Автор: Салахова Ирина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 39 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Первоуральск, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Картотека летних пальчиковых игр
Раздел: дошкольное образование
Подготовила: учитель-логопед
Салахова Ирина Владимировна
«Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев»
В. А. Сухомлинский
Пальчиковые
игры
–
уникальное
средство
для
развития
мелкой
моторики
и
речи.
В
рифмованных
пальчиковых
играх
содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и
пальцев. Это очень увлекательно для малыша. Стихи привлекают
внимание
ребенка
и
легко
запоминаются.
Пальчиковые
игры
совершенствуют ловкость и точность движений, улучшают память,
внимание,
помогают
научиться
терпению,
вырабатывают
усидчивость.
Это
прекрасный
стимул
для
развития
творческих
способностей
малышей,
который
пробуждает
фантазию
и
воображение.
«Насекомые»
Осы любят сладкое,
К сладкому летят,
И укусят осы,
Если захотят
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела. На каждое название насекомого
А за нею шмель-шмелек загибают пальчик.
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. Делают кружочки из пальчиков,
подносят к глазам.
Пожужжали, полетали, Машут ладошками.
От усталости упали. Роняют ладони на стол.
«Цветок»
Утром рано он закрыт, Кисти рук плотно сомкнуты.
Но к полудню ближе Ладони отходят друг от друга,
Раскрывает лепестки, подушечки больших пальцев
прижаты к концам указательных
кисти рук напоминают бутон.
Красоту их вижу. Кисти рук у запястья соединены,
а пальцы плавно расходятся
в разные стороны,
напоминая раскрывшийся цветок.
К вечеру цветок опять Пальцы сомкнуты, образуя
Закрывает венчик, закрывшийся цветок.
И теперь он будет спать Кисти рук возвращаются
До утра, как птенчик.
в исходное положение.
«За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук здороваются,
начиная с большого.
В лес идем мы погулять. Пальцы обеих рук идут по столу.
За черникой, за малиной, Загибают пальчики,
За брусникой, за калиной. начиная с большего.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Здравствуй, полянка большая! Пальцы правой руки по очереди
Здравствуй, трава – мурава! здороваются с пальцами левой,
Здравствуй, ягодка лесная! похлопывая друг друга кончиками.
Ты поспела и вкусна.
Мы корзиночку несём – Соединяем ладошки вместе
Всю тебя мы соберём. в форме корзиночки.
«Лето наступает»
Вот и лето наступает Последовательно соединять
пальцы обеих рук с большими,
начиная с мизинцев.
Всех на отдых приглашает Соединять одноименные
пальцы рук, начиная с больших
Будем плавать, загорать Круговые движения кистями,
«солнце»
И на даче отдыхать Соединяем ладони над
головой в форме крыши
домика
«Комарик»
Дружно пальчики считаем Сжимаем и разжимаем кулаки
Насекомых называем:
Бабочка, кузнечик, муха, Поочередно загибаем пальцы
Это жук с зеленым брюхом.
Это кто же тут звенит? Ладонь зажимаем в кулак,
выставляем вперед
указательный палец,
вращаем им.
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь! Прячем руки за спину
«Бабочка»
Утром солнце засияет –
Бабочка с цветка взлетает.
Большие пальцы обеих рук перекрещиваются,
а ладони располагаются горизонтально и
превращаются в «крылышки» бабочки.
«Бабочка» летает, то раскрывая, то
закрывая «крылышки
Попорхает – утомится,
Отдохнет - опять кружится.
«Бабочка» садится на спинку стула,
складывает «крылышки», затем снова
начинает летать.
"Что делать после дождика?"
Что делать после дождика? Соединяем по очереди все
пальцы с большими
По лужицам скакать! Щёпоть одной руки приставляем
в центр ладони другой
Что делать после дождика? Соединяем все пальцы рук
с большими
Кораблики пускать! Рисуем обеими руками восьмёрку
Что делать после дождика? Соединяем все пальцы
с большими.
На радуге кататься! Руки перед грудью, кисти опущены
вниз, каждая рука очерчивает дугу
Что делать после дождика? Соединяем все пальцы
с большими
Да просто улыбаться! Улыбаемся!
«Фрукты»
Соединяем
пальцы
рук
подушечками,
начиная
с
мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную
строчку. При этом ладони не соприкасаются.
На базар ходили мы,
-мизинцы
Много груш там и хурмы,
-безымянные
Есть лимоны, апельсины,
-средние
Дыни, сливы, мандарины,
-указательные
Но купили мы арбуз –
-большие
Это самый вкусный груз!
-пальцы сжимаются в кулак,
а большой отводится вверх
«Дождик»
Капал дождик на ладошку
Кап-кап, кап-кап Дети хлопают в ладоши в ритме
Я ловил малютку крошку.
Кап-кап, кап-кап Пальчиками стучат по ладошке
Дождик вдруг пошел сильней
Побежали в дом скорей! Соединяют ладони над головой
в форме крыши домика
«Рыбка в озере живет»
Рыбка в озере живёт Ладошки соединены и делают
Рыбка в озере плывёт плавные движения
Хвостиком ударит вдруг Ладошки разъединить
и ударить по коленкам
И услышим мы – плюх, плюх!
Ладошки соединить у основания
и так похлопать
"Гроза"
Капли первые упали, Слегка стучим двумя пальцами
каждой руки по столу
Пауков перепугали. Внутреннюю сторону ладони опускаем
вниз, пальцы слегка сгибаем и
перебираем – пауки «разбежались»
Дождик застучал сильней, Стучим по столу пальцами обеих рук
Птички скрылись средь ветвей.
«Птичка» - ладони перекрещиваем
у основания, «машем» ладошками
как крыльями
Дождь полил как из ведра, Шлепаем ладошками по столу
Разбежалась детвора. «Бегаем» по столу пальцами
В небе молния сверкает, Рисуем пальцами в воздухе молнию
Гром все небо разрывает. Барабаним кулаками,
а затем хлопаем в ладоши
А потом из тучи солнце Кладем ладонь на ладонь
Вновь посмотрит к нам в оконце! крест- накрест
«Вышел дождик погулять…»
Раз, два, три, четыре, пять, Удары по столу пальчиками обеих рук.
начиная с мизинцев,
Вышел дождик погулять. Беспорядочные удары пальцами
по столу обеих рук
Шел неспешно, по привычке, «Шагают» пальцами по столу
А куда ему спешить? Ритмично удаляют то ладонями,
то кулачками по столу
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!» Часто и ритмично бьют в ладоши
Дождь вздохнул тихонько:
- Ох! Один хлопок
И ушел. Ритмичные хлопки по столу
Газон засох…
«На лужайке»
На зелёной на лужайке Дети изображают игру
Заиграла балалайка. на балалайке
Заиграла дудочка, Изображают игру на дудочке
Дудочка – погудочка.
В сарафане красненьком «Плясать» пальчиками
Заплясала Настенька. на крышке стола
«На лужок»
Сгибать пальцы рук в соответствии с текстом
На лужок пришли
Зайчата, медвежата,
Барсучата,
Лягушата и енот.
На зеленый на лужок
Приходи и ты, дружок.
«
Солнышко проснулось…»
Солнышко проснулось
Сжимают ладошки в кулачок.
Сладко потянулось.
Поднимают кулачки вверх.
Лучикам пора вставать
Разжимают по одному пальчику
Раз, два, три, четыре, пять.
«Солнышко»
Утром солнышко встаёт выше, выше,
Руки высоко вверх.
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже.
Руки вниз.
Хорошо-хорошо солнышку живётся,
Делаем ручками фонарики
С нами вместе солнышко весело смеётся
Хлопаем в ладоши
«
Ромашки»
Мы красивые цветочки
Сжимают и разжимают пальца
Нас так любят мотылечки,
Любят бабочки, букашки.
Большие пальцы обеих рук перекрещиваются,
а ладони располагаются горизонтально и
превращаются в «крылышки» бабочки.
Детки нас зовут «ромашки»
Кисти рук у запястья соединены, а пальцы
плавно расходятся в разные стороны,
напоминая раскрывшийся цветок
У каждой мамы малыши -
Все красивы, хороши. Делаем ручками фонарики
«Божья коровка»
Божья коровка
Ритмично покачивают ладонями
Улети на небо
Делают взмахи перекрещенными кистями рук
Принеси нам хлеба
Машут кистями рук на себя
Черного и белого
Ритмично хлопают в ладоши
Только не горелого
Грозят указательным пальцем
«Улитка»
Улитка, улитка
Покажи нам рожки
Поддерживают средний и безымянный пальцы
большим, указательный и мизинец выставляют
вперед –«рожки»
И ползи, улитка,
Тихо по дорожке
Медленно вытягивают руку вперед,
покачивая «рожками»
«Пчёлки»
Ай-яй-яй, ой-ой-ой – Ладони соединить шалашиком.
В улье пчелок целый рой!
Стали пчелы вылетать – Ладони сжать в кулачки.
Раз, два, три, четыре, пять. На счет разгибать по одному
пальцу на каждой руке.
«Ж-ж-ж» - жужжат над головой.
Руки поднять над головой,
шевелить пальцами.
Побежим скорей домой! Указательный и средний
пальцы «бегут» по столу,
изображая человечка
«Улиточки подружки»
Две улитки-босоножки
Проползали по дорожке.
Указательный
и
средний
пальцы
обеих
рук
вытянуть вперед (рожки улиток),
остальные пальцы прижать к ладоням.
Перемещать руки по столу (улитки ползут)
Встретились – обнялись,
Рожками прижались.
Поставить обе руки (улиток) напротив друг друга.
Соединять «рожки» (средний палец со средним,
указательный с указательным)
А когда прощались,
Тоже обнимались. Тоже самое.
Как двумя ладошками,
Помахали рожками.
Указательный
и
средний
пальцы
сгибать
и
разгибать (улитки машут рожками)
«Посев пшеницы»
Будем сеять мы пшеницу Пальцами делать движения
В землю зернышки бросать. - крошим крошки,
И не пустим мы синицу Пальцы в щепоть, наклонять
Наши всходы поклевать. кисть – синица клюет,
Кыш-кыш. Махать руками –кыш-кыш