Автор: Дубовик Ирина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 12
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Спешите делать добрые дела"
Раздел: полное образование
Название работы: " Спешите делать добрые дела"
Вид работы: классный час для учеников 5 класса.
Автор: ДУБОВИК ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА,
учитель русского языка и литературы, классный руководитель 5А класса
МБОУ г. Иркутска СОШ № 12.
Пояснительная записка
Доброта - "качество, излишек которого не вредит" (Д. Голсуорси).
Доброта -
основа нравственности. Данная тема особенно актуальна для сегодняшнего
времени,
потому
как
достаточно
часто
в
жизни
общества
наблюдается
равнодушие, безразличие по отношению к окружающим.
Предлагаемый
классный
час
является
одним
из
первых
мероприятий
,
посвящённых
формированию таких качеств, как сострадание, сочувствие, сопереживание,
умение прийти на помощь нуждающимся в ней. Классный час рассчитан на
учеников
5
класса,
младших
подростков
10-11
лет.
Его
длительность
-45минут.
Цель: Расширение и обогащение представлений детей о понятии «доброта»
Задачи:
1. Уточнить знания детей о понятии «доброта» и роли добрых дел в жизни
человека и пополнить арсенал представления о доброте.
2. Ориентировать воспитанников на формирование чувства взаимопомощи,
внимательности и уважения к людям как осознанной необходимости.
3. Пробудить у учеников желание совершать добрые дела и поступки.
4.
Формировать
у
детей
навыки
самоанализа,
объективной
самооценки,
рефлексии, саморегуляции своих действий, поступков и поведения.
5. Способствовать развитию культуры диалога.
Предварительная работа:
1.
Составление
каждым
учеником
схемы
"Как
наполнить
своё
сердце
добротой и мир сделать добрее".
2. Работа со словарями: определение учениками понятия "доброта".
3. Подбор примеров проявления доброты из прочитанных самостоятельно
произведений.
4.
Распечатка
брошюр
для
каждого
ученика
5
А
класса
брошюры
"Государство
добрых
сердец".
(Следует
пояснить,
что
самоуправление
в
классе
смоделировано
по
принципу
устройства
государства,
отсюда
и
название ГДС - Государство Добрых Сердец. Брошюра содержит название,
девиз,
герб
детского
коллектива,
песню,
написанную
классным
руководителем
специально
для
класса
и
набор
памяток,
помогающих
формированию нравственных основ личности внутри классного коллектива и
вне его).
Материалы и оборудование:
1. Презентация , иллюстрирующая отдельные этапы мероприятия,
2. Фрагмент песни В.Я. Шаинского "Улыбка" (минусовка мп3) для создания
позитивного эмоционального настроя на первом этапе работы,
3. Фрагмент мультфильма "Просто так" (реж. Стелла Аристокесова) , где
букет является символом доброты - безвозмездного проявления душевного
тепла друг к другу.
4. Фонограмма (минусовка) песни композитора М. Минкова "Дорога добра"
на стихи классного руководителя Дубовик И.В.
5. Стикеры в виде сердечек , позволившие создать Дерево добрых дел, когда
каждый ученик, покидая мероприятие наметил себе доброе дело, которое
будет осуществлено им в течение оставшегося дня.
6. Объявления На этапе самооценки ребята выбирают самостоятельно те
качества, в которых они чувствуют недостаток. (образец одного объявления
прилагается)
ОБЪЯВЛЕНИЕ
Выбери себе качество, которого тебе не хватает!
Совершенно бесплатно самое дорогое на свете!
ЩЕДРОСТЬ
ДОБРОТА
ДУШЕВНОСТЬ
ЛАСКА
ОТЗЫВЧИВОСТЬ
ВЕЖЛИВОСТЬ
МИЛОСЕРДИЕ
СОСТРАДАНИЕ
ПРЕДАННОСТЬ
ВЗАИМОВЫРУЧКА
Нравственное воспитание рассматривается нами как одна из важнейших
сторон общего развития личности. В процессе нравственного воспитания у
детей формируются навыки культурного поведения, уважения к старшим,
положительного
отношения
к
труду,
эффективного
взаимодействия
с
окружающими.
Задания, выполненные самостоятельно дома и в ходе мероприятия,
способствуют проявлению у учащихся доброты, порядочности, благородства
и освоению новых жизненных ролей.
Зная о том, что пусковым механизмом мышления является эмоциональная
окраска, мероприятие содержит и музыкальное сопровождение, и видеоряд
(презентация с гиперссылками), и произведение (индийская народная сказка)
для анализа в ходе диалога, и высказывания известных людей о доброте.
Классный
час
ориентирован
на
имеющийся
жизненный
опыт
детей,
их
эмоции, впечатления, на все то, что является основой их развития.
При выполнении заданий уделяется внимание формированию навыков
самоанализа, рефлексии, приучающих подростков к саморегуляции своих
действий,
поступков
и
поведения,
а
так
же
формированию
адекватной
самооценки.
Литература
1. Бразговка Л.П. Значение нравственной установки в процессе морального
становления младшего подростка / Бразговка Л.П. // Этическое воспитание. -
2007. - №3.
2. Нравственность в современном мире: методический материал / Сост. О.В.
Крючкова, О.А. Хаткевич. - Минск: Красико-принт, 2003. (Деятельность
классного руководителя).
3. Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе: Практическое пособие /
Е.П. Сгибнева. - 2-е изд., М.: Айрис-Пресс, 2005. Материалы для проведения
классных часов в средней школе по темам: "Наш класс", "Нравственно-
этическое воспитание".
Сценарий классный часа "Спешите делать добрые дела "
Добро и зло творить всегда
во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
добро творить трудней!
Фаррухи — Абул Хасан ибн Джулух Фаррухи Систани
Классный
руководитель.
Добрый
день,
добрые
люди.
Мы
сегодня
собрались с вами, чтобы обсудить очень важные вопросы. Поскольку
нами создано наше маленькое классное государство под названием ГДС
(Государство Добрых Сердец), назрела необходимость поговорить о том,
что такое доброта, как наполнить ею наши сердца и как преумножить её
в мире.
1 слайд.
Звучит минусовка - фрагмент песни "Улыбка"
Давайте
закроем
глаза,
подумаем
о
чём-нибудь
приятном
и
улыбнёмся
пожалуйста, глаза, улыбнитесь.
А теперь откройте глаза, посмотрите, как
преобразилось всё вокруг, какие симпатичные
лица у всех, даже светлее
стало в кабинете. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А
значит, что здесь собрались добрые люди.
Классный руководитель. Тема
сегодняшнего классного часа “Спешите
делать добрые дела”.
2слайд
Персидско-таджикский поэт Фаррухи писал:
Добро и зло творить всегда
во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
добро творить трудней!
На самом ли деле это так, мы постараемся сегодня с вами разобраться.
3 слайд 4 слайд
А сначала ответьте на такой вопрос: “Что же такое доброта?"
(По
мере
ответов
ребят
учитель
меняет
слайды,
которые
помогут
ребятам дополнить свои ответы)
Дети отвечают, как они понимают слово "доброта", приводят примеры из
жизни, подкрепляют примерами из прочитанных книг.
Классный руководитель. Подводя итоги всему сказанному вами, должна
обратиться
к
словарю.
В
словаре
С.И.
Ожегова
даётся
следующее
определение: "Добро – положительное, хорошее, полезное. Противоположное
– зло. Зло – это нечто дурное, вредное. Это несчастье, беда, неприятность."
Зло и добро всегда соседствуют. Не было бы зла, мы никогда не узнали бы,
что такое добро. Самое главное , это надо запомнить на всю жизнь, - граница
между добром и злом пролегает внутри каждого сердца, и наша задача
потеснить в своём сердце зло, чтобы добро расцветало. Наш далёкие предки
знали
это
и
оставили
нам
своеобразное
завещание
в
древней
азбуке.
Спросите, как такое возможно? Отвечу.
Когда-то буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами
Л – “Люди”, З – “Земля”, М – “Мыслить”, а буква Д обозначалась словом
“Добро”.
Даже
сама
азбука
как
бы
призывала:
“Люди
Земли,
мыслите,
думайте и творите Добро!”
Помните этот призыв. И знайте, что основное назначение человека – творить
добро.
Классный руководитель. Поскольку мы ещё имеем небольшой жизненный
опыт, то много учимся понимать, читая добрые и полезные книги. Я очень
хочу прочитать вам индийскую сказку “Награда” Думаю, она поможет нам
выбрать верные ориентиры в жизни.
Итак...
Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо
проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить:
– сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя
отблагодарю.
Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы.
Тигр выскочил наружу и говорит:
– Вот уже много дней я ничего не ел, сейчас я тебя съем!
Страшно стало путнику.
Ох, тигр,– сказал он, – неужели это и есть награда, которой ты хотел
отблагодарить меня за добро?
– Она и есть, – ответил тигр.
– Какая же это награда – платить злом за добро? – возразил путник.
– Давай спросим кого-нибудь, награда это или нет.
Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:
– Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?
– Злом! – ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей
листвы, а как придет время уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так
они платят злом за мое гостеприимство.
– Ну, теперь – то я тебя съем! – обрадовался тигр.
– Давай еще кого-нибудь спросим! – взмолился путник. Прошли они еще
немного, видят: на пустоши пасется корова.
– Эй, корова!– окликнули они ее. – Скажи, чем платят за добро?
– Злом! – отвечает корова. Судите сами, пока я была молода и давала много
молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали
на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!
Выслушал ее тигр и сказал путнику:
– Ну, теперь я тебя точно съем!
– Подожди немного! – Попросил человек, давай спросим еще кого-нибудь.
Если он скажет то же самое, тогда делать нечего, ешь меня…
Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и
спросили ее.
– Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?
– Добром! – ответила птица. Судите сами: утром люди, просыпаясь,
наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди
делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам
погибнуть.
Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.
Классный руководитель. Чему учит нас эта сказка?
Дети отвечают на поставленный вопрос.
Основной вывод, который мы можем сделать после обсуждения, это то, что
каждый из нас должен поверить в добро и совершать добрые поступки. Не
отчаиваться, не отвечать злом на добро, а верить, не давать прорастать в
наших сердцах росткам сомнения, отчаяния, злобы, мести.
Всё для чего-то и друг с другом сплетено,
И часто рядышком идут добро и зло,
И, как и я, все выбирают путь к добру,
Но всяк – по взгляду и понятью своему.
Татьяна Валяева
Слайд 5
Мы часто говорим о хороших людях. Что значит добрый человек? Расскажите
о добрых людях, известных вам.
Учащиеся рассказывают о волонтёрах, о помощи бездомным животным, о
заботе об инвалидах, вспомнилась и история с бездомным петербургским
экскурсоводом Вячеславом Раснером, оказавшимся на улице в 2010 году,
когда ему было уже за шестьдесят.
Классный руководитель . А вы знаете, ребята , что существует три понятия
д
о
б
р
о
т
ы
.
Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не
заденет самолюбия легко ранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит
с д е л а т ь
д о б р о .
Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже
проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в
человеке.
Такая
доброта
выбирает
себе
хозяина
–
человека
с
чувством
обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-
настоящему
почувствует
несправедливость,
унижение
одного
человека
другим и способен бороться со злом.
Ребята, а что взамен желает получить по-настоящему добрый человек?
Дети отвечают, что по-настоящему добрый человек бескорыстен. Он
совершает добрые дела просто так. Это ему легко, всё равно что дышать.
Какие вы молодцы, ребята! Вы нашли очень важное слово - бескорыстно!
И у меня в связи с этим есть для вас маленький сюрприз.
Переходом по гиперссылке на текущем 5 слайде запускается фрагмент
мультфильма "Просто так" (реж. Стелла Аристокесова).
Думаю, что и без комментариев всё понятно: букетик, который дарят друг
другу герои мультфильма со словами:"Просто так!" - и есть символ доброты,
бескорыстной помощи и участия.
6 слайд
А теперь пришло время для защиты ваших проектов" Добрые сердца". Дома
вы думали над тем, как сделать наши сердца добрыми, чем их нужно
заполнить и как сделать, чтобы в мире доброты стало больше.
Дети по желанию защищают свои проекты.
Очень приятно, что у вас воспитано сочувствие, желание помочь близкому
человеку. Это и служит началом добрых дел. Доброжелательный человек,
желающий другим всего доброго, и ведёт себя соответственно. Он не может
быть злым, грубым и жестоким.
Слайд 7
А теперь пришло время каждому из нас проверить, насколько добрые у нас
сердца. Давайте проведём анкету “Добрый ли вы человек?” Возьмите
ручку и листок. Начинаем Отвечать нужно "да" или "нет".
(Дети отвечают на вопросы анкеты.)
1.
У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на
подарки друзьям?
2.
Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять,
что вас это мало интересует, даже если это так?
3.
Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли
вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
4.
Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им
настроение?
5.
Любите ли вы злые шутки?
6.
Вы злопамятны?
7.
Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не
интересует?
8.
Умеете ли на практике применять свои способности?
9.
Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
10.
Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать
аргументы оппонента?
11.
Вы охотно выполняете просьбы?
12.
Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить
окружающих?
Классный руководитель. Подводим итоги.
Вы можете засчитать себе 1 очко за ответ “да” на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за
ответ “нет” на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
А теперь самое главное - оцените себя. Никому не нужно говорить
результаты. Они касаются только вас.
Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете
общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение:
никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь,
да и на пользу это вам не пойдёт.
От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко
не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем
неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное,
надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой
бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте
доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго
отношения…
Классный руководитель. Судя по вашим сосредоточенным лицам, можно
понять, что не все результаты соответствуют вашим ожиданиям. Что ж, это
нормально:
мы
растём,
учимся,
накапливаем
опыт,
иногда
ошибаемся.
Главное, чтобы мы выбрали верное направление и шагали к нему дорогой
добра. Нас много, нас целый класс, мы будем помогать друг другу, надеюсь,
нам доброты хватит на всех!
Слайд 8
Классный руководитель. Человек не одинок. Он живет среди других людей,
и он должен научиться держать и вести себя среди других людей. Давайте
протестируем следующие высказывания о поведении человека, об общении.
А заодно и разомнёмся, подвигаемся. Если вы согласны с изречением,
поднимите вверх большой палец, если не согласны - опустите его вниз, если
затрудняетесь ответить -вытяните руки перед собой. Готовы? Слушайте
внимательно!
1. Всегда ставь себя выше других.
2. Пообещав что-то сделать – сделай, не можешь – не обещай.
3. Ты не обязан делать всегда то, что делают другие и во всем следовать за
всеми.
4. Всегда требуй награды за добрые дела.
5. Не обращай внимание на советы окружающих и следуй своим
собственным.
6. Будь предупредительным к окружающим и в первую очередь к пожилым,
старшим.
7. Говори только правду, а если правду сказать невозможно, лучше промолчи.
8. Спешите делать добро, спешите друг другу на помощь.
Классный руководитель. По результатам тестирования можно сделать
вывод. что вы верны данному слову, предупредительны к старшим, говорите
только правду. Хотелось бы, чтобы эти черты характера вы сохраните на всю
жизнь.
Слайд 9
Классный руководитель. Ребята, а сейчас я предлагаю вам в группах
составить правила доброты. Пока звучит мелодия песни "Улыбка", запишите
эти правила, после мы послушаем, что у вас получилось.
Ученики, советуясь друг с другом в группах, вырабатывают правила
доброты
По окончании работы в группах дети зачитывают правила, которые они
выработали
1. Помогать слабым, больным, маленьким, попавшим в беду.
2. Прощать ошибки других.
3. Не жадничать.
4. Не завидовать.
5. Делиться последним с другом.
6. Быть милым в общении.
7. Не забывать "вежливые слова" и.т.п.
Слайд 10.
Классный руководитель. А сейчас пришло время сюрпризов. Сегодня,
завершая наш разговор о доброте, я каждому жителю ГДС (Государства
Добрых Сердец) хочу вручить книжечку, которая должна стать нашим
помощником на долгие школьные годы. На обложке вы видите герб нашего
государства, который, как вы помните, несколько раз переделывался, пока мы
его утвердили. Внутри вы найдёте девиз и классную песню. А также - этикет
для жителей ГДС. Когда вы получите книжечки, я предлагаю исполнить
нашу классную песню.
Слайд 11
Учитель вручил брошюрки, после чего состоялась премьера классной песни.
Дети вместе с учителем исполняют песню на музыку Марка Минкова.
Слайд 12
Классный руководитель. В завершении сегодняшней встречи я хочу
пожелать вашим добрым сердцам мудрости. Помните, доброты много не
бывает!
Скажите, сколько в сердце доброты?
Откуда она в сердце поступает?
И как среди бегущей суеты,
Оно так много и легко прощает?
И почему тревожится всегда,
Когда кому-то очень-очень больно?
Всегда есть наготове доброта.
Ее так много, что для всех довольно.
Я поняла, что доброта, как кровь:
Чем больше отдаешь, тем больше будет.
У доброты подруга есть – любовь.
Дарите доброты побольше, люди!
Пускай сегодня в нашем классе вырастет дерево добрых дел. На сердечках-
стикерах напишите, какое доброе дело вы сегодня сделаете, и поместите их
на дерево, которое нарисовано на доске.
А ещё обратите внимание на объявления, которые дожидаются вас сначала
классного часа. Обязательно подойдите к ним и выберите то, что вам
необходимо.
Сегодня мы прощаемся с вами. Но продолжение следует!
Дети делают записи на сердечках и расклеивают их на силуэте дерева,
подходят к объявлениям и выбирают те качества, которым им ещё нужно
учиться.