Напоминание

"Воспитание нравственности у дошкольников"


Автор: Поплавская Алена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №114"
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание нравственности у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание нравственности у дошкольников

1 Что мы имеем в виду, когда говорим о нравственном воспитании?

2 Значение нравственных принципов в сознании ребенка

3 Нравственное воспитание дошкольников в детском саду и его роль в развитии

личности

1

Нравственное воспитание - это воспитание в детях высоких духовных и моральных

принципов,

чувства

патриотизма

к

Родине,

специальное

регулирование

способов

мышления

и

поведения, принятых в гражданском обществе. Первый опыт работы над структурой поведения и над

формированием нравственных принципов начинается с детского сада, когда взрослые дают первые

уроки дошкольникам. Воспитатель детского сада с ранних лет прививает детям любовь к Родине,

бережливость

и

уважение

к

человеческому

труду,

доброжелательность

в

отношениях,

учит

активности и инициативности, самостоятельности в действиях, взаимопомощи и взаимовыручке,

бескорыстности.

Исследовательская

работа

учёных

по

изучению

психологии

и

возможностей

дошкольников

показывает,

что

у

детей

дошкольного

возраста

большой

потенциал

в

вопросах

воспитания

их

нравственности.

Детское

сознание

способно

управлять

своими

поведенческими

способностями, такими как активность поведения, самостоятельность в своих действиях и выборе,

проявление

определённого

интереса

к

окружению.

Старшие

дошкольники

способны

к

коллективизации, где уже в их совместных действиях проявляются чувства дружбы и товарищества.

Чем больше ребёнок видит правильных действий и поступков, а также чаще слышит положительного,

тем выше его нравственное воспитание – это и есть основная задача воспитателей. У ребёнка

должны развиваться положительные привычки и мотивы нравственного поведения. Всё, что ребёнок

видит и слышит, несущее негативный характер и отрицательные действия, также откладывается в

детском сознании и вредит его нравственности. Детям нравится общаться со взрослыми, у них при

частом общении возникает чувство любви и привязанности, дети с радостью выполняют поручения,

стараются

понравиться

и

сделать

что-то

приятное

для

взрослых.

Дошкольникам

свойственно

проявлять

эмоциональную

отзывчивость

в

отношении

реакции

взрослых

на

хорошие

и

плохие

детские поступки. Когда детей ругают, они волнуются и огорчаются, когда хвалят – улыбаются и

радуются. Такая отзывчивость является основой формирования нравственных чувств ребёнка.

Дошкольники, в силу своего возраста, испытывают радостные или грустные чувства не

только за себя, но и за сверстников. Они способны радоваться и грустить за товарищей из чувства

солидарности, что приводит к действенным поступкам по оказанию моральной поддержки.

Дошкольники не умеют хитрить или лукавить, их чувства искренни и не подложны.

В детском саду можно наблюдать картину, когда один из детей поранился или ударился, и возле него

скапливаются сверстники и с грустью жалеют его. Нравственные чувства приобретают свою

сознательность ближе к среднему возрасту, они способны оценить труд других людей, способны

проявлять чувства любви к родному дому и краю. К шести годам у детей начинается формирование

чувства собственного достоинства, чувство долга, они распознают справедливость поступков,

проявляются чувства уважения по отношению к другим людям. Дети этого возраста начинают с

полной ответственностью подходить к заданиям и поручениям. Задачей воспитателей детского сада

не упустить время, когда у детей проявляются способности к воспитанию нравственных чувств,

привить к детям любовь к родному краю и стране, в которой дети родились и живут, также научить

их уважать людей других национальностей и их культуру. Одной из детских особенностей является

подражание, но дети не распознают и не понимают нравственности совершаемых ими действий, и

это может зафиксироваться в сознании отрицательным жизненным опытом.

В связи с этим появляется задача перед родителями и воспитателями оградить

дошкольников от объектов и ситуаций подражания, несущих безнравственность чувств и поведения

и от такого жизненного опыта. Очень важно научить ребёнка простым вещам, таким как:

доброжелательность - уважать взрослых, поддерживать хорошие отношения со сверстниками,

бережливости, вежливости, приветливости, культурному поведению. При полученных

первоначальных навыках, ребёнок ближе к старшему дошкольному возрасту, научится осмысливать

свои поступки и поведение, нравственное поведение станет нормой жизни дошкольника и станет его

спутником в дальнейшем развитии. Значение нравственных принципов в сознании ребенка

2

Значение принципов нравственности в сознании ребенка .

Чтобы нравственные принципы прочнее закреплялись в сознании ребёнка, воспитатель в детском

саду должен учить дошкольников на конкретных примерах, а чтобы ребёнок проявлял интерес к

процессу обучения – шире использовать возможности игрового поля, применять игры, сцены, сказки,

мультфильмы и т.п. Наиболее широко распространена была работа в данном направлении в детских

садах Советского Союза. В современной России на целые десятилетия эта работа была пущена на

самотёк, и сейчас снова к людям пришло осознание того, что пора возобновлять образовательные

процессы и пора снова начать учить людей нравственности. Вопросы нравственности должны

содержаться в программах детского сада на протяжении всего образовательного процесса.

Нравственное воспитание должно отражаться и находить место даже в занятиях творчеством:

тематические рисунки, песни, лепка и так далее. В первую очередь должен быть налажен

соответствующий контакт между воспитателем, ребёнком и родителями, их цели и задачи должны

быть едины. Коллектив это самое действенное средство воспитания и поэтому не стоит детей до

школы держать затворником дома на попечении бабушки или сиделки – детский сад является самой

подходящей сферой для проведения воспитательных занятий. В коллективе ребёнок способен к

проявлению своих знаний, делиться ими с товарищами, перенимать положительный опыт у

сверстников. В детском саду дети понимают, что коллективно и сообща можно добиться общей цели

и выполнить большее количество задач, чем в одиночку. К примеру, слепить снеговика одному

ребёнку не под силу, а сплочённой и дружной группой это займёт всего около часа, а то и меньше.

Бойкие дети в группе становятся более смиренные, застенчивые более общительными. В своей

деятельности воспитатель должен быть требовательным, но не грубым, уметь подбирать

компромиссы в спорах – это тоже часть нравственного воспитания и пример для подражания.

Дисциплина в детском саду не должна подавлять инициативу и положительные эмоции. Воспитатель

может себе это позволить, если сам будет сдержанным и терпеливым по отношению к детям.

Ребёнок должен чувствовать и видеть на лице воспитателя только положительные эмоции.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в детском саду направлено на воспитание

нравственных качеств в различных формах деятельности. При этом большое внимание педагогами

уделяется личностному развитию детей. В детском саду часто проводят различные тематические

мероприятия, во время которых дети учатся моральным и нравственным сторонам поведения в

группе сверстников и со взрослыми. Нравственные беседы с детьми, как в детском саду, так и в

семейной обстановке помогают осознать малышам, почему нужно вести себя тем или иным

образом.

Хорошим средством нравственного воспитания дошкольников является сказка. Поступки

сказочных героев подскажут дошкольникам, что может их ждать в случае безнравственного

поведения.

3

Нравственное воспитание дошкольников в детском саду и его роль в развитии

личности Нравственное воспитание, охватывает всеобщее развитие личности ребёнка, оно

направлено и на формирование особых чувств дошкольника, и на его сознание, и на регулирование

поведенческих привычек. Как и все виды воспитания здесь применяется та же самая форма - от

лёгких заданий, к более сложным. Кроме того воспитатель должен учитывать тот факт, что ребёнок

не должен воспринимать его как диктатора или командира, к каждому из детей надо находить такой

подход, чтобы у них в сознании само формировалось представление о нравственности, иначе у детей

сформируется неправильное представление о нравственности, они научатся либо подчиняться, либо

приспосабливаться. Воспитатель должен более тесно налаживать связи с родителями детей своей

группы для более эффективного протекания процесса воспитания. Деятельность воспитателя завит не

только от прямых контактов с детьми, но и от решения общей задачи, разработки рекомендаций

родителям с общими принципами нравственного воспитания дошкольников. В решении данных

вопросов должна проводиться и политика индивидуального воспитания дошкольников, для этого

надо знать индивидуальные способности и навыки каждого воспитанника, его

психофизиологические особенности. У каждого ребёнка индивидуально выражены достоинства и

недостатки, по-разному выражена психоэмоциональная сфера. На примере можно увидеть, что один

ребёнок проявляет жадность и неуступчивость, другой ведомый и скрывает собственное мнение, не

умея его отстаивать, третий слишком дерзкий. Над всеми этими качествами требуется

индивидуальная работа. Хорошим помощником в некоторых проблемах с коллективизацией и

социальной адаптации в обществе является трудовое обучение, решающее многие задачи

нравственного поведения дошкольников. Выполнять роль воспитателя достоин только тот человек,

который сам обладает высокими моральными принципами.



В раздел образования