Автор: Фролова Вероника Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 68
Населённый пункт: город Хабаровск,Хабаровский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Воспитание культуры поведения у обучающихся начальной школы"
Раздел: начальное образование
Тема: «Воспитание культуры поведения у обучающихся начальной школы».
(родительское собрание)
2 класс.
Составила: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 68 города Хабаровска Фролова Вероника
Геннадьевна (из опыта работы).
Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и
предполагает становление его отношения к родителям, окружающим, к коллективу, обществу, отношение к
труду, своим обязанностям и самому себе.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной
восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят. Эти особенности
являются залогом обучаемости и воспитания младших школьников. Именно в этом возрасте возникают
большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Родительское собрание-основной прием общения учителя и родителей. Но как вызвать взрослых на
откровенный разговор? Ведь чаще всего мамы и папы на собраниях только молча воспринимают
информацию. А как же тогда помочь им увидеть недостатки в воспитании ребенка и направить каждого
взрослого в нужное русло?
Вот пример одного из родительских собраний.
Классный руководитель перед собранием проводит с детьми следующую подготовительную работу.
1.Анкеты:
- Кого или что больше всего любишь?
-Что тебе дома делать нельзя?
-Что было бы, если ты вдруг стал взрослым?
2.Рисунки на тему «Моя семья дома».
3.Подборка литературы о культуре поведения для выставки.
4.Привлечение к работе на собрании школьного психолога.
ЦЕЛЬ СОБРАНИЯ. Помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей, помочь им увидеть свои
недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения.
Родители рассаживаются группами, на столах листы, на которых, написан текст ситуаций для
обсуждения.
На доске написано высказывание В.А. Сухомлинского: «…Годы обучения в начальных классах-это
целый период нравственного, интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического
развития».
Также (пока закрыты) основные «НЕЛЬЗЯ» из анкет ребят и детские рисунки.
УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы в очередной раз возвращаемся к разговору о воспитании наших детей, поэтому
открываем еще дну страничку устного журнала «Родители и дети». Мы поведем беседу о
том, как помочь
нашим детям стать такими, какими мы их хотим видеть: умными, добрыми, отзывчивыми, вежливыми.
Конечно, все эти вопросы разрешить сегодня нам не суметь, но думаю, что каждый из вас по ходу
разговора сделает для себя соответствующие выводы. Главное,будьте раскованными, не бойтесь рассуждать
вслух.
Итак, составной частью нравственного воспитания младших школьников является культура поведения.
Задачи родителей в воспитании культуры поведения у детей:
Воспитание уважения к людям и результатам их труда
Правила поведения и хорошие манеры в гостях, дома, на улице, в общественном местах
Культура речи ребенка
Помним, что красной нитью разговора должна стать мысль о том, что личный пример-это
основное условие воспитания культуры у детей.
СЕМЬЯ. Какое определение вы можете дать этому понятию?
Ответы родителей.
Все вы совершенно правы. Мне хочется добавить, что семья-это произведение искусства
любви нравственных людей. Давайте зададимся вопросом: почему супружеский долг и верность во
все времена рассматривался как нравственные ценности, на которых строились отношения в семье?
Можно ли будучи не уверенным в своей «половине», строить жизненные планы? Обзаводиться
домом, детьми? Сомнительно!
Дети-реальное и ощутимое воплощение любви супругов. Каковы отношения в семье, таково
будет отношение детей к вам и окружающим. Что ребенок видит ежедневно в семье, то он
обязательно перенесет во взрослую жизнь.
Ваши ребята писали о том, кого или что они любят больше всего.
(Оглашаются результаты анкеты по первому вопросу. Ответы детей моего класса: маму, папу,
родных, домашних животных-11 детей. Их фамилии были названы).
Я думаю, что родителям этих детей уже удалось воспитать в своих детях чувство любви и
уважения к себе и близким, им нечего бояться одиночества в старости.
Каковы же отношения в ваших семьях? Много ли времени вы уделяете своим детям, что вас
так сплотило?
Слово предоставляется 3-4 родителям тех детей, кто дал данные выше ответы.
Приятно отметить, что (назвать фамилии) отметили, что больше всего они любят школу и
школьные занятия.
Но, наверное, в силу современных условий, сейчас у большинства ребят выходят на первый
план материальные ценности.
Назвать другие ответы ребят (не называя фамилий).
Хочется верить, что и у них духовные ценности встанут в ряд главных. Надо только помочь им в
этом, больше времени уделяя общим семейным делам, совместным походам в театр, на природу, в
гости к бабушкам.
ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ НА СИТУАЦИЮ № 1 (У РОДИТЕЛЕЙ ТЕКСТ НА СТОЛЕ).
«У входа в школу стоит розовощекая девочка- первоклассница. На ногах-резиновые сапожки. Мать, низко
склонившись, отмывает их от грязи.
Подхожу поближе, спрашиваю:
-Чем ваша дочь болеет?
-Моя дочь вполне здорова. Посмотрите, стоит как королева!
Тогда обращаюсь к девочке:
-Разве ты сама не моешь обувь?
-А мне мама не разрешает мыть!
Женщина смутилась, но в мою сторону посмотрела с укоризной».
Родители высказывают свое мнение вслух.
Делаем вывод: поведение родителей определяет поведение детей.
Какими же быть нам с детьми: добрыми или строгими? А как найти эту «золотую» середину, ведь рост ребенка
включает в себя и конфликты?
Давайте посмотрим, что НЕЛЬЗЯ нашим детям.
Анализ ответов на второй вопрос анкеты. Основные НЕЛЬЗЯ, выписанные на доску, открываются и
показываются родителям.
Ответы детей нашего класса были такими.
НЕЛЬЗЯ ДОМА:
получать двойки-4
драться-3
садиться за стол с грязными руками-2
кричать-2
включать газ-2
гулять без шапки-1
бегать по дому-1
поздно ложиться спать-1
шуметь дома-1
выходить на балкон-1
лазить на горку-1
играть-1
приходить с друзьями домой-1
быть злой к маме-1
смотреть много телевизор-1
Как вы думаете, что же по- настоящему НЕЛЬЗЯ и что все-таки можно разрешать нашим детям?
Обсуждение. Вычеркнуть из списка лишнее.
ВЫВОД. Будь к своему ребенку в меру добр и требователен, если хочешь чего-то добиться.
Сохрани в себе хорошее и передай это детям.
О правилах поведения и хороших манерах дома и в гостях говорится и пишется достаточно
много. Но всегда ли мы своих детей учим этому и всегда ли находим правильный выход в
конфликтных ситуациях между детьми?
Вот один пример.
Рассматриваем и обсуждаем ситуацию № 2.
«В комнате играли мальчики- сын Андрей и его друзья. Вначале играли дружно, потом послышался
шум. Петя возмущался: «Это ты, Андрей, взял мою нитку. Отдай сейчас же!» Андрей отвечал: «Я не
брал твою нитку!» Завязалась драка.
Андрей подвязал под себя «противника», бил его кулаками и ногами, а друзья стояли притихшие.
«Андрей, отпусти его!» - закричала я, растащила ребят и увидела полные злобы глаза. Петя схватил
куртку и убежал.
Когда муж узнал о случившимся, он сказал: «Из Андрея получился смелый человек, сумеет
постоять за себя. Так что не упрекай его».
ДЕЛАЕМ ВЫВОД:
прежде чем дать оценку действиям, постарайся вникнуть в ситуацию. Не
делай поспешных выводов!
Вежливость- это и черта характера, и искусство вести себя в обществе. Ребенок учиться этому,
подражая взрослым. И при любых условиях вежливости надо учить вежливо, а не грубо.
Оцените действия мамы в ситуации № 3.
Как можно было избежать конфликта?
Семилетний Миша только что получил подарок от тети. Он сильно сдавливает коробку, чтобы
узнать, что там внутри.
Мать: «Миша, сейчас же перестань! Ты испортишь подарок! Что надо сказать!»
Миша (сердито): «Спасибо!»
Мать: «Вот и хорошо!»
СИТУАЦИЯ ОБСУЖДАЕТСЯ и ДЕЛАЕТСЯ ВЫВОД.
Школа – общественное место, где в одно время присутствует много ребят и происходит много
конфликтных ситуаций. Учитель старается избежать и разрешить их, но не всегда это удается.
Поэтому если с вашим ребенком что случается, а учитель не в полной мере сумел разобраться- не
задерживаясь, приходите в класс. Мы вместе попробуем справиться с проблемой.
Третьим пунктом воспитания культуры поведения является культура речи ребенка.
Речь наша богата. Но в последнее время мы слышим мало добрых и красивых слов и от
взрослых, и от детей. О недопустимости в семье грубых слов всем известно. Заострю ваше
внимание на том, как мы, взрослые, выражаем свой гнев и по какому поводу. Гнев, как и насморк,
весьма насущная проблема и игнорировать ее нельзя. В гневе мы теряем рассудок и обращаемся с
детьми, как со своими врагами: кричим, унижаем. Но нужно помнить о том, что гнев порой
слишком
дорого
обходится
нам
и
нашим
детям.
Не
отсюда
ли
маленькие
беглецы
из
дом,
замкнутость, испуг детей?
Наши ребята писали, что было бы, если они вдруг станут взрослыми.
Учитель читает ответы ребят на третий опрос анкеты:
помогал бы другим людям
получала бы одни пятерки
стали бы учителями, врачами. воспитателями
установил бы мир на планете
не ругала бы своего ребенка за двойки и тройки
никогда не бил бы своего ребенка.
Что ж, методы воспитания налицо. И некоторым родителям стоит задуматься, не умерить ли свой гнев по
отношению к детям, дабы не воспитать в нем черствость, жестокость, грубость.
ВОТ КАКИЕ СОВЕТЫ ДАЕТ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ ПСИХОЛОГ.
Выступает психолог или учитель сам читает памятку для родителей.
1.Назовите вслух свое чувство.
-Осторожно! Пора остановиться!
2.Я очень недовольна, я рассердилась.
-Я разгневана, но это скоро пройдет. Затем назовите причину своего гнева и попробуйте найти причину его в
дурном настроении, в плохой погоде, ссоре с супругом, но ни в коем случае не вините ребенка.
3.Посмотрите в окно, переключите внимание.
-Я приготовила хороший обед, который заслуживает похвалы.
Гнев выйдет, не причинив никому вреда. А потом, с хорошим настроением, спокойно, тихо поговорите со
своим ребенком о том, из- за чего вы дошли до такого состояния.
Делаем вывод: с сегодняшнего дня даже свой гнев выражаем не грубо и помним, что дети нам во всем
подражают.
А чтобы воспитание вашего ребенка происходило не урывками и эффективно, уделяйте им больше времени
вечерами и в выходные. К этому вас призывают рисунки ребят, откуда видно, чем занимаются папы, мамы,
родные дома.
Открыть рисунки. Проанализировать.
Картина почти одинакова: Мама на кухне, папа на диване, братья и сестры с друзьями, сами дети с
телефонами, планшетами, компьютерами или с кошкой, собакой, попугаем…
Наш разговор подходит к концу. Верится, что каждый из вас сегодня о многом подумал и решил что-
то изменить в общении с детьми.А о результатах этого разговора мы будем судить по рассказам детей, по их
сочинениям, действиям и поступкам.