Автор: Мамедова Гюльнара Билал Кызы
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС" Журавушка"
Населённый пункт: г.Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Забота о здоровье детей"
Раздел: дошкольное образование
Педагогический проект
«Забота о здоровье детей»
«Забота о здоровье – это важнейший труд
воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей
зависит
их
духовная
жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность
знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский.
Автор – составитель: Мамедова Гюльнара Билал кызы– воспитатель.
Введение
Здоровье – это сложное понятие, которое включает характеристики
физического и психического развития человека, адаптационные возможности
его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают
определённый
уровень
умственной
и
физической
работоспособности.
Здоровые
дети
-
это
основа
жизни
нации.
Выдающийся
педагог,
автор
«Педагогики Сердца» Я. Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не
заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы
все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза,
поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением
легких – уж сам не знаю, какими еще болезнями. Нет. Детям совершенно так
же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не
знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».
Действительно, только мы, взрослые, можем научить детей следить за своим
здоровьем, беречь его.
Назначение проекта:
Проект раскрывает эффективные формы взаимодействия детского сада и
семьи по формированию потребности детей в здоровом образе жизни. Он
определяет основные направления, цель и задачи, а также план действий по
их реализации. Проект направлен на становление ценностного отношения к
здоровью и здоровому образу жизни, способствует физическому развитию
детей.
Актуальность проекта:
В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и
поэтому оздоровление детей является одной из основных задач, которые
стоят
перед
обществом.
Актуальность
проблемы
определяется
высокой
заболеваемостью
детей
дошкольного
возраста.
Начинать
формировать
здоровье
нужно
в
детстве,
когда
наиболее
прочно
закладывается
опыт
оздоровления,
когда
стимулом
является
природное
любопытство
ребенка,
желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и
оптимизм.
Вид проекта: практико-ориентированный
По содержанию: социально - педагогический
Участники проекта: дети 3-4 лет, воспитатели, родители.
По времени проведения: 2017-2018учебный год (долгосрочный)
Цель
проекта:
сохранение
и
укрепление
здоровья
детей,
привитие
им
навыков здорового образа жизни.
Задачи проекта:
-
создавать
условия,
способствующие
сохранению
и
укреплению
здоровья
дошкольников;
-
повышать интерес родителей путём просветительской работы к участию в
оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.
Проблема: физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и
доставляет радость?
Ожидаемый результат:
1. Обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор;
2. У детей сформируются представления о здоровом образе жизни;
3. Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;
4. Снижение заболеваемости и детского травматизма среди воспитанников.
Ожидаемые
результаты
станут
реальностью,
если
все
участники
проекта
«Детский сад – территория здоровья» будут одинаково относится к проблеме
«человек – образ жизни – образование - здоровье». Когда в данной группе
произойдет
осознание
важности
собственных
усилий
для
сохранения
здоровья, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным.
План выполнения проекта:
№
Виды деятельности
Содержание
1
Изучение
тематики,
формулировка
Р а с к р ы т и е
н о в ы х
э ф ф е к т и в н ы х
ф о р м
взаимодействия ДОУ и семьи по формированию
проблемы.
потребности детей в здоровом образе жизни.
2
Ежедневная
профилактика
Утренняя гимнастика «Мы здоровые ребята»,
«Здоровячок»;
Самомассаж «Кошка Мурка», «Витаминка»;
Водные процедуры «Здоровей-ка»;
Гимнастика после сна «Вот какие мы большие»,
«К котёнку в гости» и др.;
Ходьба по дорожкам здоровья.
3
Беседы
«Чтоб
здоровым
быть всегда,
нужно
заниматься!»;
«Если хочешь быть здоров!»;
«Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»;
«Беседа о здоровье, о чистоте»;
Б е с е д а - и г р а ,
в к л юч а ю щ а я
п р и б а у т к и ,
используемые при мытье рук умывании
(потешки);
«Здоровая пища»,
«Как вести
себя
в
поликлинике»,
Сказка-беседа «Мойдодыр».
4
Игры
Игры на развитие двигательной активности
«Догони меня»; «Ловишки»;
Малоподвижные игры «Грибок», «Вот по ягоды
пошли»;
Сюжетно-ролевые игры «Больница», «У зубного
врача»;
Дидактические игры «Что кому нужно для
работы», «Определи место для предмета».
6
Прогулка
и
физкультура
на прогулке
Подвижные игры;
Лазанье по гимнастической лестнице;
Закаливающие
процедуры,
дыхательная
и
- практические
Оздоровительная работа Организация
режима
д в и г а т е л ь н о й
активности,
обеспечивающего нормальную жизнедеятельность детей
Пальчиковые игры
Физкультминутка
Упражнения на дыхание
Артикуляционная гимнастика
Гимнастика для глаз
Релаксационное упражнение
Дидактические игры
Сюжетно-ролевые игры
- словесные
Беседы
Чтение художественной литературы.
Заучивание стихотворений.
Консультации
Рассказывание
Инструкции
- наглядные
Организация выставок, конкурсов.
Сбор фотоматериала.
Рассматривание иллюстраций.
Информационно-агитационные стенды
Личный пример взрослых
Театрализованные представления
Просмотр видеоинформации Образовательные
области:
Образовательная область «Познание»
- «Где живет витаминка?» (Рассказать детям о пользе овощей и фруктов для
здоровья человека. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью) .
- «Это я!» (Дать ребенку знание о себе, о своем теле, формировать любовь к
жизни, чувство радости существования) .
- Органы чувств (глаза, уши, нос). Общее понятие. (Закреплять знания детей о
своем теле. Рассказать детям, что на голове у человека много нужных и
полезных органов) .
- Для чего нужны зубы? (Познакомить детей с тем, что такое зубы и для чего
они нужны. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью) .
- «Как
быть
здоровым?»
(Воспитывать
бережное
отношение
к
своему
здоровью)
- «Растения, которые лечат».
Образовательная область «Коммуникация»
- Беседы «Как я буду заботиться о своем здоровье», «Кто с закалкой дружит,
никогда не тужит», «На зарядку, становись», «Как надо одеваться, чтобы не
болеть»,
«Правила
гигиены»,
«Витамины
полезны
для
здоровья»
-
Составление рассказов об овощах и фруктах.
- Составление рассказа «Как мы измеряли рост».
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
- Чуковский К. И. «Айболит», «Мойдодыр»
- Шалаева Г. П., Журавлёва О. М., Сазонова О. Г. «Правила поведения для
воспитанных детей»-
- Токмакова И. «Колыбельная», «Мне грустно – я лежу больной»
- Крылов А. «Как лечили петуха»
- М. Безруких «Разговор о правильном питании»
- В. Бондаренко «Язык и уши»
- Л. Зильберг «Полезные продукты»
- Г. Зайцев «Крепкие, крепкие зубы», «Дружи с водой»
-А. Крылов «Как лечили петуха»
Образовательная область «Социализация»
- Д/игра «Оденем куклу на прогулку»
- Д/игра «Узнай и назови овощи и фрукты».
- Д/игра «Таня простудилась»
- Д/игра «Назови виды спорта»
- Д/игра «Если кто-то заболел»
- С/Р игра «Овощной магазин»
- С/Р игра «Поликлиника», «Больница», «Аптека», «Детский сад», «Семья»
Образовательная область «Труд»
- Экскурсия
в
медицинский
кабинет
детского
сада.
(Познакомить
с
медработниками
детского
сада,
их
кабинетом,
для
чего
необходим
медкабинет, что в нем есть; [/h4]учить не бояться врачей) .
- Экскурсия в аптеку.
-Беседа «Как доктор лечит людей»
Образовательная область «Безопасность»
- Беседа «Осторожно - лекарство», «Как вести себя во время болезни», -
Просмотр мультфильмов.
Образовательная область «Музыка»
- Прослушивание
колыбельных
песен,
произведений
В.
Моцарта,
Л.
Бетховена.
Образовательная область «Художественное творчество»
- Рисование «Овощи и фрукты», «Мы гуляем на участке»
- Конструирование «Больница для зверюшек»,
- «Изготовление рецептов для игры в больницу»
- Аппликация «Консервированные овощи в банке»
- Лепка «Машина скорой помощи»
Образовательная область «Физическая культура»
-Утренняя гимнастика
-физкультурные занятия
-эстафеты
-соревнования
-подвижные игры,
-физкультурные досуги.
Содержание проектной деятельности:
Этапы реализации проекта
Участники
проекта
Сроки
Содержание
работы
Подготовительный
-проведение
анализа
нормативно-правовой
базы и
приведение её в соответствие с
законом
«Об
образовании»,
изучение понятий, касающихся
темы проекта;
-мониторинг
уровня
заболеваемости детей на начало
учебного года;
-блиц – опрос детей;
-изучение условий реализации
проекта;
-привлечение
родителей
к
участию в проекте;
-утверждение
проекта
и
источников финансирования.
-определение цели и задач;
-анкетирование родителей;
-разработка
перспективного
плана работы с родителями
-разработка
перспективного плана
организации
физкультурно-досуговых
мероприятий.
Воспитатель
, родители,
дети
Сентябр
ь 2017 г.
Анкетирование
родителей
«Здоровье вашего
ребенка»;
Блиц – опрос детей
«Что я знаю о
своем здоровье?»;
Мониторинг детей
на начало учебного
года.
II. практический
- п р о в е д е н и е
ц и к л а
тематических
физкультурных
з а н я т и й
с
в к л ю ч е н и е м
валеологического компонента;
-проведение
цикла
тематических бесед;
-проведение
туристических
походов совместно с
родителями;
- п р о вед е н и е
с п о р т и в н ы х
п р а з д н и к о в ,
д о с у г о в
и
развлечений
с
родителями.
-организация просветительской
деятельности с родителями по
вопросам
формирования
у
д е т е й
п р и в ы ч к и
З О Ж ,
организации
активного отдыха в семье;
День
здорового
ребёнка
«Модуль здоровья»;
-оформление
коллажа
совместно с родителями;
-подготовка выставки детских
рисунков;
-создание
альбома
детских
рассказов.
Воспитатель
, родители,
дети
Октябрь
– апрель
2017 –
2018 г.
Поход «В гости к
Лешему»;
Физкультурный
праздник «В сказку
за здоровьем»,
досуг «Будь,
здоров!»,
развлечение «В
гости к Айболиту»,
«Мой весёлый
звонкий мяч»;
Альбом детских
рассказов «Я
люблю спорт»;
Выставка детских
рисунков «Мы со
спортом крепко
дружим»;
Оформление
коллажа «Быть
здоровым –
здорово!»
«Модуль здоровья»
III заключительный
-подведение итогов реализации
проекта:
-проведение недели здоровья с
педагогами и детьми;
-заключительный
спортивный
праздник;
Воспитатель
, родители,
дети
Май
2018 г.
Недели здоровья
«Здоровый ребёнок
– успешный
ребёнок»;
Спортивный
праздник «Мама,
папа, я –
спортивная
семья!»;
Анкета для родителей
-исследование
эффективности
проводимой работы на основе
анализа мониторинга;
5.Мультимедийная презентация
инновационного
опыта
по
итогам реализации проекта.
Мониторинг детей
на конец учебного
года;
Анкета
для
родителей «Растём
здоровыми»;
Презентация
«Здоровье всему
голова».
Продукт проектной деятельности:
Продуктом педагогического проекта «Детский сад – территория здоровья»
являются:
1. Перспективный план организации физкультурно-досуговых мероприятий и
цикл тематических физкультурных занятий;
2. Анкета для родителей «Здоровье вашего ребенка», «Растём здоровыми».
3.Цикл тематических физкультурных занятий с включением валеологического
компонента: «В страну Здоровья», «Что мы знаем о здоровье», «Мама, папа, я
–
спортивная
семья»,
«С
физкультурой
мы
дружны,
нам
болезни
не
страшны»;
4. Тематические беседы: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» -
«Укрепление детского здоровья» «Личная гигиена»;
5. Походы в парк: «В гости к лешему»;
6. Разработки сценариев спортивных праздников: «В сказку за здоровьем»,
«Мама,
папа,
я
–
спортивная
семья!»,
досугов
«Будь,
здоров!»
(с
включением пальчиковой гимнастики), развлечение «В гости к Айболиту»,
«Морское
путешествие»,
«Мой
весёлый
звонкий
мяч»,
«Весна»
(с
элементами психогимнастики);
7. Просветительская и консультативная деятельность с родителями и: цикл
консультаций для родителей
8. Картотека
самомассажа
«Чтоб
улыбка
сияла»,
«Всё
о
дыхательной
гимнастике», артикуляционная гимнастика;
9. Мультимедийная презентация инновационного опыта.
Перспективы развития проекта.
Данный проект может быть использован другими педагогами, как в полном
объеме,
так
и
парциально
на
разных
уровнях
образовательной
системы.
Учитывая
эффективность
результата
проекта,
предполагается
дальнейшая
перспектива
его
продолжения
и
развития
с
привлечением
младших
дошкольников и их родителей.
Разработать методическую базу для детей 5-6 лет (серию физкультурных
занятий совместно с родителями, комплексы упражнений в детско-
родительской паре, сценарии досугов);
Для спортивного зала приобрести необходимое оборудование; Представить
родителям презентацию: «10 правил здоровья».
Вывод:
Вследствие
реализации
проекта
у
дошкольников
выработалась
устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой и
спортом. Они ориентированы на здоровый образ жизни, имеют прочные
знания о средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях
организма.
Участие
родителей
в
совместной
деятельности
наполнило
ее
новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в
физическом
воспитании
дошкольников,
изучить
положительный
опыт
семейного
воспитания
и
пропагандировать
его
среди
других
родителей.
Физкультурные досуги и совместные занятия с родителями способствовали
закаливанию
и
укреплению
здоровья
детей;
повышали
двигательную
активность и выносливость организма; оказывали положительное влияние на
физическое,
психическое
и
эмоциональное
благополучие
ребенка.
Повысилась активная родительская позиция в потребности дошкольников в
движении на свежем воздухе, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность
ребенка.
А
в
целом
родители
считают,
что
здоровье
это
не
отсутствие
болезней, а образ жизни. Согласно полученным данным анкетирования на
предмет
удовлетворенности
родителей
в
использовании
нетрадиционных
форм
взаимодействия
ДОУ
с
семьями
воспитанников
по
формированию
потребности в здоровом образе жизни, проект «Детский сад – территория
здоровья» имеет высокий рейтинг.
Заключение.
Вот так день за днем, шаг за шагом в своей работе мы учили детей сохранять
своё здоровье, заботиться о нём. Только здоровый человек по-настоящему
радуется жизни. Нужно проводить интересные праздники, утренники, походы
в парк,
все эти мероприятия учат детей заботиться о своем здоровье,
помогают практически применять полученные знания на занятиях. Конечная
цель данного проекта: создание эффективной модели сбережения здоровья
детей в условиях детского сада.
Литература
1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1983.
2. А н то н о в
Ю .
Е. ,
Ку зн е ц о ва
М.
Н .
Зд о р о в ы й
д о ш ко л ь н и к :
Социальнооздоровительная
технология
21
века.
М.,
АРКТИ,
2001.
3.
Богина
Т.
Л.
Охрана
здоровья
детей
в
дошкольных
учреждениях.
Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
4.
Береснева З. И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ.
М.: творческий центр СФЕРА, 2005.
5.
Данилина Т. А. Взаимодействие ДОУ с социумом. М.:АРКТИ, 2004.
6.
Дошкольное воспитание №9, 1997, Кузнецова М. Н. Нетрадиционные
методы в воспитании и оздоровлении. Старший дошкольный возраст.
7.
Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. В., 2007.
8.
Управление ДОУ №5, 2003//Кротова Т. В. Оценка уровня взаимодействия
ДОУ и семьи.
9.
Управление
ДОУ
№1,
2004
//
Евдокимова
Е.
С.
Проектирование
как
здоровьесберегающая технология в ДОУ.
10. Управление ДОУ №5, 2004// Лукина Л. И. Работа с родителями в ДОУ.
11. Управление ДОУ №3, 2004 //Рылеева Е. В., Барсукова Л. С. Учимся
сотрудничать с родителями.
12. Управление ДОУ №8, 2006// Гордеева В. А. Инновационные подходы к
физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ.
13. Управление ДОУ №1, 2006 // Зуйкова М. Б. Режим – путь к здоровью.
14. Управление ДОУ №7, 2006 // Лукина Л. И. Путь к здоровью ребенка лежит
через семью.
15. Солодянкина О. В. Сотрудничество ДОУ с семьей, М., 2004.