Напоминание

"Как научить ребёнка пересказывать текст"


Автор: Тимохина Вера Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Школа №18 г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Как научить ребёнка пересказывать текст"
Раздел: среднее образование





Назад




Тимохина Вера Александровна

учитель русского языка и литературы

МБОУ Школа №18 г.о. Самара

Как научить ребёнка пересказывать текст

В

системе

работы

над

связной

речью,

призванной

развивать

и

совершенствовать речевые умения учащихся, наиболее сложным является

пересказ. Этот вид работы позволяет увидеть, насколько учащиеся поняли и

усвоили

учебный

материал.

При

пересказе

содержания

исходного

текста

активируется

словарь

ученика,

совершенствуется

грамматический

строй

речи. Однако проблема заключается в том, что при получении обширной

информации учащийся часто оказывается не в состоянии классифицировать и

воспроизводить ее самостоятельно, теряется, упускает важные детали.

Как помочь ребёнку логично, полно передать содержание текста? С

чего начать подготовку к этому виду деятельности? Возникает множество

вопросов, которые учитель ставит перед собой и пытается ответить на них. Я

также попытаюсь найти ответы на некоторые вопросы.

Работу с текстом можно начать с развития активного словаря учащихся,

с активного включения в текст имён прилагательных, то есть с подбора

качеств, признаков, свойств к существительным. Например, при знакомстве с

новыми словарными словами подбираем к каждому существительному 4-5

прилагательных. Часто учащиеся легко называют 1-2 прилагательных. Эту

работу можно продолжить на уроках литературы, когда требуется описать

характер героя, внешность. В активизации прилагательных в речи учащихся

очень помогает упражнение «Дополни предложение», которое предполагает

добавление прилагательных. Приведу пример:

Наступила осень;

Наступила хмурая осень;

Наступила хмурая дождливая осень.

Параллельно веду работу с глаголами, так как слова-сказуемые помогают

точно выразить мысль. Необходимо научить детей подбирать синонимы к

глаголам, особенно полезно это при изучении такой темы как «Прямая речь».

Ребята, как правило, включают прямую речь глаголом «сказал». Поэтому

можно предложить подобрать синонимы к этому глаголу. Сказал: произнёс,

проговорил,

прошептал,

крикнул.

Аналогичным

образом

подбираем

антонимы: прошептал – крикнул, ответил – промолчал.

Далее

предлагаю

поработать

над

существительными.

Детям

бывает

трудно заменить действующее лицо при пересказе текста. Например, излагая

эпизод из рассказа В. Г. Короленко «В дурном обществе», ребята называют

главного

героя

Вася

или

мальчик.

Этих

слов

недостаточно,

что

связать

предложения

друг

с

другом.

Поэтому

предлагаю

ребятам

продолжить

цепочку: Вася, мальчик, подросток, герой, мальчуган, парнишка.

Теперь можно уделить внимание технике пересказа, а именно: не затягивать

пересказ,

не

перегружать

его

лишними

деталями,

ненужными

подробностями, стараться избегать передачи диалогов. Как известно, можно

использовать подробное, сжатое или выборочное изложение.

При

подробном

пересказе

в

классе

часто

использую

упражнение

«Рассказываем по цепочке». Каждому учащемуся предстоит составить 1-2

предложения, следить за речью одноклассников, продолжить повествование.

Выборочный пересказ также отрабатывается и на уроках русского языка, и

литературы.

При выборочном пересказе можно предложить упражнения:

«Опиши обстановку»;

«Как выглядит герой»;

«Выбери описание».

Выборочный

пересказ

позволяет

акцентировать

внимание

ребят

на

важных деталях, моментах, эпизодах произведения.

При обучении сжатому пересказу использую следующие упражнения:

«Перескажи фрагмент с помощью 7 предложений», «Выбери главное». С

помощью этих упражнений ребята учатся отбирать информацию, используют

её при пересказе.

Применение

изложенной

выше

системы

упражнений

дает

хороший

результат:

развивает

устную

и

письменную

речь,

способствует

развитию

умения воспроизводить текст как устно, так и письменно, подробно и сжато.



В раздел образования