Автор: Арутюнова Анна Ашотовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №14"
Населённый пункт: г.Рязань
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема: Рассказ по картине "Зимние забавы".
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на теме:
Рассказ по картине «Зимние забавы».
Цель: учить детей составлять и перессказывать небольшой расссказ по картине:
рассказывать события, изображенные на картинке.
Задачи:
Обучающие:
1.Обогащать речь прилагательными.
2.Акивизировать в речи детей слова относящиеся к теме «Зима.Зимние забавы.»
3.Совершенствовать навыки словообразования.
4.Учить детей целенаправленному рассмотрению картины ( целевое
восприятие,последновательное рассмотрение отдельных самостоятельных
эпизодов, оценка изображенного).
5.Развивать умение составлять простые предложения с опорой на картинку.
6.Развивать умение пересказывать небольшой рассказ.
Развивающие:
-продолжать развивать речь как средство общения;
-развивать основные мыслительные операции ( анализ,обобщение,сравнение)
-развивать выразительность речи
Воспитательные:
–
воспитывать звуковую кульуру речи ( говорить выразительно, не
торопясь).
Материалы и оборудование: картина «Зимние забавы».
Ход занятия
Вводная часть:
- Здравствуйте ребята. Сегодня к нам на занятие пришли гости, повернитесь к
ним и поздаровайтесь.Садитесь.
-Посмотрите, на картинки и скажите какую ошибку допустил художник.
-Сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови признак»
-Я вам буду кидать мяч и задавать вопросы, а вы будите ловить и отвечать.
Снег какой? - белый, холодный, скрипучий.(Снег под ногами скрипит,
значит он какой?)
Ветер зимой какой - колючий, холодный, сильный.
Воздух зимой какой? - свежий, морозный, холодный.
Горка какая? - Ледяная, скользкая, высокая.
Лед какой? - блестящий, скользкий, гладкий.(Лед похож на зеркало, значит
он какой?)
Деревья какие?- снежные, голые.
-А к какому времени года относятся эти признаки? (Все эти признаки относятся
к зиме)
-
Молодцы! Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картине, но сначала
нам необходимо отгадать загадки.Слушайте внимательно.
-Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня
Езжу сразу на обоих
Что за кони у меня (коньки)
-Ребята существует даже вид спорта, в котором необходимо как можно быстрее
преодолеть большой круг(дистанцию) на коньках.Человек который занимается
данным видом спорта называется конькобежец.
-Давайте вместе повторм это слово.(Конькобежец).
-Посмотрите внимательно как он выглядит.
-Следующая загадка.
-Бегут по дорожке
Доски да ножки(лыжи)
-А как называется человек который катается на лыжах?(Лыжник)
-Ой, насыпало снежка
Вывожу коня-дружка.
За верёвочку-держу
Через двор коня веду
С горки вниз на нём лечу
А назад его тащу. (санки)
-Существуют спорсмены, которые катаются на специальных санках.Спортсмен
который занимается данным спортом называется саночник.
Давайте весте повторим это слово.(Саночник)
-Посмотрите, внимательно на картинки.
-Какие новые слова вы узнали, когда отгадали загадки?(Лыжник, конькобежец,
саночник)
-Кто на них изображон? (Дети)
-Что делают дети на картинках? (Играют)
-В какое время года можно играть в эти игры? (Зимой)
-Давайте попробуем составить предложение к каждой картинке.
Послушайте внимательное какое предложение составила я.
Коля и Петя играют в снежки.
-Вика составь предложение к следующей картинке. (Коля кактается на лыжак.)
-Егор какое предложение можно составить к другой картике?(Снег хорошо
лепился, поэтому Маша и Даша слепили большого снеговика)
-Женя составт предложение к следующей картинке.( Катя рисует узор коньками
на льду.)
-Тая составь предложение к другой картинке.(Саша весело катается с горке на
санках)
-Кира попробуй составить предложение к последней картинке.( Ваня решил
слепить большого снеговика)
Молодцы ребята, а теперь я предлогаю вам представить себя и лыжниками и
конькобежцами.
Физминутка.
Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая
колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на
месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые
движения руки согнуты в локтях)
И снегурочку лепим мы, лепим мы . (соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и
поставить на пояс)
-Ребята художник решил нарисовать всех детей вместе, посмотрите какая
картина у него получилась.
-Художник назвал ее «Зимние забавы»
-А что такое «забавы»? (Игры, развлечения)
Рассмотрим картину и скажите:
-Какое время года изобразил художник? (Зима)
- А кого он нарисовал? (Художник нарисовал детей.)
- Что делают дети? (Дети играют в зимние игры.)
- Где играют дети?(Дети играют во дворе)
- Какие лица у детей? (веселые, радостные, улыбчивые) .
- Ребята послушайте какой рассказ я сосавила из прдложений которые вы
придумали про ребят. Называется он «Зимние забавы»
Наступила зима: с сильными морозами и вьюгами. Долго не удавалось
детям порезвиться на снежной горке. Но вот вьюга утихла и выглянуло
солнце.
Ребята отправились на прогулку. Они взяли с собой санки, лыжи и
коньки. Миша и Коля катаются на лыжах.Снег был липкий, поэтому
Даша слепила большого снеговика.Она взяла с собой санки, чтобы
кататься на горке. Ваня и Петя рисовали узоры коньками на льду. Маша
привела с собой друга Тузика. Весело и интересно на снежной горке!
-Какое время года наступило в рассказе? (Наступила зима)
-Что значит слово «не удавалось»?(Не получалось)
-А что означает слово «порезвиться»?( побегать, поиграть, повеселиться)
-Почему ребятам долгго не удавалось порезвиться на снежной горке?(Ребятам
долго не удавалось порезвиться на снежной горке, потому что была вьюга)
-А что такое вьюга?(Метель, вьюга, пурга - это природные явления,
представляющие собой ветер со снегом.)
-Сейчас мы поиграем в игру - Вьюга, вы будете петь звук “у” то тихо, то громко,
в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше рука, тем
громче вы должны петь, чем ниже - тише петь.
Физминутка.
-Послушайте рассказ еще раз, смотрите на картинку она вам поможет.
Чтение рассказа воспитателем.
-Кто сможет перессказать рассказ? Не переживайте я вам буду помогать.
(Спросить 3-4 человека)
-Остальных ребят я спрошу сегодня в течении дня.
-А теперь пройдите за столы.
-Ребята вам необходимо собрать пазлы.
(Дети собирают пазлы.)
-Вика кто у вас получился? ( У нас получился лыжник)
-Даша а у вас кто получился? ( Унас получился конькобежец)
Итог.
- Итак, наше занятие подошло к концу.
-Чем мы сегодня занимальсь? (Мы составляли рассказ по картине)
-Какие новые слова вы запомнили?( Забавы, конькобежец, саночник, вьюга,
глубокие снега, трескучие морозы.)
-Какие затруднения у вас возникли? (Ответы детей)
-Что больше всего понравилось?
-Ребята, мне очень понравилось как вы сегодня работали, Занятие
окончено.Спасибо.