Напоминание

"Блокада Ленинграда"


Автор: Садковская Наталья Алексеевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МКОУ Кочневская СОШ
Населённый пункт: с. Кочневское Свердловская область
Наименование материала: Урок мужества
Тема: "Блокада Ленинграда"
Раздел: полное образование





Назад




Ко дню снятия блокады Ленинграда.

Урок Мужества

Цель: познакомить с материалами о блокадном Ленинграде.

Задачи:

расширить

представление

учащихся

о

Великой

Отечественной

войне,

воспитывать

благородное

отношение

к

подвигу

защитников

Ленинграда,

уважение

к

людям

старшего

поколения,

пробуждать

сочувствие

к

людям,

перенесшим

трагедию

блокады, воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование:

метроном,

аудиозапись

«Ленинградской

симфонии»

Д.Шостаковича,

кусочек ржаного хлеба 125г., детские игрушки, солдатская каска, кружка, презентация

«Блокада Ленинграда».

Ведущий: «Великая Отечественная»- так называем мы ту войну, в которой наш народ

победил фашизм. Это была война за право жить, право дышать, за право называться

человеком. Поэтому против фашизма поднялись все- не только солдаты и партизаны, но и

старики, женщины и дети. На фронте и в тылу все приближали Великую Победу. Четыре

страшных года вся страна была объединена одним горем, одной болью, одной верой-

верой в Победу. Это был великий духовный подвиг всего народа. И наш долг- хранить

память об этом подвиге.

Соло для метронома.(Звучит звук метронома)

1-й

ученик:

Как

называется

этот

физический

прибор?

Метроном.

Для

чего

он

предназначен? Маятниковый прибор для отчёта коротких промежутков времени. Более

полувека назад стук этого прибора жадно ловил по радио весь мир. 900 дней и ночей он

звучал в эфире, как пульс бьющегося сердца. Одни слушали его, как прекрасную музыку.

Другие- как приговор, как свидетельство преступления против человечества. Слушали

внимательно. Следили за ритмом. За тем, не прерывается ли стук. Даже премьер-министр

Великобритании

Уинстон

Черчилль

в

спальне

и

кабинете

держал

радиоприёмники,

настроенные на радиоволну, которая передавала этот мерный стук, часто включал их,

чтобы

проверить,

бьётся

ли

в

эфире

пульс

этого

метронома.

Радиостудия,

которая

посылала в эфир стук метронома, находилась в Ленинграде. А звуки обозначали, что город

жив, сердце его бьётся, Ленинград борется.

2-й

ученик:

Блокада Ленинграда-это трагическая и героическая страница Великой

Отечественной войны. 900 дней и ночей шла грозная битва за Ленинград. Ни один город,

ни

одна

крепость

за

всю

историю

существования

человечества

не

выносила

столь

жестокого испытания. Но ленинградцы выстояли, они спасли свой город, они победили

фашистов силой своего духа.

Ведущий:

Великая

Отечественная

война

началась

22

июня

1941г.

Фашистское

командование

рассчитывало

за

6-7

недель

захватить

территорию

нашей

страны-до

Уральских гор. Сокрушение Ленинграда означало бы уничтожение одного из символов

государства, что должно было подорвать дух народа. На взятие Ленинграда отводилось 3

недели. Уже

в сентябре немцы прорвались к городу. Но захватить его не удалось, и

фашисты решили взять его измором. Гитлер рассчитывал, «что город сожрёт себя сам» и

приказал стереть город с землёй. Немцы рассчитали всё с немецкой точностью. Они знали,

сколько людей осталось в городе (правда, их расчёты были занижены), каковы были

запасы

продовольствия.

Крупнейшие

продовольственные

склады

они

уничтожили

с

воздуха. Гитлеровцы стали ждать, когда голодные жители города пожрут друг друга. И

Ленинград « падёт к их ногам, как спелое яблоко». Но чего то не учли гитлеровские

стратеги… Город держался 900 дней и ночей.

Горький хлеб блокады.

3-й ученик :В блокадном Ленинграде осталось 2млн 887 тыс. человек. Среди них 400тыс

детей. Их ждали невиданные трудности и страдания. Самой страшной была зима 1941-

1942 г.: не было запасов продовольствия и топлива, не было электричества, и город

погрузился

во

тьму.

Дома

не

отапливались.

Воду

приходилось

брать

из

прорубей,

канализация не работала. Нормы продовольствия постоянно снижались. В ноябре 1941г

рабочие получали 250 гр. хлеба в день, все остальные-125 гр. Из этого мизерного кусочка

хлеба ленинградцы делали несколько сухариков, которые распределяли на весь день.

4-й ученик: В пригороде под огнём противника ленинградцы добывали из-под снега

невыкопанную картошку и овощи. Чтобы притупить голодные мучения, люди ели вазелин,

столярный

клей,

охотились

за

собаками,

кошками,

птицами..Смертность

приобрела

настолько массовый характер, что мёртвых не успевали хоронить. В домах и на улицах

лежали

тысячи

незахороненных

трупов.

Свыше

640

тысяч

ленинградцев

погибли

от

голода.

Чтец: Девчонка с ведёрком пустым

Чуть движется…А за Невою

Клубится пожарища дым.

А там, меж сугробов горбатых,

Где трудно и взрослым шагать.

На саночках узких ребята

Везут свою мёртвую мать.

Ю.Андрушенко

Ведущий: В осаждённом Ленинграде работали 39 школ.в неотапливаемых школах было

так холодно, что замерзали чернила. Ученики шатались от голода. У всех была общая

болезнь-дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Ученики умирали дома, по дороге в

школу и прямо на уроке.

Чтец: Девчонка руки протянула

И головой-

На край стола.

Сначала думали-

Уснула,

А оказалось- умерла.

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил,

Что снова занятья

После похорон.

Ю.Воронов

Этому подвигу нет равных.

1-й ученик: «Этому подвигу нет равных»- так можно сказать о каждом дне каждого

жителя

города

в

те

дни.

Живой

легендой

города

стала

поэтесса

Ольга

Берггольц-«

блокадная муза Ленинграда». Она постоянно, даже падая в голодные обмороки, выступала

со своими стихами по радио, вселяла в души людей мужество и веру в Победу.

Чтец: Руками сжав обугленное сердце

Такое обещание даю:

Я горожанка, мать красноармейца,

Погибшего под Стрельною в бою:

Мы будем драться с беззаветной силой,

Мы одолеем бешенных зверей,

Мы победим, клянусь тебе, Россия,

От имени российских матерей.

О.Берггольц

Звучит Седьмая симфония Д. Шостаковича.

2-й ученик: Подвигом музыкантов стало исполнение в осаждённом городе симфонии Д.Д.

Шостаковича. Зал филармонии был переполнен. В этот вечер в центре Ленинграда не

разорвался ни один снаряд. Чтобы обеспечить городу эту паузу, артиллеристы и лётчики

Ленинградского фронта вели усиленный огонь по врагу, обрушивали на его батареи

мощные бомбовые удары.

Чтец. И когда в знак начала

Дирижёрская палочка поднялась,

Над краем передним,

Как гром, величаво

Другая симфония началась,-

Симфония наших гвардейских пушек,

Чтоб враг по городу бить не стал,

Чтоб Седьмую симфонию слушал…

…И в зале- шквал…

И по фронту- шквал.

Н. Савков

2-й ученик : После концерта Ольга Берггольц вспоминала: « Я глядела на Шостаковича,

маленького и хрупкого, в больших очках и думала: «Этот

человек сильнее Гитлера».

Сквозь

эту

изумительную

музыку

звучал

негромкий,

спокойный

и

мудрый

голос

её

создателя Дмитрия Шостаковича: «Заверяю вас, товарищи, от имени ленинградцев, что

мы

непобедимы».

Эту

веру

он

хотел

передать

своим

соотечественникам».

Седьмую

симфонию Шостаковича слушал весь мир по радио.

3-й ученик: Подвигом учёных и сотрудников Всесоюзного института растениеводства

было сохранение сортовой коллекции семян- всего более 100 тысяч образцов из 118 стран.

А это тонны зерна, которые сохранили умирающие от голода люди! Таких примеров

стойкости и мужества можно приводить тысячи.

Ведущий: в ночь с 18 на 19 января 1943 года блокадное кольцо было разорвано!

Чтец. За залпом залп.

Звенит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика-

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол-Ленинграда не поднялось…

Рыдают люди и поют.

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе-Салют!

Сегодня ленинградцы

Плачут!

Ю.Воронов

1-й ученик: Все жертвы блокады Ленинграда похоронены на Пискарёвском кладбище. В

1960

году

здесь

был

открыт

памятник.

На

высоком

постаменте

бронзовая

фигура

женщины с ветвью Славы. На камне мемориальной стены-стелы высечены печально-

торжественные слова : «Никто не забыт, ничто не забыто».

Ведущий: На одной из могилок на Пискарёвском кладбище лежит маленький кусочек

хлеба, рядом- записка: «Если бы у нас тогда был такой кусочек хлеба, моя мама осталась

бы жива».

Объявляется минута молчания. Зажигается Свеча Памяти.

Используемая литература:

1. Внеклассные мероприятия. 8 класс О. Г. Черных « …Во имя новой жизни Ленинграда!»

Москва «Вако» 2015

2.

«Этот

славный

день

Победы»

М.В.

Солодкова,

Н.

В.

Кулдашова

«Блокадный

Ленинград» Волгоград 2015

3. «Наш хлеб» В. Кармазин Москва издательство «Правда» 1986

4. Подборка стихотворений О.Берггольц, Ю. Воронова, Н. Савкова, Ю. Андрушенко.



В раздел образования