Напоминание

Предмет педагогической науки.


Автор: Шерстнева Елена Владимировна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества"
Населённый пункт: г. Норильск
Наименование материала: статья
Тема: Предмет педагогической науки.
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Предмет педагогической науки.

Естественный исходный вопрос, который возникает при характеристике науки,

— это вопрос о ее предмете, о той области реальности, которую она изучает и

способы

преобразования

которой

она

ищет.

«Педагогика»

в

переводе

с

греческого означает «детоведение» (paidos — дитя, ago — веду). Педагогами в

Древней Греции называли рабов, сопровождавших детей своих хозяев в школу.

Это

бесхитростное

и

почти

бытовое

понятие

не

случайно

закрепилось

в

культуре

и

стало

наименованием

одной

из

важнейших

наук,

изучающих

человека. В понятии «педагогика» точно зафиксированы его главные смыслы:

непосредственная близость к ребенку, к развивающейся личности, «ведение» ее

по трудным дорогам взросления к высотам культуры и сложностям социальной

жизни.

Предмет педагогической науки — образование как целостный педагогический

процесс,

раскрыть

который

можно

в

характеристиках

процессов,

его

составляющих:

социализации,

индивидуализации,

воспитания,

обучения,

развития.

Слово «образование» этимологически связано со словом «образ»: образ Божий,

человек как подобие Бога, совершенный образ человека («лик»), его личность.

«Образование» — калька с немецкого слова Bildung. Корень bild обозначает

«образ», «нечто неопределенное», суффикс ung указывает на процессуальность

(становление образа, обретение образа). Принято считать, что в русский язык

это слово пришло благодаря известному журналисту и просветителю второй

половины

XVIII

века

Н.

И.

Новикову.

Некоторые

историко-педагогические

источники указывают на то, что понятие «Bildung» широко использовал в своих

сочинениях

И.

Г.

Песталоцци

и

переводчики

его

работ

на

русский

язык

применили эту кальку с немецкого. Так или иначе, но понятие «образование»

получило широкое распространение в русской педагогической литературе с

середины XIX века.

В

европейской

культуре

под

влиянием

философии

рационализма,

успехов

развития естественнонаучного знания и прогресса техники сформировался свой

смысл

понятия

«образование».

Образование

понималось

как

передача

и

усвоение

образца,

то

есть

систематизированного

знания,

полученного

и

обоснованного

науками,

прежде

всего

естественными.

Иными

словами,

образцы для жизни человека и общества задавала наука.

В современных европейских и североамериканских психолого-педагогических

работах

для

обозначения

самого

понятия

«педагогика»

и

понятий

«образование», «воспитание» используется один термин — education. Значение

здесь несет в себе латинский дериват educo, в котором приставка е- (ех-)

указывает

на

движение

изнутри,

а

корень

duco

обозначает

«я

веду»,

«я

вывожу». Смысл этого понятия ясно связан с отражением в англо-саксонской

культуре архетипа «самости», самосовершенствования, самодвижения на пути к

знанию.

2

На

заре

становления

советской

педагогики

ее

первые

теоретики

пытались

связывать понятие «образование» с гуманистическими идеями всестороннего

развития

личности.

Так,

А.

В.

Луначарский

(первый

Нарком

просвещения

Советской

России)

писал,

что

«когда

народу

приходилось

определять,

что

должен сделать из себя всякий человек и что должно сделать общество из него,

то

рисовалась

картина

возникновения

из

какого-то

материала

образа

человеческого. Образованный человек — человек, в котором доминирует Образ

человеческий».

В последующие десятилетия советская педагогическая наука сузила понятие

«образование», и оно стало обозначать «путь и результат обучения», то есть

имело конкретный дидактический смысл. Именно он глубоко укоренился в

массовом педагогическом сознании.

Зачем

нужен

такой

выход

в

этимологию

слова

«образование»,

такой

лингвистический анализ? Науку определяют понятия, слова. Слово отражает не

только смысл дефиниции, оно несет в себе то, что известный философ М.

Мамардашвили

считал

«силой

языка»,

которая

предполагает

«внутреннее

действие над собой». Именно поэтому понятия всегда обозначают позицию

автора, суть его концепции. Кроме того, лингвистический анализ слов помогает

уточнить «затертые» временем и конъюнктурным употреблением смыслы, а

иногда убеждает вернуться к первородному, самому глубокому смыслу.

Современная педагогическая теория рассматривает по меньшей мере четыре

аспекта содержательной трактовки образования:

1) образование как ценность;

2) образование как система;

3) образование как процесс;

4) образование как результат.

1. Ценностная характеристика образования предполагает рассмотрение трех

взаимосвязанных уровней:

-образование

как

ценность

государственная:

образование

является

ин-

теллектуальным, научно-техническим и культурным потенциалом государства,

но

необходимы

специальные

государственные

механизмы,

в

частности

материальная

поддержка

государственных

образовательных

учреждений,

специальная

кадровая

политика,

чтобы

реально

обеспечивать

престиж

образования в государстве;

-образование

как

ценность

общественная:

разные

слои

общества

видят

ценности

образования

по-разному;

зрелость

гражданского

общества

определяется

тем,

насколько

его

представителям

удается

добиваться

от

государства

решения

проблем

образования

в

пользу

граждан,

в

интересах

развития страны;

- образование как ценность личности: качественное образование может стать

решающим условием высокого уровня жизни человека, обеспечить реализацию

его жизненных интересов и личностных способностей.

Только единство этих трех уровней создает в реальной жизни необходимую

гармонию образовательных потребностей и образовательных возможностей.

3

2. Образование как система — это определенная, взаимосвязанная иерархия

образовательных заведений, отличающихся по уровню и профессиональной

направленности

образования.

Закон

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

(ст.10)

устанавливает

систему

и

структуру

государственного

образования:

образование

подразделяется

на

общее

образование,

профессиональное

образование,

дополнительное

образование

и

профессиональное

обучение,

обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей

жизни (непрерывное образование).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням

образования.

В

Российской

Федерации

устанавливаются

следующие

уровни

общего

образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

В

Ро ссийской

Федерации

устанавливаются

следующие

у р о в н и

профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование — бакалавриат;

3) высшее образование — специалитет, магистратура;

4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное

образование

включает

в

себя

такие

подвиды,

как

дополнительное

образование

детей

и

взрослых

и

дополнительное

профессиональное образование.

Для оптимального функционирования системы образования важна не только

определенная целостность и стабильность каждого звена системы, взаимосвязь

и преемственность ее ступеней «по вертикали», но и динамичность развития,

стремление к вариативности и способность гибко реагировать на изменения

образовательных потребностей и возможностей общества.

3. Образование как процесс предполагает качественные изменения, движение от

незнания к знанию, от неумения к мастерству, от непросвещенности к культуре.

Это

движение

обеспечивается

взаимодействием

двух

главных

персонажей:

педагога (воспитателя, учителя, мастера-наставника, профессора) и учащихся

(школьников,

студентов,

аспирантов).

Продуктивный

путь

организации

процесса образования состоит в том, чтобы учащиеся, освоив позицию объекта

педагогического

влияния,

постепенно

переходили

на

позицию

субъекта

взаимодействия с педагогом.

Образование как процесс характеризуется рядом обязательных атрибутов:

□ специально организуемые педагогические цели и прогнозируемые результаты

образования;

□ содержание образования (необходимая информация и социальный опыт);

4

организационные

формы

процесса

образования

(индивидуальные,

коллективные, групповые);

средства

образования:

информационные

(книги,

учебные

пособия,

программные продукты), средства наглядности, технические средства;

□ педагогические технологии — совокупность и система способов реализации

целей образования в конкретных педагогических условиях.

4.

Образование

как

результат

фиксирует

уровень

присвоения

личностью

ценностей,

которые

реализует

процесс

образования.

«Ле стницу »

образовательных результатов условно можно представить так.

«Грамотность» — своеобразный «стартовый» уровень образования, который

обеспечивает

человеку

возможность

для

дальнейшего

продолжения

образования. В истории развития культуры уровень грамотности существенно

менялся: когда-то грамотным считался человек, способный читать Псалтырь и

знающий

четыре

действия

арифметики;

в

наши

дни

стартовый

уровень

в

социальной жизни обеспечивает уже общее среднее образование.

Современное

представление

о

грамотности

включает

три

основные

составляющие:

грамотность

чтения,

математическую

грамотность

и

естественнонаучную грамотность. Так, например, грамотность чтения — это не

просто

техника

чтения,

а

способность

учащегося

осмысливать

текст,

анализировать его, давать собственную оценку предъявленной информации,

умение соотнести прочитанное со своим жизненным опытом и использовать его

содержание в своей деятельности, а при наличии противоречивой информации

— сформулировать гипотезу, аргументировать ее и сделать вывод. Существует

даже

авторитетное

международное

исследование

достижений

учащихся

PISA, которое определяет уровень грамотности выпускников основной школы и

по

этим

результатам

дает

оценку

качества

образовательной

политики

государств,

образовательных

систем

отдельных

стран

и

образовательных

доктрин того или иного педагогического сообщества.

«Компетентность»

выражает

способность

человека

накапливать,

интегрировать

знания

и

опыт,

переносить

и

использовать

их

в

различных

жизненных ситуациях; уровень компетентности предполагает наличие развитой

потребности и навыков в области самообразования.

Компетентности

нельзя

научиться

в

прямом

смысле

слова.

На

уровне

компетентности учащийся реализует знания и умения, являющиеся продуктом

обучения,

в

решении

учебных

и

жизненных

проблем,

и

они

становятся

продуктом его социального опыта.

Уровень

компетентности

до

недавнего

времени

считался

неоспоримым

результатом

профессионального

образования.

Выпускник

профессиональной

школы

(прежде

всего,

высшей)

должен

быть

компетентным

специалистом,

способным сразу активно включиться в свою профессиональную деятельность,

принимать

верные

производственные

решения,

поддерживать

необходимый

уровень квалификации, успешно заниматься самообразованием. В наши дни

уже ставится вопрос об «общеобразовательной компетентности», о достижении

5

уровня

компетентности

в

системе

общего

образования,

прежде

всего

в

профильной старшей школе.

«Образованность»

характеризует

достаточно

широкий

кругозор

личности

в

различных

областях

жизни

природы,

общества

и

человека.

При

этом

образованный человек обязательно имеет область особого интереса в науке и

культуре, он способен реализовывать свою индивидуальность в творчестве.

Обывательская оценка образованности нередко бывает связана с наличием у

человека определенного диплома (лучше высшего учебного заведения или даже

двух).

Но

жизнь

не

перестает

доказывать,

что

диплом

не

более

чем

государственный

сертификат

об

окончании

того

или

иного

учебного

учреждения системы образования, он прямо не фиксирует личностный уровень

образованности.



В раздел образования