Автор: Собянина Людмила Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Таушинская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Тауш Пермский край
Наименование материала: Диагностическая работа по русскому языку
Тема: "Безударные гласные в корне слова."
Раздел: начальное образование
Диагностическая работа
Тема: Безударные гласные в корне слова.
Класс:2
Спецификация стартовой диагностической работы.
Стартовая диагностическая робота предназначена для учащихся 2-го класса.
Проводится перед изучением темы «Правописание безударных гласных в
корне слова».
Цель работы:
Изучение и оценка уровня владения формируемыми предметными умениями
и
универсальными
учебными
действиями
по
данной
теме
что,
позволит
оценить готовность учащихся к изучению нового материала.
Структура работы: Стартовая работа включает тест и содержит 14 заданий,
она рассчитана на один урок. В связи с тем, что работа проводится в рамках
промежуточного контроля, она включает задания базового уровня сложности
и повышенного.
Предлагаемая
диагностическая
работа
содержит
разные
виды
заданий:
задания
вида
«да/нет»,
задания
с
выбором
одного
правильного
ответа,
задания с выбором всех правильных ответов, задания на группировку по
определённому признаку, задания с ошибочным ответом.
Критерии:
Каждый
правильный
ответ
на
задание
базового
уровня
равен
1
баллу,
повышенного уровня – 2 балла. Таким образом, максимальное число баллов
за тест может составлять 21 балл, если выполнены, верно, все задания.
Выполнение каждого задания базового уровня сложности оценивается
по шкале:
1 балл (верно) — указан только верный ответ,
0 баллов — указан неверный ответ, ответ отсутствует.
Выполнение
каждого
задания
повышенного
уровня
сложности
оценивается по шкале:
2 балла — приведен полный верный ответ;
0 баллов — приведен частично верный ответ, неверный ответ или ответ
отсутствует.
Оценка
успешности
выполнения заданий (в
%)
Уровневая оценка знаний
Традиционная оценка
учащихся 2 классов
Менее 50 %
низкий уровень
неудовлетворительно
От 50 до 65 %
средний уровень
удовлетворительно
От 66 до 85 %
выше среднего
хорошо
Свыше 86 %
высокий
отлично
Предметные
умения
Универсальные
учебные
действия
Уровень.
сложности
Умение находить в слове
гласный звук.
Общеучебные:
в ы п о л н я т ь
в ы б о р
с п о с о б о в
р е ш е н и я .
Умение
о с м ы с л е н н о
читать задание.
Регулятивные:
планировать выполнение
задания.
Ло ги ч е с к и е :
а н а л и з
о б ъ е к т о в
с
ц е л ь
выделении признаков.
№1
б/у
№2
п/у
Ум е н и е
о п р е д е л я т ь
ударный
и
безударный
звук в слове.
Общеучебные:
Умение
о с м ы с л е н н о
ч и т а т ь
задание.
Ре г ул я т и в н ы е : умение
планировать
последовательность
учебных
действий
в
с о о т в е т с т в и и
с
поставленной
задачей
Логические:
установление
причинно
следственных связей.
№3
б/у
№4
п/у
Подбирать
однокоренные
слова к данному слову
Общеучебные:
Умение
о с м ы с л е н н о
ч и т а т ь
задание.
Ре г ул я т и в н ы е : умение
планировать
последовательность
учебных
действий
в
с о о т в е т с т в и и
с
поставленной
задачей.
Логиче ские:
ум е н и е
проводить
а н а л и з
о б ъ е к т о в
с
ц е л ь
выделении
признаков.
Умение
подводить
под
понятие.
№5
б/у
№6
п/у
Умение
группироват ь
однокоренные
слова
с
разными корнями.
Общеучебные:
Умение
о с м ы с л е н н о
ч и т а т ь
задание.
Ре г ул я т и в н ы е : умение
планировать
последовательность
№7
б/у
№8
п/у
учебных
действий
в
с о о т в е т с т в и и
с
поставленной
задачей.
Логические:
умение
проводить
классификацию,
определяя существенные
признаки.
Ре г ул я т и в н ы е : умение
самостоятельно
осуществлять контроль.
Умение выделять корень в
однокоренных словах.
Общеучебные: умение
использовать
знаково-
символические средства.
Ре г ул я т и в н ы е : умение
планировать
последовательность
учебных
действий
в
с о о т в е т с т в и и
с
поставленной
задачей.
Логические:
Умение
подводить под понятие.
№9
б/у
№10
п/у
У м е н и е
п р а в и л ь н о
подбирать
проверочное
слово.
Общеучебные:
Умение
о с м ы с л е н н о
ч и т а т ь
задание.
Логиче ские:
Умение
подводить под понятие.
Регулятивные: умение
планировать
последовательность
учебных
действий
в
с о о т в е т с т в и и
с
поставленной задачей.
№11
б/у
№12
п/у
Умение находить ошибки
в
н ап и с а н и и
с л о в
с
безударными гласными.
Общеучебные:
Умение
о с м ы с л е н н о
ч и т а т ь
задание.
Ре г ул я т и в н ы е : умение
самостоятельно
осуществлять контроль.
№13
б/у
№14
п/у
Стартовая диагностическая работа.
1.Задание базового уровня
В каком ряду все слова начинаются с гласного звука?
Обведи номер ответа:
1)яма, ветер, цифра, йогурт;
2)окно, арбуз, игла, этаж;
3)жираф, заяц, радуга, щенок
2.Задание повышенного уровня
В каких словах количество гласных и согласных одинаково?
Дитя, ямка, пальто, въезд, поэт, семья, маяк.
3.Задание базового уровня
В каком слове выделена буква, обозначающая безударный гласный звук?
□ 1) трЯска □ 3) хвАлят
□2) сИльный □ 4) кОрням
4.Задание повышенного уровня
Прочитай
слова.
Поставь
в
них
ударение
так,
чтобы
смысл
слова
соответствовал картинке.
замок
замок
5.Задание базового уровня.
Определи, какое слово лишнее, подчеркни его:
Лапка, лапша, лапчатый (гусь), лапа.
6.Задание повышенного уровня.
Найди верное высказывание, обведи номер ответа.
1) В предложении есть однокоренные слова: В ясный летний день ребята
отправились в поход в дальнюю березовую рощу, куда они всегда ходили в
начале каникул.
2) У однокоренных слов есть общая часть, но разное лексическое значение.
3) Холод, мороз, стужа являются родственными.
7. Задание базового уровня.
Ученик разделил слова на группы. Оцени верно, или нет, выполнил задание
ученик:
костяной косилка
--------------- --------------------
косичка скосить да нет
---------------- --------------------- ---------
------------
кость косарь
--------------- ----------------------
8.Задание повышенного уровня.
Запиши слова в два столбика:
Море, морской, морем, морщинка, к морю, приморский.
Родственные слова
к слову море
Ф о р м а
с л о в а
море
9. Задание базового уровня
Во всех словах осенний, день, ручной, радость, верно, выделен корень
-------да----- -----нет-----------
10. Задание повышенного уровня.
Выдели корень в однокоренных словах.
Лес, лесок, бор (хвойный лес), роща, лесник.
11. Задание базового уровня
Выбери проверочное слово. Подчеркни его
В…да - водитель, воды, водичка.
12. Задание повышенного уровня.
Подбери проверочные слова (измени количество предметов), вставь
безударные гласные.
... - г...ра,
... - ст...на,
... - тр...ва,
... - з...рно.
13. Задание базового уровня.
Найди ошибки в словах:
змия, даска, перо, маря
14. Задание повышенного уровня.
Катя выполняла задание: проверь безударную гласную в слове зелёный.
Проверь работу Кати, отметь нужное утверждение.
Зелёный – зелёнка
Выполнила верно.
В
проверочном
слове
гласная
в
слабой позиции
Проверочное
слово
не
является
однокоренным
Итоговая диагностическая работа для учащихся 2-х классов
по русскому языку.
Тема:
Безударные гласные в корне слова (2 класс).
Итоговая диагностическая робота предназначена для учащихся 2-го класса.
Проводится
после
изучения
темы
«Правописание
безударных
гласных
в
корне слова»
Цель работы:
Определение
уровня
сформированности
предметных
умений
по
теме
«Правописание
безударных
гласных
в
корне
слова»
и
уточнения
плана
коррекции для формирования универсальных учебных действий по данной
теме.
Структура работы: Итоговая работа состоит из 2 частей
и проводится за два урока. Первый урок - итоговый диктант, второй урок -
проверочная работа.
Особенности итогового диктанта
Первая часть работы направлена на оценку достижения
планируемых результатов: безошибочно писать текст объёмом 25-30 слов. На
освоении
содержательной
линии
«Орфография
и
пунктуация»,
наиболее
важными, из которых являются осознание безошибочного письма как одного
из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических
правил
при
записи
предложенных
текстов.
Принятой
формой
проверки
орфографических умений и навыков в начальной школе является диктант.
Итоговый
диктант
представляет
собой
связный
текст,
тематика
которого
соответствует
возрасту
обучающихся.
Лексическое
наполнение
текста
не
превышает
уровень
актуального
словарного
запаса
второклассников.
Синтаксически текст характеризуется достаточно простыми по структуре
предложениями.
Орфограммы,
встречающиеся
в
тексте,
определяются
программой
по
русскому
языку
в
начальной
школе.
В
тексте
диктанта
встречаются орфограммы, которые не изучаются во 2 классе. В зависимости
от принятой в таких случаях в классе формы работы учитель либо четко
проговаривает написание этих орфограмм, либо записывает данные слова на
доске.
Уровень
сложности
диктанта
может
быть
охарактеризован
как
средний.
Информационная характеристика диктанта.
Орфограмма
Количество
орфограмм
Перечень слов
1.Сочетания
Жи-ши,
Ча-ща, чу-щу, чк-
чн, чт, щн
4
тишине,помолчал,
рощу,чудного
2.
Прописная
буква
в н а ч а л е
к а ж д о г о
предложения
7
3. Проверяемые без-
ударные гласные в
корне слова
11
Угасает,
с мол ка ют,
голоса(голос), тишине,
послышалась,
певец(певца),
помолчал,
засвистел,
хорошо, поёт, соловей,
4.
Непроверяемые
гласные и согласные
в корне слова.
3
Хо р о ш о ,
с о л о в е й ,
минута.
5. Проверяемые пар-
ные звонкие и глухие
согласные в корне
1
голос
слов
Время выполнения итогового диктанта.
На
выполнение
диктанта
отводится
45
минут.
Это
время
включает
предварительное прочтение диктанта учителем, запись под диктовку текста
диктанта учащимися, повторное прочтение учителем текста диктанта перед
проверкой учащимися и осуществление ими проверки собственной работы.
Критерии по оценке выполнения итогового диктанта
Оценка выполнения учащимся итогового диктанта строится по принципу «не
справился», «справился на базовом уровне», «справился на повышенном
уровне».
Результат
написания
диктанта
учащимся
оценивается
как
«справился на базовом уровне», если учащийся допустил не более шести
ошибок с учетом принципа «повторяющейся ошибки на одно и то же
правило», объясняемом ниже в первом критерии, «справился на повышенном
уровне»,
если
учащийся
допустил
не
более
двух
ошибок
(включая
повторяющуюся ошибку на одно и тоже правило).
При проверке диктанта следует руководствоваться следующими критериями:
1.
Количество
ошибок
определяется
после
классификации
допущенных
ошибок. Если ученик допустил несколько ошибок на одно орфографическое
или пунктуационное правило, необходимо первые три из повторяющихся
ошибок отмечать (подчеркивать), но засчитывать за одну ошибку. Например,
в приведенном тексте диктанта встречается 11 примеров на орфограмму
«Проверяемые безударные гласные в корне слова», если ученик допустил
ошибки в трех словах с данной орфограммой, то они приравниваются к
одной ошибке:
поёт, хорошо, тишине
(подчеркнуты три ошибки, но засчитываются они как одна ошибка), если
далее в работе допущены ошибки на ту же орфограмму, например, в словах
Голос, соловей, певец
каждая следующая ошибка выносится как самостоятельная. Такой подход
позволяет
выявить
и
учесть
на
следующей
ступени
обучения
индивидуальные
особенности
ученика,
например,
небольшой
словарный
запас, неумение подобрать проверочное слово, плохая зрительная (моторная,
долговременная) память и т. п.
2.
Исправления,
допущенные
учеником,
не
учитываются,
не
влияют
на
оценку работы.
3. Качество почерка и аккуратность оформления работы не влияют на оценку
выполнения итогового диктанта.
Итоговый диктант
Певец.
День угасает. Смолкают голоса птиц. В тишине послышалась новая
песня. Певец пробует красивый голос. Помолчал минуту и опять засвистел.
Как хорошо поёт соловей! Идём в рощу слушать чудного певца. (30 слов)
Общая характеристика проверочной работы (Часть 2)
Структура работы: Итоговая проверочная работа включает тест и содержит
12
заданий,
она
рассчитана
на
один
урок.
В
связи
с
тем,
что
работа
проводится
в
рамках
промежуточного
контроля,
она
включает
задания
базового уровня сложности и повышенного.
Предлагаемая
диагностическая
работа
содержит
разные
виды
заданий:
задания
с
выбором
одного
правильного
ответа,
задания
с
выбором
всех
правильных ответов, задания на группировку по определённому признаку,
задания с ошибочным ответом, задании с пропуском букв и слов.
Критерии:
Каждый
правильный
ответ
на
задание
базового
уровня
равен
1
баллу,
повышенного уровня – 2 балла. Таким образом, максимальное число баллов
за тест может составлять 18 баллов, если выполнены, верно, все задания.
Выполнение каждого задания базового уровня сложности оценивается
по шкале:
1 балл (верно) — указан только верный ответ,
0 баллов — указан неверный ответ, ответ отсутствует.
Выполнение
каждого
задания
повышенного
уровня
сложности
оценивается по шкале:
2 балла — приведен полный верный ответ;
0 баллов — приведен частично верный ответ, неверный ответ или ответ
отсутствует.
Оценка
успешности
выполнения заданий (в
%)
Уровневая оценка знаний
Традиционная оценка
учащихся 2 классов
Менее 50 %
низкий уровень
неудовлетворительно
От 50 до 65 %
средний уровень
удовлетворительно
От 66 до 85 %
выше среднего
хорошо
Свыше 86 %
высокий
отлично
Предметные
умения
Универсальные
уч е б ные
действия
Уровень
б/у
Уровеньп
/у
У м е н и е
н а х о д и т ь
орфограмму в словах
О б щ е у ч е б н ы е :
Ум е н и е
осмысленно читать задание.
Р е г у л я т и в н ы е : умение
планировать
№1
№2
последовательность
учебных
действий
в
соответствии
с
п о с т а в л е н н о й
з а д а ч е й .
Л о г и ч е с к и е :
у м е н и е
проводить анализ объектов с
цель
выделении
признаков.
Ум е н и е
п од в од и т ь
п о д
понятие.
Умение
находить
верный
с п о с о б
п р о в е р к и
орфограммы;
О б щ е у ч е б н ы е :
Ум е н и е
осмысленно читать задание.
Р е г у л я т и в н ы е : умение
планировать
последовательность
учебных
действий
в
соответствии
с
п о с т а в л е н н о й
з а д а ч е й .
Л о г и ч е с к и е :
у м е н и е
проводить анализ объектов с
цель
выделении
признаков.
Ум е н и е
у с т а н а в л и в а т ь
причинно-следственные
связи.
№3
№4
У м е н и е
с о о т н о с и т ь
орфограмму
с
изученным
правилом
О б щ е у ч е б н ы е :
Ум е н и е
осмысленно читать задание.
Р е г у л я т и в н ы е : умение
планировать
последовательность
учебных
действий
в
соответствии
с
п о с т а в л е н н о й
з а д а ч е й .
Умение
с а м о с т о я т е л ь н о
осуществлять контроль.
№5
№6
Умение
находить
слова
с
определённой
орфограммой.
О б щ е у ч е б н ы е :
Ум е н и е
осмысленно читать задание.
Р е г у л я т и в н ы е : умение
планировать
последовательность
учебных
действий
в
соответствии
с
п о с т а в л е н н о й
з а д а ч е й .
Логические:
у м е н и е
проводить
классификацию,
определяя
суще ственные
признаки.
Р е г у л я т и в н ы е : умение
самостоятельно осуществлять
контроль.
№7
№8
Гру п п и р о ват ь
с л о ва
с
О б щ е у ч е б н ы е :
Ум е н и е
№9
№10
одинаковой орфограммой
осмысленно читать задание.
Р е г у л я т и в н ы е : умение
планировать
последовательность
учебных
действий
в
соответствии
с
п о с т а в л е н н о й
з а д а ч е й .
Логические:
у м е н и е
проводить
классификацию,
определяя
суще ственные
признаки.
Умение уточнять написание
слов
по
орфографическому
словарю.
О б щ е у ч е б н ы е :
Ум е н и е
осмысленно
читать
задание.
У м е н и е
н а х о д и т ь
необходимую информацию в
словаре.
Р е г у л я т и в н ы е : умение
самостоятельно осуществлять
контроль.
№11
№12
Итоговая проверочная диагностическая работа
1.Задание базового уровня.
Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук
в корне слова.
Слова: водичка, цветы, поле, золото
2.Задание повышенного уровня.
Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук
в корне слова.
Началась гроза. Буря гнула и ломала деревья.
3. Задание базового уровня.
Отметь проверочные слова к слову «просвистел»
свистулька свистун свист засвистел
4.Задание повышенного уровня.
Отметь способ проверки букв безударного гласного звука в корне
а) Изменить форму слова
б) Определить количество звуков в проверяемом слове
в) Обозначить ударение
г) Подобрать однокоренное слово
5. Задание базового уровня.
1.
Рассели слова на полянки к домикам: зв…зда гр…бы пл…чо з…ма
Е
И
6. Задание повышенного уровня.
Запиши предложения по правилам русской орфографии, спиши, исправив
ошибки в тексте:
Застучали частые капли даждя. Девочки быстро побежали дамой.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7. Задание базового уровня.
Прочитай слова:
травка, больной, сказка, мясной, книжка.
Заполни таблицу, распределив слова по столбикам
Слова с орфограммой
«Проверяемые
безударные гласные в
корне слов
Слова
с
орфограммой
«Проверяемые
парные
по
звонкости
глухости
согласные
в
корне слова
8.Задание повышенного уровня.
Прочитай.
Соотнеси
группы
слов
с
соответствующим
правилом
правописания: покажи стрелками. Приведи свой пример на каждое правило.
Группы слов
Правила правописания
Пример
Деревья,
листья,
подъе зд,
объявление.
Правописание
бе зударного
гласного в корне
Весенний,
синичка,
лесной,
страна.
Правописание звонкой и глухой
согласной в корне
Дорожка,
побег,
подружка,
краб.
Правописание
ъ
и
ь
в
корне
слова.
9.Задание базового уровня.
Распредели слова на группы по существенному признаку
Ворона, весна, город, поля, окно.
----------- ----------
----------- ----------
----------- ----------
10. Задание повышенного уровня.
Объедини в группы слова, в которых есть одна и та же орфограмма в корне.
Запиши каждую группу на отдельной строчке.
Слова:
лисица, рыбка, травка, смотреть, снежки.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
11.Задание базового уровня
Вставь
пропущенные
буквы
в
слова;
можешь
при
этом
пользоваться
орфографическим словарем учебника.
Слова:
г...лова, с…бака, м…роз, д..рога, п…вец.
12. Задание повышенного уровня.
Впиши
в
предложения
пропущенные
слова.
Можешь
пользоваться
орфографическим словарем учебника.
Мы живём в стране, которая называется_______________.
Москва -___________________нашей Родины.