Автор: Поплавская Алена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №114"
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание нравственности у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Воспитание нравственности у дошкольников
1 Что мы имеем в виду, когда говорим о нравственном воспитании?
2 Значение нравственных принципов в сознании ребенка
3 Нравственное воспитание дошкольников в детском саду и его роль в развитии
личности
1
Нравственное воспитание - это воспитание в детях высоких духовных и моральных
принципов,
чувства
патриотизма
к
Родине,
специальное
регулирование
способов
мышления
и
поведения, принятых в гражданском обществе. Первый опыт работы над структурой поведения и над
формированием нравственных принципов начинается с детского сада, когда взрослые дают первые
уроки дошкольникам. Воспитатель детского сада с ранних лет прививает детям любовь к Родине,
бережливость
и
уважение
к
человеческому
труду,
доброжелательность
в
отношениях,
учит
активности и инициативности, самостоятельности в действиях, взаимопомощи и взаимовыручке,
бескорыстности.
Исследовательская
работа
учёных
по
изучению
психологии
и
возможностей
дошкольников
показывает,
что
у
детей
дошкольного
возраста
большой
потенциал
в
вопросах
воспитания
их
нравственности.
Детское
сознание
способно
управлять
своими
поведенческими
способностями, такими как активность поведения, самостоятельность в своих действиях и выборе,
проявление
определённого
интереса
к
окружению.
Старшие
дошкольники
способны
к
коллективизации, где уже в их совместных действиях проявляются чувства дружбы и товарищества.
Чем больше ребёнок видит правильных действий и поступков, а также чаще слышит положительного,
тем выше его нравственное воспитание – это и есть основная задача воспитателей. У ребёнка
должны развиваться положительные привычки и мотивы нравственного поведения. Всё, что ребёнок
видит и слышит, несущее негативный характер и отрицательные действия, также откладывается в
детском сознании и вредит его нравственности. Детям нравится общаться со взрослыми, у них при
частом общении возникает чувство любви и привязанности, дети с радостью выполняют поручения,
стараются
понравиться
и
сделать
что-то
приятное
для
взрослых.
Дошкольникам
свойственно
проявлять
эмоциональную
отзывчивость
в
отношении
реакции
взрослых
на
хорошие
и
плохие
детские поступки. Когда детей ругают, они волнуются и огорчаются, когда хвалят – улыбаются и
радуются. Такая отзывчивость является основой формирования нравственных чувств ребёнка.
Дошкольники, в силу своего возраста, испытывают радостные или грустные чувства не
только за себя, но и за сверстников. Они способны радоваться и грустить за товарищей из чувства
солидарности, что приводит к действенным поступкам по оказанию моральной поддержки.
Дошкольники не умеют хитрить или лукавить, их чувства искренни и не подложны.
В детском саду можно наблюдать картину, когда один из детей поранился или ударился, и возле него
скапливаются сверстники и с грустью жалеют его. Нравственные чувства приобретают свою
сознательность ближе к среднему возрасту, они способны оценить труд других людей, способны
проявлять чувства любви к родному дому и краю. К шести годам у детей начинается формирование
чувства собственного достоинства, чувство долга, они распознают справедливость поступков,
проявляются чувства уважения по отношению к другим людям. Дети этого возраста начинают с
полной ответственностью подходить к заданиям и поручениям. Задачей воспитателей детского сада
не упустить время, когда у детей проявляются способности к воспитанию нравственных чувств,
привить к детям любовь к родному краю и стране, в которой дети родились и живут, также научить
их уважать людей других национальностей и их культуру. Одной из детских особенностей является
подражание, но дети не распознают и не понимают нравственности совершаемых ими действий, и
это может зафиксироваться в сознании отрицательным жизненным опытом.
В связи с этим появляется задача перед родителями и воспитателями оградить
дошкольников от объектов и ситуаций подражания, несущих безнравственность чувств и поведения
и от такого жизненного опыта. Очень важно научить ребёнка простым вещам, таким как:
доброжелательность - уважать взрослых, поддерживать хорошие отношения со сверстниками,
бережливости, вежливости, приветливости, культурному поведению. При полученных
первоначальных навыках, ребёнок ближе к старшему дошкольному возрасту, научится осмысливать
свои поступки и поведение, нравственное поведение станет нормой жизни дошкольника и станет его
спутником в дальнейшем развитии. Значение нравственных принципов в сознании ребенка
2
Значение принципов нравственности в сознании ребенка .
Чтобы нравственные принципы прочнее закреплялись в сознании ребёнка, воспитатель в детском
саду должен учить дошкольников на конкретных примерах, а чтобы ребёнок проявлял интерес к
процессу обучения – шире использовать возможности игрового поля, применять игры, сцены, сказки,
мультфильмы и т.п. Наиболее широко распространена была работа в данном направлении в детских
садах Советского Союза. В современной России на целые десятилетия эта работа была пущена на
самотёк, и сейчас снова к людям пришло осознание того, что пора возобновлять образовательные
процессы и пора снова начать учить людей нравственности. Вопросы нравственности должны
содержаться в программах детского сада на протяжении всего образовательного процесса.
Нравственное воспитание должно отражаться и находить место даже в занятиях творчеством:
тематические рисунки, песни, лепка и так далее. В первую очередь должен быть налажен
соответствующий контакт между воспитателем, ребёнком и родителями, их цели и задачи должны
быть едины. Коллектив это самое действенное средство воспитания и поэтому не стоит детей до
школы держать затворником дома на попечении бабушки или сиделки – детский сад является самой
подходящей сферой для проведения воспитательных занятий. В коллективе ребёнок способен к
проявлению своих знаний, делиться ими с товарищами, перенимать положительный опыт у
сверстников. В детском саду дети понимают, что коллективно и сообща можно добиться общей цели
и выполнить большее количество задач, чем в одиночку. К примеру, слепить снеговика одному
ребёнку не под силу, а сплочённой и дружной группой это займёт всего около часа, а то и меньше.
Бойкие дети в группе становятся более смиренные, застенчивые более общительными. В своей
деятельности воспитатель должен быть требовательным, но не грубым, уметь подбирать
компромиссы в спорах – это тоже часть нравственного воспитания и пример для подражания.
Дисциплина в детском саду не должна подавлять инициативу и положительные эмоции. Воспитатель
может себе это позволить, если сам будет сдержанным и терпеливым по отношению к детям.
Ребёнок должен чувствовать и видеть на лице воспитателя только положительные эмоции.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в детском саду направлено на воспитание
нравственных качеств в различных формах деятельности. При этом большое внимание педагогами
уделяется личностному развитию детей. В детском саду часто проводят различные тематические
мероприятия, во время которых дети учатся моральным и нравственным сторонам поведения в
группе сверстников и со взрослыми. Нравственные беседы с детьми, как в детском саду, так и в
семейной обстановке помогают осознать малышам, почему нужно вести себя тем или иным
образом.
Хорошим средством нравственного воспитания дошкольников является сказка. Поступки
сказочных героев подскажут дошкольникам, что может их ждать в случае безнравственного
поведения.
3
Нравственное воспитание дошкольников в детском саду и его роль в развитии
личности Нравственное воспитание, охватывает всеобщее развитие личности ребёнка, оно
направлено и на формирование особых чувств дошкольника, и на его сознание, и на регулирование
поведенческих привычек. Как и все виды воспитания здесь применяется та же самая форма - от
лёгких заданий, к более сложным. Кроме того воспитатель должен учитывать тот факт, что ребёнок
не должен воспринимать его как диктатора или командира, к каждому из детей надо находить такой
подход, чтобы у них в сознании само формировалось представление о нравственности, иначе у детей
сформируется неправильное представление о нравственности, они научатся либо подчиняться, либо
приспосабливаться. Воспитатель должен более тесно налаживать связи с родителями детей своей
группы для более эффективного протекания процесса воспитания. Деятельность воспитателя завит не
только от прямых контактов с детьми, но и от решения общей задачи, разработки рекомендаций
родителям с общими принципами нравственного воспитания дошкольников. В решении данных
вопросов должна проводиться и политика индивидуального воспитания дошкольников, для этого
надо знать индивидуальные способности и навыки каждого воспитанника, его
психофизиологические особенности. У каждого ребёнка индивидуально выражены достоинства и
недостатки, по-разному выражена психоэмоциональная сфера. На примере можно увидеть, что один
ребёнок проявляет жадность и неуступчивость, другой ведомый и скрывает собственное мнение, не
умея его отстаивать, третий слишком дерзкий. Над всеми этими качествами требуется
индивидуальная работа. Хорошим помощником в некоторых проблемах с коллективизацией и
социальной адаптации в обществе является трудовое обучение, решающее многие задачи
нравственного поведения дошкольников. Выполнять роль воспитателя достоин только тот человек,
который сам обладает высокими моральными принципами.