Напоминание

Программа кружка "Поэтический клуб"


Автор: Сапунова Елена Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ № 11
Населённый пункт: Подольск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа кружка "Поэтический клуб"
Раздел: среднее образование





Назад




Пояснительная записка

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения

учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко

изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова

создана программа кружка по литературе «Поэтический клуб». Данная

программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить

учащихся с теорией литературы. Программа рассчитана на 1 год обучения и

предназначена для работы с обучающимися 4 класса. Занятия проводятся из

расчёта 68 часов в год (2 раза в неделю).

Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных

лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас,

читателей, своё удивительное, ни с чем несравнимое воздействие,

необходимо одно простое условие: художественные произведения надо

любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их

создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить,

не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и

прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического

восприятия мира, высшую форму наслаждения - нравственно-эстетическую.

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения

учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко

изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова

создана программа поэтического кружка «Поэтический клуб». Данная

программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить

учащихся с теорией литературы. Очень многие ребята начинают пробовать

перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания

художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний,

допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем

нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия.

Поэтому необходимо помочь учащемуся раскрыть свои творческие

способности.

Актуальность программы:

Чтение и анализ лирических произведений имеют огромное значение в

становлении личности учащегося, создают благоприятные условия для

развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной,

грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить,

проявлять себя в творчестве.

Основная цель программы - через знакомство с художественными

лирическими произведениями разных авторов, развитие умения учащихся

правильно читать и анализировать стихи; формировать компетентность в

области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.

Программа ставит следующие задачи:

1. Обучающие:

* освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам

литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения,

лексические средства языка);

* формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных

образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать

сложные проблемные ситуации;

* развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение

передать свою мысль в письменной и устной форме;

* развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при

восприятии произведения.

2. Воспитательные:

* воспитание у учащихся уважения и любви к мировой литературе;

* формирование трудолюбия и требовательности к себе;

* преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности

в отношении литературной деятельности;

* формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных

навыков, культуры общения со сверстниками.

Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся

творчески мыслить. Этому во многом может помочь:

1.

целостный анализ поэтического произведения:

2.

умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;

3.

постижение поэтической идеи;

4.

знакомство с различными аспектами поэтического мастерства.

Организационно-педагогические основы обучения:

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для

работы с учащимися 4 класса. Занятия проводятся из расчёта 68часов в год

(2 раза в неделю).

Педагогические условия реализации программы:

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию

программы, являются:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного

процесса;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

• доступность.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и

практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных

формах: обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах,

работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами,

конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические

работы, выступления, праздники.

Используются следующие педагогические технологии:

культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение,

игровая, личностно-ориентированная, информационно-компьютерная

технологии.

Программа развивает познавательный интерес к художественным

произведениям, способность к сценической деятельности.

Ожидаемый результат:

1.

рост познавательной и творческой активности у ребят;

2.

увеличение числа учащихся, занимающихся творческой,

исследовательской работой.

3.

формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к

оформлению материалов;

4.

развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения,

ассоциативного мышления.

5.

повышение уровня обученности учащихся и качества знаний в области

литературы, культурологи, эстетики.

Оценка результативности:

В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения

произведений собственного сочинения, выступление на концертах, участие в

различных конкурсах.

Учебно-тематический план

Название темы

Кол-во часов

Дата

проведения

1.

Ознакомление с целями и задачами

кружка Что такое поэзия?

1

2 Поэтические жанры.

2

3

Развитие навыков выразительного

чтения.

1

4

«Я знаю силу слов».Назначение

поэта и поэзии.

1

5

Изобразительно-выразительные

средства поэтического языка.

2

6 Сочинение частушек, стихотворений

2

о школе ко Дню Учителя.

7

Размер стиха. Двусложные размеры

стиха.

2

8 Ритм стихотворений.

1

9 Рифма. Виды рифм.

2

10

Художественное чтение и

инсценировка басен.

2

11 Стили речи.

1

12 Поэзия и живопись.

1

13

Заголовки к стихотворениям и

иллюстрации к ним.

1

14

Роль и функции иллюстраций для

стихотворных текстов.

1

15

Юные поэты. Сочинение

стихотворений ко Дню Матери.

1

16

Конкурс поэтов «Стихи я маме

посвящаю…»

1

17

Создание и оформление стенгазеты

«Творчество юных поэтов»

2

18

Поэтические страницы (по

стихотворениям Б.Заходера,

С.Маршака)

1

19

Поэтические страницы (по

стихотворениям А.Барто,

С.Михалкова)

1

20

Конкурс чтецов по стихотворениям

детских поэтов.

1

21

Путешествие по поэтическим

страницам. Литературная игра.

1

22

Поэтические страницы «Светлый

край берез, моя Россия. (С.Есенин

«Береза», Ф.Тютчев «Весна»)

1

23

Поэтические страницы «Светлый

край берез, моя Россия. (И.Суриков

«Утро», А.Фет «Чудная картина»)

1

24

Игра –конкурс «Сочиняем

новогодние стихотворения»

1

25

Игра –викторина по стихотворениям

русских поэтов.

1

26

Музыка в поэзии. Моё поэтическое

творчество.

2

27

Посещение библиотеки. Выбор книг

для чтения.

1

28

«Времена года» - поэтическое лото

по произведениям русских поэтов 19

века

2

29 Чтение любимых произведений.

1

30

«Два светила русской поэзии» (о

творчестве М.Ю.Лермонтова и А.С.

Пушкина)

2

31

Иллюстрирование лирических

произведений о весне.

1

32

Игра «Путешествие в страну

Литературию»

1

33

Великая Отечественная война в

литературе.

2

34

Конкурс выразительного чтения

стихотворений о ВОВ.

1

35

Подготовка к концертной программе

к 8 Марта (репетиция, подготовка

реквизита)

1

36

Чтение стихотворений в концертной

программе, посвященной 8 Марта.

1

37

Зарубежные поэты- детям. В.Джайн

«Обезьянка», А. Босев «Преграды»,

Д.Лукич «Дождь идёт», Калина

Малина «Письмо дедушке».

2

38

Игра –викторина по стихотворениям

зарубежных поэтов.

1

39 Размеры стиха. Анапест.

1

40 Размеры стиха. Дактиль.

1

41 Размеры стиха. Амфибрахий.

1

42

Стихотворения Е.Благининой о

труде.

1

43 Сочинение стихотворение о труде.

1

44

Тема патриотизма в стихотворениях

русских поэтов.

2

45

Подвиг русского солдата в

стихотворениях.

1

46

Подготовка к концерту,

посвященного Дню Победы.

1

47

Участие в концертной программе,

посвященной Дню Победы.

1

48 Пейзажная лирика.

2

49

Создание и оформление стенгазеты

«Поэтический калейдоскоп»

2

Итоговое занятие. Ярмарка талантов.

1

Материально-техническое обеспечение

Для занятий литературного кружка необходимы соответствующие

дидактические материалы и техническое оборудование. В их числе:

1. Репродукции картин, фотографий поэтов и писателей.

2. CD-диски, DVD-диски с изображение пейзажей, видеофрагменты из

литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.

3. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и

т. д.)

4. Компьютер, мультимедийный проектор.

5. Магнитофон.

6. Столы, стулья.

Кабинет должен быть хорошо освещён, проветриваем, иметь средства для

затемнения.

Список литературы

Литература для педагога:

1.

Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение,

1990.

2.

Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е

изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);

3.

Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское

восприятие школьни ков. – Л., 1974.

4.

Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.:

Просвещение, 1985г.

5.

Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха.

Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство

Ленинградского университета, 1987. – 605 с.

Литература для обучающихся:

1.

Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.

2.

Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.

3.

Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком,

2009.

4.

Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух

частях. М.: Дрофа, 2002.

5.

Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. :

Просвещение, 1979.

6.

Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.:

Просвещение, 2009.

7.

Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский

Дом Мещерякова, 2008.

8.

Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 1989.



В раздел образования