Напоминание

Воспитание здорового образа жизни


Автор: Хизунова Галина Валерьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детского сада №8 "Ромашка"
Населённый пункт: х.Староротовка, Матвеево-Курганский район, Ростовская область
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Воспитание здорового образа жизни
Раздел: дошкольное образование





Назад




«

ВОСПИТАНИЕ

ЗДОРОВОГО

ОБРАЗА

ЖИЗНИ

».

Материал

подготовлен

старшим

воспитателем

Хизуновой

Г

.

В

.

2018

год

.

Сегодня

,

когда

мы

живем

в

эпоху

кризисов

и

социальных

перемен

,

когда

современное

состояние

общества

,

высочайшие

темпы

его

развития

предъявляют

более

высокие

требования

к

здоровью

человека

,

а

демографические

показатели

заметно

ухудшаются

,

особую

тревогу

вызывает

здоровье

детей

-

эта

проблема

становится

первостепенной

.

Здоровье

-

бесценное

достояние

не

только

каждого

человека

,

но

и

всего

общества

.

При

встречах

,

расставаниях

с

близкими

людьми

мы

желаем

им

доброго

здоровья

,

так

как

это

-

основное

условие

и

залог

полноценной

и

счастливой

жизни

.

Здоровье

помогает

нам

выполнять

наши

планы

,

успешно

решать

основные

жизненные

задачи

,

преодолевать

трудности

,

а

если

придётся

,

то

и

значительные

перегрузки

.

Доброе

здоровье

,

разумно

сохраняемое

и

укрепляемое

самим

человеком

обеспечивает

ему

долгую

и

активную

жизнь

.

Основная

задача

воспитания

подрастающего

поколения

-

это

воспитание

здорового

человека

.

Здоровье

-

это

физическая

,

гигиеническая

,

душевная

,

социальная

культура

человека

.

Только

здоровый

ребёнок

может

играть

,

бегать

,

смеяться

,

фантазировать

.

Насколько

здоровый

ребёнок

-

от

этого

зависит

его

личностное

и

социальное

развитие

.

Это

регламентируется

и

обеспечивается

рядом

нормативно

-

правовых

документов

:

Законами

РФ

"

Об

образовании

".

Указом

Президента

России

"

О

неотложных

мерах

по

обеспечению

здоровья

населения

в

РФ

", "

Конвенцией

о

правах

ребенка

"

и

т

.

д

.

В

Конвенции

о

правах

ребёнка

подчеркивается

право

каждого

маленького

гражданина

на

жизнь

.

Государство

отвечает

за

создание

условий

,

обеспечивающих

в

максимальной

степени

их

выживание

и

здоровое

развитие

.

В

сложившейся

ситуации

здоровье

можно

рассматривать

как

важнейшую

предпосылку

формирования

личности

ребёнка

.

Поэтому

необходим

поиск

новых

подходов

к

оздоровлению

,

базирующихся

на

многофакторном

анализе

внешних

воздействий

,

мониторинге

состояния

здоровья

каждого

ребёнка

,

учёте

и

использовании

особенностей

его

организма

,

индивидуализации

профилактических

мероприятий

.

Понятие

здорового

образа

жизни

рассматривается

как

сочетание

видов

деятельности

,

обеспечивающее

оптимальное

взаимодействие

окружающей

среды

.

Здоровый

образ

жизни

,

направленный

на

предупреждение

возникновения

какого

-

либо

заболевания

,

обеспечивает

полноценное

развитие

и

реализацию

возможностей

индивида

,

способствует

его

социализации

и

является

необходимым

условием

воспитания

гармонической

личности

.

Здоровый

образ

жизни

-

это

образ

жизни

,

основанный

на

принципах

нравственности

,

рационально

организованный

,

активный

,

трудовой

,

закаливающий

и

,

в

тоже

время

,

защищающий

от

неблагоприятных

воздействий

окружающей

среды

,

позволяющий

до

глубокой

старости

сохранять

нравственное

,

психическое

и

физическое

здоровье

.

Каждый

человек

имеет

большие

возможности

для

укрепления

и

поддержания

своего

здоровья

,

для

сохранения

трудоспособности

,

физической

активности

.

Говоря

о

здоровом

образе

жизни

у

детей

на

первое

место

следует

поставить

достаточную

двигательную

активность

.

Учёные

определили

,

что

при

гиподинамии

ухудшается

способность

мышц

сокращаться

,

изменяется

химический

состав

белков

,

из

костной

ткани

вымывается

кальций

и

кости

становятся

рыхлыми

.

Но

особенно

тяжко

сказывается

недостаток

движения

на

кровеносных

сосудах

,

сердце

и

нервной

системе

,

страдают

обменные

процессы

,

стремительно

увеличивается

масса

тела

.

Исследования

гигиенистов

свидетельствуют

,

что

до

82-85 %

дневного

времени

большинство

учащихся

находится

в

статическом

положении

(

сидя

).

Современные

школьники

,

как

и

взрослые

,

к

сожалению

,

не

считают

своё

здоровье

важнейшей

жизненной

ценностью

.

Важно

,

чтобы

и

взрослые

и

дети

овладевали

знаниями

факторов

,

способов

и

средств

,

укрепляющих

здоровье

,

обладали

привычкой

постоянно

осуществлять

меры

,

направленные

на

его

сохранение

,

чтобы

им

было

свойственно

активное

отношение

к

своему

здоровью

и

здоровью

окружающих

людей

,

то

есть

формировать

социальную

потребность

жить

и

быть

здоровым

.

Необходимо

убеждать

подростков

в

том

,

что

жизнь

может

предоставить

им

много

интересного

,

что

нет

неразрешимых

проблем

и

безвыходных

ситуаций

.

Вовлекать

подростков

в

общественную

деятельность

,

которая

потребует

от

них

выработки

положительных

качеств

,

будет

способствовать

профилактике

отклоняющего

поведения

.

Задачи

педагогов

-

из

просвещённого

подростка

воспитать

социально

неравнодушную

личность

,

которая

в

любой

ситуации

сможет

противостоять

наркомании

.

Школа

призвана

дать

подрастающиму

поколению

глубокие

и

прочные

знания

основ

наук

,

выработать

необходимые

навыки

и

умения

,

формировать

мировоззрение

,

обеспечить

всестороннее

развитие

личности

.

Одновременно

школа

должна

выполнять

и

оздоровительную

роль

,

так

как

обществу

становится

небезразлично

,

какой

ценой

для

здоровья

подрастающего

поколения

приобретаются

знания

.

Воспитание

здорового

образа

жизни

предполагает

тесное

единство

нравственного

,

умственного

,

эстетического

и

трудового

воспитания

с

учётом

особенностей

физкультурно

-

спортивной

,

соревновательно

-

тренировочной

деятельности

,

особенностей

их

влияния

на

личность

молодого

человека

.

Распространённые

во

всем

мире

пороки

-

пьянство

,

курение

и

наркомания

,

стали

серьёзными

препятствиями

на

пути

прогресса

человечества

.

В

повсеместно

развернувшейся

борьбе

за

здоровый

образ

жизни

,

против

пьянства

,

курения

и

наркомании

,

важное

место

призваны

занять

физическая

культура

и

спорт

.

Необходимо

улучшать

организацию

досуга

детей

,

создавать

условия

,

обеспечивающие

разумное

использование

свободного

времени

.

Здоровый

образ

жизни

не

занимает

пока

первое

место

в

иерархии

потребностей

и

ценностей

человека

в

нашем

обществе

.

Но

если

мы

научим

детей

с

самого

раннего

возраста

ценить

,

беречь

и

укреплять

своё

здоровье

,

если

мы

будем

личным

примером

демонстрировать

здоровый

образ

жизни

,

то

только

в

этом

случае

можно

надеяться

,

что

будущее

поколение

будут

более

здоровы

и

развиты

не

только

личностно

,

интеллектуально

,

духовно

,

но

и

физически

.

Здоровый

образ

жизни

-

это

совокупность

всех

условий

,

которые

настраивают

человека

на

активную

деятельность

,

позволяют

полностью

реализовать

те

высочайшие

духовные

качества

,

которые

всегда

были

присущи

нашему

народу

,

Здоровый

образ

жизни

-

это

комплекс

оздоровительных

мероприятий

,

обеспечивающих

гармоническое

развитие

и

укрепление

здоровья

,

повышение

работоспособности

людей

,

продление

их

творческого

долголетия

.

Основные

элементы

здорового

образа

жизни

-

плодотворная

трудовая

деятельность

,

оптимальный

двигательный

режим

,

личная

гигиена

,

рациональное

питание

,

отказ

от

вредных

привычек

и

,

конечно

же

,

закаливание

.

Каждый

тренер

хочет

видеть

своих

воспитанников

здоровыми

,

веселыми

,

хорошо

физически

развитыми

.

С

момента

рождения

нормально

развивающийся

ребёнок

стремится

к

движениям

.

Формирование

этой

важной

для

жизнедеятельности

потребности

в

значительной

степени

зависит

от

особенностей

жизни

и

воспитания

,

от

того

насколько

взрослое

население

,

вокруг

ребёнка

,

создают

необходимые

условия

,

способствующие

своевременному

освоению

доступных

по

возрасту

движений

.

Нет

какой

-

то

одной

единственной

уникальной

технологии

здоровья

.

Сбережение

здоровья

может

выступать

как

одно

из

задач

некоего

образовательного

процесса

.

Это

может

быть

образовательный

процесс

медико

-

гигиенической

направленности

,

физкультурно

-

оздоровительной

,

экологической

и

др

.

Только

благодаря

комплексному

подходу

к

обучению

детей

могут

быть

решены

задачи

формирования

и

укрепления

здоровья

учащихся

.

Многие

современные

исследователи

считают

,

что

здоровье

-

это

максимальная

производительность

органов

,

в

полной

мере

сохранивших

свои

функции

и

оценивают

его

как

состояние

организма

,

обеспечивающего

полнокровное

выполнение

всех

жизненных

функций

и

форм

деятельности

человека

.

Педагогические

условия

по

формированию

здорового

образа

жизни

широко

представлены

в

трудах

педагогов

Я

.

А

.

Коменского

,

А

.

Ф

.

Харламова

,

Б

.

П

.

Никитина

и

др

.

В

настоящее

время

образование

в

области

пропаганды

здорового

образа

жизни

ведётся

на

основе

преподавания

учебных

предметов

(

биологии

,

химии

,

физики

,

физкультуры

),

внеклассной

и

внешкольной

работы

(

факультативы

,

кружки

т

.

д

.).

Формирование

здорового

образа

жизни

человека

начинается

с

момента

рождения

и

продолжается

всю

жизнь

,

но

основы

его

закладываются

в

период

детства

и

юношества

.

Изменение

,

переделка

отдельных

элементов

,

сложившихся

в

период

созревания

,

в

зрелом

возрасте

происходит

с

большим

трудом

.

Поэтому

очень

важно

в

дошкольные

и

школьные

годы

воспитать

у

ребёнка

такой

образ

жизни

,

такой

тип

поведения

человека

в

жизненных

ситуациях

,

который

способствовал

бы

сохранению

и

укреплению

здоровья

во

всех

периоды

его

жизни

.

Цель

нашего

общества

-

увеличение

информированности

и

знаний

детей

о

вредных

веществах

и

опасных

последствиях

их

употребления

,

укрепление

отрицательного

отношения

школьников

к

употреблению

вредных

веществ

,

привитие

и

развитие

у

детей

жизненных

навыков

,

необходимых

для

поддержания

и

сохранения

здорового

образа

жизни

,

жизни

без

употребления

вредных

веществ

.

Здоровый

образ

жизни

не

занимает

пока

первое

место

в

иерархии

потребностей

и

ценностей

человека

в

нашем

обществе

,

Но

если

мы

научим

детей

с

самого

раннего

возраста

ценить

,

беречь

и

укреплять

своё

здоровье

,

если

мы

будем

личным

примером

демонстрировать

здоровый

образ

жизни

,

то

только

в

этом

случае

можно

надеяться

,

что

будущее

детей

будет

более

здоровым

и

развитым

не

только

личностно

,

интеллектуально

,

духовно

но

и

физически

.

Если

раньше

говорили

: "

В

здоровом

теле

-

здоровый

дух

",

то

не

ошибётся

тот

,

кто

скажет

,

что

без

духовного

не

может

быть

здорового

.



В раздел образования