Авторы: Шикарева Мария Юльевна, Шамбулина Зинаида Германовна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Начальная школа - детский сад" г. Чебоксары
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеклассное мероприятие "Давайте сохраним..."
Раздел: начальное образование
Внеклассное мероприятие по окружающему миру «Давайте сохраним…»
Внеклассное мероприятие подготовили учителя начальных классов
МБОУ «НШ – ДС» г. Чебоксары Шикарева М.Ю. и Шамбулина З.Г.
Цели и задачи мероприятия:
- Познакомить и расширить знания детей о природе, красоте леса, его богатствах и целебных
растениях.
- Популяризировать лучшие книги по природе и экологии.
- Привлечь детей к чтению и запоминанию стихов и песен, пословиц и поговорок о лесе.
- Учить детей бережно относиться к природе.
- Доставить детям радость от участия в общем празднике.
Оформление зала:
1.Для украшения сцены использовались изображения березы, птиц, животных, целебных трав
и цветов.
2.Организована и оформлена книжная выставка на тему: "Природа-мир, тайник вселенной
Разделы:
Красота, дарующая радость. Заповедными тропами.
Певцы родной природы. Тайны целебных трав. Плач природы.
3.Выставка "Лесная кладовая" (детские рисунки, поделки и сочинения о природе.)
4.Прослушивание музыкальных композиций: музыка леса, пение птиц, мелодии природы,
журчание воды.
5. Презентация.
Место проведения: актовый зал школы.
Участники мероприятия: учащиеся 2 б и 3б класса.
Ведущие: классные руководители 2б и 3б классов.
З.Г.: - Добрый день! Сегодня мы собрались на совместное мероприятие. Просим вас быть
активными участниками.
- 3б Катя А. «Есть просто храм…»
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм.
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь!
М.Ю.: - Ребята, кто из вас догадался, о каком храме рассказала Катя? (ответы)
З.Г.: - Кто скажет, о чём сегодня будем говорить? (ответы)
М.Ю.: - Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Почему её так называют? (Ответы
детей)
З.Г.: - Значит, зелёный наряд подарили ей растения.
З.Г.: -Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес.
Звучит музыка леса.
М.Ю.: - Давайте поздороваемся с лесом.
Все: Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
М.Ю.: - Почему мы с лесом дружим?
З.Г.: - Для чего он людям нужен?
М.Ю.: - Вот стоит обычный стол. Это лес!
З.Г.: - Или рама, двери, пол? Лес!
М.Ю.: А пенал красивый наш? Лес!
З.Г.: - Или этот карандаш? Лес!
М.Ю.: Ну а стол, скамейка, парта? Лес!
З.Г.: - А тетрадка, книга? Это лес!
М.Ю.: - Оглянись всё вокруг_
Все: Это наш зелёный друг!
Софья П.
Шуми, шуми, зелёный лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой. (СЛАЙД с изображением леса)
Нелли А.
Трудно представить себе землю без лесов.
Лес - чудесное творение природы.
Я так боготворю деревья
Их доверьем дорожу.
В лес вхожу, как будто к другу в дверь я,
Как по храму, по лесу хожу.
З.Г. Когда-то леса покрывали огромные пространства планеты.
Сейчас их осталось 1/3 часть.
М.Ю. Почему их так мало осталось?
З.Г. Леса ничем не заменить, здесь пропадает шум городских улиц.
М.Ю. 50% пыли в городе оседает на стволах и листьях деревьев.
З.Г. В лесном воздухе в 300 раз меньше микробов, чем в городе.
М.Ю. Любят люди, особенно горожане, побродить по лесным тропам, опушкам и полянам.
Посидеть над раскидистой тенью деревьев.
З.Г. Ещё бы! Лес дарит бодрое состояние, хорошее настроение, удовольствие.
М.Ю. А как вкусны грибы и ягоды!
З.Г. Размечтались! А знаете ли вы, что если группа из 10 человек будет приходить на
полянку один раз в неделю, то на эту полянку уже не прилетят птицы.
М.Ю. А если два раза в неделю?
З.Г. Пиши пропало. Погибнут травы, а деревья начнут "думать"
М.Ю. - Ребята, будем выполнять правила поведения в лесу? Давайте повторим, какие
правила вы запомнили.
Звучит музыка природы.
М.Ю. Внимание! Внимание! Начинаем лесную передачу о деревьях нашей Чувашской
Республики. Какие деревья растут у нас? (Ответы детей)
З.Г. Какое дерево в лесу самое красивое? (ответы детей)
Любой знает: главная красавица в лесу - русская берёза.
В старину о березе говорили: дерево "об четыре дела".
(Выходят три человека)
Яна: Берёзовая лучина горит без копоти - в старину заменяла электричество.
Миша Ш.: Часто слышим мы: "Скрипит, как несмазанное колесо". А колесо-то
единственного транспорта, телеги, смазывали берёзовым дёгтем. Готовили его из коры.
Саша А.: А больных чем исцеляли? Отваром берёзовых почек от боли, болезней суставов
- и сейчас советуют.
(Выходят девочки в русских нарядах)
З.Г. Древние славяне считали берёзу священным деревом, она была символом света,
чистоты и женственности.
М.Ю. Её посвящали богине Ладе. А ещё на Руси это растение было связано с весенним
церковным девичьим праздником - Троицей, проходящим через семь недель после пасхи.
З.Г. Девушки украшали берёзу лентами, плели венки, водили хороводы, пели песни.
Рома З.:
О лес! О жизнь!
О солнце свет
О свежий дух берёз!
Исполняется танец "Березка"
Влада Е.
Рассказ берёзы.
И. Вутырина
Я берёзка белая,
Я в лесу жила.
Горем поделиться
К вам сюда пришла.
Про мою обиду
Про мою беду,
С самого начала
Речь я поведу.
Я шумела весело
Летом и весной,
Птицы голосистые
Пели надо мной.
Приходили люди
В жаркий летний день
Под моими ветками
Находили тень.
Радовались, глядя на мою листву,
Радовались люди,
Что и я живу.
Но житью хорошему
Вдруг настал конец:
В лес пришёл однажды
Мальчишка-сорванец.
Он порезал ножичком всю
Мою кору.
Было очень больно мне.
Думала - умру.
Он не успокоился,
-Он поджёг меня!
Корчились листочки
Сохли от огня...
Вы ему напомните
Сорванцу тому,
Про берёзку стройную
В пламени, в дыму...
Ведь берёзка каждая тоже хочет жить.
С ветерком шептаться,
С ручейком дружить.
Ведь берёзку каждую
Следует беречь.
Ну, зачем берёзку
Резать или жечь?
М.Ю. - Какое дерево нашей местности цветёт последним?(ответы детей) Чем ещё
славится липа?
Данил П.: Цветёт липа в июне-июле. Её душистые цветы содержат много нектара.
Пчёлы собирают его. Липовый мёд очень вкусный, в нём много витаминов.
Это лучший целебный мёд.
Ульяна Д.: Древесина липы мягкая и лёгкая. Её используют для изготовления фанеры,
игрушек.
Камилла Д.: Кора липы даёт мочалку, из которой плетут корзины, веревки.
З.Г. – А вы знаете, в каком лесу самый чистый целебный воздух? (ответы детей)
Юля Львова: Сосна - красивое дерево. Осенью созревают шишки сосны, в которых
находятся семена. Семенами питаются белки, дятлы, клесты.
Миша Ш.: применяется в кораблестроении, из сосны строят дома.
Никита Ф.: Из древесины делают мебель, а также изящные скрипки, издающие нежные
звуки.
Анна А.: Сосна даёт нам душистую жёлтую смолу, из которой на химических заводах
вырабатывают лекарство и другие ценные вещи. В хвое сосны содержится витаминов.
З.Г.- Откуда стол пришёл?
Маша Б.
С. Я. Маршак
Берёте книгу и тетрадь,
Садитесь вы за стол,
А вы могли бы рассказать,
Откуда стол пришёл?
Недаром пахнет он сосной
Пришел он из глуши лесной.
Вот этот стол - сосновый стол
-К нам из лесу пришёл. I
Женя К.: В сосновом лесу растут самые ценные грибы: белые, рыжики.
М.Ю. - Какое самое известное детям дерево? (ответы детей)
З.Г.: Не правда ли, в нашей жизни надолго остаётся новогодняя ёлка, украшенная
игрушками?
М.Ю.: Ребята, а что вы знаете о красавице-ёлке?
Кристина С.: Из древесины изготовляют бумагу, искусственный шёлк. Из 1 кубического
метра еловой древесины можно получить полтора метра шёлковой ткани.
Аня С.: Из древесины изготовляют мебель, железнодорожные шпалы, столбы,
музыкальные инструменты.
Илья И.: Из опилок получают спирт.
Настя Ф.: Из древесины получают целлюлозу, глицерин, кормовые дрожжи.
Максим: Хвоя ели богата витаминами. В лесах еловых много грибов и ягод.
З.Г.: - Какое дерево скоро зацветёт? (ответы детей)
Любимова Ю.:
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
Кирилл О.: Кто не пробовал ягод черёмухи? Вкусные, спелые и сладкие!
Саша А.: Плод черёмухи - вернейшее, древнейшее лекарственное средство! С каменного
века известно.
Костя К.: И не только плоды - кора, листья и цветки тоже лекарственные. Лихорадка,
ревматизм -
пей отвар из коры, а закашлял - отвар из листьев.
Лиза Б.: С цветами черёмухи связывают приметы сельскохозяйственного года: урожай на
черёмуху, так и на рожь; пшеницу сей, когда черёмуха зацветёт.
М.Ю.: А знаете ли вы, какое дерево живёт до 1000 лет и выше? (Дуб)
- А как называется лес из дубов? (ответы детей)
- Настоящее богатство нашего края – дубравы. Ещё сам Пётр I присылал в Чувашию
посланцев за дубом для строительства своего флота.
Андрей К.: У дуба очень ценная древесина. Её используют для изготовления ценной
мебели, в судостроении, при строительстве плотин, зданий.
Аня Семёнова.: Кора дуба богата дубильными веществами.
Даша М.: Жёлуди идут для откорма свиней, других животных. Из них можно приготовить
напиток, напоминающий кофе.
М.Ю.:
Вас много, ребята!
Пусть каждый из вас
Посадит сейчас.
Хоть кустик для сада.
З.Г.: Я обращаюсь к вам с просьбой относиться бережно ко всем растениям.
Не рвите цветы! Не рвите!
Пусть будет нарядней Земля!
А вместо букетов дарите
Васильковые,
Незабудковые
И ромашковые поля!
Физкультминутка
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
З.Г.: Ребята, кто ещё живёт в лесу? (ответы детей) Среди них множество наших верных
друзей.
Почему их называем друзьями? (Птицы - защитники лесов, полей, садов. Они охраняют
леса, уничтожают в день огромное количество вредных насекомых.)
- Очень тяжело птицам зимой без корма.
Сценка «На лесной поляне» (Витя Л. и Даниил И.)
Ворона: Кар-р-р, кар-р-р... Хулиганы!
Ох, и тяжело нам, воронам, живётся.
Всех опасаться приходится, особенно ребятишек,
Как только увидят меня, так и норовят камнем попасть,
Того и гляди искалечат.
Синица: Бр-р-р, какой мороз! Здравствуйте, тетушка Ворона!
А я слышу, кто-то здесь разговаривает,
Дай, думаю, посмотрю. А тут вы. С кем это вы разговариваете?
Ворона: Кар-р-р... Ели ноги сейчас из деревни унесла. Всё ещё отдышаться не могу.
Хулиганьё! (грозит кулаком) Сидела на заборе, смотрела, где бы чем поживиться, А ребята
камнями в меня.
Синица: (вздыхает) Да, и нам синицам, зимой не легче живётся.
Всё летаешь, летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба
Найти или кусочек сала. Иной раз за целый день так ничего и не найдёшь, голодной
засыпаешь. А вы знаете, тётушка Ворона, что из десяти синиц за зиму выживает только
девять. Бедные мои сестрички.
Ворона: Что тут и говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера воробья встретила
на поляне, тоже на голод жаловался, Говорил, что не знает, как пережить зиму.
Синица: А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том,
Что этой зимой птицам легче будет. Говорит, что есть школьники, которые по всему
городу кормушки развесили.
А в них разный корм, семечки, хлебные крошки, сало.
Ворона: Что это ещё за кормушки? Я что-то такое в прошлом году видела у одного дома.
Я три дня ничего не ела, села на ветку, сил нет.
Ну, думаю, все, конец мне пришёл. Глядь, а на дереве висит кормушка. Заглянула в неё, а
там семечки... Так и выжила я в ту зиму.
Синица: И мне той зимой плохо было. А иногда подлетишь к кормушке, а там нет ничего,
забыли ребята корм насыпать. Так и останешься голодной.
Ворона: Как ты думаешь, сорока про кормушки правду сказала?
Синица: Не знаю, сороке верить трудно. Она вечно разносит всякие небылицы по лесу.
Ворона: А как здорово было бы с кормушками! Сколько бы птиц ребята от голодной
смерти спасли.
Синица: Тетушка Ворона, а давай попросим ребят, чтобы они все-таки кормушки
развесили и не забывали в них корм насыпать. И тогда никакая зима не будет нам, птицам,
страшна.
Саша А.:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов к нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть одна - и не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песни не пришлось нам встречать весну!
Пусть птица, любая зверушка
знает - в лесу ей готова кормушка,
Отличная, новая лесная столовая!
З.Г.: Обязательно нужно беречь и животных.
- Продолжаем наше увлекательное путешествие. А сейчас загадки о животных.
З.Г.: 1.На ветке не птичка-
Зверек-невеличка.
Мех теплый, как грелка
Кто же это? (белка)
М.Ю.: 2.Он бежит, оскалив пасть,
На овец готов напасть, (волк)
З.Г.: Сердитый недотрога
живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (еж) '
М.Ю.: Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (заяц)
З.Г.: Хитрая плутовка,
Рыжая воровка,
Пушистый хвост-краса!
Кто это? (лиса)
М.Ю.: Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко, (лось)
Лена И.: «Лосиха»
Однажды весной на зелёном лугу
Лосиха с лосёнком щипала траву.
Как вдруг из-за сосен стоящих рядком,
По ним полыхнуло тяжёлым свинцом.
Лосиха упала. "Спасайся, беги!
Беги мой детёныш, подкрались враги!
Нам больше с тобой не ходить по лугам,
Беду или радость узнаешь ты сам.
Лосенок умчался – попробуй, слови!
Лосиха лежала в багряной крови!
Когда же не будет жестоких людей?
Хочу, чтобы не было их поскорей.
Пусть лоси гуляют на сочном лугу,
И выстрелов взрывы не рвут тишину!
Настя Ф.:
Человек!
Щади зверей и птиц,
Деревья и цветы,
Ведь это всё слова,
Что царь природы ты!
Пусть птицам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом.
Песня «Давайте сохраним!»
М.Ю.:
- Ребята, попрощаемся с лесом, полным сказок и чудес.
З.Г.: Вот и закончилось наше путешествие. Спасибо за активное участие и хорошие
ответы. До свидания!