Напоминание

"Приобщение детей к истокам русской народной культуры"


Автор: Полухина Наталья Петровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСКВ № 7 "Филиппок"
Населённый пункт: г. Лангепас, Тюменской области
Наименование материала: дополнительная общеобразовательная программа
Тема: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №7 «ФИЛИППОК»

УЧЕТ МНЕНИЯ

педагогического совета

протокол №1 от 01.09.2014 года

УТВЕРЖДЕНО приказом

заведующего ЛГМАДОУ «ДСКВ № 7

«Филиппок» от 01.09.2014 №187

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования

Лангепасского городского муниципального автономного

дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида №7 «Филиппок»

по ознакомлению с окружающей действительностью

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

возраст детей от 3 до 7 лет

срок реализации 4 года

г. Лангепас

2014 год

п/п

Содержание

Страница

1.

Раздел 1. Пояснительная записка

3

1.1.

Введение

3

1.2.

Цель и задачи программы

4

1.3.

Организация непосредственно образовательной деятельности

5

1.4.

Ожидаемые результаты и способы проверки их результативности

6

2.

Календарно-тематическое планирование и содержание

непосредственно образовательной деятельности

8

2.1.

Календарно-тематическое планирование и содержание

непосредственно образовательной деятельности для детей 3-4

лет

8

2.2.

Календарно-тематическое планирование и содержание

непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5

лет

13

2.3.

Календарно-тематическое планирование и содержание

непосредственно образовательной деятельности для детей 5-6

лет

18

2.4.

Календарно-тематическое планирование и содержание

непосредственно образовательной деятельности для детей 6-7

лет

23

3.

Методическое обеспечение программы

27

4.

Список используемой литературы

27

Приложение

2

Раздел 1. Пояснительная записка.

1.1. Введение

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других

народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не

должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке,

живописи… Национальные отличия сохраняться и в 21 веке, если мы будем озабочены

воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С.Лихачев).

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования «Приобщение

детей

к

истокам

русской

народной

культуры»

направлена

на

формирование

у

детей

патриотических чувств и развития духовности, развитие толерантности к быту и культуре

других народов. Программа ориентирована на детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.

Занятия

по

приобщению

детей

к

русской

народной

культуре

основаны

на

использовании всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и

т.д.).

В

Лангепасском

городском

муниципальном

автономном

дошкольном

образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида №7 «Филиппок» 12

групп,

из

них

7

групп

компенсирующей

направленности.

Группы

компенсирующей

направленности посещают воспитанники, имеющие проблемы в речевом и психическом

развитии. Дети имеют проблемы не только в развитии речи и коммуникативных навыков, а

также в развитии эмоциональной сферы.

Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих

трёх

компонентов

образуется

гармоничный

синтез,

достигающий

большой

силы

эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально -

нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы.

Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и

реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат

детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять

заботу и великодушие к природе.

Новизна данной программы заключается в том, что она включает организацию

образовательного

процесса

с

использованием

всех

видов

фольклора,

что

способствует

всестороннему развитию воспитанников дошкольного возраста.

3

Основными принципами,

используемыми

при

организации

непосредственно

образовательной деятельности, являются:

цикличность народного календаря, повторяемость и периодичность событий. Этот

принцип, лежащий в основе всей программы даёт возможность детям изучать и

проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и

музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличиваются с

каждым годом;

интегративность

позволяет

объединить

различные

элементы

воспитательного

образовательного процесса и процесса «проживания» фольклора;

использованием

всех

видов

фольклора.

Например,

устное

народное

творчество

позволяет сформировать понятия о добре, красоте, правде, трудолюбии, верности.

Поговорки,

загадки,

пословицы,

сказки

позволяют

приобщить

детей

к

общечеловеческим ценностям;

проведение народных праздников и традиций. В них фокусируются накопленные

веками

тончайшие

наблюдения

за

характерными

особенностями

времен

года,

погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений;

уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально – позитивное

общение дошкольников.

1.2.Цель и задачи программы

Цель программы - приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной

культуры средствами русского народного фольклора.

Задачи:

Образовательные:

знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством,

традиционными праздниками;

формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения.

Воспитательные:

формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;

создавать

условия

для

проявления

детьми

любви

к

родной

земле,

уважения

к

традициям своего народа.

воспитывать в детях толерантность.

Развивающие:

развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;

развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

4

развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-

слуховые представления;

развивать речь у детей при помощи использования малых форм фольклора;

развивать

коммуникативные

качества

детей

посредством

народных

танцев,

игр,

забав.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - от 3 до 7 лет.

Срок реализации программы составляет четыре года.

1.3.Организация

непосредственно

образовательной

деятельности

по

приобщению

детей к истокам русской народной культуры

Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в

течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному. С помощью простых

произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных

припевов; через интонирование сказок с напевами подготовить детей к исполнению более

сложных произведений. Более сложного песенного фольклорного репертуара, и как итог,

закрепление

пройденного

материала

участия

в

праздниках,

развлечениях,

театрализованные представления для детей и взрослых с участием родителей.

Программа

имеет следующие разделы: народная песня и её режиссура, народная

хореография, народные игры, народные музыкальные инструменты, народный театр, малые

жанры фольклора, календарные праздники.

Основная

форма

работы

с

детьми:

тематические

занятия

и

занятия

интегрированного типа.

Непосредственно образовательная деятельность организуется 1 раз в неделю или 4

раза

в

месяц.

Продолжительность

занятия

зависит

от

возрастных

и

психологических

особенностей детей и составляет от 15 до 30 минут.

На занятии используются следующие приемы и методы: наглядный, словесный,

практический; беседы с детьми; наблюдение за природой; слушание русских народных

песен,

сказок;

разыгрывание

для

детей

и

самими

детьми

русских

народных

сказок

взрослыми с привлечением родителей; инсценировки песен и малых фольклорных форм.

Структура непосредственно образовательной деятельности состоит из следующих

компонентов:

1.

Приветствие.

2.

Артикуляционная гимнастика.

5

3.

Основная

часть

(беседа,

пение,

инсценировки,

музыкально-ритмические

движения, хороводы, музицирование).

4.

Игра.

5.

Подведение итогов

Организация

непосредственно

образовательной

деятельности проходит

более

эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ. Педагог-психолог помогает

решать социально-нравственные и эмоциональные проблемы у детей. Советы логопеда

помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают

участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители помогают в изготовлении

атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.

Беседы с родителями способствуют в условиях дома закреплять знания и навыки,

полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых результатов.

Необходимые

условия

реализации

программы:

Специальное

помещение,

технические средства, русские народные музыкальные и шумовые инструменты, предметы

народного

быта,

народные

костюмы,

разные

виды

театра,

устный

и

музыкальный

фольклорный материал, атрибутика.

1.4. Ожидаемые результаты реализации программы

Дети:

участвуют в играх с театральными действиями и развёрнутыми диалогами;

способны разыгрывать русские народные сказки и инсценировать русские народные

песни;

умеют применять речевые фольклорные обороты в быту;

способны слышать и правильно интонировать в пределах октавы

имеют представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины,

Кузьминки, Святки, Масленица, Пасха)

используют в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки,

заклички, потешки, считалки, пословицы и т.д.)

владеют элементарными приёмами игры на ложках, способны играть в оркестре

знают

название

инструментов

(треугольник,

дудочка,

гармонь,

гусли,

трещётки,

балалайка) и различают их по звучанию

умеют сочетать движения рук и ног, выполняют хороводные движения: «Улитка»,

«Ручеёк», два круга в противоположные стороны, «стенка на стенку», выполняют

движения в свободной пляске

оказывают помощь сверстникам и взрослым

6

проявляют самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками

способны правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих

способны проявлять внимание и заботу к близким, передавать полученные знания

малышам

умеют творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

Формами

подведения

итогов

являются:

занятия

интегрированного

типа,

развлечения, театрализованные представления, концерты, календарные праздники, видео и

фотоматериалы, участие воспитанников в конкурсах разного уровня.

7

2. Календарно-тематическое планирование и содержание непосредственно

образовательной деятельности с детьми

2.1. Календарно-тематическое планирование и содержание непосредственно

образовательной деятельности

с детьми 3-4 лет

месяц

занятия

Тема

Задачи

сентябрь

1

2.

«Ложки деревянные»

«Котик усатенький».

1.Знакомить детей с деревянными ложками.

2.Учить держать, играть на них.

3.Разучить пальчиковую игру «Кошка».

4.Познакомить детей с русской народной

попевкой, учить повторять её с голоса.

5.Побуждать

выполнять

простые

игровые

действия.

6.Формировать у детей элементарные

представления о доброте.

3.

«Жили у бабуси»

1.Слушать русс. народную песню.

2.Знакомить детей с настольным театром.

3.Разучить пальчиковую игру «Гусь».

3.Развивать эмоциональную сферу детей.

4.Учить соотносить движения с текстом.

5.Развивать коммуникативные навыки

игрового взаимодействия.

4.

«Капустница»

развлечение

1.Дать представление об обычае солить

капусту.

2.Активизировать речь детей.

3.Закреплять навыки соотнесения движения с

текстом.

4.Создать атмосферу веселья и радости.

октябрь

1.

2.

3.

«Русские потешки»

«Курочка Ряба»

«Весёлые музыканты»

1.Продолжать знакомить с потешками,

проговаривать их с разными интонациями.

2.Уточнять артикуляцию (положение губ,

языка), упражнение «Дудочка».

3.Учить передавать содержание сказки,

исполняя простейшие роли.

4.Прививать уважительное отношение к труду.

5.Закреплять навыки игры на деревянных

ложках.

6.Знакомить со звучанием колокольчика.

7.Учить детей водить хоровод.

8

месяц

занятия

Тема

Задачи

4.

«Осенины»

праздник

1.Расширять кругозор детей

2.Закрепить знания потешек, закличек об

осени.

3.Создать атмосферу доброты, радости.

ноябрь

1.

2.

3.

«Колобок»

«Баюшки-баю»

«У наших, у ворот,

всегда хоровод»

1.Знакомить с предметами русского быта (печь,

самовар, веник). Внести элементы народного

костюма (сарафан, рубаха, фартук).

2.Развивать артикуляционный аппарат у детей

в упражнении «Колобок умывается».

3.Вырабатывать чёткие, координированные

движения во взаимосвязи с речью.

3.Учить слушать колыбельную песню и

эмоционально откликаться на её характер.

4.Учить притопывать ногами на месте и с

продвижением вперёд, закреплять навыки

движения в хороводе.

5.Побуждать к правильному произношению

слов.

4.

«При солнышке тепло,

при матушке добро»

развлечение

1.Воспитывать любовь к родным, побуждать к

свершению добрых поступков.

2.Закреплять навыки игры на ложках и

колокольчиках, совершенствовать

танцевальные движения.

3.Вызывать эмоциональный отклик на

произведения фольклора.

4.Доставить детям радость от общения.

декабрь

1.

2.

3.

«Зимушка-зима»

«Зайка беленький»

«Сорока-ворона»

1.Знакомить с варежковым театром.

2.Разучивать потешки о зиме.

3.Развивать мелкую моторику, используя

пальчиковую игру «Сорока-ворона».

4.Слушать рус. нар. песню «Зайка»

5.Знакомить детей со считалкой. Чётко

проговаривать повторяющиеся фразы.

6.Побуждать детей к инсценированию потешек

с использованием предметов русского быта.

6.Воспитывать у детей умение слушать других.

9

месяц

занятия

Тема

Задачи

4.

«Чудеса-кудеса»

развлечение

1.Создавать условия к преодолению

застенчивости у детей, вызывать желание

выступать.

2.Формировать эмоциональную отзывчивость.

3.Создать радостную атмосферу праздника.

Доставить детям удовольствие.

январь

1.

2.

3.

«Зимние забавы»

«Пришла Коляда»

«Маленькие

колядовщики»

1.Дать элементарные представления о

традиционных зимних праздниках.

2.Учить детей слушать и подпевать колядки.

3.Развивать мышцы губ и языка. Упражнение

«Ветер-ветерок».

4.Развивать речевое общение со сверстниками

и взрослыми.

5.Знакомить с зимними русс.народными

играми, забавами.

6.Приучать детей к вежливому общению.

февраль

1.

2.

3.

«Кот, петух и лиса»

«Топ, топ, топоток»

«К нам пришёл

Петрушка»

1.Учить передавать разные образы

посредством жестов, мимики и интонации.

2.Для выработки подъёма языка и укрепления

его мышц использовать артикуляционное

упражнение «Лошадка».

3.Активизировать диалогическую речь детей.

4.Учить ходить парами друг за другом по

кругу.

5.Знакомить детей с персонажем народного

театра.

6.Учить детей бережно относиться к труду

окружающих.

4.

«Масленица»

развлечение

1.Дать первоначальное представление о

празднике проводов зимы.

2.Поддерживать интерес к совместной игровой

деятельности. Выбирать ведущего считалкой.

3.Создавать атмосферу радости.

март

1.

«Весеннее веселье»

праздник

1.Воспитывать у детей уважительное

отношение к близким. родным.

2.Обогатить эмоциональное и речевое развитие

детей новыми впечатлениями.

3.Привнести настроение радости, шутливости.

10

месяц

занятия

Тема

Задачи

2.

3.

4.

«Весёлая матрёшка»

«Солнышко-

колоколнышко»

«Кот и мыши»

1.Познакомить детей с русской матрёшкой.

2.Разучить рече-двигательную игру

«Солнышко-колоколнышко».

3.Слушать и пропевать русс. народную

прибаутку «Петушок».

4.Учить использовать считалки при выборе

ведущего в игре, соблюдать правила игры.

5.Воспитывать доброжелательное отношение к

сверстникам.

6.Закрепить навыки игры на бубне и

колокольчиках.

апрель

1.

2.

3.

«Жаворонушки -

перелётушки»

«Палочка-выручалочка»

«Пасхальное яичко»

1.Развивать общую моторику, используя

пальчиковую игру «Совушка-сова».

2.Знакомить с весенними закличками.

3.Учить кружиться «бараночкой, закрепить в

танце притопывание, выставление ноги на

пятку.

4.Побуждать детей к совершению добрых

поступков.

5.Развивать фантазию и мелкую моторику рук,

украшая пасхальное яичко.

6.Учить работать аккуратно, не мешая друг

другу.

4.

«Весенняя карусель»

праздник

1.Закрепить полученные знания, умения,

навыки.

2.Поддерживать у детей желание участвовать в

празднике.

май

1.

2.

3.

«Трудиться - всегда

пригодится»

«Дудочка -самогудочка»

«На зелёном, на лугу».

1.Знакомить детей с членами семьи.

2.Развивать мелкую моторику в пальчиковой

игре «Моя семья»

3.Воспитывать у детей уважение к чужому

труду и любовь к природе.

4.Знакомить детей с дудочкой.

5.Слушать и подпевать русс. народную песню

«На зелёном лугу».

6.Учить выразительно передавать различные

образы

4.

«В гости к солнышку»

1.Побуждать произносить тексты знакомых

11

месяц

занятия

Тема

Задачи

итоговое занятие

закличек, потешек.

2.Использовать знакомые танцевальные

движения в свободной пляске.

3.Поддерживать интерес к народным играм,

забавам.

4.Поддерживать атмосферу эмоционального

благополучия и комфорта.

2.2. Календарно-тематическое планирование и содержание непосредственно

образовательной деятельности с детьми 4-5 лет

месяц

№ занятия

Тема

Задачи

сентябрь

1.

2.

3.

4.

«Репка»

«Рябинник»

«Осенние хлопоты»

«Сделал дело - гуляй

смело»

1.Развивать ритмичность, координацию рук и

ног.

2.Формировать у детей интерес к здоровому

образу жизни.

3.Формировать у детей уважительное

отношение к труду, знакомить с пословицами

о труде.

4.Привлекать детей к изготовлению элементов

русского костюма совместно с мамами

(рябиновые бусы).

5.Знакомить детей с хороводными играми,

календарными песнями.

6.Развивать речевой диалог в инсценировках.

7.Дать представление об осенних работах

земледельца, орудиях труда.

12

месяц

№ занятия

Тема

Задачи

октябрь

1.

2.

3.

«Теремок»

«В гости к лесовичку»

« С о ш ь ё м

Д у н е

сарафан»

1.Знакомить детей с театром бибабо, учить

водить куклы, предавать

интонацией характер героя.

2.Закрепить умение вести диалог.

3.Поддерживать интерес к совместной

трудовой деятельности.

4.Продолжать знакомить с элементами

народного костюма (кокошник, сарафан),

предметами быта.

5.Учить согласовывать движения с текстом.

6.Учить

петь

выразительно,

хорош о

проговаривая текст.

4.

«У бабушки Натальи»

- праздник

1.Формировать уважительное отношение к

старым людям, желание

помогать им.

2.Закрепить знание домашних животных.

3.Закреплять приёмы игры на ложках, умение

чередовать их.

4.Доставить детям радость, привлечь в

совместную деятельность.

ноябрь

1.

2.

3.

«В хороводе были мы»

«Кузьминки»

«Ярмарка игрушек»

1.Знакомить с формой проведения народных

праздников – посиделки.

2.Познакомить с балалайкой и её звучанием.

3.Дать первоначальные знания о трудовом

хороводе

Освоить танцевальное движение «воротце»;

подводить к выразительному исполнению

танцевально-игровых образов.

4.Продолжать знакомить с народными

песнями и пословицами о труде.

5.Развивать мелкую моторику в процессе

украшения игрушек.

6.Поддерживать интерес к труду; получать

удовлетворение от выполненной работы.

4.

«При матушке добро»

1.Воспитывать у детей уважение, заботливое

отношение к матери.

2.Закрепить знание фольклорных

произведений о матери, эмоционально

13

месяц

№ занятия

Тема

Задачи

передавать их содержание.

3.Создать атмосферу радости общения с

мамами.

декабрь

1.

2.

3.

4.

«Здравствуй,

зиму

шка-

зима»

«Весёлый оркестр»

«В гости к

Снегурочке»

«Новый год у ворот»

1.Знакомить детей с традициями встречи

зимы, народными играми,

хороводами.

2.Учить создавать образы игры через пение и

движение.

3.Развивать тембровый слух у детей, играя в

оркестре.

4.Продолжать учить детей управлять

игрушками театра бибабо, поддерживать

интерес к театрализации.

5.Учить детей идти за ведущим «змейкой».

6.Доставить детям радость от изготовления

новогодних украшений и от созерцания

новогодней ёлки.

январь

1.

2.

3.

«На пороге – коляда»

«Святки»

«Рукавичка»

1.Познакомить с календарным праздником

Зимние Святки, его

обычаями, традициями.

2.Познакомить детей с обстановкой русской

избы (чугунок, деревенский

половичок), использовать

устный фольклор.

3.Учить детей говорить колядки.

4.Развивать выразительность речи.

пантомимики у детей.

5.Знакомить детей с традиционной зимней

одеждой. Привлечь родителей к её

изготовлению.

6.Создать атмосферу непринуждённости, для

самовыражения детей в драматизации сказки.

февраль

1.

2.

3.

4.

«Чудо - балалайка»

«Красна песня ладом»

«Заяц белый, куда

бегал»

«Ой, блиночки мои!»

1.Узнавать балалайку по тембру.

2.Учить детей передавать весёлый, характер

песни. Добиваться в пении чёткой

артикуляции, вырабатывать певческое

дыхание.

3.Разучить танцевальные движения

14

месяц

№ занятия

Тема

Задачи

«ковырялочка», кружение в парах с разным

положением рук («лодочка», «бараночка»).

3.Разучить считалки для выбора ведущего в

играх.

4.Рассказать детям о Масленице. Познакомить

с песенками - закличками, обрядами,

загадками, пословицами.

5.Разучить масленичные игры.

6.Учить сдерживать свои эмоции, считаться с

интересами других.

март

1.

«Масленица»

1.Использовать знакомые танцевальные

движения свободной пляске.

2.Самостоятельно использовать считалки в

играх, соблюдать правила игры.

3.Закрепить знание масленичных обрядов.

4.Доставить детям удовольствие, радость.

2.

3.

4.

«Колыбельная

песен

ка».

«Заюшкина избушка».

«Грач на горе, весна на

дворе».

1.Знакомить детей с колыбельными песнями,

учить передавать ласковый,

напевный характер мелодии,

петь протяжно.

2.Привлекать детей к выбору костюмов,

атрибутов для инсценирования сказки.

3.Привлекать детей к разгадыванию загадок,

рассказыванию потешек о героях сказки.

4.Знакомить детей с народными приметами

весны, закличками.

5.Закреплять в играх, хороводах знакомые

танце-

вальные движения.

6.Обогащать словарный запас детей.

апрель

1.

2.

3.

4.

«Поскорей подрастай,

да к

работ

е

поспе

вай»

«Птицы, летите,

весну несите»

1.Дать представление о весенних земельных

работах, привлечь детей к

посадке семян.

2.Разучить пословицы о труде.

3.Побеседовать с детьми о взаимосвязи в

жизни птиц с явлениями, происходящими в

природе весной

4.Воспитывать бережное отношение к

15

месяц

№ занятия

Тема

Задачи

«Сороки»

«Пасха»

птицам.

5.Дать начальные знания о празднике

«Пасха».

6.Разучить пасхальные игры, развивать

игровое взаимодействие детей.

май

1.

2.

3.

«На зелёном, на лугу».

«Весёлые звоночки».

«В гостях у сказки»

1.Закрепить ранее полученные знания

фольклорно-

го материала (устного и музыкального).

2.Побуждать детей проявить свои умения в

пользовании разными видами театра

(настольный, варежковый, бибабо).

3.Чередовать знакомые танцевальные

движения в свободной пляске.

4.Узнавать знакомые музыкальные

инструменты и уметь играть на них.

4.

«Учиться - всегда

пригодится»

1.Побуждать к чёткой артикуляции и

выразительности в пении.

2.Побуждать детей к преодолению

застенчивости, создать условия для

проявления своих артистических

способностей.

3.Закрепить навыки культурного поведения.

4.Создать атмосферу радости от общения.

16

2.3. Календарно-тематическое планирование и содержание непосредственно

образовательной деятельности с детьми 5-6 лет

месяц

занятия

Тема

Задачи

сентябрь

1.

2.

3.

4.

«Брусничный пирог».

«Гармошечка –

говорушечка»

(посиделки с мамами)

«Ах, капустка моя».

«Всякому делу своя пора».

1.Знакомить детей с календарными

осенними праздниками, их традициями.

2.Побуждать детей эмоционально

передавать движения в трудовых

хороводах.

3. Обогащать репертуар пословиц

поговорок о труде.

4.Вовлекать детей в процесс засолки

капусты и выпечки пирогов.

5.Обогащать знания детей о природе.

6.Развивать у детей артикуляционный

аппарат.

7.Знакомство детей с музыкальным

инструментом – гармонь, характером его

звучания.

8. Развивать в детях личностное качество

- гостеприимство (хозяина).

октябрь

1.

2.

3.

4.

«Где был Иванушка?»

«Закружись наш хоровод».

«Хлеб - всему голова».

«В гости к осени»

(праздник)

1. Побуждать детей эмоционально

передавать характер героя в

театрализации, формировать четкое

произношение слов.

2.Закреплять навыки кукловождения.

3.Развивать навыки ритмичной игры на

17

месяц

занятия

Тема

Задачи

инструментах в оркестре, согласовывать

свою игру с другими.

4.Расширять песенный репертуар

произведениями шутливого характера,

инсценировать их, передавать задорный

характер.

5. Познакомить детей с трудом

земледельца, воспитывать уважение к

хлебу.

6.Знакомить детей с пословицами и

поговорками о хлебе.

7. Развивать дикцию детей, используя

прибаутки.

8. Побуждать детей самостоятельно

выполнять хороводные движения:

«Улитка», «Змейка».

9.Побуждать детей к проявлению

инициативы и преодолению

застенчивости.

ноябрь

1.

2.

3.

4.

«Сказка к нам пришла»

(представление для

малышей)

«Кузьминки – об осени

поминки»

«Добро делать спешить

надобно»

«Матушка родимая»

(развлечение с мамами)

1.Познакомить детей с календарным

праздником Кузьминки и традициями

этого праздника.

2.Познакомить детей с предметами быта:

скамейка – сундучок, люлька – качалка,

веретено.

3.Развивать артистические навыки.

4.Учить голосом передавать

мелодичность колыбельных песен,

побуждать эмоционально передавать

характер песен.

5. Учить анализировать поступки

человека и высказывать свое мнение.

6.Знакомить детей с произведениями

устного народного творчества,

раскрывающего доброе отношение друг

к другу, взаимопонимание и

формирование толерантного отношения

18

месяц

занятия

Тема

Задачи

к окружающим.

7.Развивать умение действовать сообща,

согласовывать свои действия с

действиями других

декабрь

1.

2.

3.

4.

«Здравствуй, зимушка –

зима»

«Ходит сон по лавочке»

(посиделки с мамами)

«Зимняя карусель»

«Новый год у ворот»

1.Познакомить детей с традициями

русского народа – посиделками.

2.Украшение элемента русского костюма

(кокошника).

3.Пополнить репертуар произведениями

танцевально-игрового и детского

фольклора.

4.Создать положительную атмосферу на

празднике для обогащения

эмоциональной сферы ребенка.

январь

1.

2.

3.

«На пороге коляда»

«Святки»

(развлечение)

«Праздник валенка»

1.Познакомить детей с традициями

русского народа – Рождеством.

2.Познакомить детей с предметами быта:

рушник, русская печь, ухват и т.д.)

3.Учить петь песни-колядки.

4.Привлекать детей и родителей к

изготовлению атрибутов и оформления

зала к празднику.

5. Развивать в детях личностное качество

- гостеприимство (хозяина и хозяйки).

6.Побуждать детей эмоционально

проявлять себя в свободной пляске,

применяя знакомые танцевальные

движения.

февраль

1.

2.

3.

4.

«Веселые частушки»

«Богатыри»

(развлечение с папами)

«Смех и веселье»

«Блины русские»

1. Пополнить песенный репертуар

частушками. Уметь передавать их

веселый характер.

2.Учить правильному певческому

дыханию.

3.Побуждать детей использовать малые

фольклорные жанры в повседневной

жизни.

4.Воспитывать в детях волевые и

19

месяц

занятия

Тема

Задачи

нравственные качества на примерах

былинных богатырей.

5.Развивать речь детей в чистоговорках и

скороговорках.

6.Познакомить детей с персонажами

народных праздников – скоморохами.

7.Развивать координацию рук и ног в

танце, учить выполнять движение

«Стенка на стенку».

март

1.

2.

3.

4.

«Гостьюшка годовая»

«Семья в куче – не страшна

и туча»

«Василиса краса»

«Прялица»

1.Познакомить детей с традициями

русского народа – Масленица,

масленичная неделя.

2.Развивать чувство взаимопомощи,

товарищества в играх, забавах.

3.Учить координировать произношение

текста с движением в танцах, играх,

песнях-инсценировках.

4.Воспитывать чувство уважения к маме,

бабушке, девочке.

5.Познакомить с героиней русских

сказок – Василисой. Учить плести косу.

6.Продолжать знакомить с предметами

быта: прялка, коромысло, пяльца.

7.Обучать детей двигаться

противоходом, выполнять хороводный

шаг.

апрель

1.

2.

3.

4.

«Чудеса – кудеса»

«Птицы летите – весну

несите»

«Сороки»

«Пасхальное яичко»

(сказка для малышей)

1.Познакомить детей с традициями

русского народа – весенние земельные

работы, земледельческим календарем и

праздником - Сороки.

2. Пополнять репертуар детей

песенками-закличками.

3.Развивать навыки ритмичной игры на

инструментах в оркестре, согласовывать

свою игру с другими.

4. Познакомить детей с празднованием

Пасхи.

20

месяц

занятия

Тема

Задачи

5.Побуждать эмоционально воплощать

образы в театрализации.

май

1.

2.

3.

4.

«Весну привечаем – игры

затеваем»

«Дорога не ешка, дорога

потешка»

«Русская песня»

«Встреча у околицы»

(концерт для родителей)

1.Закреплять у детей знания устного

фольклора.

2.Закреплять артистические навыки

детей в выступлении.

3.Воспитывать в детях бережное

отношение к природе.

4.Закрепить полученные

коммуникативные навыки в играх.

.

.

.

.

.

.

21

.

2.4. Календарно-тематическое планирование и содержание непосредственно

образовательной деятельности с детьми 6-7

лет

месяц

занятия

Тема

Задачи

сентябрь

1.

2.

3.

4.

«Труд и наука – брат и

сестра»

«Жихарка»-инсценировка

для

детей средней группы

«У наших ворот всегда

хоровод»

«Листопадничек»-интегрир.

занятие

1.Закреплять знания детей о

календарных осенних праздниках, их

традициях и обрядах.

2.Учить выполнять новое хороводное

движение «капуста». Выразительно

передавать движение в танце.

3. Познакомить с новыми пословицами

и поговорками о труде, побуждать детей

осознанно использовать их в

повседневной жизни.

4. Продолжать учить аккуратно, работать

с природным материалом, проявлять

фантазию и самостоятельность.

октябрь

1.

2.

3.

4.

«Осенние посиделки»

развлечение

«Покров»

«Как у нашей Дуни»

«Октябрь – свадебник»

1. Учить понимать смысл праздников и

их обрядов.

2.Обогащать словарный запас детей

старинными словами: молодец, девица,

терем, светлица, горница.

3.Создавать и украшать народный

костюм совместно с мамами.

4.Знакомить детей со свадебными и

поцелуйными играми.

5. Развивать речевую и эмоциональную

сферу ребенка, исполняя частушки,

потешки.

6.Знакомить детей с новым видом театра

– «Люди – куклы». Учить

кукловождению.

ноябрь

1.

«Сказка к нам пришла»-

представление

для средней группы.

1.Закрепить знания детей о трудовых и

игровых хороводах. Эмоционально

передавать их переживания.

22

2.

3.

4.

«Кузьма - Демьян»

Варежковый театр-занятие с

мамами

«Матушка родимая»-

развлечение с

мамами

2.Учить детей выполнять танцевальное

движение «дробь», исполнять элемент

русского хоровода «капуста».

3.Познакомить детей с предметами быта,

которые использовались в качестве

музыкальных инструментов: деревянные

ложка, пила, гребень, рубель.

4.Привлекать детей к совместной

трудовой деятельности с мамами для

создания варежкового театра.

5. Учить детей правилам этикета

декабрь

1.

2.

3.

4.

«Зимушка – сударушка»

«Шуба да кафтан»

«Спиридон - Солнцеворот»-

театр бибабо для средней

группы.

«Новый год у ворот»-

праздник

1. Обогащать словарный запас детей

старинными словами: кафтан, Спиридон,

солнцеворот и т.д..

2.Совершенствовать навыки

кукловождения театра би-ба-бо.

Развивать интонационную

выразительность речи в театрализации.

3.Пополнить песенный репертуар

произведениями о зиме.

4.Изготовить елочные игрушки для

малышей.

5. Создать атмосферу радости и веселья

на празднике.

январь

1.

2.

3.

«На пороге - коляда»

«Страшные вечера»-

развлечение

«Праздник валенка»

1.Дать более углубленное представление

о празднике – зимние Святки.

2.Познакомить детей с предметами быта:

рушник, русская печь, ухват и т.д.)

3.Познакомить детей с обрядом –

колядование, инсценировать песни -

колядки.

4.Развивать воображение и фантазию

детей при изготовлении масок.

5. Поддерживать дух товарищества и

доброго соперничества при проведении

игр и забав.

6.Укреплять семейные связи в конкурсе

на лучшее украшение валенка.

7. Побуждать детей к импровизации в

23

свободном танце, используя знакомые

движения.

февраль

1.

2.

3.

4.

«В гостях у домового»

«Игры молодецкие»- с

папами.

«Без песен мир тесен»

«Ждём весну»

1. Продолжать знакомить детей с

героями народного эпоса.

2. Воспитывать нравственные качества у

детей, поддерживать интерес к

здоровому образу жизни на примерах

былинных богатырей.

3. Расширять песенный репертуар,

проявлять творческие способности в

инсценировке.

4. Учить правильному певческому

дыханию и обращать внимание на

четкую артикуляцию в пении.

5.Разучить с детьми игровое движение –

«ручеек».

6.Закрепить знания детей фольклорного

материала о весне.

март

1.

2.

3.

4.

«Как на масленой неделе»

«Марья - искусница»-

занятие с мамами

«Сорок птах»

«Птицы летите, весну

несите»

1.Расширить знания детей о празднике –

Масленица и проведении масленичной

недели.

2. Познакомить с героиней русских

народных сказок – Марьей – искусницей,

украшать с ней рушник.

3. Разучить танец «Вологодские

кружева», совершенствовать умение

двигаться хороводным шагом, выполнять

перестроения.

4. Учить детей чередовать различные

приемы игры на деревянных ложках.

5.Обращать внимание детей на

взаимосвязь природных явлений.

6.Познакомить детей с обрядом

«Сороков».

апрель

1.

2.

3.

4.

«Дуйте в дудки…»

«Красна речь поговоркою»

«Верба - вербочка»

«Пасхальный перезвон»

1.Познакомить детей с праздниками–

Вербное воскресенье и Пасха.

2. Разучить обрядовые игры.

3.Обогатить фольклорный репертуар

загадками, закличками о птицах и о

24

весне.

4. Привлечь пап к изготовлению

скворечников совместно с детьми.

5.Закреплять навыки работы с тестом.

6. Развивать воображение и фантазию

детей при украшении пасхальных яиц.

май

1.

2.

«Весну привечаем – игры

затеваем»

«Приходите в гости к нам»-

концерт

для детей и взрослых

1.Совершенствовать исполнительские

навыки детей в театрализации, пении,

танцах.

2.Побуждать детей свободно

использовать устный и музыкальный

фольклорный материал.

25

3. Методическое обеспечение программы

Методическим обеспечением программы являются:

1. Сценарии праздников и развлечений.

2. Материалы для бесед «О традициях русской народной культуры»

3. Картотека сказок, былин, преданий, пословиц и поговорок.

4. Картотека русских народных игр и хороводов.

5. Картотека музыкальных произведения на аудио и цифровых носителях.

6. Картотека нотного материала.

4. Список используемой литературы:

1.БардинаП.Е Жили - были. - Томск: изд. Томского университета, - 1997г.- 222с.

2.Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным. Творчеством. – С-

Пб.: Детство – пресс - 2001г.- 400с.

3. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор пособие для методистов,

музыкальных руководителей. - М.: Гном-Пресс - 2000г.- 88с.

4. Науменко Г.М. Фольклорный праздник изд. – М.: Линка – пресс - 2000г.- 224с.

5.НауменкоГ.М. Русское народное детское музыкальное творчество.- М. :Сов. композитор, -

1988г.- 190с.

6.КартушинаМ.Ю. Русские народные праздники в детском саду - М.: ТЦ Сфера - 2006г.-

320с.

7. Фольклор – музыка - театр. Под редакцией С.И.Мерзляковой – М.: Гуманитарный центр

ВЛАДОС - 1999г. – 216с.

8. Посвянская Н.П. От зимы до осени. - М.: Детская литература -1979г.-286с.

26

Приложения

«СВЯТКИ»

Сценарий развлечения «У околицы»

Для детей 4 – 5 лет

Цель: Формирование нравственно - социального, психического здоровья

детей, приобщение их к русскому народному творчеству.

Программное содержание:

Дать представление о традиционном русском народном празднике Святки.

Познакомить детей с бытовой утварью, предметами крестьянской избы.

Воспитывать чувства взаимопомощи, уважения к окружающим.

Закрепить навыки игры на деревянных ложках.

Вызвать у детей эмоциональный отклик, развеселить, доставить радость,

эстетическое наслаждение.

Атрибуты:

Ларец – кладенец.

Варежка - зайчик на руку для каждого ребёнка.

Белое покрывало.

Метла.

Валенки

Торба с атрибутами для гадания.

Поднос с угольками и поднос с угощением.

Веретено, варежки, платочки, баранки, топор, деревянные ложки, полушалок.

Два ведёрка с водой и тазик.

Сценарий развлечения

У

центральной

стены

располагается

обстановка

крестьянской

избы.

Выходит

Хозяйка, выносит самовар, ставит на стол.

Хозяйка: - Хорошо зимой – работы никакой. Сидишь себе в избе, чаёк попиваешь, про

былое вспоминаешь. Помню, в молодости весело было зимой. С Рождества Христова

27

начинались святки - веселились ребятки. Ходили они по избам, пели песни-колядки, желали

хозяевам счастья, здоровья в новом году.

(За дверью раздаётся шум).

- Никак колядовщики пожаловали, а у меня ещё угощение не готово

(Уходит)

Дети в народных костюмах входят в зал, играя на шумовых инструментах.

Вед: - Посмотрите-ка, ребята, а в этом доме мы ещё не были, своих колядок не пели, хозяев

не величали. (Зовёт)

- Хозяева! (Выходит хозяйка)

- Здравствуй, хозяюшка! (Кланяется)

- С Новым годом! С новым счастьем! С новым здоровьем! С Рождеством Христовым! Уж

дай Бог тому, кто в этом дому. Сто бы тебе коров, полтораста быков! По ведру бы тебе

доили, да всё сметаною!

Хозяйка: - Вот спасибо вам! Ой, вы, девицы-красавицы, мальцы-удальцы! Проходите, гости

милые в мою горницу, во светлицу. А у меня для каждого доброе словечко найдётся:

-

Наша Катенька в саду, что оладушек в меду.

-

Котик в избушке печёт ватрушки, тому, сему продаёт, а Машеньке так даёт.

-

Роса на земь упадёт, когда наш Сёмушка встаёт.

-

Головка, да носишко – вот и весь наш Слава – парнишка!

-

У Паши руки в бок, глазки в потолок, пошёл через порог – упал поперёк.

Ребёнок: - Позволь, Хозяюшка, у окошка встать, Коляду покликать.

Дети:

Коляда, Коляда,

Всех зовёт за ворота!

Открывай-ка сундучки,

Доставай-ка пяточки!

И житие, и богатство идёт!

Пришла Коляда накануне Рождества

С маслицем, молочком,

Со сладеньким пирожком.

Хозяюшка, подавай,

Подавай, не ломай!

Хозяйка: - Не плясали, и не пели, а угощенье захотели!

Ребёнок: Коляда пришла

Всем веселье принесла

Не сидите, не скучайте,

28

В хоровод скорей вставайте.

Русская народная песня «Как на тоненький ледок»(инсценировка)

(Дети остаются стоять в кругу)

Дети:

Коляд, Колядин!

Я у Матушки один

По колено кожушок!

Дайте, тётя пирожок!

Коляд, Коляд, Колядушек,

Хорош с мёдом оладушек,

А без мёда не таков

Дайте, тётя, пирогов.

Все дети:

А не подашь пирога –

Мы корову за рога,

А свинью за хвост

Поведём под мост!

Хозяйка: - Ах вы, озорники, колядовщики – малолеточки! Вот я вас сейчас! (Догоняет

детей, они убегают на стулья).

Ведущая: - Хозяюшка, говорят, что у тебя в доме всякие чудеса происходят и

волшебные вещи имеются.

Хозяйка: - Как им не быть! Есть у меня ларец – кладенец. А живут в нём волшебные

загадки. Стоит отгадать загадку, отгадка оживает.

Загадка

Комочек пуха,

Два длинных уха,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Угадали, кто это? (Дети отвечают)

Зайки, зайки, покрутитесь,

В нашем зале появитесь.

Звучит «волшебная» музыка. Хозяйка открывает ларец, раздаёт детям варежки в виде

зайцев. Дети надевают варежку на правую руку и встают в круг.

Хозяйка: - Ай да зайки – белы горностайки.

С вами кругом пойдём, хоровод заведём.

Русская народная песня «Заинька, походи»

1.

Заинька, покажись,

(Поворачивают рукой)

29

Беленький, поклонись

(Зайчик «кланяется»)

Вот как, вот как, покажись,

Вот как, вот как, поклонись.

2

Заинька, покружись,

(Дети идут по кругу, топая ножками)

Беленький, покружись

Вот как, вот как, покружись

(Кружатся вокруг себя)

Вот как, вот как, покружись.

3

Заинька, попляши

(Выставляют ногу на пятку)

Беленький, попляши,

Вот как, вот как, попляши (Сужают круг)

Вот как, вот как, попляши (Расширяют круг)

Хозяйка: - Зайки поплясали и в лес убежали.

(дети складывают зайцев в корзинку)

- В моём ларце есть волшебная вещь. Это снежное покрывало. Как его трясти

начинаю, сразу кто-то появляется.

(Встряхивает покрывало, появляется Снежная Баба)

Снежная Баба: - Здравствуйте, мои друзья!

В гости к вам я пришла.

Очень рада видеть вас,

Всех согрею я сейчас!

Вам ведь холодно стоять,

Выходите поиграть!

Русская народная игра «Снежная Баба»

(Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет М.Ю.Картушиной стр. 90)

(после игры дети садятся)

Хозяйка: - Ребятки, это помощница моя. Нынче снегу много, встану я утром, а

двор уже вычищен.

Снежная Баба: - Да я не просто пришла, а за метлой. Хотела двор подмести, а

метлы-то нет! Пойду поищу. (Уходит искать метлу)

Хозяйка. - А я, колядовщики дорогие, для вас угощение принесу. (Уходит)

Звучит музыка. В зал на метле «влетает» Баба Яга.

Баба Яга:

- Здравствуй, народ честной! С Новым годом поздравляю! Богатства вам

немереного, серебра – не считанного, а тебе (Обращается к ведущей) – мужа – красавца

невиданного!

Ведущая: - Ну, спасибо тебе, БабаЯга, за рождественское поздравление!

30

Баба Яга: - Рождество-это хорошо! Пошутить можно! Шутки я люблю!…

А что бы мне такое сделать!… Придумала!

Я – Баба Яга – костяная нога

На что подую, то и заколдую!

Выходит Хозяйка с подносом. Баба Яга дует на угощение.

Хозяйка убирает полотенце с подноса

Хозяйка: - Ребята, вот беда! Пряники - то в угольки превратились! Баба яга, чем же я теперь

ребят угощать буду?

Входит Снежная Баба.

Снежная Баба (присматриваясь, замечает метлу) - Так вот она моя метла! Ну-

ка, отдавай сейчас же!

Баба Яга: - А вот попробуй, догони! (Снежная Баба догоняет Бабу Ягу)

Отпусти меня, а то я совсем замёрзла!

Снежная Баба: - А ты метлу верни, тогда отпущу!

Баба Яга: - Ладно, ладно, забирай свою метлу.

Снежная Баба: - Я пошла двор мести, снег убирать (Уходит)

Баба Яга: - И мне пора уходить. Задержалась я тут у вас.

Хозяйка: - Постой, постой! А угощение расколдовать?

Баба Яга: - А вы меня, голубушку, развеселите сначала.

Хозяйка: - Как же тебя развеселить, ума не приложу?

Ой, ребята! Тише, тише,

Чьи-то голоса я слышу!

Да это же Таня с Ваней с ярмарки возвращаются, они - то нам и помогут.

Под весёлую музыку входят Таня и Ваня (куклы)

Ваня: - Я – Ванюшка!

Таня: - Я – Танюшка!

Вместе (Таня, Ваня): - Расскажем мы вам на ушко:

Ваня: - Как на ярмарке мы были

Таня: - Что на ярмарке купили!

Ведущая: - А что купили?

Вместе: - Что купили, не расскажем,

А лучше вам покажем! (Достают покупки)

Ваня: Взял я чудо –лапоточки -

Не себе – любимой дочке,

Вот бараночек вязанка -

31

Для гостей моих приманка

Таня: Полушалочек цветной -

Это – мамочке родной!

Доброй бабушке давно

Обещала веретено.

Ваня: Дяде Феде – рукавицы,

Леснику - большой топор,

По платочку двум сестрицам,

Чтоб у них не вышел спор!

Ведущая: - А про себя – то вы забыли?

Вместе: - Про себя мы не забыли! Ложки мы себе купили!

Ведущая: - Вот так товар!

Таня:

Ложки деревянные,

Щёчки румяные,

Спинки расписные

Ручки – то резные!

Ведущая: - А зачем вам ложки?

Вместе:

Кашу будем кушать,

Никого не слушать!

Ведущая: - Так на ложках и играть можно!

Вместе:

Только играть мы на них не умеем!

Ведущая: - А у нас ложкари найдутся!

Ваня: Ну-ка, Таня, не зевай,

Быстро ложки раздавай.

Давай-ка, сестрица,

На ложках играть учиться!

Таня: - И ты, Ваня, не зевай, с ложкарями повторяй!

«Весёлые ложкари» русская народная мелодия «Ах вы, сени»

(После игры на ложках, дети складывают их в корзинку и садятся)

Вместе: - Нам теперь пора домой, понесём товар с собой!

Ваня: - А ложки вам в подарок оставляем, играйте на здоровье!

(Под музыку Таня и Ваня уходят)

Баба Яга: - А я тоже на ярмарке была. На вашей метле летала! Валенки

себе прикупила! Хотите примерить?

(надевает один валенок оному ребёнку, второй - другому)

32

Аттракцион «Бег в валенке»

Баба Яга: (Обращаясь к Хозяйке) - А что это у вас гости такие задумчивые?

Хозяйка: - Наверное, думают да гадают о том, что их ждёт в новом году.

Баба Яга: - А вот я им сейчас погадаю.

Гадание Бабы Яги

Баба Яга: - Кому вынется, тому сбудется,

Тому сбудется, не забудется.

Гости по очереди достают из торбочки предметы гадания:

Лента - длинная дорога

Щепка - к крепкому здоровью

Зеркальце - к красоте

Пуговица - счастье в семье

Конфета - к сладкой жизни

Бублик - к богатству

Перо - продвижение по службе.

Баба Яга отдаёт торбочку Хозяйке, обращает внимание на её руки.

Баба Яга: - Где ж ты так руки выпачкала, Хозяюшка?

Хозяйка: - Ой, и правда, все руки угольками испачкала! И воды в доме нет, руки– то помыть

не чем!

Ведущая: - Не беспокойся, Хозяюшка. Ребятки тебе принесут водички. А кружки у тебя

найдутся?

Баба Яга: - Кружкой и я могу, а вот ложками попробуйте.

Аттракцион «Перенеси воду в деревянной ложке»

Хозяйка: - Ну что, Баба Яга, развеселили мы тебя? Или ещё чего пожелаешь?

Баба Яга: - А спляшите-ка вы мне «Барыню»!

Ведущая: - Если ты ещё не знаешь, спляшем всё, что пожелаешь!

И гостей всех позовём!

Ребёнок: Эй, боярыни красивые,

Эй, девицы не спесивые!

Вы на стульях не сидите,

С нами танцевать идите!

Русский народный танец «Барыня»

(танцуют дети и гости)

Баба Яга: - Ну ладно, уважили Бабушку! Расколдую я ваше угощение.

На угольки сейчас подую,

33

Угощенье расколдую!

(Колдует)

Хозяйка: Вот и угощенье получите

На новое счастье, на Рождество!

Чтоб счастливы были,

Чтоб нас не забыли!

С Рождеством вас!

А рецепт рождественских пряников у меня в волшебном ларце хранится. С вами с

удовольствием поделюсь.

(Баба Яга угощает детей, а Хозяйка гостей)

Раздаёт рецепты рождественских пряников.

Ведущая: Мы ходили с вами по святой Руси,

Поздравляли, величали,

Добра, счастья всем желали!

Дети: Спасибо этому дому, пойдём к другому!

(Дети кланяются и уходят)

Информационная памятка.

Святые вечера.

Святки – волшебное, колдовское время. По преданию, в святочные дни открывались

двери в счастливую семейную жизнь. Святые вечера посвящались колядованию и девичьим

гаданиям. Наряжаясь, ходили по дворам, пели песни – колядки, желая хозяевам урожайного

года, добра в доме…. В Рождество любой гость считался священным. Хозяева одаривали

колядовщиков угощением.

Историческая справка

Святочный период начинается с Сочельника (7 января) и продолжается до Крещения

(19 января). Включает в себя Рождество, Святые вечера, Старый Новый год, Васильев день,

Страшные вечера.

Рецепт рождественских пряников.

34

Тесто для пряников

Замешивается заранее, за сутки

Рецепт теста:

1 стакан сахара пережечь до черноты

Добавить один стакан тёплой воды;

2 стакана песку и 0,5 стакана мёда;

пачку корицы; 0,5 чайной ложки соды;

пачку маргарина. Вбить 1 яйцо и 2 желтка.

Добавить 8 стаканов просеянной муки.

Глазурь: 2 белка и 2 стакана сахарной пудры

взбить в миксере.

«СОРОКИ»

Сценарий интегрированного занятия

фольклорного кружка «У околицы»

Для детей 6-7 лет

Информационная справка.

Сороки

Основная встреча весны на Руси праздновалась в день равноденствия –

22 марта, называли его Сороки. С этого дня считали, что новый год входит полностью в свои

права. На Сороки ожидался прилёт птиц. Ребята в этот день закликали весну словами:

«Жаворонки, прилетите,

Красно лето принесите!»

В это время пекли из теста вестников весны, пряча во внутрь льняное или конопляное семя.

Ребята это печенье крошили и разбрасывали на четыре стороны птицам на корм. В то же

время, прекрасно понимая, что до тепла ещё далеко, поговаривали: «Сорок мучеников,

35

сорок утренников, сорок заморозков». Считалось, что если морозные утренники начиная с

этого дня, продолжаются постоянно, то лето будет тёплым.

Сценарий интегрированного занятия.

Цель: Познакомить с традициями весенних народных праздников

Авдотьи Плющихи и Сороков.

Задачи:

1.Развивать эмоциональную сферу ребёнка.

2.Учить детей работать с тестом. Приучать работать аккуратно, дружно.

3.Закреплять знакомый литературный и музыкальный материал.

4.Воспитывать любовь к труду, уважению к окружающим.

Оборудование:

Свистульки, бумажные птица, соломенные куклы.

Чаша с водой, фартуки по количеству детей, тесто, противень.

Связка бубликов, птица на полочке с цветными лентами.

Дудочка, обруч..

Ход занятия.

Под весёлую русскую народную мелодию дети входят в зал двумя группами: первая, играя

на свистульках; вторая – с атрибутами встречи весны (бумажные птицы, соломенные

куклы). Образуют два полукруга.

К ним выходит Авдотья Плющиха

Авдотья(обращаясь к детям): - Доброго здоровья!

Музыкальный руководитель (Муз. рук.)и дети: - Здравствуй, Авдотья

Плющиха! Куда путь держишь?

Авдотья: - Я весне первая помощница: где пройду, снег тает, ручьи

бегут. Вот решила я посмотреть, как снег в лесу оседает, как дети весну встречают.

Муз.рук. и дети:(хором) - И мы с тобой!

Авдотья: - Возьму вас, коли, загадку отгадаете.

Кто прочь прогнал метель?

Кто ото льда очистил реки?

Кто разбудил капели звон?

36

Кто первым почкам дал напиться?

Кто дал земле тепло?

Кто птиц позвал к нам возвратиться?

Дети: Весна – Красна!

Авдотья: - Вставай, народ, в весенний русский хоровод!

Весенний хоровод (по выбору)

Авдотья: - И вот уже из-за моря вереницей к нам домой вернулись

птицы.

1 ребёнок. Жаворонушки - перелётушки,

Прилетите к нам.

Весну ясную, весну красную

Принесите к нам!

2 ребёнок:

Ой, вы, жаворонки,

Летите в поле, несите здоровье:

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье!

3 ребёнок:

Грач на горе – весна на дворе.

4 ребёнок:

Чувиль–виль-виль, жавороночки,

Принесите весну на своём хвосту,

На сохе, бороне,

На ржаной копне,

На овсяном снопе.

5 ребёнок: Скворушка, прилетай, себе домик выбирай!

Авдотья: Жаворонки, прилетите,

Холодную зиму унесите,

Тёплую весну принесите!

Нам зима – то наскучила,

Морозами замучила.

Раздаётся свист. Появляется Кикимора

Авдотья: - А ты кто такая?

Кикимора: - Я? Кикимора – шишимора! Да не пугайтесь, я сегодня

добрая, смирная.

Авдотья: - Да ну?

Кикимора: - Так ведь праздник сегодня какой - Сороки! День с ночью

37

равняются, сорок птах небесных из дали возвращаются. Идите ко мне поближе.(Дети

подходят, Кикимора брызгает на них водой из чаши)

Польем-ка мы снежицей, водой талой стены дома нашего, окропим цветы ранние,

чтобы всё вокруг весной задышало.

Дети вместе с Кикиморой брызгают водой всё вокруг.

Кикимора:

К нам тетёра прилетала

С нами игры затевала

Мы тетёру выбирали

За воротцами вставали.

Русская народная игра «Тетёра»

Кикимора: - Заигралась я с вами, совсем про тесто забыла. А вы

помните, что на Сороки разных птичек из теста пекут, теплом

солнышка ясного заряжают!

Дети: Помним!

Кикимора: - Ну, тогда побегу я. Мир вашему дому!

Авдотья: Давайте и мы испечём своих жаворонков. У меня и тесто

подоспело. Надевайте фартуки, мойте руки, за работу принимайтесь.

Звучит пение птиц. Дети работают с тестом. Авдотья ведёт рассказ.

Авдотья: - Что за птичка жаворонок! Пение его можно услышать за городом –в

поле, на лугу. Оно переливается, журчит так необычно, что сердце трепещет от

радости. Солнечная песня у жаворонка! Не просто песня, а гимн весне! Эта птичка-

невеличка искони на Руси почиталась. На Сороки каждая хозяюшка придумывала

свой «фасон» птицы, которую выпекала. Кто больших, кто малых пичуг вылепил….

Вот и у нас птички появились.

Дети передают птиц на противень

Авдотья: - Осталось посадить птах в печь. А мы помоем ручки.

Водичка, вода,

Вымой наши ручки тогда.

Чтобы были чистыми,

Чистыми, душистыми.

В центр зала выходят 2 ребёнка.

Один – со связкой бубликов, другой – с птицей на палочке с цветными

лентами.

1 ребёнок:

Мы на Сороки птичек лепили,

Цветные ленты купили,

38

Птичек снарядили,

На столб посадили.

2 ребёнок:

Нашей Авдотье - по обычаю – сорок бубликов подарили.

Подходят к Авдотье с поклоном

2 ребёнок: Ой, лики, лики, лики,

Тебе, Авдотья, бублики.

1 ребёнок: Ах, Авдотья, принимай,

Нас почаще вспоминай.

Авдотья: - Спасибо, детушки, спасибо, касатушки!

Выбегают 3-й, 4-ый ребёнок.

3-й ребёнок: А у нас есть шарики – колобки из овсяной муки.

4-ый ребёнок: Мороз, красный нос, вот тебе хлеб и овёс. А теперь

убирайся подобру, поздорову!

Бросают колобки. Уходят.

Авдотья: - Собирайся, народ, на весенний праздник с хороводами да

песнями, загадками да шутками, с весёлыми прибаутками.

Хоровод «Ходит матушка – весна»

(В конце дети встают в круг)

Авдотья: - Шум весенний затеваем,

В игры весело играем!

Муз.Рук.: Тут пошли чудеса: зашумели леса. На весеннем дубу даже

ворон заиграл во трубу.

Авдотья выбирает ребёнка – «Ворона», даёт ему дудочку.

«Ворон» становится в круг.

Проводится русская народная игра «Ворон»

(Ход игры)

Все дети: Ворон, ворон, воронок.

Красный шитый сапожок

Ты нам дудочку отдай

Вместе с нами поиграй.

Ворон: - Эх, кому ж её отдать? Это трудно угадать.

Дети: А тому, чьи ноги быстрее побегут по дороге.

«Ворон» ставит дудочку между двумя детьми, они бегут за кругом. Кто быстрее возьмёт

дудочку, тот становится «вороном».Игра повторяется.

39

Авдотья: Весна наступила, солнышко пригрело. Птички защебетали,

мухи зажужжали, комары проснулись, запищали. Вот про меж

них какая история произошла.

Инсценировка Русской народной песни

«Комара муха любила»

Проводится игра «Драчливый воробей»

(В одном обруче стоят двое детей на одной ноге. Кто кого вытолкнет из обруча первым)

Муз. рук.: - Ребята, Авдотья Плющиха,а ведь пора и Солнышко позвать, да и

жаворонки наши испеклись, наверное.

Авдотья: - Солнце, Солнце, выходи! Птиц с собою приноси!

Выходит Солнце (ребёнок). На подносе – испечённые жаворонки.

Солнце: - Здравствуйте, люди добрые!

Авдотья: - Ой, да во зелёном во бору,

Да во высоком терему,

Да жило ясно Солнышко – колоколышко.

Да к солнцу птицы прилетели

Свои песенки запели.

Солнце на небо взошло

Лучами землю обожгло.

Солнце: - Попало ваше тесто

В горячее место

Попало, не пропало!

Жаворонками стало.

Раздаются голоса птиц

Авдотья: - Слышите, ребятишки, жаворонки поют, весну зовут.

Жаворонушки, пташки малые,

Пташки малые, голосистые.

Летят по воле, несут весну в подоле.

Солнце: - Настало время, птицам возвратится.

Весна идёт, весь мир преображая!

Авдотья: - А счастье – удивительная птица!

Пускай у вас живёт не улетая!

Под музыку дети идут в группу пить чай.

40

Отзыв

на программу фольклорного кружка «У околицы»

Программа составлена в соответствии с методическими рекомендациями (нормативные

документы по дополнительному образованию). Письмо МИН образования РФ, Приказ УО.

Педагоги Хитрова О.Н. и Тищенко О.В. разработали программу нравственного

воспитания

дошкольников

в

условиях

дополнительного

образования.

Содержание

программы

призвано

обеспечить

воспитание

у

ребёнка

гуманного

отношения

к

окружающему миру, любовь к родной земле, к малой Родине средствами фольклора.

41

Срок реализации программы 4 года. Программа рассчитана на обучения детей с3-7 лет.

Особенностью

программы

является

её

интегративность,

позволяющая

объединить

различные элементы учебно-воспитательного процесса. Структура построения программы

заключается

в

освоении

детьми

материала

от

простого

к

сложному.

В

программе

определены пути решения социально-нравственных и речевых задач. А также, определена

работа

над

преодолением

застенчивости

у

детей

средствами

музыкально-театральной

деятельности.

Тематика

занятий

интересна

и

разнообразна.

Детям

даются

не

только

теоретические и практические знания. но и активизируются личные качества детей, их

самовыражение через различные виды деятельности, будь то пение, участие в народных

играх, забавах, хороводах, театрализации и т.д. В программе прослеживается очень тесная

связь с родителями. Это способствует укреплению семьи, что сегодня актуально.

В пояснительной записке чётко прописаны:

-

основные задачи обучения;

-

формы работы с детьми;

-

организация работы кружка;

-

структура занятий по возрастам;

-

ожидаемые результаты;

-

формы подведения итогов;

-

достижения участников кружка;

-

взаимодействие со специалистами и родителями;

-

методические рекомендации программы;

-

необходимые условия реализации программы.

В приложении - примеры сценариев фольклорного праздника и интегрированного занятия.

Сценарии

составлены

очень

интересно.

Видно,

что

педагоги

творчески

подходят

к

проведению кружковых мероприятий.

Отзыв

на программу фольклорного кружка «У околицы»

Программа составлена в соответствии с методическими рекомендациями (нормативные

документы по дополнительному образованию). Письмо МИН образования РФ, Приказ УО.

42

Программа, составленная воспитателем Тищенко О.В. и музыкальным руководителем

Хитровой О.Н. предусматривает приобщение дошкольников к духовной культуре русского

народа, формированию социально-нравственного, психического здоровья детей, а также

развитие речи средствами фольклора.

Программа имеет разделы: народная песня и её режиссура; народная хореография;

народные

игры;

народные

музыкальные

инструменты;

народный

театр;

малые

жанры

фольклора;

календарные

праздники.

В

перспективном

плане

видно,

как

поэтапно,

от

простого к сложному, накапливаются у детей знания фольклорного материала. И как итог –

праздники,

развлечения,

интегрированные

занятия,

театральные

представления.

Ярко

прослеживается связь с родителями, с семьёй: посиделки с мамами, совместные занятия.

Значительное место в программе уделено теме труда, уважение к людям труда, любви к

родной природе. Программа предполагает развитие у детей коммуникативных качеств.

Новизна программы заложена в самом цикле народного календаря, повторности и

периодичности

событий.

Этот

принцип,

лежащий

в

основе

всей

программы

даёт

возможность в течение 4-х лет обучения (с 3-7 лет) изучать и проживать одни и те же

обряды,

праздники,

обычаи

и

соответствующий

им

устный

и

музыкальный

материал,

количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом. Что способствует

лучшему усвоению материала детьми, соответствующего возрасту ребёнка и ещё большего

осмысления и понимания увиденного.

В пояснительной записке отражены цели, задачи программы, организация кружковой

работы, структура занятий, ожидаемые результаты, аргументы в пользу актуальности и

новизны работы.

Приложение содержит сценарии фольклорного праздника и интегрированного занятия.

В сценариях подобран интересный материал, использованы разнообразные формы работы с

детьми, соответствующие возрасту детей.

43



В раздел образования