Автор: Цыбанова Анна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Большеключищенская СШ имени В.Н.Каштанкина
Населённый пункт: Ульяновский район Ульяновская область
Наименование материала: занятие по внеурочной деятельности
Тема: "Игры с тенью"
Раздел: начальное образование
Тема внеурочного занятия
Занятие – проект «Игры с тенью» (2 класс)
Цель занятия
Создать условия для завершения исследовательского проекта «Игры с тенью»
Задачи внеурочного занятия
(планируемый результат)
Предметные умения
УУД
Обучающийся научится:
– выражать свою мысль, вести диалог о
созданном проекте;
– отвечать на вопросы по содержанию
проекта, соотносить впечатления со
своим жизненным опытом;
- делать выводы.
Обучающийся получит
возможность освоить:
– осмысливать содержание проекта,
выражать свое мнение о собственном
продукте;
– вычленять систему идеи, на которой
строился проект,
– самостоятельно и в группе творчески
работать по теме проекта;
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника на основе положительного
отношения к школе;
-самооценка на основе критериев успешной учебной
деятельности;
-уважительное отношение к иному мнению.
Регулятивные УУД:
-формулировать и удерживать учебную задачу;
-составлять план последовательности действий;
-осуществлять пошаговый контроль по результату;
Познавательные УУД:
-самостоятельно выделять и формулировать
образовательную цель;
-осуществлять сбор и обработку информации;
-установление причинно – следственных связей.
Коммуникативные УУД:
-ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать
свои затруднения;
-строить понятные для партнера высказывания;
-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
-строить монологическое высказывание.
Организация пространства
Формы работы
Фронтальная, групповая
Содержание занятия
Этапы занятия, цель
1.Мотивация и стимулирование
деятельности учащихся
Создать условия для возникновения
внутренней потребности
включения в учебную
деятельность, вызвать интерес
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости.
Соединим ладошки с ладошками соседа и подарим
свое тепло, доброту, умения друг другу.
2. Актуализация знаний и
фиксация затруднений в
деятельности.
Актуализация знаний, достаточных
для построения нового знания,
фиксация учащимися затруднения в
выполнении учебного действия.
Сегодня мы расскажем нашим гостям, чему мы
научились на занятиях и постараемся применить
полученные знания на практике.
-И так что же вы узнали и чему научились на наших
занятиях «Юного исследователя?
Кто ответит на вопрос:
-
Что такое проект?
Узнали, что такое проект
познакомились с понятием «проблема»
научились видеть ее и ставить вопросы для решения данной
проблемы
ставить цель и добиваться ее.
Проект – это наши идеи, мысли и замыслы. Темы проектов
могут быть самими разными.
3. Постановка цели занятия.
Построение проекта выхода из
затруднения.
Сформулировать и согласовать тему
и цель занятия, построить план
достижения цели.
Сейчас я предлагаю вам закрепить полученные
знания и продолжить работу над исследовательским
проектом.
Тему проекта вы мне назовете сами, досказав слово в
стихотворении
(Слайд №1)
От кого, мои друзья,
Убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день
Рядом с нами бродит…ТЕНЬ
Тема нашего исследовательского проекта «Игры с
тенью», мы ее определили на прошлом занятии.
Ребята поднимите руки, кто знаком с тенью? А где
можно с тенью встретиться? А кто играет с тенью? А
кто боится тени?
Какая проблема отсюда вытекает?
(Слайд 2)
Отгадывают загадку. Дети называют тему проекта.
Ответы детей.
Ответа детей.
Проблема: что же такое тень?
Молодцы, проблему мы обозначили.
Что мы должны сделать на следующем этапе? (слайд
№3)
Давайте вспомним, что мы будем с вами доказывать?
Что значит дружить?
Что возникает после постановки цели?
(Слайд №4)
Назовите эти задачи.
Какую гипотезу мы с вами определили ? (Слайд №5)
Чтобы достичь цели и решить все поставленные нами
задачи, что мы должны сделать?
Чтобы достичь цели мы разделились на 4 группы. У
каждой группы было своё исследование.
Поставить цель
Доказать, что с тенью можно дружить
Постановка задач, которые мы должны решить в ходе
наших исследований
Выдвигают гипотезы: предположим, что некоторые дети
бояться тени, а такая, ли она страшная?
Провести исследование.
4.Открытие новых знаний.
Реализация построенного
проекта.
Задачи этапа:
Апробация способа действия,
направленного на решение
проблемной ситуации, его
вербальное фиксирование.
Первая группа исследователей расскажет Как
появляется тень?
1 группа исследователей
Опыт №1 Как появляется тень?
1 ученик:
Ребята, вы хотите узнать, что такое «тень» и как она
появляется.
Нам понадобиться экран, настольная лампа, разные
предметы.
Установим настольную лампу так, чтобы свет от неё был
направлен на экран, между лампой и экраном поставим
непрозрачный предмет.
2 ученик:
Ребята, что у меня в руках? (книга)
Как вы думаете, книга прозрачная? (Нет)
Сейчас я поставлю книгу между лампой и экраном, включу
лампу.
Что появилось на экране? (тень)
Как же она появилась?
3 ученик:
Свет от лампы идет лучами. Лучи света не проходят через
непрозрачный предмет – книгу –и поэтому на экране за
предметом образуется место, куда не попадают лучи света.
За книгой образовалась тень.
Вывод: ребята первая группа исследователей помогла
вам понять Что такое тень?
Вторая группа исследователей расскажет о главном
секрете тени.
Третья группа исследователей, расскажет, как можно
весело играть с тенью, как с самым лучшим другом
4 ученик:
Ребята, как вы считаете, у кого и чего есть тень? (Ответы
детей)
Делам вывод: тень появляется тогда, когда есть источник
света.
2 группа
Опыт №2 «Секрет тени»
1 ученик:
У всех и у всего на земле есть своя тень. Давайте проверим.
2 ученик:
Размещает различные предметы - лошадку, машинка,
цветок.
У всех ли предметов есть тень? (Да)
На что похожа тень лошадки?
3 ученик:
На что похожа тень машинки?
4 ученик:
На что похожа тень цветочка?
Ребята, как вы считаете, на что похожа тень?
Делаем вывод, что тень похожа на тот предмет, от которого
она получена.
5 ученик:
Ребята я с вами поиграю в игру «ТЕНЬ».
Игра «Тень»
Встаньте около своих мест. Я буду показывать движения, а
вы должны точно повторять за мной движения и не
ошибаться, так как вы моя тень.
3 группа
Опыт №3 Игра теней.
1 ученик:
Ребята, а вы знаете, что с помощью ладошек и пальцев
Четвертая группа исследователей как можно ещё
дружить с тенью.
можно получать разные тени. Нам понадобиться экран,
лампа. Каждый из нас будут показывать тень, а вы должны
угадать кто это?
2 ученик:
С помощью пластики рук показывает: собаку. Дети
угадывают.
3 ученик:
С помощью пластики рук показывает: улитку
4 ученик:
С помощью пластики рук показывает: бабочку или голубя
5 ученик:
С помощью пластики рук показывает: удава
2 ученик:
Что мы сейчас делали с тенью? (Играть)
С тенью можно играть. Но это ещё не всё. С помощью тени
можно рассказать и показать сказку. Приглашаем 4 группу.
4 группа
Опыт №4 «Театр теней».
1 ученик:
Мы
узнали,
что
есть
еще
одна
игра
с
тенью,
в
которую играют и взрослые и дети. Она называется – театр
теней.
Театр теней -древний театр. Театр теней родился в
Китае и живет по сей день.
Для
показа
спект аклей
использова ли
б ол ь ш о й
полупрозрачный
экран
и
плоские
цветные
куклы.
Их
прислоняли к экрану с тыльной стороны и они становились
видны. Куклы делали из тонкой кожи, бумаги или картона.
Фигурки управлялись с помощью палочек.
2 ученик:
А
я
хочу
рассказать
вам,
как
при
помощи
не
хитрых
приспособлений вы можете порадовать теневым театром
себя
и
своих
друзей.
Это
довольно
увлекательное
и
интересно.
Итак, что же необходимо для создания спектакля?
Первое: рабочая рамка
Второе: источник света
Третье: экран. Его изготовляют из кальки.
3 ученик:
Фигурки для спектакля изготовляются из картона. Все
рисунки, необходимые для изготовления фигурок вы
найдете в детских книжках, журналах, учебниках.
4 ученик:
Садитесь по удобнее. Слушайте внимательно. Начинается
сказка:
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Идет дым столбом!
Кошка выскочила!
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром
Заливает кошкин дом,
А лошадка – с фонарем,
А собачка - с помелом,
Серый заюшка с листом
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь
5.Итог занятия. Рефлексия
учебной деятельности.
Зафиксировать новое изученное на
занятии, соотнести с поставленной
целью и способствовать
самооценке своей деятельности.
Какие новые знания вы открывали?
Как вы достигли этой цели?
Какие качества ученика проявили для достижения
цели?
Молодцы! Смогли применить свои знания и умения
на практике.
Но мне хотелось бы узнать, нравится ли вам работа
над созданием проектов, с каким настроением вы
уходите с занятий и вы мне в этом поможете.
На доску вывешивается солнышко с лучиками если
вам понравилось исследование про тень берем
солнышко, если вы испытывали трудности –возьмите
тучку
.