Напоминание

"Проектная деятельность в ДОУ в соответствие с ФГОС"


Автор: Невзорова Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №83 "Золотой петушок"
Населённый пункт: г.Норильк
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность в ДОУ в соответствие с ФГОС"
Дата публикации: 13.03.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Невзорова Е.Н

МБДОУ "Детский сад № 83"г. Норильск. Красноярский край

Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда

закладывают ся

о сновы

лично стного

развития:

ф и з и ч е с ко г о ,

интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда

ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, учится общаться,

взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми.

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные

изменения. В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового

«Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование

становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от

общего образования необязательным, но существенным образом меняется

отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития

ребёнка. Возросли требования к детям, поступающим в первый класс, в связи

с этим, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение

характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если

раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена

коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас,

стоит

необходимость

формирования

компетентной,

социа льно-

адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном

пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно

взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Акцент идет на развитие

качеств

и

социальную

адаптацию.

На

смену

традиционному

обучению

приходит

развивающее

обучение,

направленное

на

развитие

творческих

способностей, формирование у дошкольников познавательного интереса и

потребности к активной созидательной деятельности. Необходимо развивать

мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению,

письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.

Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и

воспитания

с

реальными

событиями

из

жизни

ребенка,

а

также

заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить

педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать,

планировать

свою

работу.

Каждый

ребенок

сможет

проявить

себя,

почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Проектная

деятельность

это

дидактическое

средство

активизации

познавательного

и

творческого

развития

ребенка

и

одновременно

формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в

ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.

Проектная деятельность в работе с дошкольниками сегодня — это

инновационный

и

перспективный

метод,

который

должен

занять

свое

достойное место в системе дошкольного образования.

Изучив

методическую

литературу,

познакомившись

с

историей

возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой

проекта

и

с

опытом

работы

педагогов,

приняла

решение

внедрить

инновационную технологию проектирования в свою деятельность. Используя

проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых,

стараюсь

организовать

воспитательно

образовательную

деятельность

интересно, творчески, продуктивно.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти

знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода

проектов.

Особенностью

проектной

деятельности

в

дошкольной

системе

образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти

противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель

(замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе она носит

характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ,

а

также

вовлекаются

родители.

Родители

становятся

непосредственными

участниками

образовательного

процесса,

обогащая

свой

педагогический

опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов

и успехов ребенка. Взаимодействие с родителями по вопросам образования

ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в

том

числе

посредством

создания

образовательных

проектов

совместно

с

семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных

инициатив

семьи

способствует

формированию

у

дошкольников

познавательного

интереса

и

потребности

к

активной

созидательной

деятельности. Педагогическое

проектирование

позволяет

интегрировать

сведения

из

разных

областей

знаний

для

решения

одной

проблемы

и

применять их на практике. Процесс обучения становится не только более

экономным,

но

и

более

интересным.

Проектная

деятельность

развивает

наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину,

культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной

жизни,

способствует

развитию

у

детей

и

педагогов

навыков

общения

в

группе,

умение

отстаивать

и

доказывать

свою

точку

зрения,

умения

публичного выступления.

В практике современных дошкольных учреждений используются

следующие виды проектов:

Исследовательско – творческие: полностью подчинены логике

исследования

и

имеют

структуру,

приближенную

или

полностью

совпадающую с подлинным научным исследованием;

ролевые,

игровые

(участники

принимают

на

себя

определенные

роли,

обусловленные характером и содержанием проекта);

ознакомительно-ориентировочные (информационные): (сбор

информации

о

каком-то

объекте,

явлении;

предполагается

ознакомление

участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов);

практико-ориентированные (прикладные): (результат

обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников);

творческие: (предполагают соответствующее оформление

результатов в виде детского праздника, детского дизайна).

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому,

начиная с младшего возраста, используются ролевые, игровые и творческие

проекты, например, «Любимые книжки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Зимушка зима» «Подвиг дедов не

забудем», «Наши защитники»;

межгрупповые: «Наш

удивительный

край

»,

«Мир

животных

и

птиц»,

«Осень»;

творческие: «Мои друзья», «Любимые сказки», «Мир природы» и др.;

групповые: «Дары природы», «Сохраним свое здоровье», «Огород на окне»,

«Космические дали»;

индивидуальные: «Спорт и я», «Герб моей семьи»,

исследовательские: «Животные севера», «Славянский алфавит».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько

занятий), средней продолжительности, долгосрочные.

Тематика проектов может касаться проблем формирования культуры

семейной жизни с учетом интересов и способностей воспитанников. Иногда

тема проектов предлагается самими воспитанниками, при этом последние

ориентируются на собственные творческие, прикладные интересы. Но чаще

всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса,

его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении

знаний

воспитанников

из

разных

областей

наук.

То

есть

практически

достигается интеграция знаний.

Практическое использование данного метода в моей педагогической

деятельности, позволяет сделать следующие выводы:

метод

проектов

успешно

реализуется

в

сочетании

с

основной

образовательной программой.

Метод

проектов

как

один

из

методов

интегрированного

обучения

дошкольников,

основывается

на

интересах

детей,

самостоятельную

активность воспитанников детского сада.

Использование

метода

проектов

в

работе

с

дошкольниками

способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в

проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит

свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Родители

становятся

активными

участниками

образовательного

процесса.

Таким образом, из всего выше сказанного и на основе практического опыта

использования данного метода, можно сделать вывод, что метод проектов

полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования и

может

быть

осуществлен

как

в

рамках

познавательного

развития

дошкольников,

так

и

посредством

интеграции

образовательных

областей.

Освоение

педагогами

технологии

проектирования

позволит

повысить

уровень

их

профессинального

мастерства

и

создать

в

ДОУ

условия

для

эффективной воспитательно-образовательной работы.

Список литературы

1.

Белая К.Ю Организация методической работы с педагогами на этапе

введения ФГОС ДО

2.

Веракса Н.Е, ВераксаА.Н. «Пректная деятельность дошкольников»

пособие для педагогов дошкольных учреждений

3.

Подкорытова Е.В. Проектная деятельность педагога в ДОУ в

соответствии с ФГОС ДО.

4.

Методическое пособие «Проектная деятельность детей и установление

партнерских отношений с семьями воспитанников»



В раздел образования