Напоминание

"Методы социально-нравственного воспитания в ДОУ"


Автор: Комарова Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№133
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: Социально-нравственного воспитания в ДОУ
Тема: "Методы социально-нравственного воспитания в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методы социально –нравственного воспитания в ДОУ

По мнению многих выдающихся педагогов дошкольный возраст

является чрезвычайно ответственным в становлении нравственных

черт характера. Многочисленные педагогические и

психологические исследования подтверждают, что именно в эти

годы при условии целенаправленного воспитания закладываются

основы моральных качеств личности. К шести-семи годам у

ребёнка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы

поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным

моральным правилам и нормам. Своеобразие воспитания ребёнка в

детском саду состоит, прежде всего, в том, что его повседневная

жизнь и деятельность – игры, труд, различные занятия – протекают

и организуются педагогом в условиях детского общества.

Основные методы социально- нравственного воспитания в

ДОУ:

- воспитание культуры поведения, гуманных отношений между

детьми и взрослыми (выполнение элементарных правил

общежития, доброжелательность, чуткость, отзывчивость,

заботливое отношение к близким людям и т. п.)

- воспитание коллективизма, воспитание любви к Родине, уважения

и симпатии к людям разных национальностей,

воспитание

трудолюбия, проявляющегося в устойчивом желании и умении

трудиться.

Методы социально-нравственного воспитания - это способы

педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется

формирование личности ребёнка . Обеспечивают создание у детей

практического опыта общественного поведения. К ним относятся

метод приучения (упражнение, пример взрослого или другого

ребёнка, наблюдение, показ действия, метод организации

деятельности. Направление на формирование у дошкольников

нравственных представлений, суждений, оценок. Сюда входят

беседы воспитателя на этические темы, чтение художественной

литературы, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций.

Особое значение имеет труд и игра. Они являются и самым

важным методом социально-нравственного воспитания.

Игра в жизни ребёнка – важный вид деятельности,

удовлетворяющий его стремление к движению, к действию, к

осмыслению впечатлений окружающей жизни. Нормально

развивающийся ребёнок много и увлечённо играет. Недаром игру

называют одной из форм организации детской жизни. Она

наполняет жизнь ребёнка интересным содержанием, организует и

регулирует его поведение. Дети, которые много и сосредоточенно

играют, меньше шалят, растут более организованными,

дисциплинированными. Под влиянием увлекательной игры ребёнок

преображается: молчаливый становится разговорчивым, замкнутый

– общительным, дерзкий - вежливым, непоседа – усидчивым.

Игра – важное средство воспитания моральных чувств и

представлений, нравственных поступков и культуры поведения.

Подвижные игры как метод социально –нравственного

воспитания.

Подвижные игры используются не только для решения прямых

задач физического воспитания, но и для нравственного развития.

Воспитатель наблюдает, как ведут себя дети, как проявляется то или

иное качество, а затем проводит игру для упражнения детей в

правильных поступках.

Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности,

наблюдательности, внимания, воображения, развитию

положительных качеств. Активные действия в игре помогают

устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость.

Ребёнок должен чувствовать себя в обществе своих товарищей как

равный среди равных. Чёткое выполнение движений, смелость,

ловкость, находчивость усиливают чувство уверенности и

помогают занять должное место в коллективе. Подвижные игры,

как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей

в ДОУ, имеют большое значение в воспитании взаимоотношений

детей.

Сюжетно-ролевые игры как метод социально-нравственного

воспитания.

Трудно переоценить сюжетно-ролевую игру. Ценность её как

средства действенного метода нравственного воспитания состоит в

том, что эта деятельность даёт ребёнку возможность наиболее

свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с

другими детьми, выбирать цели. В ролевой игре отчётливо

проявляются достижения и недостатки нравственного воспитания,

уровень овладения детьми нормами и правилами поведения.

Копируя жизнь взрослых, ребёнок проникается их заботами и

делами, усваивает моральные нормы нашего общества. Исполнение

ролей взрослых – содействует развитию положительных форм

поведения детей. Во многих ролевых играх детей необходимым

атрибутом является кукла. Игры с куклой способствуют тому, что

дети становятся сговорчивей, уступчивей, появляются тёплые

слова, интонации, доброжелательность в отношениях. Игра в куклы

часто становится богатой, длительной: надо приготовить пищу

кукле, накормить, погулять, или чему-нибудь научить.

Трудно переоценить значение ролевых игр – путешествий, в

которых главную роль на себя берёт педагог, так как такие игры

требуют большего объёма знаний, чем, как правило, имеют дети.

Игра уместна и в решении задачи формирования у детей

правильного, положительно-эмоционального отношения к труду,

воспитания трудолюбия. Приучая детей дошкольного возраста к

систематическому труду, особенно к хозяйственно-бытовому и по

самообслуживанию, надо чаще использовать игровые формы.

Включаясь в любое серьёзное дело, ребёнок обыгрывает его,

подражая взрослы.

Все методы широко используются как на занятиях , так и в

повседневной жизни детей. При этом воспитатель должен избегать

морализирования, усвоения знаний детьми должно протекать на

фоне их положительного эмоционального состояния.

Формирование у детей правильных оценок поведения и отношение

друг к другу способствует превращению моральных представлений

в методы социально -нравственного воспитания.



В раздел образования