Автор: Макарычева Елена Винцаса
Должность: преподаватель сольфеджио
Учебное заведение: СПб ГБУ ДО "Детская Школа Искусств №11"
Населённый пункт: Санкт-Петербург, пос. Металлострой, ул. Максима Горького, д. 5/10
Наименование материала: Статья “Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста”
Тема: “Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста”
Раздел: дошкольное образование
Статья
Развитие ритма
у детей дошкольного возраста
Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по культуре Санкт-Петербурга
государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации)
«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КОМИТЕТА ПО КУЛЬТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
“Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста”
Составитель:
Макарычева Елена д. Винцаса
преподаватель
СПб ГБУ ДО ”ДШИ”№11
музыкальное отделение
Санкт-Петербург 2017
1
Статья
Развитие ритма
у детей дошкольного возраста
Содержание
Введение
1. Психолого – педагогические аспекты музыкальности
2. Система работы по развитию чувства ритма у дошкольников
2.1. Цель и задачи ритмики
2.2. Методика обучения чувству ритма
2.3. Рекомендации родителям
Список литературы
Введение
2
Статья
Развитие ритма
у детей дошкольного возраста
Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием
жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Такое
многообразие
ритмов,
а
нередко
и
аритмичность
жизненных
процессов,
обусловленных
социальными
проблемами,
создает
хаотичность
в
отношениях
ребенка с миром и носит разрушительный характер. Значительную роль в создании
благоприятных
условий
для
гармонизации
отношений
ребенка
с
природной
и
социальной
средой,
с
окружающими
людьми
и
самим
собой
играет
система
образования, обеспечивающая ритмизацию жизненного пространства детей, что
является основой их здоровья, эмоционального благополучия, интеллектуального,
эстетического и физического развития.
Теоретические предпосылки изучения чувства ритма в процессе восприятия и
осмысления музыки имеются в трудах Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, Е.В.
Назайкинского, А.Н. Сохор, Б.М. Теплова, Г.М. Цыпина. Педагогические условия
эстетического
развития
детей
средствами
музыки
отражены
в
работах
О.А.
Апраксиной, Э.Б. Абдуллина, Н.А. Ветлугиной, В.И. Петрушина, К.В. Тарасовой.
Однако, рассматривая музыку как источник эмоционального, интеллектуального,
творческого развития детей, исследователи освещают проблему развития у детей
музыкального ритма и практически не затрагивают проблему развития чувства
ритма как свойства и качества личности детей.
Анализ научной литературы, программно-методических материалов и практика
организации
образовательной
деятельности
в
дополнительных
образовательных
учреждениях позволили выделить ведущие противоречия между: современными
потребностями
общества
в
активной
и
легко
адаптирующейся
к
различным
ритмическим условиям личности, и недостаточной разработанностью психолого-
педагогических условий, обеспечивающих гармоническое ее развитие;
•
потребностью
в
ритмически
организованной,
гармоничной
личности
и
отсутствием теоретического обоснования методического обеспечения по развития
чувства ритма как свойства и качества личности детей;
• необходимостью ритмической организации жизненного пространства и наличием
разритмизации, аритмичности образовательного процесса.
Таким образом, ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором
содержание
музыки,
ее
характер,
образы
передаются
в
движениях.
Основой
является
музыка,
а
разнообразные
физические
упражнения,
танцы,
сюжетно-
образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и
понимания.
3
Статья
Развитие ритма
у детей дошкольного возраста
Цель статьи теоретически рассмотреть проблему развития чувства ритма у детей
дошкольного возраста.
1. Психолого – педагогические аспекты музыкальности
Определение
структуры
музыкальности
позволяет
установить
те
музыкальные
способности, которые надо развивать для успешного выполнение ребенком того
или
иного
вида
музыкальной
деятельности.
«Музыкальность
—
это
чисто
человеческое
свойство,
сложившееся
в
процессе
общественной
практики.
Оно
исторически
обусловлено:
человек
постепенно
привыкал
различать
в
звуках
человеческой
речи,
в
звуках
природы
различные
свойства
—
их
высоту,
длительность. Постепенно выкристаллизовывались выразительные интонации… В
процессе
этой
деятельности
формировались,
создавались
музыкальные
способности». Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968. — С.
151.
В
исследованиях
последнего
времени
намечена
тенденция
трактовки
музыкальности
как
комплекса
свойств
личности
человека,
возникшего
и
развивающегося в процессе возникновения, создания и усвоения музыкального
искусства.
Под воздействием музыки у человека постепенно возникает особая слуховая и
эмоциональная восприимчивость, которая в процессе музыкального развития все
более углубляется и дифференцируется. Музыкальность характеризуется единством
биологических и социальных элементов, поскольку ее качество зависит как от со-
четания специальных способностей и особенностей личности данного человека,
так и от ориентации его в музыкальных явлениях данного общества.
Музыкальность,
таким
образом,
—
это
своеобразная
форма
ориентировки
в
музыкальных явлениях. «Главный признак музыкальности — переживание музыки
как
выражения
некоторого
содержания,
основными
же
носителями
этого
содержания являются в музыке высотное и ритмическое движение». Теплов Б.М.
Проблемы индивидуальных различий — М., 1961 — С. 231.
Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия,
Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода
музыкального
воспитания
швейцарский
педагоги
композитор
Эмиль
Жак-
Далькроз{1865— 1950). Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития
музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.
Особая
ценность
и
жизнеспособность
его
системы
музыкально-ритмического
воспитания—в ее гуманном характере. Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать
4
Статья
Развитие ритма
у детей дошкольного возраста
ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование»,
проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать
себя в движениях. Э. Жак-Далькроз создал систему ритмических упражнений, по
которой обучал своих учеников на протяжении десятков лет; в ней музыкально-
ритмические задания сочетались с ритмическими упражнениями (с мячом, лентой)
и играми.
Музыкально-ритмическое воспитание детей и юношества в нашей стране было
построено
на
основе
ведущих
положений
системы
Э.
Жак-Далькроза.
Отечественные специалисты по ритмике Н.Г. Александрова, В.А. Гринер, М.А.
Румер,
Е.В.
Конорова
и
др.
о собо е
внимание
уделили
п од б о р у
высокохудожественного репертуара для занятий по ритмике: наряду с классической
музыкой
они
широко
использовали
народные
песни
и
мелодии,
произведения
современных композиторов, яркие и динамичные по своим образам.
Уже в 20-е гг.прошлого века в нашей стране начали разрабатываться системы
ритмического
воспитания,
специфичные
для
музыкальных
школ,
театральных
училищ и институтов, консерваторий и т. п.
В
создании
системы
ритмики,
рассчитанной
на
детей
дошкольного
возраста,
участвовали М. А. Румер, Т.С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю.А. Двоскина, позднее
-Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман, С.Д. Руднева и другие.
В
детском
саду
вместо
термина
«ритмика»
вначале
пользовались
терминами
«ритмические
движения»,
«музыкально-двигательное
воспитание»,
затем
«движение
под
музыку»,
«музыкальное
движение»,
«музыкально-ритмические
движения».
На
протяжении
многих
лет
шла
дискуссия
о
наиболее
точной
формулировке.
Однако
между
всеми
этими
терминами
нет
принципиального
различия,
так
как
большинство
специалистов
по
музыкально-ритмическому
воспитанию в дошкольных учреждениях справедливо считали музыку «исходным
моментом» в ритмике, а движение—средством ее усвоения. См.: Бабаджан Т. С. и
др. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях. — М., 1930.
Итак, вопрос о соотношении музыки и движения в ритмике был решен однозначно:
музыке
отводится
ведущая
роль,
движению—
второстепенная.
Вместе
с
тем
специалисты
сделали
важный
вывод:
только
органическая
связь
музыки
и
движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей.
В мировой практике музыкального воспитания по-прежнему используется термин
«ритмика»,
поэтому
возможно
и
целесообразно
признать
его
и
в
дошкольном
воспитании.
5
Статья
Развитие ритма
у детей дошкольного возраста
2. Система работы по развитию чувства ритма у дошкольников
2.1. Цель и задачи ритмики
Цель
ритмики
состоит
в
углублении
и
дифференциации
восприятия
музыки
(выделении средств выразительности, формы), ее образов и формировании на этой
основе навыков выразительного движения.
Задачи ритмики:
-
учить
детей
воспринимать
развитие
музыкальных
образов
и
выражать
их
в
движениях,
согласовывать
движения
с
характером
музыки,
наиболее
яркими
средствами выразительности;
- развивать основы музыкальной культуры;
- развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку,
слуховые представления, чувство ритма);
- учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра,
пляска,
упражнение),
различать
простейшие
музыкальные
понятия
(высокие
и
низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и
тихая музыка и т. Д.);
- формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в
игре, танце, хороводе и упражнении;
- развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и
товарища,
придумывать
«свой»
игровой
образ,
персонаж
и
«свою»
пляску,
комбинируя
различные
элементы
физкультурных
упражнений,
танцевальных
и
сюжетно-образных движений.
Задачи
эти
успешно
решаются,
только
если
используются
под линно
художественные
произведения.
Репертуар
может
быть
самым
разнообразным
(фольклор, классическая музыка всех эпох, современная музыка).
Виды ритмики тесно связаны с той областью движений, откуда они заимствованы.
Источниками движений для ритмики принято считать физические упражнения,
танец и сюжетно-образные движения.
Из физических упражнений в ритмике применяются основные движения (ходьба,
бег, подпрыгивания-поскоки), общеразвивающие (без предметов и с предметами) и
строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения).
В
ритмике
используются
несложные
элементы
народных
плясок,
хороводов,
бальных танцев, которые составляют основу современных детских композиций.
Сюжетно-образные
движения
включают
имитацию
повадок
животных
и
птиц,
передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных для каких-либо
профессий, и т. д.
6
Статья
Развитие ритма
у детей дошкольного возраста
На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики:
1) музыкально-ритмические упражнения;
2) танцы, пляски, хороводы;
3) музыкальные игры.
2.2. Методика обучения чувству ритма
Методы и приемы. При обучении ритмике используются традиционные методы:
наглядный, словесный и практический.
В данной работе выделено то общее, что характерно для их применения во всех
возрастных группах.
В наглядном методе это прежде всего постоянное сочетание наглядно-слухового и
наглядно-зрительного
приемов.
Исполнение
музыки
каждый
раз
должно
сопровождаться показом. И насколько художественным, ярким будет это сочетание,
настолько
эффективным
будет
обучение
ритмике.
Исполняя
музыкальное
произведение,
педагог
должен
творчески
осмыслить
и
передать
замысел
композитора, в народной же музыке следует позаботиться о художественном уровне
ее обработки. Показ движения нужно заранее хорошо продумать: сравнительно
легко продемонстрировать действия отдельных персонажей (зайца, мишки, лисы) и
намного сложнее развернуть сюжет игры или различные хороводные построения. В
этом
случае
музыкальный
аккомпанемент
на
фортепиано
можно
заменить
грамзаписью,
напеванием
мелодии,
под
которую
музыкальный
руководитель
показывает
движение.
Иногда
педагог
обращается
за
помощью
к
детям,
предварительно
подготовив
их
к
нужным
действиям.
Но
порой
всего
этого
оказывается недостаточно, и тогда одновременно с показом звучит объяснение.
Педагог
может
использовать
и
тактильно-мышечную
наглядность,
т.
е.
прикосновение к ребенку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей
туловища, выпрямить осанку и т. д.
Словесный
метод
(беседа
о
характере
музыки,
средствах
ее
выразительности,
объяснение, рассказ о ее образах, напоминание, оценка и т. д.) широко применяется
в процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным
и практическим методами. Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе
отдельных приемов и в дозировке их в зависимости от вида ритмики и возраста
детей.
При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного
музыкально-ритмического
движения)
особенно
важно
предварительно
«отрабатывать»
в
подводящих,
подготовительных
упражнениях
элементы
бега,
поскоков, подпрыгиваний, манипуляций с предметами и т. д., а затем уже включать
их в игры, пляски и хороводы. Такое построение занятий облегчает освоение
навыка, и ребенок может сосредоточить внимание на образах, настроении музыки и
7
Статья
Развитие ритма
у детей дошкольного возраста
передаче
ее
в
выразительных
движениях.
Вместе
с
тем
нельзя
превращать
подготовительные упражнения в тренаж - необходимо облекать их в интересную,
занимательную форму, используя для этого игровой и частично соревновательный
методы.
2.3. Этапы и методика обучения чувству ритма на музыкальных занятиях
Традиционное
обучение
музыкально-ритмическим
движениям
на
занятиях
включает три этапа.
На
первом
этапе
ставятся
задачи:
ознакомить
детей
с
новым
упражнением,
пляской,
хороводом
или
игрой;
создать
целостное
впечатление
о
музыке
и
движении; начать разучивание (в общих чертах).
Методика обучения состоит в следующем: педагог прослушивает вместе с детьми
музыкальное произведение, раскрывает его характер и показывает музыкально-
ритмическое движение, стремясь пробудить в детях желание разучить его. (Показ
должен быть правильным, эмоциональным и целостным.) Затем педагог поясняет
содержание, элементы этого движения, при необходимости показывает каждый
отдельно и даже может предложить детям выполнить их. Если элементы хорошо
знакомы
(или
не
представляют
особой
трудности),
то
преподаватель
вместе
с
детьми
выполняет
новое
движение
полностью.
При
этом
педагог
напоминает
последовательность
элементов
композиции,
разъясняет
и
вновь
показывает
движение для более точного выполнения задания. Важное значение на первом
этапе (как и в дальнейшем) имеет объективная и тактичная оценка педагогом
действий
каждого
ребенка,
чтобы
сохранить
эмоционально-положительное
отношение детей к занятиям.
На втором этапе задачи изменяются: это углубленное разучивание музыкально-
ритмического движения, уточнение его элементов и создание целостного образа,
настроения музыкального произведения.
Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий,
своевременно, доброжелательно оценивает достижения детей. Если появляются
затруднения,
педагогу
следует
вновь
обратиться
к
музыке,
ее
выразительным
средствам, наглядному показу движения (с соответствующими пояснениями). На
данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осознанно выполняли
движения. Для этого педагог задает вопросы о характере музыки и движения,
предлагает вкратце пересказать сюжет игры или композиции хоровода и т. д. Эти
приемы
помогают
детям
глубже
прочувствовать
музыку,
запомнить
последовательность движений, найти соответствующий образ.
На третьем этапе обучения ритмике задача заключается в том, чтобы закрепить
представления о музыке и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять
разученные движения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни (под
звукозапись, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пение).
8
Статья
Развитие ритма
у детей дошкольного возраста
Методика закрепления и совершенствования музыкально-ритмического движения
нацелена на работу над его качеством. Педагог, напоминая последовательность,
используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создает условия для
эмоционального
выполнения
детьми
музыкально-ритмических
движений.
Желательно предлагать также творческие задания, например, внести изменения в
знакомую пляску или игру, придумать новую композицию хоровода из разученных
элементов танца.
Таким образом, музыкальные занятия - основная форма организации обучения
детей;
однако
обучение
следует
осуществлять,
используя
все
подходящие
жизненные ситуации как в музыкальной школе, так и в семье.
2.3 Рекомендации родителям по развитию чувства ритма у дошкольников
Слушайте музыку
Она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию.
Ребенок с конца первого — начала второго года жизни с удовольствием слушает
детские песенки и инсценировки детских сказок. Уже в этом возрасте можно
приучать малыша слушать классическую музыку.
Чаще включайте музыку в детской комнате. Она может сопровождать любые
занятия ребенка, но позаботьтесь, чтобы звук был приглушенным.
Учите ребенка воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением
Если малыш еще не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте его
ручками, взяв их в свои руки; отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой.
Поощряйте движения под музыку
Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны. Организуйте домашний оркестр из
игрушечных музыкальных инструментов или куханной утвари. Меняйте темп
движений (то быстрее, то медленнее).
Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи
Двигательное упражнение «Ноги и ножки» (для детей от 3 лет)
Большие ноги шли по дороге: топ-топ, топ-топ, топ-топ. (ходьба в медленном
темпе, четко опуская ногу на всю стопу).
Маленькие ножки бежали по дорожке: топа-топа-топа-топ, топа-топа-топа-топ. (бег
на носках с остановкой на последнее слово).
«Часы»
9
Статья
Развитие ритма
у детей дошкольного возраста
Тик-так, тик-так, все часы идут вот так (наклоны головы то к одному плечу, то к
другому).
«Непослушный дождик» (для детей от 3 лет)
Дождик — кап! Дождик — кап!
То сильней, то тише. (ударять указательным пальцем одной руки по ладони
другой).
Не стучи, не стучи,
Не стучи по крыше! (грозить пальцем)
Непослушный какой! (укоризненно покачать головой).
Погоди, не лейся!
Заходи к малышам (поманить руками).
И в тепле погрейся! (положить ладони на плечи, скрестить ладони на груди
«Прогулка»
По узенькой дорожке
Шагают наши ножки (ходить по кругу друг за другом, высоко поднимая ноги),
По камешкам, по камешкам (поскоки с ноги на ногу в медленном темпе),
И в ямку… бух! (сесть на пол на последнем слове).
Меж еловых мягких лап (стучать пальцами по столу)
Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)
Где сучок давно засох,
Серый мох-мох-мох (поднять руки над столом, сжимать-разжимать кулаки).
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб. (указательным пальцем правой руки касаться поочерёдно
всех пальцев левой руки)
Кто нашёл его друзья? (сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показать его)
Это я, я, я!
Ох, ох что за гром? (руки к щекам, наклоны в сторону)
Муха строит новый дом (движения, имитирующие работу с молотком).
Молоток: тук-тук (хлопки руками),
Помогать идёт петух (шаги с наклонами в стороны).
На двери висит замок. (руки сцеплены в замок)
Кто его открыть бы мог? (пытаться разъединить руки)
Повертели, покрутили, (покрутить сцепленными руками)
Постучали и открыли. (постучать «замком» по столу и расцепить руки)
Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),
Да и снова полетели.
Наша ёлка велика (круговое движение руками),
Наша ёлка высока (встать на носочки),
Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носочки),
Достаёт до потолка (потянуться).
Будем весело плясать. Эх, эх, эх!
Будем песни распевать. Ля-ля-ля!
10
Статья
Развитие ритма
у детей дошкольного возраста
Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять!
«Мы топаем ногами»
Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).
Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).
Мы руки поднимаем (руки вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведем (руки в стороны).
И побежим кругом (бег).
Рисуйте узоры
Декоративно-орнаментальный рисунок включает повторяющиеся и чередующиеся
элементы, симметричную композицию.
Вырезайте бумажные салфетки, скатерти, снежинки
Подбирайте рифмующиеся слова
Рифмовки построены по законам ритма и рифмы, служат развитию не только
вышеуказанных способностей, но и развитию фонематического восприятия.
Игра «Подскажи словечко» (для детей от 4 лет)
Я сегодня утром рано
Умывался из-под… (крана)
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке… (лапу)
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался… (зайка)
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая… (лисица)
Уронила белка шишку,
Шишка стукнула… (зайчишку)
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему… (штанишки)
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки)
Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на… (машине)
Чтобы ноги отдохнули,
Посиди-ка ты на… (стуле)
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе… (живот)
Верещунья, белобока,
И зовут ее… (сорока)
В реке большая драка
Поссорились два… (рака)
11
Статья
Развитие ритма
у детей дошкольного возраста
Здесь хорошее местечко,
Протекает мимо… (речка)
Между гор издалека
Течет бурная… (река)
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно,… (карандаш)
Мы купили кошке
Новые… (сапожки)
Исключайте лишние слова из ритмического ряда
«Какое слово лишнее?»
Мак, бак, рак, банан. Сом, ком, крокодил, дом. Лимон, вагон, кот, батон. Ветка,
клетка, диван, сетка. И т.д.
Список литературы
1. Бабаджан Т. С. и др. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных
учреждениях. — М., 1930.
12
Статья
Развитие ритма
у детей дошкольного возраста
2. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в
детском саду. – М., 1983.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968.
4. Метлов Н.А. Музыка – детям. – М., 1985.
5. Методика музыкального воспитания в детском саду/ Под ред. Ветлугиной Н.А. –
М., 1989.
6. Музыка в детском саду / Под общ. ред. Н.А. Ветлугиной. — М., 1972.
7. Музыка и развлечения / Сост. Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская. — М., 1967.
8. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий
— М., 1961
13