Автор: Сапунова Елена Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ № 11
Населённый пункт: Подольск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа кружка "Поэтический клуб"
Раздел: среднее образование
Пояснительная записка
С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения
учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко
изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова
создана программа кружка по литературе «Поэтический клуб». Данная
программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить
учащихся с теорией литературы. Программа рассчитана на 1 год обучения и
предназначена для работы с обучающимися 4 класса. Занятия проводятся из
расчёта 68 часов в год (2 раза в неделю).
Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных
лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас,
читателей, своё удивительное, ни с чем несравнимое воздействие,
необходимо одно простое условие: художественные произведения надо
любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их
создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить,
не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и
прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического
восприятия мира, высшую форму наслаждения - нравственно-эстетическую.
С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения
учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко
изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова
создана программа поэтического кружка «Поэтический клуб». Данная
программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить
учащихся с теорией литературы. Очень многие ребята начинают пробовать
перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания
художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний,
допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем
нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия.
Поэтому необходимо помочь учащемуся раскрыть свои творческие
способности.
Актуальность программы:
Чтение и анализ лирических произведений имеют огромное значение в
становлении личности учащегося, создают благоприятные условия для
развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной,
грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить,
проявлять себя в творчестве.
Основная цель программы - через знакомство с художественными
лирическими произведениями разных авторов, развитие умения учащихся
правильно читать и анализировать стихи; формировать компетентность в
области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.
Программа ставит следующие задачи:
1. Обучающие:
* освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам
литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения,
лексические средства языка);
* формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных
образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать
сложные проблемные ситуации;
* развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение
передать свою мысль в письменной и устной форме;
* развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при
восприятии произведения.
2. Воспитательные:
* воспитание у учащихся уважения и любви к мировой литературе;
* формирование трудолюбия и требовательности к себе;
* преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности
в отношении литературной деятельности;
* формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных
навыков, культуры общения со сверстниками.
Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся
творчески мыслить. Этому во многом может помочь:
1.
целостный анализ поэтического произведения:
2.
умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
3.
постижение поэтической идеи;
4.
знакомство с различными аспектами поэтического мастерства.
Организационно-педагогические основы обучения:
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для
работы с учащимися 4 класса. Занятия проводятся из расчёта 68часов в год
(2 раза в неделю).
Педагогические условия реализации программы:
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию
программы, являются:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного
процесса;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и
практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных
формах: обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах,
работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами,
конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические
работы, выступления, праздники.
Используются следующие педагогические технологии:
культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение,
игровая, личностно-ориентированная, информационно-компьютерная
технологии.
Программа развивает познавательный интерес к художественным
произведениям, способность к сценической деятельности.
Ожидаемый результат:
1.
рост познавательной и творческой активности у ребят;
2.
увеличение числа учащихся, занимающихся творческой,
исследовательской работой.
3.
формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к
оформлению материалов;
4.
развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения,
ассоциативного мышления.
5.
повышение уровня обученности учащихся и качества знаний в области
литературы, культурологи, эстетики.
Оценка результативности:
В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения
произведений собственного сочинения, выступление на концертах, участие в
различных конкурсах.
Учебно-тематический план
№
Название темы
Кол-во часов
Дата
проведения
1.
Ознакомление с целями и задачами
кружка Что такое поэзия?
1
2 Поэтические жанры.
2
3
Развитие навыков выразительного
чтения.
1
4
«Я знаю силу слов».Назначение
поэта и поэзии.
1
5
Изобразительно-выразительные
средства поэтического языка.
2
6 Сочинение частушек, стихотворений
2
о школе ко Дню Учителя.
7
Размер стиха. Двусложные размеры
стиха.
2
8 Ритм стихотворений.
1
9 Рифма. Виды рифм.
2
10
Художественное чтение и
инсценировка басен.
2
11 Стили речи.
1
12 Поэзия и живопись.
1
13
Заголовки к стихотворениям и
иллюстрации к ним.
1
14
Роль и функции иллюстраций для
стихотворных текстов.
1
15
Юные поэты. Сочинение
стихотворений ко Дню Матери.
1
16
Конкурс поэтов «Стихи я маме
посвящаю…»
1
17
Создание и оформление стенгазеты
«Творчество юных поэтов»
2
18
Поэтические страницы (по
стихотворениям Б.Заходера,
С.Маршака)
1
19
Поэтические страницы (по
стихотворениям А.Барто,
С.Михалкова)
1
20
Конкурс чтецов по стихотворениям
детских поэтов.
1
21
Путешествие по поэтическим
страницам. Литературная игра.
1
22
Поэтические страницы «Светлый
край берез, моя Россия. (С.Есенин
«Береза», Ф.Тютчев «Весна»)
1
23
Поэтические страницы «Светлый
край берез, моя Россия. (И.Суриков
«Утро», А.Фет «Чудная картина»)
1
24
Игра –конкурс «Сочиняем
новогодние стихотворения»
1
25
Игра –викторина по стихотворениям
русских поэтов.
1
26
Музыка в поэзии. Моё поэтическое
творчество.
2
27
Посещение библиотеки. Выбор книг
для чтения.
1
28
«Времена года» - поэтическое лото
по произведениям русских поэтов 19
века
2
29 Чтение любимых произведений.
1
30
«Два светила русской поэзии» (о
творчестве М.Ю.Лермонтова и А.С.
Пушкина)
2
31
Иллюстрирование лирических
произведений о весне.
1
32
Игра «Путешествие в страну
Литературию»
1
33
Великая Отечественная война в
литературе.
2
34
Конкурс выразительного чтения
стихотворений о ВОВ.
1
35
Подготовка к концертной программе
к 8 Марта (репетиция, подготовка
реквизита)
1
36
Чтение стихотворений в концертной
программе, посвященной 8 Марта.
1
37
Зарубежные поэты- детям. В.Джайн
«Обезьянка», А. Босев «Преграды»,
Д.Лукич «Дождь идёт», Калина
Малина «Письмо дедушке».
2
38
Игра –викторина по стихотворениям
зарубежных поэтов.
1
39 Размеры стиха. Анапест.
1
40 Размеры стиха. Дактиль.
1
41 Размеры стиха. Амфибрахий.
1
42
Стихотворения Е.Благининой о
труде.
1
43 Сочинение стихотворение о труде.
1
44
Тема патриотизма в стихотворениях
русских поэтов.
2
45
Подвиг русского солдата в
стихотворениях.
1
46
Подготовка к концерту,
посвященного Дню Победы.
1
47
Участие в концертной программе,
посвященной Дню Победы.
1
48 Пейзажная лирика.
2
49
Создание и оформление стенгазеты
«Поэтический калейдоскоп»
2
Итоговое занятие. Ярмарка талантов.
1
Материально-техническое обеспечение
Для занятий литературного кружка необходимы соответствующие
дидактические материалы и техническое оборудование. В их числе:
1. Репродукции картин, фотографий поэтов и писателей.
2. CD-диски, DVD-диски с изображение пейзажей, видеофрагменты из
литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.
3. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и
т. д.)
4. Компьютер, мультимедийный проектор.
5. Магнитофон.
6. Столы, стулья.
Кабинет должен быть хорошо освещён, проветриваем, иметь средства для
затемнения.
Список литературы
Литература для педагога:
1.
Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение,
1990.
2.
Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е
изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);
3.
Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское
восприятие школьни ков. – Л., 1974.
4.
Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.:
Просвещение, 1985г.
5.
Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха.
Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство
Ленинградского университета, 1987. – 605 с.
Литература для обучающихся:
1.
Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.
2.
Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.
3.
Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком,
2009.
4.
Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух
частях. М.: Дрофа, 2002.
5.
Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. :
Просвещение, 1979.
6.
Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.:
Просвещение, 2009.
7.
Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский
Дом Мещерякова, 2008.
8.
Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 1989.