Автор: Комарова Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№133
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: Социально-нравственного воспитания в ДОУ
Тема: "Методы социально-нравственного воспитания в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Методы социально –нравственного воспитания в ДОУ
По мнению многих выдающихся педагогов дошкольный возраст
является чрезвычайно ответственным в становлении нравственных
черт характера. Многочисленные педагогические и
психологические исследования подтверждают, что именно в эти
годы при условии целенаправленного воспитания закладываются
основы моральных качеств личности. К шести-семи годам у
ребёнка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы
поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным
моральным правилам и нормам. Своеобразие воспитания ребёнка в
детском саду состоит, прежде всего, в том, что его повседневная
жизнь и деятельность – игры, труд, различные занятия – протекают
и организуются педагогом в условиях детского общества.
Основные методы социально- нравственного воспитания в
ДОУ:
- воспитание культуры поведения, гуманных отношений между
детьми и взрослыми (выполнение элементарных правил
общежития, доброжелательность, чуткость, отзывчивость,
заботливое отношение к близким людям и т. п.)
- воспитание коллективизма, воспитание любви к Родине, уважения
и симпатии к людям разных национальностей,
воспитание
трудолюбия, проявляющегося в устойчивом желании и умении
трудиться.
Методы социально-нравственного воспитания - это способы
педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется
формирование личности ребёнка . Обеспечивают создание у детей
практического опыта общественного поведения. К ним относятся
метод приучения (упражнение, пример взрослого или другого
ребёнка, наблюдение, показ действия, метод организации
деятельности. Направление на формирование у дошкольников
нравственных представлений, суждений, оценок. Сюда входят
беседы воспитателя на этические темы, чтение художественной
литературы, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций.
Особое значение имеет труд и игра. Они являются и самым
важным методом социально-нравственного воспитания.
Игра в жизни ребёнка – важный вид деятельности,
удовлетворяющий его стремление к движению, к действию, к
осмыслению впечатлений окружающей жизни. Нормально
развивающийся ребёнок много и увлечённо играет. Недаром игру
называют одной из форм организации детской жизни. Она
наполняет жизнь ребёнка интересным содержанием, организует и
регулирует его поведение. Дети, которые много и сосредоточенно
играют, меньше шалят, растут более организованными,
дисциплинированными. Под влиянием увлекательной игры ребёнок
преображается: молчаливый становится разговорчивым, замкнутый
– общительным, дерзкий - вежливым, непоседа – усидчивым.
Игра – важное средство воспитания моральных чувств и
представлений, нравственных поступков и культуры поведения.
Подвижные игры как метод социально –нравственного
воспитания.
Подвижные игры используются не только для решения прямых
задач физического воспитания, но и для нравственного развития.
Воспитатель наблюдает, как ведут себя дети, как проявляется то или
иное качество, а затем проводит игру для упражнения детей в
правильных поступках.
Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности,
наблюдательности, внимания, воображения, развитию
положительных качеств. Активные действия в игре помогают
устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость.
Ребёнок должен чувствовать себя в обществе своих товарищей как
равный среди равных. Чёткое выполнение движений, смелость,
ловкость, находчивость усиливают чувство уверенности и
помогают занять должное место в коллективе. Подвижные игры,
как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей
в ДОУ, имеют большое значение в воспитании взаимоотношений
детей.
Сюжетно-ролевые игры как метод социально-нравственного
воспитания.
Трудно переоценить сюжетно-ролевую игру. Ценность её как
средства действенного метода нравственного воспитания состоит в
том, что эта деятельность даёт ребёнку возможность наиболее
свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с
другими детьми, выбирать цели. В ролевой игре отчётливо
проявляются достижения и недостатки нравственного воспитания,
уровень овладения детьми нормами и правилами поведения.
Копируя жизнь взрослых, ребёнок проникается их заботами и
делами, усваивает моральные нормы нашего общества. Исполнение
ролей взрослых – содействует развитию положительных форм
поведения детей. Во многих ролевых играх детей необходимым
атрибутом является кукла. Игры с куклой способствуют тому, что
дети становятся сговорчивей, уступчивей, появляются тёплые
слова, интонации, доброжелательность в отношениях. Игра в куклы
часто становится богатой, длительной: надо приготовить пищу
кукле, накормить, погулять, или чему-нибудь научить.
Трудно переоценить значение ролевых игр – путешествий, в
которых главную роль на себя берёт педагог, так как такие игры
требуют большего объёма знаний, чем, как правило, имеют дети.
Игра уместна и в решении задачи формирования у детей
правильного, положительно-эмоционального отношения к труду,
воспитания трудолюбия. Приучая детей дошкольного возраста к
систематическому труду, особенно к хозяйственно-бытовому и по
самообслуживанию, надо чаще использовать игровые формы.
Включаясь в любое серьёзное дело, ребёнок обыгрывает его,
подражая взрослы.
Все методы широко используются как на занятиях , так и в
повседневной жизни детей. При этом воспитатель должен избегать
морализирования, усвоения знаний детьми должно протекать на
фоне их положительного эмоционального состояния.
Формирование у детей правильных оценок поведения и отношение
друг к другу способствует превращению моральных представлений
в методы социально -нравственного воспитания.