Автор: Хизунова Галина Валерьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детского сада №8 "Ромашка"
Населённый пункт: х.Староротовка, Матвеево-Курганский район, Ростовская область
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Воспитание здорового образа жизни
Раздел: дошкольное образование
«
ВОСПИТАНИЕ
ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА
ЖИЗНИ
».
Материал
подготовлен
старшим
воспитателем
Хизуновой
Г
.
В
.
2018
год
.
Сегодня
,
когда
мы
живем
в
эпоху
кризисов
и
социальных
перемен
,
когда
современное
состояние
общества
,
высочайшие
темпы
его
развития
предъявляют
более
высокие
требования
к
здоровью
человека
,
а
демографические
показатели
заметно
ухудшаются
,
особую
тревогу
вызывает
здоровье
детей
-
эта
проблема
становится
первостепенной
.
Здоровье
-
бесценное
достояние
не
только
каждого
человека
,
но
и
всего
общества
.
При
встречах
,
расставаниях
с
близкими
людьми
мы
желаем
им
доброго
здоровья
,
так
как
это
-
основное
условие
и
залог
полноценной
и
счастливой
жизни
.
Здоровье
помогает
нам
выполнять
наши
планы
,
успешно
решать
основные
жизненные
задачи
,
преодолевать
трудности
,
а
если
придётся
,
то
и
значительные
перегрузки
.
Доброе
здоровье
,
разумно
сохраняемое
и
укрепляемое
самим
человеком
обеспечивает
ему
долгую
и
активную
жизнь
.
Основная
задача
воспитания
подрастающего
поколения
-
это
воспитание
здорового
человека
.
Здоровье
-
это
физическая
,
гигиеническая
,
душевная
,
социальная
культура
человека
.
Только
здоровый
ребёнок
может
играть
,
бегать
,
смеяться
,
фантазировать
.
Насколько
здоровый
ребёнок
-
от
этого
зависит
его
личностное
и
социальное
развитие
.
Это
регламентируется
и
обеспечивается
рядом
нормативно
-
правовых
документов
:
Законами
РФ
"
Об
образовании
".
Указом
Президента
России
"
О
неотложных
мерах
по
обеспечению
здоровья
населения
в
РФ
", "
Конвенцией
о
правах
ребенка
"
и
т
.
д
.
В
Конвенции
о
правах
ребёнка
подчеркивается
право
каждого
маленького
гражданина
на
жизнь
.
Государство
отвечает
за
создание
условий
,
обеспечивающих
в
максимальной
степени
их
выживание
и
здоровое
развитие
.
В
сложившейся
ситуации
здоровье
можно
рассматривать
как
важнейшую
предпосылку
формирования
личности
ребёнка
.
Поэтому
необходим
поиск
новых
подходов
к
оздоровлению
,
базирующихся
на
многофакторном
анализе
внешних
воздействий
,
мониторинге
состояния
здоровья
каждого
ребёнка
,
учёте
и
использовании
особенностей
его
организма
,
индивидуализации
профилактических
мероприятий
.
Понятие
здорового
образа
жизни
рассматривается
как
сочетание
видов
деятельности
,
обеспечивающее
оптимальное
взаимодействие
окружающей
среды
.
Здоровый
образ
жизни
,
направленный
на
предупреждение
возникновения
какого
-
либо
заболевания
,
обеспечивает
полноценное
развитие
и
реализацию
возможностей
индивида
,
способствует
его
социализации
и
является
необходимым
условием
воспитания
гармонической
личности
.
Здоровый
образ
жизни
-
это
образ
жизни
,
основанный
на
принципах
нравственности
,
рационально
организованный
,
активный
,
трудовой
,
закаливающий
и
,
в
тоже
время
,
защищающий
от
неблагоприятных
воздействий
окружающей
среды
,
позволяющий
до
глубокой
старости
сохранять
нравственное
,
психическое
и
физическое
здоровье
.
Каждый
человек
имеет
большие
возможности
для
укрепления
и
поддержания
своего
здоровья
,
для
сохранения
трудоспособности
,
физической
активности
.
Говоря
о
здоровом
образе
жизни
у
детей
на
первое
место
следует
поставить
достаточную
двигательную
активность
.
Учёные
определили
,
что
при
гиподинамии
ухудшается
способность
мышц
сокращаться
,
изменяется
химический
состав
белков
,
из
костной
ткани
вымывается
кальций
и
кости
становятся
рыхлыми
.
Но
особенно
тяжко
сказывается
недостаток
движения
на
кровеносных
сосудах
,
сердце
и
нервной
системе
,
страдают
обменные
процессы
,
стремительно
увеличивается
масса
тела
.
Исследования
гигиенистов
свидетельствуют
,
что
до
82-85 %
дневного
времени
большинство
учащихся
находится
в
статическом
положении
(
сидя
).
Современные
школьники
,
как
и
взрослые
,
к
сожалению
,
не
считают
своё
здоровье
важнейшей
жизненной
ценностью
.
Важно
,
чтобы
и
взрослые
и
дети
овладевали
знаниями
факторов
,
способов
и
средств
,
укрепляющих
здоровье
,
обладали
привычкой
постоянно
осуществлять
меры
,
направленные
на
его
сохранение
,
чтобы
им
было
свойственно
активное
отношение
к
своему
здоровью
и
здоровью
окружающих
людей
,
то
есть
формировать
социальную
потребность
жить
и
быть
здоровым
.
Необходимо
убеждать
подростков
в
том
,
что
жизнь
может
предоставить
им
много
интересного
,
что
нет
неразрешимых
проблем
и
безвыходных
ситуаций
.
Вовлекать
подростков
в
общественную
деятельность
,
которая
потребует
от
них
выработки
положительных
качеств
,
будет
способствовать
профилактике
отклоняющего
поведения
.
Задачи
педагогов
-
из
просвещённого
подростка
воспитать
социально
неравнодушную
личность
,
которая
в
любой
ситуации
сможет
противостоять
наркомании
.
Школа
призвана
дать
подрастающиму
поколению
глубокие
и
прочные
знания
основ
наук
,
выработать
необходимые
навыки
и
умения
,
формировать
мировоззрение
,
обеспечить
всестороннее
развитие
личности
.
Одновременно
школа
должна
выполнять
и
оздоровительную
роль
,
так
как
обществу
становится
небезразлично
,
какой
ценой
для
здоровья
подрастающего
поколения
приобретаются
знания
.
Воспитание
здорового
образа
жизни
предполагает
тесное
единство
нравственного
,
умственного
,
эстетического
и
трудового
воспитания
с
учётом
особенностей
физкультурно
-
спортивной
,
соревновательно
-
тренировочной
деятельности
,
особенностей
их
влияния
на
личность
молодого
человека
.
Распространённые
во
всем
мире
пороки
-
пьянство
,
курение
и
наркомания
,
стали
серьёзными
препятствиями
на
пути
прогресса
человечества
.
В
повсеместно
развернувшейся
борьбе
за
здоровый
образ
жизни
,
против
пьянства
,
курения
и
наркомании
,
важное
место
призваны
занять
физическая
культура
и
спорт
.
Необходимо
улучшать
организацию
досуга
детей
,
создавать
условия
,
обеспечивающие
разумное
использование
свободного
времени
.
Здоровый
образ
жизни
не
занимает
пока
первое
место
в
иерархии
потребностей
и
ценностей
человека
в
нашем
обществе
.
Но
если
мы
научим
детей
с
самого
раннего
возраста
ценить
,
беречь
и
укреплять
своё
здоровье
,
если
мы
будем
личным
примером
демонстрировать
здоровый
образ
жизни
,
то
только
в
этом
случае
можно
надеяться
,
что
будущее
поколение
будут
более
здоровы
и
развиты
не
только
личностно
,
интеллектуально
,
духовно
,
но
и
физически
.
Здоровый
образ
жизни
-
это
совокупность
всех
условий
,
которые
настраивают
человека
на
активную
деятельность
,
позволяют
полностью
реализовать
те
высочайшие
духовные
качества
,
которые
всегда
были
присущи
нашему
народу
,
Здоровый
образ
жизни
-
это
комплекс
оздоровительных
мероприятий
,
обеспечивающих
гармоническое
развитие
и
укрепление
здоровья
,
повышение
работоспособности
людей
,
продление
их
творческого
долголетия
.
Основные
элементы
здорового
образа
жизни
-
плодотворная
трудовая
деятельность
,
оптимальный
двигательный
режим
,
личная
гигиена
,
рациональное
питание
,
отказ
от
вредных
привычек
и
,
конечно
же
,
закаливание
.
Каждый
тренер
хочет
видеть
своих
воспитанников
здоровыми
,
веселыми
,
хорошо
физически
развитыми
.
С
момента
рождения
нормально
развивающийся
ребёнок
стремится
к
движениям
.
Формирование
этой
важной
для
жизнедеятельности
потребности
в
значительной
степени
зависит
от
особенностей
жизни
и
воспитания
,
от
того
насколько
взрослое
население
,
вокруг
ребёнка
,
создают
необходимые
условия
,
способствующие
своевременному
освоению
доступных
по
возрасту
движений
.
Нет
какой
-
то
одной
единственной
уникальной
технологии
здоровья
.
Сбережение
здоровья
может
выступать
как
одно
из
задач
некоего
образовательного
процесса
.
Это
может
быть
образовательный
процесс
медико
-
гигиенической
направленности
,
физкультурно
-
оздоровительной
,
экологической
и
др
.
Только
благодаря
комплексному
подходу
к
обучению
детей
могут
быть
решены
задачи
формирования
и
укрепления
здоровья
учащихся
.
Многие
современные
исследователи
считают
,
что
здоровье
-
это
максимальная
производительность
органов
,
в
полной
мере
сохранивших
свои
функции
и
оценивают
его
как
состояние
организма
,
обеспечивающего
полнокровное
выполнение
всех
жизненных
функций
и
форм
деятельности
человека
.
Педагогические
условия
по
формированию
здорового
образа
жизни
широко
представлены
в
трудах
педагогов
Я
.
А
.
Коменского
,
А
.
Ф
.
Харламова
,
Б
.
П
.
Никитина
и
др
.
В
настоящее
время
образование
в
области
пропаганды
здорового
образа
жизни
ведётся
на
основе
преподавания
учебных
предметов
(
биологии
,
химии
,
физики
,
физкультуры
),
внеклассной
и
внешкольной
работы
(
факультативы
,
кружки
т
.
д
.).
Формирование
здорового
образа
жизни
человека
начинается
с
момента
рождения
и
продолжается
всю
жизнь
,
но
основы
его
закладываются
в
период
детства
и
юношества
.
Изменение
,
переделка
отдельных
элементов
,
сложившихся
в
период
созревания
,
в
зрелом
возрасте
происходит
с
большим
трудом
.
Поэтому
очень
важно
в
дошкольные
и
школьные
годы
воспитать
у
ребёнка
такой
образ
жизни
,
такой
тип
поведения
человека
в
жизненных
ситуациях
,
который
способствовал
бы
сохранению
и
укреплению
здоровья
во
всех
периоды
его
жизни
.
Цель
нашего
общества
-
увеличение
информированности
и
знаний
детей
о
вредных
веществах
и
опасных
последствиях
их
употребления
,
укрепление
отрицательного
отношения
школьников
к
употреблению
вредных
веществ
,
привитие
и
развитие
у
детей
жизненных
навыков
,
необходимых
для
поддержания
и
сохранения
здорового
образа
жизни
,
жизни
без
употребления
вредных
веществ
.
Здоровый
образ
жизни
не
занимает
пока
первое
место
в
иерархии
потребностей
и
ценностей
человека
в
нашем
обществе
,
Но
если
мы
научим
детей
с
самого
раннего
возраста
ценить
,
беречь
и
укреплять
своё
здоровье
,
если
мы
будем
личным
примером
демонстрировать
здоровый
образ
жизни
,
то
только
в
этом
случае
можно
надеяться
,
что
будущее
детей
будет
более
здоровым
и
развитым
не
только
личностно
,
интеллектуально
,
духовно
но
и
физически
.
Если
раньше
говорили
: "
В
здоровом
теле
-
здоровый
дух
",
то
не
ошибётся
тот
,
кто
скажет
,
что
без
духовного
не
может
быть
здорового
.