Напоминание

"Развитие речи дошкольников на основе картинного материала"


Автор: Шахмуратова Галина Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: детский сад №18
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи дошкольников на основе картинного материала"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и

он

заговорит».

Воспитание

высокообразованных

людей

включает

в

себя

овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач

детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе

овладения ими литературного языка своего народа.

В методике развития речи дошкольников, по мнению исследователей

О.И. Соловьёвой, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой и др., использованию картин

принадлежит ведущая роль. Картина в различных её видах (предметная,

сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, диафильм, рисунок), а

сюжетная

в

особенности,

при

умелом

использовании

позволяет

стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка. Известно, с каким

увлечением

даже

самые

маленькие

дети

рассматривают

иллюстрации

в

книгах, журналах и задают бесчисленные вопросы взрослым.

Виды

работы

по

картинам

многочисленны.

Одна

и

та

же

картина

может служить

материалом

для

ряда

разнообразнейших

видов

занятий.

Представленные

на

картинке

предметы,

объединены

определенной

л о г и ч е с ко й

с и т у а ц и е й ,

о п р е д е л е н н ы м ,

з а

с е бя

г о в о р я щ и м

взаимоотношением. Языковая задача – уточнить и обогатить словарь детей,

упражнять

их

в

построении

высказывания,

подвести

к

практическому

усвоению некоторых понятий.

Проблема развития связной речи и особенно обучения рассказыванию

с опорой на картины (иллюстрации) была и остается в центре внимания

психологов,

лингвистов,

педагогов

и

методистов

(Л.С.

Выготский,

А.В.

Запорожец, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Действительно, значение

рассказов огромно.

В

рассказах

живут

народные

обычаи,

обряды,

в

них

сохраняются

пословицы,

поговорки.

Из

рассказов

дети

запоминают

выражения

и

новые

слова,

которыми

пользуются

в

повседневном

быту,

осваивают новые словосочетания, фразы, типа предложений.

Особую роль картинки в развитии ребенка и в развитии речи детей

дошкольного возраста отводила Е.И. Тихеева. Она описала что картинам как

фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место

с первых лет его жизни. Картина вызывает активную работу мышления,

памяти и речи. Рассматривая картину, ребенок называет то, что он видит,

спрашивает о том, что ему непонятно, вспоминает об аналогичном событии и

предмете из его личного опыта и рассказывает об этом.

С помощью картины педагог воспитывает у детей различные чувства; в

зависимости от содержания картины это может быть интерес и уважение к

труду, любовь к родной природе, сочувствие к товарищам, чувство юмора,

любовь к красоте и всегда радостное восприятие жизни.

Польза

картинки,

по

мнению

К.Д.Ушинского,

в

том,

что

дети

приучаются тесно связывать слово с представлением о предмете, учатся

логично

и

последовательно

выражать

свои

мысли,

то

есть

картинка,

одновременно развивает ум и речь. В.П. Глухов отмечал: «Попробуйте об

одном и том же происшествии рассказать двум детям, одинаково способным,

одному по рисункам, второму - без рисунков - и вы оцените тогда все

значение рисунков для детей».

Таким образом «дошкольный возраст является периодом, в котором

наблюдается

наибольшее

чувство

к

языковым

явлениям,

-

это

твердо

установленный

факт»,

-

заключает

в

одном

из

своих

исследований

Д.Б.

Эльконин.

Рассказы

обогащают

детей

знаниями

об

истории,

культуре

своего

народа,

развивают

речь.

А

поскольку

обучение

рассказыванию

в

детском

саду

базируется

на

наглядном

материале, и

прежде

всего

на

картинках,

иллюстрациях

через

которые

обогащается

кругозор

детей,

развивается их образное мышление и связная речь, то именно они являются

наиболее ценным материалом в работе с дошкольниками для развития речи.

Картины,

рисунки,

иллюстрации

к

литературным

и

фольклорным

произведениям

применяют

в

образовательном

процессе

как

средство

умственного (ознакомление с окружающей средой, развитие воображения,

восприятия, внимания, мышления, речи, формирование интеллектуальных

способностей, сенсорное развитие), эстетического (развитие художественно-

эстетического восприятия, формирования эмоциональной чувствительности,

обогащение

эмоционально

-

чувственной

сферы)

и

речевого

воспитания

(развитие художественно - коммуникативных способностей, стимулирование

инициативы высказывания, овладение различными типами связной речи).

При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и

развития языка следует соблюдать строгую постепенность, переходя от

доступных, простых сюжетов к более трудным и сюжетным. По своему

содержанию картина должна соответствовать возрасту детей и уровню их

развития, но она достигает своего назначения только тогда, когда предоставляет

простор для расширения их умственного кругозора и для увеличения запаса

слов. Дети проявляют исключительную любовь к картинам: они напоминают им

виденное, ими лично пережитое, возбуждают их воображение. Этой любовью

следует широко пользоваться для развития наблюдательности, ясности

мышления и языка детей.

Содержание картин постепенно усложняется: Деям дошкольникам от одного до

трех лет, мы предлагаем картины с изображением одного хорошо им известного

предмета (собаки, кошки, яблока и т.п.). Трехлеткам можно предложить два –

три предмета в логическом соотношении. Для детей 6-7 лет на картинах могут

быть представлены сложные ситуации. Для них картины являются не только

средством для закрепления представлений о знакомых предметах и явлениях, но

и для ознакомления с новыми, добытыми путем жизненных наблюдений.Ведя с

детьми занятия по картинкам, следует руководствоваться следующими

основными положениями:

1. Картина должна быть графически грамотной и не одной из своих деталей не

искажать действительности.

2. Своим содержанием картина должна психологически соответствовать

возрасту ребенка, а потому картины должны предлагаться детям в

соответствующей последовательности.

3. Рассматривание картины может продолжаться лишь до тех пор, пока ребенок

проявляет интерес и внимание.

4. Число картин, вводимых в детскую жизнь, должно быть педагогически

обосновано.

5. Воспитание наблюдательности и сознательного созерцания отнюдь не должно

ограничиваться использованием одних картин.

6. Занятия по картинам достигают всех связанных с ними целей только при

активном пользовании воспитателем и детьми речевого общения.

7. Картина, показывается детям, выставляется на доске или мольберте против

света. Дети усаживаются против нее полукругом. Для показа необходима

специальная полочка. Показывать пальцем не дозволяется.

8. Участвуя в игре или занятии, педагог своим примером, показом стимулирует

детей к желательным речевым реакциям.

Виды работы по картинам многочисленны. Одна и та же картина может служить

материалом для ряда разнообразнейших видов занятий. Не надоедать одними и

теми же впечатлениями и образцами – одно из педагогически правил. Надо

стремиться, чтобы рассматриваемые картины способствовали развитию в детях

эстетического чувства.

Педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей не

только с содержанием, но и с художественно-выразительным средствами

картины, значительно повышает уровень художественного восприятия детей,

способствует появлению интереса и желания рассматривать их, вызывает

эмоциональный отклик на них. Помимо речевого развития, знакомство детей с

картинами развивает эстетические чувства, дает простор воображению и

собственному творчеству детей.

Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду

является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось

желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

Решая задачи обучения детей связной речи на разных возрастных этапах можно

добиться формирования полноценной монологической речи. Развитию речи

ребенка необходим богатый чувств опыт, получаемый им от восприятия

различных предметов. Поэтому картины имеют особое значение в развитии речи

в частности связной, тем самым совершенствуется умение рассказывать, четко и

образно формулировать свои мысли. В процессе рассматривания картин педагог,

постепенно подводит детей к полному правильному ответу, т.е. верному

отражению их знаний о предметах и явлениях в четкой и развернутой речи.



В раздел образования