Автор: Невзорова Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №83 "Золотой петушок"
Населённый пункт: г.Норильк
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность в ДОУ в соответствие с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Невзорова Е.Н
МБДОУ "Детский сад № 83"г. Норильск. Красноярский край
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда
закладывают ся
о сновы
лично стного
развития:
ф и з и ч е с ко г о ,
интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда
ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, учится общаться,
взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми.
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные
изменения. В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового
«Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование
становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от
общего образования необязательным, но существенным образом меняется
отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития
ребёнка. Возросли требования к детям, поступающим в первый класс, в связи
с этим, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение
характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если
раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена
коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас,
стоит
необходимость
формирования
компетентной,
социа льно-
адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном
пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Акцент идет на развитие
качеств
и
социальную
адаптацию.
На
смену
традиционному
обучению
приходит
развивающее
обучение,
направленное
на
развитие
творческих
способностей, формирование у дошкольников познавательного интереса и
потребности к активной созидательной деятельности. Необходимо развивать
мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению,
письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.
Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и
воспитания
с
реальными
событиями
из
жизни
ребенка,
а
также
заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить
педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать,
планировать
свою
работу.
Каждый
ребенок
сможет
проявить
себя,
почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Проектная
деятельность
–
это
дидактическое
средство
активизации
познавательного
и
творческого
развития
ребенка
и
одновременно
формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в
ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.
Проектная деятельность в работе с дошкольниками сегодня — это
инновационный
и
перспективный
метод,
который
должен
занять
свое
достойное место в системе дошкольного образования.
Изучив
методическую
литературу,
познакомившись
с
историей
возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой
проекта
и
с
опытом
работы
педагогов,
приняла
решение
внедрить
инновационную технологию проектирования в свою деятельность. Используя
проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых,
стараюсь
организовать
воспитательно
–
образовательную
деятельность
интересно, творчески, продуктивно.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти
знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода
проектов.
Особенностью
проектной
деятельности
в
дошкольной
системе
образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти
противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель
(замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе она носит
характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ,
а
также
вовлекаются
родители.
Родители
становятся
непосредственными
участниками
образовательного
процесса,
обогащая
свой
педагогический
опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов
и успехов ребенка. Взаимодействие с родителями по вопросам образования
ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в
том
числе
посредством
создания
образовательных
проектов
совместно
с
семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных
инициатив
семьи
способствует
формированию
у
дошкольников
познавательного
интереса
и
потребности
к
активной
созидательной
деятельности. Педагогическое
проектирование
позволяет
интегрировать
сведения
из
разных
областей
знаний
для
решения
одной
проблемы
и
применять их на практике. Процесс обучения становится не только более
экономным,
но
и
более
интересным.
Проектная
деятельность
развивает
наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину,
культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной
жизни,
способствует
развитию
у
детей
и
педагогов
навыков
общения
в
группе,
умение
отстаивать
и
доказывать
свою
точку
зрения,
умения
публичного выступления.
В практике современных дошкольных учреждений используются
следующие виды проектов:
Исследовательско – творческие: полностью подчинены логике
исследования
и
имеют
структуру,
приближенную
или
полностью
совпадающую с подлинным научным исследованием;
ролевые,
игровые
(участники
принимают
на
себя
определенные
роли,
обусловленные характером и содержанием проекта);
ознакомительно-ориентировочные (информационные): (сбор
информации
о
каком-то
объекте,
явлении;
предполагается
ознакомление
участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов);
практико-ориентированные (прикладные): (результат
обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников);
творческие: (предполагают соответствующее оформление
результатов в виде детского праздника, детского дизайна).
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому,
начиная с младшего возраста, используются ролевые, игровые и творческие
проекты, например, «Любимые книжки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Зимушка зима» «Подвиг дедов не
забудем», «Наши защитники»;
межгрупповые: «Наш
удивительный
край
»,
«Мир
животных
и
птиц»,
«Осень»;
творческие: «Мои друзья», «Любимые сказки», «Мир природы» и др.;
групповые: «Дары природы», «Сохраним свое здоровье», «Огород на окне»,
«Космические дали»;
индивидуальные: «Спорт и я», «Герб моей семьи»,
исследовательские: «Животные севера», «Славянский алфавит».
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько
занятий), средней продолжительности, долгосрочные.
Тематика проектов может касаться проблем формирования культуры
семейной жизни с учетом интересов и способностей воспитанников. Иногда
тема проектов предлагается самими воспитанниками, при этом последние
ориентируются на собственные творческие, прикладные интересы. Но чаще
всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса,
его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении
знаний
воспитанников
из
разных
областей
наук.
То
есть
практически
достигается интеграция знаний.
Практическое использование данного метода в моей педагогической
деятельности, позволяет сделать следующие выводы:
метод
проектов
успешно
реализуется
в
сочетании
с
основной
образовательной программой.
Метод
проектов
как
один
из
методов
интегрированного
обучения
дошкольников,
основывается
на
интересах
детей,
самостоятельную
активность воспитанников детского сада.
Использование
метода
проектов
в
работе
с
дошкольниками
способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в
проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит
свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
Родители
становятся
активными
участниками
образовательного
процесса.
Таким образом, из всего выше сказанного и на основе практического опыта
использования данного метода, можно сделать вывод, что метод проектов
полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования и
может
быть
осуществлен
как
в
рамках
познавательного
развития
дошкольников,
так
и
посредством
интеграции
образовательных
областей.
Освоение
педагогами
технологии
проектирования
позволит
повысить
уровень
их
профессинального
мастерства
и
создать
в
ДОУ
условия
для
эффективной воспитательно-образовательной работы.
Список литературы
1.
Белая К.Ю Организация методической работы с педагогами на этапе
введения ФГОС ДО
2.
Веракса Н.Е, ВераксаА.Н. «Пректная деятельность дошкольников»
пособие для педагогов дошкольных учреждений
3.
Подкорытова Е.В. Проектная деятельность педагога в ДОУ в
соответствии с ФГОС ДО.
4.
Методическое пособие «Проектная деятельность детей и установление
партнерских отношений с семьями воспитанников»