Автор: Кузмичёва Раиса Ивановна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: г. Соликамск, Пермский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Моя малая родина.История города."
Раздел: среднее образование
Классный час в 6 С(К )к на тему
Моя малая Родина
.История города.
Классный руководитель: Кузмичёва Раиса Ивановна
Цели:
1. Расширение и углубление знания учащихся об истории родного города.
2. Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.
Задачи:
1. Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.
2. Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей
старшего поколения.
3. Формировать потребность в сохранении исторических и культурных
памятников родной земли.
4. Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.
5. Содействовать моральному развитию детей.
Оформление: Презентация, карточки с названием группы.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: формирование ценностного отношения к родному краю,
навыков взаимодействия в группе.
Познавательные УУД: самостоятельно делать выводы, перерабатывать
информацию.
Регулятивные УУД: выбирать действия в соответствии с поставленной
задачей.
Коммуникативные УУД: уметь строить монологическое высказывание,
формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые
средства для решения коммуникативных задач.
Оформление: Презентация,карточки с названием групп.
Ход классного часа.
1.Организационный момент.
Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы –
россияне! Россия – огромная страна .
Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и
Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки,
глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки,
светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся
нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.
- Что такое Родина для каждого из нас?
Если скажут слово – Родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
А другим, наверно вспомнится
Свой родной уютный двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная.
Но у всех она одна. (З. Александрова)
2. Сообщение темы. Целевая установка.
У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где
живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом.
Говорят: «Где родился, там и пригодился».
Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и
игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся
основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять
их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом
сердце.
Пусть в сердце каждого из вас живет любовь к своей малой родине.
Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя
школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
История родного края - это наша история. Страшно обедняет свою жизнь тот,
кто живет, не ведая своих корней. Такому ничего не стоит взорвать древний
храм, уничтожить за ненадобностью редкую старинную книгу. Ведь любить
свой родной город, значит любить тот район, то географическое
пространство, где человек родился, получил первые жизненные впечатления,
испытал первые радости и горечи. Но истинная любовь к родине немыслима без
знания её великого, трагического и прекрасного прошлого.
- Как называется край, в котором мы живём? (Пермский край)
- Назовите главный город Пермского края. ( Пермь)
- Если мы скажем, что живем в России, в Пермском крае, то, наверное, будет
очень трудно найти наш родной уголок, так как Пермский край
оченьбольшой, поэтому нам надо уточнить наш адрес.
Сегодня мы будем говорить о нашем родном городе, где мы родились и живем.
Вы трудились над проектом для того, что бы лучше, больше узнать о родном
вам уголке. Среди вас были патриоты, следопыты, поэты, историки.
3. Работа групп.
И сегодня каждый из вас расскажет это всем ребятам, а значит, мы точно
назовем свой адрес.
Слово предоставляется ребятам из группы « Патриоты».
Они расскажут о том, что они узнали об истории города, его основании.
«Соликамск городок - Москвы уголок».
Эта меткая пословица о нашем древнем городе.
Начало города Соликамска связывают с XV веком 1430-м годом, когда выходцы
из Вологды, посадские люди братья Калинниковы, основали на реке Усолке
варницу и поселение.
Первоначально город в летописи 1506 г. назывался Усолье на Камском, позднее
Усолье Камское, а с конца XVI века Соль Камская.
Солеварение было основой существования Соликамска, с момента его
рождения в XV веке до 1972 года. В конце XVII века Соликамск был центром
российского солеварения: ежегодный объем производства в городе и уезде на
231 варнице составлял 7 млн. пудов соли, что составляло 70% от
общероссийской добычи. В Соликамске действовали 2 солеваренных завода-
Георгиевский и Троицкий ( принадлежал известной семьи Рязанцевых). От
первого остались только старые фотографии, а от второго самая известная
рассолоподъёмная скважина- Людмилинская.
Завод был основан в 1878 году соликамским купцом А.В. Рязанцевым в селе
Усть-Боровском. Построен он за четыре года с применением ряда новшеств,
несмотря на которые технологическая цепочка завода отражает практически
весь солеваренный процесс более раннего времени. Промысловые деревянные
сооружения завода по своим архитектурным достоинствам относятся к
уникальным памятникам русского деревянного зодчества. Это
рассолоподъемные башни, соляные лари, варницы и амбары. Сооружения
промыслов — трубы, башни над ними, лари для хранения рассола, варницы,
амбары — были первыми постройками нового поселения.
К концу XVII — началу XVIII в. Соликамск был крупнейшей «солеварней»
России. Соль Камская давала в это время более половины всей реализуемой в
стране соли.
В настоящее время варка соли в городе прекращена. Последний солеваренный
Усть-Боровской завод закрыл производство в 1972 году.
Людмилинская скважина
Недалеко от центра города, если идти на северно-восток по берегу Усолки,
находится знаменитая Людмилинская соляная скважина. Скважине этой уже
более ста лет. Когда-то, на этом месте находился Троицкий солеваренный завод,
принадлежащий купцам Рязанцевым. Людмилинская скважина была пробурена
в 1906-1907 годах прошлого столетия. Имела глубину около 100 метров.
К большому разочарованию всех, рассол из Людмилинской скважины оказался
горьким, а значит соль из него была непригодной для пищи. Как оказалось
впоследствии, в ней было повышенное содержание калия, на что тогда не
обратили внимания. Значительно позже эту новость оценили по достоинству,
т.к. это означало, что в России впервые были обнаружены залежи калийной
соли, которую до этого приходилось завозить из-за границы.
Бабиновская дорога
Подлинное величие обрел Соликамск с открытием нового сухопутного пути,
связывающего центральную Россию с Сибирью. В 1595 году царь Федор
Иоаннович велел отыскать человека, который бы вызвался указать новый путь
через Уральские горы.
Прямую дорогу удалось разведать Артемию Сафроновичу Бабинову, выходцу
из деревни Верх-Усолки. Бабинов, рискуя жизнью, несколько суток шел по
следам лесных охотников. Чтобы не терять тропу, он заламывал ветки деревьев.
Так и прошел через уральский хребет.
В Москве его официально нарекли «Новой Сибирской Верхотурской дорогой»,
а в народе прозвали Бабиновской, по имени первопроходца.
Каменное зодчество
Вторая половина XVII века положила начало каменному зодчеству Соликамска.
И
сегодня
визитной
карточкой
города
является
архитектурный
ансамбль,
жемчужины
которого —
Т р о и ц к и й
с о б о р
и
е г о
к о л о к о л ь н я ,
Крестовоздвиженский
собор,
множество
церквей:
Спасская
церковь,
Красносельская
Иоанно-Предтеченская ,
Богоявленская
ц е р ко в ь ,
Преображенская церковь, Вознесенская церковь. В Соликамске расположено и
старейшее светское здание Пермского края — Дом воеводы, построенный в
1688 году. Много удивительного в этом доме-крепости, который строили с
таким
расчетом,
чтобы
врагам
нелегко
было
проникнуть
внутрь.
Когда
пробираешься по его крутым и узким внутренним ходам, так и кажется, что
сейчас появится из-за поворота стрелец, вооруженный бердышем.
История Ботанического сада
Предположительно, летом 1731 года сын крупного промышленника,
действительного статского советника Акинфия Демидова, Григорий заложил в
селе Красном под Соликамском первый в России ботанический сад. В его
систематизации, описании и развитии принимали участие ученый
Петербургской академии наук Георг Стеллер и шведский натуралист Карл
Линней. Уникальность сада принесла Демидову мировую известность. В конце
1760-х гг. А. Турчанинов в своей усадьбе открыл второй ботанический сад. К
началу XIX в. оба сада были заброшены.
В
мае
1994
года
администрация
Соликамска
приняла
решение
о
создании
питомника декоративных культур, ставший преемником старинного чудо-сада.
Коллекционный
фонд
насчитывает
более
2
тысяч
видов,
форм
и
сортов
растений, который расположился на берегу реки Усолка.
-Большой и красивый наш город. И у него, как и у каждого населённого пункта,
есть свой отличительный знак.
-Как он называется? (Герб ).
Своим возникновением на карте России город обязан именно соли. Один
историк справедливо заметил про Соликамск: «Да тут всюду соль, куда ни
глянь». Это правда. Соль в названии города. Она изображена на гербе
Соликамска. Развеяна в местном воздухе. Спрятана под землей.
Ребята из группы «Историки» изучали герб города, историю его создания
В середине XVIII века Пермское наместническое правление
выслало
в
Герольдию
Сената
проект
герба
Cоликамска:
в
верхней части пересеченого щита выходящая из облака рука,
натягивающая лук, выше крест; в нижней половине - "цырен
или сковорода в которой вываривается из вынятого росолу соль
и колодез соляной показующий избыточество в той округе сей
необходимой роду человеческому вещи".
Рука
с
луком
и
крест,
герб
Вятки,
по
свидетельствам
современников изображалась на гербе воеводской канцелярии в Соликамске.
Хотя город и не относился к Вятской провинции.
Герб Соликамска, составителем которого считается
граф Ф. М. Санти, был утверждён 17 июля 1783 года.
«В верхней половине щита герб Пермский, в нижней половине в
золотом поле соляной колодезь, с опущенным в него ведром для
вынутия соли и с означенными на оном соляными потоками»
Проект герба Соликамска 1862 года:
«В золотом щите перевязь влево, состоящая из серебряных и
лазурных ромбов в 2 ряда. В вольной части герб Пермской
губернии. Щит увенчан серебряной стенчатой короной и
положен на две положенные накрест кирки, соединённые
Александровской лентой.»
Восстановлен 11 февраля 1992 года.
Новое описание герба Соликамска:
«В золотом поле на зеленой земле - черный круглый колодец меж
таковых же двух столбов с воротом и с колесом при правом
столбе, присоединенным проводом своротом, внутри колодец
серебряный, веревка на вороте и подтеки соли на краях колодца -
того же металла. В вольной части - герб Пермского края».
27 октября 1999 года Решением Соликамской городской Думы "О Положении о
гербе города Соликамска" утверждён (восстановлен) герб города Соликамска:
«В верхней части щита герб Пермской области, в нижней - в золоченом поле
соляной колодец с опущенным в него ведром для вынимания соли и с
означенными на нем соляными потоками».
Современный герб Соликамска утвержден решением Соликамской городской
Думы от 12 февраля 2009 и внесен в Государственный геральдический регистр
Российской Федерации .
Геральдическое описание герба гласит: «В золотом поле на
зеленой земле - черный круглый колодец меж таковых же двух
столбов с воротом и с колесом при левом столбе, соединенном
приводом с воротом; внутри колодец серебряный; веревка на
вороте и потеки соли на краях колодца и на земле близ колодца -
того же металла. В вольной части - герб Пермского края».
-Вы все живёте в городе Соликамске, но у вас у каждого есть свой
дом и он стоит на какой – то улице. Это и есть ваш точный конечный
адрес.
Улицы – это родословная города.
- А что означает слово «улица»?
В словаре В. Даля можно прочитать: Улица – простор меж двух порядков
домов; полоса, проезд, дорога, оставляемая промеж рядами домов (В.Даль)
Улица – в населённых пунктах: два ряда домов и пространство между ними для
прохода и проезда, а также само это пространство.( С.И.Ожегов)
Названия улицы - хранители памяти прошлых поколений. Само название
улиц несет в себе информационную нагрузку.
За каждым названием улицы стоит загадочная история его возникновения и
жизни. Разгадать эти «загадки» - занятие интересное и увлекательное.
А вы знаете, почему ваша улица носит такое имя?
Ребята из группы «Следопыты» провели исследовательскую работу и узнали,
почему улицы, на которых вы живёте, так называются.
В микрорайоне Клестовка есть улица, которая носит имя первого директора
калийного комбината, награжденного орденом Ленина, «Почётного гражданина
города Соликамска» Владимира Цифриновича.
В 1931 году Владимир Ефимович был назначен руководителем строительства,
управляющим трестом "Союзкалий", директором первого в стране калийного
комбината. В период строительства первого в стране калийного комбината, он
проявил себя как умелый организатор, хозяйственный руководитель.
В третьем микрорайоне, располагается улица Бабушкина.
Бабушкин Иван Васильевич ( 1872 - 1906) – профессиональный
революционер большевик – подпольщик, разъездной агент газеты «Искра»,
расстрелян карателями.
В центре города расположена улица Всеобуча.
В 30 – 40 годы в городе шла активная работа по обучению неграмотных и
малограмотных граждан города. Основными предметами являлись родной язык,
арифметика, география. На рудниках организовывались курсы для обучения
неграмотных членов профсоюза. Так дневные и вечерние школы города
выполняли план всеобуча.
«Сердцем города» называют соликамцы улицу 20-летия Победы: самую
протяженную, центральную, важную, культурную, и потому «самую красивую».
До революции она называлась Преображенская – в честь Спасо-
Преображенской церкви. С приходом советской власти получила название
улицы Третьего Интернационала. Нынешнее название дано в 1965 году.
Самая красивая улица в городе — Набережная.
Улица Набережная была образована из двух: Богоявленская Набережная и
Монастырская. Называлась Спасская, потом Ленина, Набережной стала в 1985
году. Прежде всего, характеризуется большим количеством исторических
зданий.
Земляки нашего города всегда принимали участие в защите своего Отечества.
Много погибло наших земляков в годы войны. Память их увековечена на
мемориальной доске у Вечного огня, памятник соликамским танкистам,
памятник Героям ВОВ по улице Мира, мемориал «Слава героям ВОВ» по улице
Правда . Памятник Герою Советского Союза Н.А.Латкину.
Жизнь современного города.
А как живёт Соликамск сегодня?
Основная промышленность города - горнохимическая (добыча калийных солей
и производство минеральных удобрений) - ОАО «Сильвинит» (с 2011 года ОАО
«Уралкалий»), а также металлургическая промышленность - производство
магния, основанное на переработке калийно-магниевых солей ОАО
«Соликамский магниевый завод». В городе также имеются предприятия
лесопромышленного комплекса - ОАО «Соликамскбумпром»,
лесозаготовительный комбинат, строительные организации, предприятие
пищевой промышленности (мясокомбинат и др.), оборонный завод «Урал» -в 20
веке самый крупный военно-промышленный завод в Восточной Европе.
Наиболее мощная промышленная отрасль города -калийная промышленность.
В 2010 году в Соликамске открыли памятник «Символа Соли», созданного
пермским скульптором Рустамом Исмагиловым, которое состоялось в
центральном сквере города Соликамска. В течение года была проведена
реконструкция центрального сквера.
Чтение стихов о Соликамске
- Красив и богат наш город, много в нём достопримечательностей. А ещё
больше хороших трудолюбивых талантливых людей. Это они прославляют свой
город в стихах.
Ребята из группы «Поэты» нашли стихи разных поэтов в журналах, газетах,
выучили их и сейчас нам прочитают.
1. « Древний город»
Древний город – Соль на Каме,
Наш любимый Соликамск.
В нём живу я и учусь,
Своим городом горжусь.
Хоть он старый, но красивый,
Город наш непобедимый.
Он века уже стоит
И имеет гордый вид.
Церкви, храмы, купола,
Современные дома,
Соль из недр, бумага, лес –
Вот чем гордится житель здесь.
Анна Вахрушева
2. «Мой Соликамск»
Анджела Пуйша
На горизонте соляные горы.
И церкви над Усолкой встали в ряд.
Бескрайние таёжные просторы.
И этой, я картине с детства рад.
И хоть уеду я, и лет пройдёт не мало,
Я знаю, что вернусь сюда назад.
В краю чужом тебя мне не хватало,
Мой древний, соляной Уральский град.
Достоинств у тебя мой город много,
За встречу нашу, всё, что есть отдам.
Пусть здесь кончается железная дорога,
Зато весь мир упал к твоим ногам!
3. «Чудный край»
Есть на свете чудный край,
(Тайну нам открыли).
В том краю есть город-рай.
(Все бы так бы жили).
Люди древние не зря
Спрятали здесь клады,
Это жители “темнят“:
-Солью лишь богаты.
Ботанический сад здесь,
Первым был в России.
Реки,горы вдаль зовут,
Места нет красивей.
4. «Мой родной Соликамск.»
На вольном просторе на Камском
Есть город, в который влюблён,
Его нарекли Соликамском,
Как Родина дорог мне он.
Соликамск – это соль и бумага,
И напев седой старины.
Это наша любовь и отвага
И рабочая гордость страны!
Стоят величаво соборы
В кругу заводских корпусов.
Синеют над Камой узоры
Могучих уральских лесов.
В. Солупаев.
4. Итог занятия.
Путешествие в прошлое нашего города подходит к концу.
Скажите удалось ли ребятам достичь той цели, которую мы
поставили в начале занятия?
-Теперь мы многое знаем о своей малой родине, и можем точно
назвать свой адрес. ( страна, край, город, улица)
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет звать нас в
родные края.
Историю своей страны и своего города должен знать любой
уважающий себя человек, любой гражданин России.
Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну, твой
город.
Гордись тем, что ты- гражданин великой многонациональной
России!
Я люблю тебя, мой город,
Для меня ты вечно молод.
Пусть рекой текут года,
Ты, мой город, навсегда.
5. Рефлексия:
- Понравилась вам работа, которой вы занимались?
- Что она помогла вам узнать о своей малой родине?
Прошу оценить работу ребят.
Материал интересный , узнал много нового
Материал заинтересовал, хочется узнать больше
Материал хороший, но я это уже знаю
Надеюсь, что сегодня вы открыли для себя много нового, интересного
из истории своего города и еще больше будете любить и беречь свою
родную землю, свою малую родину.
Самоанализ классного часа «Моя малая Родина»
классного руководителя 6 д класса Кузмичёва Р.И.
Основные принципы работы
Принцип вариативности.
Принцип сотворчества.
Принцип созидательной творческой деятельности.
Принцип гуманизма.
Цели:
Расширение и углубление знания учащихся об истории родного города.
Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.
Задачи:
Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.
Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей
старшего поколения.
Формировать потребность в сохранении исторических и культурных
памятников родной земли.
Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.
Содействовать моральному развитию детей.
Оборудование: Презентация.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов
образования относится нравственное воспитание. Актуальность
данной темы возрастает в связи с ростом роли патриотического
воспитания. Огромную важность приобретают вопросы
патриотического воспитания через изучение своей малой родины.
Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья,
дом, школа, это памятные места родного города, его исторические и
культурные центры, предприятия и, конечно, люди, гордость и слава
родного города.
Изучение родного края необходимо, так как закладываются основные
качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!» Уяснить
неразрывную связь, единство истории своего края, семьи, школы с
жизнью нашей страны; воспитать детей гражданами своей Родины,
знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи
своей родной земли, школы. Тематика классного часа прослеживалась
на протяжении всего внеклассного занятия.
Использовала разнообразные методы и приемы. Работа была
направлена на формирование у учащихся понятия «Малая Родина»,
ребята рассуждали о том, что значит Малая родина, что такое
историческая память в отношении к своей Малой Родине, почему она
важна для человека, в чем должна проявляться ответственность перед
Малой Родиной сегодня и в будущем, что значит думать и переживать
за судьбу Малой Родины.
Дети были организованны, дисциплинированны и активны. В ходе
классного часа работала над развитием речи учащихся, добивалась
распространенных ответов в высказываниях детей. Классный час был
эмоционально насыщенный. Удалось полностью реализовать
поставленные задачи.
Завершая работу, учащиеся согласились с мнением учителя в том, что
изучая историю своей Малой Родины, каждый может гордиться своей
малой Родиной.