Напоминание

"Забота о здоровье детей"


Автор: Мамедова Гюльнара Билал Кызы
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС" Журавушка"
Населённый пункт: г.Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Забота о здоровье детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогический проект

«Забота о здоровье детей»

«Забота о здоровье – это важнейший труд

воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей

зависит

их

духовная

жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность

знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский.

Автор – составитель: Мамедова Гюльнара Билал кызы– воспитатель.

Введение

Здоровье – это сложное понятие, которое включает характеристики

физического и психического развития человека, адаптационные возможности

его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают

определённый

уровень

умственной

и

физической

работоспособности.

Здоровые

дети

-

это

основа

жизни

нации.

Выдающийся

педагог,

автор

«Педагогики Сердца» Я. Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не

заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы

все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза,

поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением

легких – уж сам не знаю, какими еще болезнями. Нет. Детям совершенно так

же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не

знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».

Действительно, только мы, взрослые, можем научить детей следить за своим

здоровьем, беречь его.

Назначение проекта:

Проект раскрывает эффективные формы взаимодействия детского сада и

семьи по формированию потребности детей в здоровом образе жизни. Он

определяет основные направления, цель и задачи, а также план действий по

их реализации. Проект направлен на становление ценностного отношения к

здоровью и здоровому образу жизни, способствует физическому развитию

детей.

Актуальность проекта:

В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и

поэтому оздоровление детей является одной из основных задач, которые

стоят

перед

обществом.

Актуальность

проблемы

определяется

высокой

заболеваемостью

детей

дошкольного

возраста.

Начинать

формировать

здоровье

нужно

в

детстве,

когда

наиболее

прочно

закладывается

опыт

оздоровления,

когда

стимулом

является

природное

любопытство

ребенка,

желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и

оптимизм.

Вид проекта: практико-ориентированный

По содержанию: социально - педагогический

Участники проекта: дети 3-4 лет, воспитатели, родители.

По времени проведения: 2017-2018учебный год (долгосрочный)

Цель

проекта:

сохранение

и

укрепление

здоровья

детей,

привитие

им

навыков здорового образа жизни.

Задачи проекта:

-

создавать

условия,

способствующие

сохранению

и

укреплению

здоровья

дошкольников;

-

повышать интерес родителей путём просветительской работы к участию в

оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.

Проблема: физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и

доставляет радость?

Ожидаемый результат:

1. Обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор;

2. У детей сформируются представления о здоровом образе жизни;

3. Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;

4. Снижение заболеваемости и детского травматизма среди воспитанников.

Ожидаемые

результаты

станут

реальностью,

если

все

участники

проекта

«Детский сад – территория здоровья» будут одинаково относится к проблеме

«человек – образ жизни – образование - здоровье». Когда в данной группе

произойдет

осознание

важности

собственных

усилий

для

сохранения

здоровья, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным.

План выполнения проекта:

Виды деятельности

Содержание

1

Изучение

тематики,

формулировка

Р а с к р ы т и е

н о в ы х

э ф ф е к т и в н ы х

ф о р м

взаимодействия ДОУ и семьи по формированию

проблемы.

потребности детей в здоровом образе жизни.

2

Ежедневная

профилактика

Утренняя гимнастика «Мы здоровые ребята»,

«Здоровячок»;

Самомассаж «Кошка Мурка», «Витаминка»;

Водные процедуры «Здоровей-ка»;

Гимнастика после сна «Вот какие мы большие»,

«К котёнку в гости» и др.;

Ходьба по дорожкам здоровья.

3

Беседы

«Чтоб

здоровым

быть всегда,

нужно

заниматься!»;

«Если хочешь быть здоров!»;

«Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»;

«Беседа о здоровье, о чистоте»;

Б е с е д а - и г р а ,

в к л юч а ю щ а я

п р и б а у т к и ,

используемые при мытье рук умывании

(потешки);

«Здоровая пища»,

«Как вести

себя

в

поликлинике»,

Сказка-беседа «Мойдодыр».

4

Игры

Игры на развитие двигательной активности

«Догони меня»; «Ловишки»;

Малоподвижные игры «Грибок», «Вот по ягоды

пошли»;

Сюжетно-ролевые игры «Больница», «У зубного

врача»;

Дидактические игры «Что кому нужно для

работы», «Определи место для предмета».

6

Прогулка

и

физкультура

на прогулке

Подвижные игры;

Лазанье по гимнастической лестнице;

Закаливающие

процедуры,

дыхательная

и

- практические

Оздоровительная работа Организация

режима

д в и г а т е л ь н о й

активности,

обеспечивающего нормальную жизнедеятельность детей

Пальчиковые игры

Физкультминутка

Упражнения на дыхание

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика для глаз

Релаксационное упражнение

Дидактические игры

Сюжетно-ролевые игры

- словесные

Беседы

Чтение художественной литературы.

Заучивание стихотворений.

Консультации

Рассказывание

Инструкции

- наглядные

Организация выставок, конкурсов.

Сбор фотоматериала.

Рассматривание иллюстраций.

Информационно-агитационные стенды

Личный пример взрослых

Театрализованные представления

Просмотр видеоинформации Образовательные

области:

Образовательная область «Познание»

- «Где живет витаминка?» (Рассказать детям о пользе овощей и фруктов для

здоровья человека. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью) .

- «Это я!» (Дать ребенку знание о себе, о своем теле, формировать любовь к

жизни, чувство радости существования) .

- Органы чувств (глаза, уши, нос). Общее понятие. (Закреплять знания детей о

своем теле. Рассказать детям, что на голове у человека много нужных и

полезных органов) .

- Для чего нужны зубы? (Познакомить детей с тем, что такое зубы и для чего

они нужны. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью) .

- «Как

быть

здоровым?»

(Воспитывать

бережное

отношение

к

своему

здоровью)

- «Растения, которые лечат».

Образовательная область «Коммуникация»

- Беседы «Как я буду заботиться о своем здоровье», «Кто с закалкой дружит,

никогда не тужит», «На зарядку, становись», «Как надо одеваться, чтобы не

болеть»,

«Правила

гигиены»,

«Витамины

полезны

для

здоровья»

-

Составление рассказов об овощах и фруктах.

- Составление рассказа «Как мы измеряли рост».

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

- Чуковский К. И. «Айболит», «Мойдодыр»

- Шалаева Г. П., Журавлёва О. М., Сазонова О. Г. «Правила поведения для

воспитанных детей»-

- Токмакова И. «Колыбельная», «Мне грустно – я лежу больной»

- Крылов А. «Как лечили петуха»

- М. Безруких «Разговор о правильном питании»

- В. Бондаренко «Язык и уши»

- Л. Зильберг «Полезные продукты»

- Г. Зайцев «Крепкие, крепкие зубы», «Дружи с водой»

-А. Крылов «Как лечили петуха»

Образовательная область «Социализация»

- Д/игра «Оденем куклу на прогулку»

- Д/игра «Узнай и назови овощи и фрукты».

- Д/игра «Таня простудилась»

- Д/игра «Назови виды спорта»

- Д/игра «Если кто-то заболел»

- С/Р игра «Овощной магазин»

- С/Р игра «Поликлиника», «Больница», «Аптека», «Детский сад», «Семья»

Образовательная область «Труд»

- Экскурсия

в

медицинский

кабинет

детского

сада.

(Познакомить

с

медработниками

детского

сада,

их

кабинетом,

для

чего

необходим

медкабинет, что в нем есть; [/h4]учить не бояться врачей) .

- Экскурсия в аптеку.

-Беседа «Как доктор лечит людей»

Образовательная область «Безопасность»

- Беседа «Осторожно - лекарство», «Как вести себя во время болезни», -

Просмотр мультфильмов.

Образовательная область «Музыка»

- Прослушивание

колыбельных

песен,

произведений

В.

Моцарта,

Л.

Бетховена.

Образовательная область «Художественное творчество»

- Рисование «Овощи и фрукты», «Мы гуляем на участке»

- Конструирование «Больница для зверюшек»,

- «Изготовление рецептов для игры в больницу»

- Аппликация «Консервированные овощи в банке»

- Лепка «Машина скорой помощи»

Образовательная область «Физическая культура»

-Утренняя гимнастика

-физкультурные занятия

-эстафеты

-соревнования

-подвижные игры,

-физкультурные досуги.

Содержание проектной деятельности:

Этапы реализации проекта

Участники

проекта

Сроки

Содержание

работы

Подготовительный

-проведение

анализа

нормативно-правовой

базы и

приведение её в соответствие с

законом

«Об

образовании»,

изучение понятий, касающихся

темы проекта;

-мониторинг

уровня

заболеваемости детей на начало

учебного года;

-блиц – опрос детей;

-изучение условий реализации

проекта;

-привлечение

родителей

к

участию в проекте;

-утверждение

проекта

и

источников финансирования.

-определение цели и задач;

-анкетирование родителей;

-разработка

перспективного

плана работы с родителями

-разработка

перспективного плана

организации

физкультурно-досуговых

мероприятий.

Воспитатель

, родители,

дети

Сентябр

ь 2017 г.

Анкетирование

родителей

«Здоровье вашего

ребенка»;

Блиц – опрос детей

«Что я знаю о

своем здоровье?»;

Мониторинг детей

на начало учебного

года.

II. практический

- п р о в е д е н и е

ц и к л а

тематических

физкультурных

з а н я т и й

с

в к л ю ч е н и е м

валеологического компонента;

-проведение

цикла

тематических бесед;

-проведение

туристических

походов совместно с

родителями;

- п р о вед е н и е

с п о р т и в н ы х

п р а з д н и к о в ,

д о с у г о в

и

развлечений

с

родителями.

-организация просветительской

деятельности с родителями по

вопросам

формирования

у

д е т е й

п р и в ы ч к и

З О Ж ,

организации

активного отдыха в семье;

День

здорового

ребёнка

«Модуль здоровья»;

-оформление

коллажа

совместно с родителями;

-подготовка выставки детских

рисунков;

-создание

альбома

детских

рассказов.

Воспитатель

, родители,

дети

Октябрь

– апрель

2017 –

2018 г.

Поход «В гости к

Лешему»;

Физкультурный

праздник «В сказку

за здоровьем»,

досуг «Будь,

здоров!»,

развлечение «В

гости к Айболиту»,

«Мой весёлый

звонкий мяч»;

Альбом детских

рассказов «Я

люблю спорт»;

Выставка детских

рисунков «Мы со

спортом крепко

дружим»;

Оформление

коллажа «Быть

здоровым –

здорово!»

«Модуль здоровья»

III заключительный

-подведение итогов реализации

проекта:

-проведение недели здоровья с

педагогами и детьми;

-заключительный

спортивный

праздник;

Воспитатель

, родители,

дети

Май

2018 г.

Недели здоровья

«Здоровый ребёнок

– успешный

ребёнок»;

Спортивный

праздник «Мама,

папа, я –

спортивная

семья!»;

Анкета для родителей

-исследование

эффективности

проводимой работы на основе

анализа мониторинга;

5.Мультимедийная презентация

инновационного

опыта

по

итогам реализации проекта.

Мониторинг детей

на конец учебного

года;

Анкета

для

родителей «Растём

здоровыми»;

Презентация

«Здоровье всему

голова».

Продукт проектной деятельности:

Продуктом педагогического проекта «Детский сад – территория здоровья»

являются:

1. Перспективный план организации физкультурно-досуговых мероприятий и

цикл тематических физкультурных занятий;

2. Анкета для родителей «Здоровье вашего ребенка», «Растём здоровыми».

3.Цикл тематических физкультурных занятий с включением валеологического

компонента: «В страну Здоровья», «Что мы знаем о здоровье», «Мама, папа, я

спортивная

семья»,

«С

физкультурой

мы

дружны,

нам

болезни

не

страшны»;

4. Тематические беседы: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» -

«Укрепление детского здоровья» «Личная гигиена»;

5. Походы в парк: «В гости к лешему»;

6. Разработки сценариев спортивных праздников: «В сказку за здоровьем»,

«Мама,

папа,

я

спортивная

семья!»,

досугов

«Будь,

здоров!»

включением пальчиковой гимнастики), развлечение «В гости к Айболиту»,

«Морское

путешествие»,

«Мой

весёлый

звонкий

мяч»,

«Весна»

элементами психогимнастики);

7. Просветительская и консультативная деятельность с родителями и: цикл

консультаций для родителей

8. Картотека

самомассажа

«Чтоб

улыбка

сияла»,

«Всё

о

дыхательной

гимнастике», артикуляционная гимнастика;

9. Мультимедийная презентация инновационного опыта.

Перспективы развития проекта.

Данный проект может быть использован другими педагогами, как в полном

объеме,

так

и

парциально

на

разных

уровнях

образовательной

системы.

Учитывая

эффективность

результата

проекта,

предполагается

дальнейшая

перспектива

его

продолжения

и

развития

с

привлечением

младших

дошкольников и их родителей.

Разработать методическую базу для детей 5-6 лет (серию физкультурных

занятий совместно с родителями, комплексы упражнений в детско-

родительской паре, сценарии досугов);

Для спортивного зала приобрести необходимое оборудование; Представить

родителям презентацию: «10 правил здоровья».

Вывод:

Вследствие

реализации

проекта

у

дошкольников

выработалась

устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой и

спортом. Они ориентированы на здоровый образ жизни, имеют прочные

знания о средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях

организма.

Участие

родителей

в

совместной

деятельности

наполнило

ее

новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в

физическом

воспитании

дошкольников,

изучить

положительный

опыт

семейного

воспитания

и

пропагандировать

его

среди

других

родителей.

Физкультурные досуги и совместные занятия с родителями способствовали

закаливанию

и

укреплению

здоровья

детей;

повышали

двигательную

активность и выносливость организма; оказывали положительное влияние на

физическое,

психическое

и

эмоциональное

благополучие

ребенка.

Повысилась активная родительская позиция в потребности дошкольников в

движении на свежем воздухе, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность

ребенка.

А

в

целом

родители

считают,

что

здоровье

это

не

отсутствие

болезней, а образ жизни. Согласно полученным данным анкетирования на

предмет

удовлетворенности

родителей

в

использовании

нетрадиционных

форм

взаимодействия

ДОУ

с

семьями

воспитанников

по

формированию

потребности в здоровом образе жизни, проект «Детский сад – территория

здоровья» имеет высокий рейтинг.

Заключение.

Вот так день за днем, шаг за шагом в своей работе мы учили детей сохранять

своё здоровье, заботиться о нём. Только здоровый человек по-настоящему

радуется жизни. Нужно проводить интересные праздники, утренники, походы

в парк,

все эти мероприятия учат детей заботиться о своем здоровье,

помогают практически применять полученные знания на занятиях. Конечная

цель данного проекта: создание эффективной модели сбережения здоровья

детей в условиях детского сада.

Литература

1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1983.

2. А н то н о в

Ю .

Е. ,

Ку зн е ц о ва

М.

Н .

Зд о р о в ы й

д о ш ко л ь н и к :

Социальнооздоровительная

технология

21

века.

М.,

АРКТИ,

2001.

3.

Богина

Т.

Л.

Охрана

здоровья

детей

в

дошкольных

учреждениях.

Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2005.

4.

Береснева З. И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ.

М.: творческий центр СФЕРА, 2005.

5.

Данилина Т. А. Взаимодействие ДОУ с социумом. М.:АРКТИ, 2004.

6.

Дошкольное воспитание №9, 1997, Кузнецова М. Н. Нетрадиционные

методы в воспитании и оздоровлении. Старший дошкольный возраст.

7.

Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. В., 2007.

8.

Управление ДОУ №5, 2003//Кротова Т. В. Оценка уровня взаимодействия

ДОУ и семьи.

9.

Управление

ДОУ

№1,

2004

//

Евдокимова

Е.

С.

Проектирование

как

здоровьесберегающая технология в ДОУ.

10. Управление ДОУ №5, 2004// Лукина Л. И. Работа с родителями в ДОУ.

11. Управление ДОУ №3, 2004 //Рылеева Е. В., Барсукова Л. С. Учимся

сотрудничать с родителями.

12. Управление ДОУ №8, 2006// Гордеева В. А. Инновационные подходы к

физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ.

13. Управление ДОУ №1, 2006 // Зуйкова М. Б. Режим – путь к здоровью.

14. Управление ДОУ №7, 2006 // Лукина Л. И. Путь к здоровью ребенка лежит

через семью.

15. Солодянкина О. В. Сотрудничество ДОУ с семьей, М., 2004.



В раздел образования