Напоминание

"Проект РППС"


Автор: Щербакова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с№39
Населённый пункт: г.о.г.Выкса
Наименование материала: Проект
Тема: "Проект РППС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №39

Проект

«Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС

дошкольного образования"

(дети от 3 до 5 лет)

во

спитатель:

Щербакова Е.А.

Вид проекта: педагогический.

Тип проекта: долгосрочный.

Участники: воспитатели, родители.

Сроки реализации: 01.09.2017-30.08.2020г.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного

образования и развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально

организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для

развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления

их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо

актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к

структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в

соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных

задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности

детей, а также при проведении режимных моментов.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать

психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса,

дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы,

на которую нацелена данная среда.

Основные составляющие при проектировании предметно-пространственной развивающей среды в группе:

-ПРОСТРАНСТВО;

-ВРЕМЯ;

-ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

Содержательно-насыщенной

Полифункциональной

Трансформируемой

Вариативной

Доступной

Безопасной

Насыщенность среды предполагает:

Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе.

Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.

Полифункциональность материалов предполагает:

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, мягкие

модули, ширмы и т. д.).

Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч.

природные материалы, предметы-заместители).

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:

От образовательной ситуации.

От меняющихся интересов детей.

От возможностей детей.

Вариативность среды предполагает:

Наличие различных пространств.

Периодическую сменяемость игрового материала.

Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми.

Появление новых предметов.

Доступность среды предполагает:

Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность.

Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности.

Исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность среды:

Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты

и декларации соответствия.

При создании РППС ДОО необходимо обеспечить реализацию:

Образовательного потенциала пространства группы и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей,

охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей и коррекции развития детей;

Двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых,

возможности для уединения;

Различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, национально-культурных,

климатических и других условий.

Цель: создание условия для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям с учетом

ФГОС.

Задачи:

-создавать атмосферу эмоционального комфорта;

-создавать условия для физического развития;

-создавать условия для творческого самовыражения;

-создавать условия для проявления познавательной активности детей;

-создавать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы,

живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций, музыки;

-создавать условия для участия родителей в жизни групп.

Принципы организации предметно-развивающей среды:

-соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта;

-соответствие возрастным особенностям и интересам детей;

-соответствие требованиям СанПиН (от 15мая 2013года);

-открытость среды для преобразований;

-современность среды;

-эстетика среды;

-комфортность среды.

РПП среда в дошкольном возрасте:

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать

окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными

подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо

предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Возрастные особенности детей 3-5 лет

Возраст от трех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее,

послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к

окружающему миру.

В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:

• Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе

и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях,

попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

• Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других

людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые

ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

• Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок,

фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок

получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

• Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим

миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность

фантазий может порождать самые разнообразные страхи.

• Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных

отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее

появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых

сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает

все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны

ровесников.

• Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они

готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть

способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в

увлекательном разговоре или занимательной игре.

Математика

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:

1. Ребенок может уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.

2. Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)

3. Ребенок может знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество

предметов с нужной цифрой.

4. Ребенок может уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.

5. Ребенок может уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше - меньше, поровну. Делать

равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.

6. Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.

Логическое мышление

-Развитие Мышления, Памяти, Внимания

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:

1. Ребенок может уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).

2. Ребенок может уметь складывать по образцу постройки из конструктора.

3. Ребенок может уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.

4. Ребенок может уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.

5. Ребенок может уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи.

6. Ребенок может уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок.

7. Ребенок может уметь называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные;

зима, лето, весна- времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.

8. Ребенок может уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой

одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.

9. Ребенок может уметь подбирать противоположные слова: стакан полный - стакан пустой, дерево высокое – дерево

низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный –

чай горячий и т.д.

10. Ребенок может уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка

и т.д.

11. Ребенок может уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

Развитие Речи

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:

1. Ребенок может использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние

люди, а не только родители.

2. Ребенок может понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки -

лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).

3. Ребенок может уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка -

девочки).

4. Ребенок может уметь находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно

составлять описание предмета.

5. Ребенок может понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).

6. Ребенок может знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.

7. Ребенок может уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.

8. Ребенок может уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов,

потешек.

9. Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет.

10. Ребенок может уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого

встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

Окружающий мир

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:

1. Ребенок может уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.

2. Ребенок может знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка

ползет, кузнечик прыгает)

3. Ребенок может знать всех домашних животных и их детенышей.

4. Ребенок может уметь угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них.

Навыки обихода

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:

1. Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка.

2. Ребенок может уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.

3. Ребенок может уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.

4. Ребенок может уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.

5. Ребенок может уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.

6. Ребенок может уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края.

7. Ребенок может различать правую и левую руку

Необходимо добавить в зоны:

Познавательное

развитие

Художественно-

эстетическое развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Физическое развитие

Речевое

развитие

-Атрибуты и пособия

для исследовательской

деятельности

-Природный и

бросовой материал

-Крупногабаритные

-Фотографии,

символы, отражающие

жизнь группы

-Спортивные игры

(городки, бадминтон,

теннис и др.)

-Речевые игры

-Дидактические и

развивающие игры

-Художественная и

энциклопедическая

литература

-Различной формы,

мерные стаканчики,

предметы из разных

материалов (тонет —

не тонет), черпачки,

сачки, воронки

- Набор для

экспериментирования

с песком: стол-

песочница, емкости

разного размера и

формы (4-5),

предметы-орудия

разных размеров,

форм, конструкций

- Иллюстрированные

книги, альбомы

плакаты, планшеты

познавательного

характера

деревянные

напольные

конструкторы

-Комплект больших

мягких модулей

-Наборы игрушек

(транспорт и

строительные

машины, фигурки

животных, людей и

т.п.)

-Конструкторы из

серии "LEGO-

DACTA" ("Город",

Железная дорога")

Конструкторы для игр

с песком и водой

- Подборка из

природного материала

(шишки, мох, желуди,

морские камешки,

пенька, мочало,

семена

подсолнечника,

арбуза, дыни, остатки

цветных ниток,

кусочки меха, ткани,

-Мягкие

антропоморфные

животные, крупные

Мягкие

антропоморфные

животные, средние

Звери и птицы

объемные и

плоскостные на

подставках (из разного

материала, мелкие, 7-

10 см.)

Набор наручных кукол

би-ба-бо: семья

Набор наручных кукол

би-ба-бо: сказочные

персонажи

Фигурки-человечки,

объемные, мелкие (7-

10 см.)

Фигурки сказочных

персонажей,

плоскостные на

подставках (мелкие)

-Автомобили,

автобусы с открытым

верхом, съемными

-Коврик массажный

-Шнур длинный

Куб деревянный

-Полукольцо мягкое

-Колечко резиновое

-Мешочек с грузом

малый

-Мяч-шар (цветной,

прозрачный)

пробки, сухоцветы,

орехи

крышами, средних

размеров

Пожарная машина,

средних размеров

Машина "скорой

помощи", средних

размеров

Подъемный кран,

крупный

Набор: железная

дорога (средних

размеров)

Кораблики, лодки,

самолеты, средних

размеров

Ракета-робот

(трансформер),

средних размеров

1 этап: подготовительный

Нахождение и изучение методической литературы, интернет ресурсов по предметно-пространственной среде средней

группы в соответствии с ФГОС ДО.

2 этап: основной

Пополнение предметно-пространственной среды группы (распределение уголков по зонам , пополнение уголков

атрибутами и пособиями в соответствии с ФГОС ДО). 3 этап: заключительный

Оценка проведенной работы по предметно-пространственной среде .

Реализация проекта

2017г.

педагоги: изготовление атрибутов и пособий для исследовательской деятельности

родители;

Приобретение

наборов

для

экспериментирования,

иллюстрированных

книг,

альбомов,

плакатов

познавательного характера. Подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, мочало, семена

подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи)

2018г.

педагоги: наполнение природного и бросового материала. Речевые игры.

родители : Мягкие антропоморфные животные, крупные , мягкие антропоморфные животные, средние ,звери и птицы

объемные и плоскостные на подставках. Конструкторы из серии "LEGO- DACTA" ("Город", Железная дорога")

2019г

педагоги: дидактические и развивающие игры

родители : Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т.п.) Автомобили,

автобусы с открытым верхом, съемными крышами, средних размеров ,пожарная машина, средних размеров ,машина

"скорой помощи", средних размеров подъемный кран, крупный ,набор: железная дорога (средних размеров) ,кораблики,

лодки, самолеты, средних размеров

2020г.

педагоги: Мяч-шар (цветной, прозрачный), полукольцо мягкое, колечко резиновое . Фигурки сказочных персонажей,

плоскостные на подставках (мелкие

родители: Набор наручных кукол би-ба-бо: сказочные персонажи , подъемный кран, крупный ,набор: железная дорога

(средних размеров), кораблики, лодки, самолеты, средних размеров ,ракета-робот (трансформер), средних размеров



В раздел образования