детвора ( хлопают в ладоши)
Снег на ветках ( руки вверх), на дорожках ( наклон вниз)
На носах и ладошках ( показывают нос и ладошки)
- Молодцы, ребята, садимся на свои места. А сейчас я вам прочитаю рассказ
про другого снеговика, который называется «Веселый снеговик».
Садимся поудобнее и внимательно слушаем.
Много снега выпало зимой. Вышли ребята во двор снеговика лепить. Те,
кто постарше большие комки катают , те, кто помладше – маленькие. А
любопытные птички на деревьях сидят, за ребятами наблюдают.
Большой снеговик получился. Надели на голову ведро, из морковки
сделали нос, из пуговиц – глаза. В руки снеговику дали дощечку. На нее
насыпали семечек и хлебных крошек. Увидели это птички – прилетели.
Сели на дощечку, стали крошки клевать, на ребят поглядывать.
Радуются ребята – вот как наш снеговик птичек кормит! А снеговик
стоит, смотрит на всех и улыбается.
-- В этом рассказе передан забавный случай из жизни снеговика, вам
понравилось? Я сейчас задам несколько вопросов, а вы отвечаете полными
предложениями.
- Что дали ребята в руки снеговику? ( дощечку)
- Что они насыпали на дощечку? ( семечки, хлебные крошки)
- Кого кормил снеговик? ( птичек)
- Расскажите, какой он ? ( добрый, веселый…)
- Я сейчас прочитаю рассказ еще раз, а вы подготовитесь к пересказу. Чтобы
запомнить эту историю, вы можете смотреть на рисунки – подсказки.
Дети пересказывают рассказ.
- Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии? ( ответы детей) Что вам
понравилось? Кому бы вы еще рассказали? ( ответы детей)
- Мне очень понравилось занятие , я хочу поблагодарить за Вашу работу,
Вы все были активными и внимательными! Спасибо!