Напоминание

"Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через разнообразные формы работы"


Автор: Уколова Лилия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 11 г. Донецка
Населённый пункт: г. Донецк, Ростовская область
Наименование материала: презентация
Тема: "Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через разнообразные формы работы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Презентация по теме «Формирование

элементарных математических

представлений у детей дошкольного

возраста через разнообразные формы

работы»

Составила: Уколова Л.М., воспитатель первой

квалификационной категории

Одной из составляющих образовательной

области «Познания» является формирование

элементарных математических

представлений дошкольников. Приобретение

этих представлений имеет существенное

значение для умственного развития детей и

оказывает активное влияние на

формирование умственных действий, столь

необходимых для познания окружающего

мира.

Согласно программным требованиям, в старшем дошкольном

возрасте ребёнок должен овладеть математическими

представлениями по основным разделам:

- количество и счёт;

- цифры и знаки;

- счётные действия;

- величины;

- ориентировка в пространстве;

- ориентировка во времени;

- геометрические фигуры.

Для достижения положительного результата

работы в данном направлении

образовательный процесс осуществляется

педагогами ДОУ через организацию

различных видов детской деятельности.

Но для того, чтобы ребёнок смог овладеть

математическими знаниями, умениями и

навыками в полном объёме, необходимо

участие родителей, включение

их в процесс

развития ребёнка.

Как привлечь

внимание ребёнка к

математике и

помочь ему

развиваться в

данной области в

непринуждённой

обстановке

повседневной

жизни?

Наступило утро. Ребёнок

проснулся, и любящие

родители спешат сказать

ему слова:

- С добрым утром, сынок!

- С добрым утром, мама и

папа!

Пробуждение не может быть

быстрым, должен быть

переход от сна к

деятельности, поэтому

самое время использовать

минуты перехода для

развития ребёнка.

Беседа «Что сначала, что

потом»

- Давайте перечислим всё, что

мы сделали сегодня утром -

говорит воспитатель.

- Первое - умылись, второе -

причесались, третье -

заправили кровать ,

четвёртое - сделали

зарядку, пятое - оделись,

шестое – позавтракали.

Мы сегодня рано встали, нам сегодня не до сна!

Говорят, скворцы вернулись! Говорят, пришла …. ( весна)!

Беседа во время режимных

моментов.

Давай, ты будешь одеваться и

внимательно слушать признаки

весны, добавляя к ним

порядковые числительные:

первый, второй и т.д.

- Когда будешь заправлять кровать,

называй, те признаки, которые

запомнил, а я буду считать.

- Какие времена года соседи

весны?

- Зима и лето.

Так в простой беседе во время

коммуникативной деятельности

ребёнка в течение дня без труда можно

закрепить понятия «утро», «день»,

«вечер», «ночь», «вчера», «сегодня»,

«завтра», время года, порядковый

счёт, умение отвечать на вопрос:

«Сколько?»

Ребёнок играет с игрушками, которые можно

посчитать разными интересными способам

и

.

Например, считаем глазами. Пусть ребенок сядет

себе на руки. Выложите перед ним любое

количество игрушек, скажем, пять, и дайте

минуту-другую на них посмотреть. Трогать

игрушки нельзя, нельзя считать вслух и даже

шептать. Работают только глазки.

В течение дня можно считать ушами. Ребенок

сидит на руках, молча, с закрытыми глазами.

взрослый несколько раз хлопает в ладоши, пусть

сосчитает, сколько. Еще игра: ребенок прячется,

мама говорит: «Ку-ку» несколько раз, а малыш в

ответ ей хлопает на один раз больше.

Считаем « языком». Мелко нарежьте яблоко и

несколько кусочков положите ребенку в ротик.

Пусть посчитает, сколько кусочков вы положили.

Считаем всем телом. Малыш закрывает глаза,

затыкает ушки пальчиками, а мама несколько

раз дотрагивается до его плеча. Сколько раз?

Малыш должен сосчитать.

«Весенний гардероб».

Предложите девочке

игру «Весенний

гардероб». Играя, она

будет подбирать кукле

одежду для весенней

прогулки. Вместе

посчитайте весенние

вещи её гардероба.

Поинтересуйтесь, чего

больше курток или

плащей, сапог или

туфель, брюк или

кофточек.

Игра для мальчика «Весенняя

дорога»

На небольших карточках нарисуйте

схематически лужи, проталины,

первоцветы.Пусть машинка

объезжает их, а ребёнок считает,

сколько луж он объехал, сколько

встретил первоцветов на

проталинках. Чего было больше, а

чего меньше. Только не забываете у

него спросить об этом, иногда

включаясь в игру.

Играя, ребенок учит числа с

удовольствием. Этот процесс

прививает вкус к интеллектуальным

занятиям и учит прилагать усилия в

умственной деятельности.

Ребёнок с

удовольствием

принимает участие

в трудовой

деятельности.Если

она организована

вами в виде игры с

вопросами и

заданиями.

Например, мама хлопочет на

кухне и предлагает ребёнку

приготовить салат «Весенний»

(Возьми из холодильника 3 огурца и 2

помидора.- Сколько всего овощей ты

взял из холодильника?- Посмотри и

посчитай, сколько помидоров там

осталось? И т.д.)

Весной на улице грязно и обувь

требует постоянного ухода.

Приведите в порядок весеннюю

обувь вместе с ребёнком, давая

ему поручения (

Расставь обувь,

которую мы носим весной парами.

- Посчитай, сколько пар обуви чистых, а

сколько грязных.

- Сколько сапог в одной паре? И т. д.)

Разнообразьте

двигательную

деятельность

ребёнка игровыми

упражнениями.

Ориентировка в пространстве

Спрячьте букет первоцветов

и предложите ребёнку его

найти. Вы даёте ребёнку

инструкции, а он выполняет.

3 шага вправо, 4 шага

вперёд, 2 шага влево, 1 шаг

назад и т.д. Заодно ребенок

выучит, где лево, а где

право. Ура, ты нашёл букет!

Назови и посчитай цветы в

нём. Сколько всего цветов в

букете?

Дети - большие почемучки.

Много ответов на вопрос:

«Почему?» таят в себе

весенние прогулки. Самые

увлекательные занятия

математикой случаются

именно там. В

познавательно –

исследовательской

деятельности ребёнка во

время прогулки предлагайте

ему сыграть то в одну

математическую игру, то в

другую.

Игра « Встречные предметы».

Предметы бывают разные по форме.

. Предметы бывают разные по размеру.

Предметы бывают разные по длине.

Предметы бывают разные по высоте .

Предметы бывают разные по толщине.

Предметы бывают разные по ширине.

Так в

непринуждённой

обстановке, играя,

ребёнок без труда

усвоит все сложные

математические

понятия

Вернувшись с

прогулки, можно

привлечь внимание

малыша к

продуктивной

деятельности.Напри

мер в проекте

«Кораблики»

Дайте ребёнку карандаши

и небольшие листочки

бумаги. Он с

удовольствием нарисует

каждый признак весны на

отдельном листочке.

Рисовать можно в течение

всей тематической недели,

сохраняя рисунки.

Предложите ребёнку

поиграть с пальчиками под

весёлые музыкальные

песенки Екатерины

Железновой, которые

представлены на серии

компакт дисков «Музыка с

мамой» На диске «5

поросят» и «10 мышек»

можно найти мелодии с

математическим

содержанием.

Вечерами можно

играть с

нарисованными

ребёнком картинками.

Разложите листочки с

рисунками на столе и

закрепите

математические

понятия с помощью

заданий и вопросов.

Картинки можно также использовать при чтении

художественной литературы весенней тематики, а так

же разучить пальчиковую гимнастику

.

10 признаков весны поскорей мне назови.

Сжимаем и разжимаем пальцы на обеих руках

Затем загибаем пальчики по одному к середине ладошки по тексту.

Раз – сосулька,

Лужа - два,

Три - я видел соловья.

А проталинка – четыре,

Пять – скворечник смастерили

Шесть – сугроб уже спустился

Семь – подснежник распустился

Восемь - капают капели

Девять - птицы прилетели

Десять – зиму провожаем,

С радостью весну встречаем!

Хлопаем в ладошки на каждое слово в предложении.

Результат вашего

внимания к развитию

математических

способностей малыша

не заставит вас долго

ждать.

Желаю Вам успехов,

терпения и творческого

поиска в развитии

юного математика.



В раздел образования