Автор: Грига Ирина Иннокентьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Уринская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Уро Баргузинского района Республики Бурятия
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Программа по русскому языку
Раздел: среднее образование
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Русский язык» (Базовый уровень)
11 класс
составлена учителем русского языка Грига И. И. на основании БУП и Примерных учебных
планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом
МО РФ от 9.03.2004 №1312, с изменениями от 3.06.2011 за №1994; регионального ГУП и
примерных учебных планов для ОУ РБ, реализующих
программы общего образования,
утвержденных приказом МО и НРБ от 03.09.2008 за №1168, с изменениями от 12.07.2011 за
№1093.
Актуальность программы
Самое понятное слово в сочетании современный русский язык – слово русский. Этот
язык, созданный русским народом, тот, на котором он строит свою культуру; для русского
человека он – родной язык.
Русский язык – один из наиболее развитых языков. Он обладает богатым словарным
фондом и терминологией по всем отраслям науки и техники, выразительной краткостью и
ясностью
лексических
и
грамматических
средств,
развитой
системой
функциональных
стилей, способностью отразить всё многообразие окружающего мира.
Изучение русского языка открывает перед учащимися широкие возможности для его
разнообразного
употребления,
обеспечивает
высокую
степень
коммуникативной
и
информативной ценности.
Авторитет русского языка по-прежнему очень высок в мире.
Знание русского языка обеспечивает каждому человеку возможность общения с
людьми других национальностей.
Программа
адресована
ученикам
11
класса
МБОУ
«Уринская
средняя
общеобразовательная школа».
Цели и задачи
Изучение русского языка в старшей школе на базовом уровне направлено на
достижение следующих целей и задач:
• воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной,
нравственной
и
культурной
ценности
народа;
осознание
национального
своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
• развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной
адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;
2
готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного
образования;
•
углубление
знаний
о
лингвистике
как
науке;
языке
как
многофункциональной
развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее
функциях;
функционально-стилистической
системе
русского
языка;
нормах
речевого
поведения в различных сферах и ситуациях общения;
овладение
умениями
опознавать,
анализировать,
сопоставлять,
классифицировать
языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях
давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и
факты
с
точки
зрения
нормативности,
соответствия
сфере
и
ситуации
общения;
разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
исторический комментарий к языковым явлениям;
• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том
числе
в
профессионально
ориентированной
сфере
общения;
совершенствование
нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях
общения.
Общая характеристика учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют
достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его
социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и
понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках
русского языка
закладываются
основы,
необходимые
для
изучения
иностранных
языков.
Как
средство
познания
действительности
русский
язык
обеспечивает
развитие
интеллектуальных
и
творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и
самореализации.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно
связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе
способствует
овладению
будущей
профессией.
В
содержании
программы
реализован
актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный
подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения
и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса
усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории
3
речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного,
уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Изучение русского языка на базовом уровне обеспечивает овладение умениями
опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с
учетом их различных интерпретаций; развивает способность в необходимых случаях давать
исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с
точки
зрения
нормативности,
соответствия
сфере
и
ситуации
общения;
разграничивать
варианты
норм
и
речевые
нарушения.
Базовый
уровень
нацеливает
на
применение
полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в
профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является
лингвистический анализ текста.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля,
потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и
разнообразной
справочной
литературе
для
определения
языковой
нормы,
связанной
с
употреблением в речи того или иного языкового явления.
Краткая характеристика возраста детей
Учебно-профессиональная деятельность возникает у старшеклассников в возрасте от
15 до 17-18 лет. У них развиваются
профессиональные интересы, способность строить
жизненные планы, формируются нравственные и гражданские качества личности и основы
мировоззрения. Школьники
больше внимания уделяют внимания на задания поискового
характера, выполнение
и проведение разнообразных коллективных, групповых заданий,
наконец, использование различных технологий уроков.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает
условия
для
реализации
надпредметной
функции,
которую
русский
язык
выполняет
в
системе
школьного
образования.
В
результате
обучения
старшеклассник
получает
возможность совершенствовать ЗУН, которые базируются на видах речевой деятельности и
предполагают
развитие
речемыслительных
способностей:
целенаправленный
поиск
информации
в
источниках
различного
типа,
критическое
оценивание
ее
достоверности,
передачи содержания информации адекватно поставленной цели; развернутое обоснование
своей позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в
соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
оценка
и
редактирование
текста;
владение
основными
видами
публичных
выступлений
(высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам
ведения диалога (диспута) и т.п.
4
Учебно-методический комплект
1.
Гольцова Н.Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10 - 11 классы: Учебник для
общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
2.
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10 – 11 классы: Книга для
учителя. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
3.
Гольцова Н.Г.,
Мищерина М.А. Тематическое и поурочное планирование к
учебнику
«Русский
язык.
10-11классы»
(авторы
Н.Г.
Гольцова.
И.В.
Шамшин,
М.А.
Мищерина): Базовый уровень. Профильный уровень/ Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина.-6-е
издание.-М.:ООО ТИД «Русское слово-РС», 2010.-96с.
Указание количества учебных часов
Настоящая программа по русскому языку для XI класса создана на основе
федерального
компонента
государственного
стандарта
среднего
(полного)
общего
образования (базовый уровень) с использованием учебно – методического комплекса авторов
Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина.
Учебный объем курса составляет34 часа из расчета 1час в неделю.
Для проведения текущего и итогового контроля используются следующие формы:
объяснительный,
выборочный,
графический,
цифровой,
предупредительный,
словарный,
свободный диктанты. Диктант с грамматическим заданием, тесты, подробное и выборочное
изложение, изложение с элементами сочинения. Сочинение на свободную тему, сочинение-
рассуждение на морально-этическую тему, сочинение по данному началу.
Проверочная
работа с выбором ответа, индивидуальный контроль (карточки), работа с перфокартами,
комплексный анализ текста.
Учебный план
№ Наименование
разделов и тем
Всего
часов
Из них
Форма контроля
теоретически
х
практически
х
1
Введение
1
1
-
2
Лексика.
Фразеология.
Лексикография.
5
3
2
Анализ
поэтического
текста,
изложение, тест,
диктант
3
Фонетика. Графика.
Орфоэпия.
2
1
1
Лингвистически
й анализ текста,
диктант
4
Морфемика.
Словообразование.
2
1
1
Диктант
5
Морфология и
орфография
22
15
7
Тест, диктант,
Изложение,
5
лингвистический
анализ текста,
диктант
6
Повторение и
обобщение
пройденного
2
1
1
Контрольный
диктант
Итого
34
22
12
Календарно-тематическое планирование
№
Тема раздела,
урока
Количе
ство
часов
Вид занятия
Формы и
методы
контроля
Дата
По плану
фактически
1
Введение. Слово о
русском языке (1ч.)
1
беседа
Составление
плана
2-6
Лексика.
Фразеология.
Лексикография.
( 5ч.) Слово и его
значение
5
Работа с
толковым
словарем
Анализ текста
7-8
Фонетика.
Графика.
Орфоэпия
2
Практическая
работа
Разбор слова
9-10 Морфемика.
Словообразование.
2
Анализ слова
Работа со
словарём
11-
15
Морфология и
орфография
22
Морфемный
анализ
Работа со
словарём
16-
17
Имя
существительное
как часть речи
2
Правописание
имён существ.
Морфологическ
ий разбор
18-
19
Имя
прилагательное как
часть речи
2
Правописание
имён
прилагательны
х
Морфологическ
ий разбор
20-
21
Имя числительное
как часть речи
2
Лекция
Морфологическ
ий разбор
22
Местоимение как
часть речи
1
Лекция
Морфологичес
кий разбор
23
Глагол как часть
речи
1
Морфологичес
кий разбор
24
Причастие как
глагольная форма
1
Лекция
Морфологичес
кий разбор
25
Деепричастие как
глагольная форма
1
Беседа
Морфологичес
кий разбор
26
Наречие как часть
речи
1
Беседа
Морфологичес
кий разбор
27
Слова категории
состояния
1
Лекция
Морфологичес
кий разбор
28
Служебные части
речи. Предлог как
служебная часть
речи
1
Лекция
Морфологичес
кий разбор
6
29
Союз как
служебная часть
речи
1
Морфологичес
кий разбор
30-
31
Частицы
2
Морфологичес
кий разбор
32
Междометие как
особый разряд
слов
1
Морфологичес
кий разбор
33-
34
Повторение и
обобщение
2
Проверочный
диктант
Итого
34
часа
Содержание тем учебного курса
№ Название разделов и
тем курса
Количество
часов для
изучения
Содержание учебной темы
Основные изучаемые
вопросы
Форма
занятий
1
Введение. Слово о
русском языке
1
Язык как знаковая система и
общественное явление
лекция
2
Лексика.
Фразеология.
Лексикография
5
Лексическое значение слова.
Тропы.
Общеупотребительные слова –
основа лексической системы
современного русского языка.
Фразеологизмы. Источники
фразеологии.
Изложение,
анализ текста,
диктант
3
Фонетика. Графика.
Орфоэпия
2
Звуки и буквы. Характер
графики русского языка.
Орфоэпическая норма.
Акцентологическая норма.
тест
4
Морфемика.
Словообразование.
2
Состав слова. Процесс
образования новых слов в
русском языке. Основные
способы образования
грамматических форм в
русском языке. Русская
орфография.
Лигвистически
й анализ текста
диктант,
5
Морфология и
орфография
22
Имя существительное как
часть речи. Лексико-
грамматические разряды имен
существительных. Имя
прилагательное как часть
речи. Степени сравнения имен
прилагательных.
Правописание сложных
прилагательных. Имя
числительное как часть речи.
Лексико-грамматические
разряды имен числительных.
Изложение с
творческим
заданием,
диктант,
лингвистическ
ий анализ
текста, тест
7
Употребление числительных в
речи. Местоимение как часть
речи. Глагол как часть речи.
Причастие как глагольная
форма. Деепричастие как
глагольная форма. Наречие как
часть речи. Служебные
части речи.
6
Повторение и
обобщение
пройденного
2
Повторение и обобщение
пройденного
Итого:
34
Требования к уровню
подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать
• функции языка; основные сведения о лингвистике как науке,
роли
старославянского
языка
в
развитии
русского
языка,
формах
существования
русского национального языка, литературном языке и его признаках;
• системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
• понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм
русского литературного языка;
• компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
•
основные
аспекты
культуры
речи;
требования,
предъявляемые
к
устным
и
письменным текстам различных жанров в учебно научной, обиходно-бытовой, социально-
культурной и деловой сферах общения;
Уметь:
• проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов,
допускающих неоднозначную интерпретацию;
• разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения
языковой нормы;
•
проводить
лингвистический
анализ
учебно-научных,
деловых,
публицистических,
разговорных и художественных текстов;
• оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения
языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач;
• объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других
народов;
аудирование и чтение
8
•
использовать
разные
виды
чтения
(ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-
реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую
информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы,
СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных
носителях;
• владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного
текста;
говорение и письмо
•
создавать
устные
и
письменные
монологические
и
диалогические
высказывания
различных
типов
и
жанров
в
социально-культурной,
учебно-научной
(на
материале
изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
•
применять
в
практике
речевого
общения
основные
орфоэпические,
лексические,
грамматические
нормы
современного
русского
литературного
языка;
использовать
в
собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
•
применять
в
практике
письма
орфографические
и
пунктуационные
нормы
современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической
деятельности
и
повседневной жизни;
• осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
•
углубления
лингвистических
знаний,
расширения
кругозора
в
области
филологических наук и получения высшего филологического образования;
• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому
взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
• увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения
круга
используемых
языковых
и
речевых
средств;
совершенствования
способности
к
самооценке
через
наблюдение
за
собственной
речью;
развития
интеллектуальных
и
творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для
самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
• удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
•
самообразования
и
активного
участия
в
производственной,
культурной
и
общественной жизни государства.
9
•
знать
смысл
понятий:
национальный,
государственный,
мировой
язык,
язык
межнационального общения;
• осознавать национальное своеобразие русского языка;
• вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации;
10
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Русский
язык:
учеб.
для
8
кл.
общеобразоват.
учреждений
/
[С.Г.Бархударов,
С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.]. – 30-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс.
– М.: ВАКО, 2007.
3.Гольцова
Н.Г.,
Шамшин
И.
В. Русский
язык.
10
-
11
классы:
Учебник
для
общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
4.
Обучение русскому языку в 5 классе: Метод. рекомендации к учеб. для 5 кл.
общеобразоват.
учреждений/Т.А.Ладыженская,
М.Т.Баранов,
Л.А.Тро стенцова,
Л.Ю.Комиссарова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
5.
Поурочные
разработки
по
русскому
языку:
9
класс:
к
учебнику
С.Г.Бархударова «Русский язык. 9 класс» / Т.Н.Мамона. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
6.
Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику Бархударова С.Г. и др. –
2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
7.
Русский язык. 7 класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова и др. /
авт.-сост. С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2007.
8.
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10 – 11 классы: Книга для
учителя. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
9.
Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й
класс.
Подготовка
к
итоговой
аттестации-2008:
Учебно-методическое
пособие
для
подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2007.
10.
Русский
язык.
Энциклопедия.
Гл.
ред.
Ф.П.Филин.
–
М.:
«Советская
энциклопедия», 1979.
11.
Современный
русский
язык:
Учеб.
для
филол.
спец.
высших
учебных
заведений/ В.А.
Белошапкова,
Е.А.Брызгунова,
Е.А.Земская
и
др.;
Под
ред.
В.А.
Белошапковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Азбуковник, 1999.
12.
Рабочие программы по русскому языку. 5 – 9 классы ( по программе под
ред. В.В.Бабайцевой) / Сост. Г.М.Вялкова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008.
13.
Гольцова Н.Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10 - 11 классы: Учебник для
общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
14.
Обучение русскому языку в 5 классе: Метод. рекомендации к учеб. для 5 кл.
общеобразоват.
учреждений/Т.А.Ладыженская,
М.Т.Баранов,
Л.А.Тро стенцова,
Л.Ю.Комиссарова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
15.
Поурочные
разработки
по
русскому
языку:
9
класс:
к
учебнику
С.Г.Бархударова «Русский язык. 9 класс» / Т.Н.Мамона. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
11
16.
Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику Бархударова С.Г. и др. –
2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
17.
Русский язык. 7 класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова и др. /
авт.-сост. С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2007.
18.
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10 – 11 классы: Книга для
учителя. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
19.
Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й
класс.
Подготовка
к
итоговой
аттестации-2008:
Учебно-методическое
пособие
для
подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2007.
20.
Русский
язык.
Энциклопедия.
Гл.
ред.
Ф.П.Филин.
–
М.:
«Советская
энциклопедия», 1979.
21.
Современный
русский
язык:
Учеб.
для
филол.
спец.
высших
учебных
заведений/ В.А.
Белошапкова,
Е.А.Брызгунова,
Е.А.Земская
и
др.;
Под
ред.
В.А.
Белошапковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Азбуковник, 1999.
22.
Рабочие программы по русскому языку. 5 – 9 классы ( по программе под
ред. В.В.Бабайцевой) / Сост. Г.М.Вялкова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008.
Приложение
12
Контрольно - измерительные материалы
I. Напишите изложение с творческим заданием «Впечатление детства», дополнив
предложенный в учебнике текст личными впечатлениями (упр.405); или напишите сочинение
– миниатюру-рассуждение на тему « Родина и родина» с опорой на материалы текста
упражнения 405 и личные впечатления, подразумевая под понятием родина «малую родину»,
под понятием Родина - государство.
Высокие понятия любви к родине и любви к матери составляют основу народной
этики, народного этического чутья. Связь этих понятий находим в пословицах и
поговорках: Родина – мать, умей за нее постоять; Родная сторона – мать, чужая – мачеха
и т.д.
Примеров в русской литературе не счесть, и все они свидетельствуют об одном:
глубина и сила характеров, истоки исторического оптимизма заложены в сохраненном
поколениями стремлении к истине, добру, справедливости. Нравственные идеалы
народа отражены в его языке: не случайно же слова правда, праведник,
правдоискатель, справедливость одного корня.
Задание. Объясните, как вы понимаете значение выделенных слов, в случае затруднений
обратитесь к толковому словарю. Напишите сочинение – миниатюру, темой которого явилось
бы объяснение одного из слов. Определите главную мысль своей работы, подберите примеры
из отечественной литературы или истории. Приходилось ли вам встречаться с названными
понятиями в своей жизни?
Готовимся к ЕГЭ
1.Прокомментируйте каждое звено в следующей логической цепочке:
- народ- творец истории;
-история России - источник ментального оптимизма, веры в будущее;
-Россия, родная земля – живая, животворящая сила, питающая народ, каждого человека;
-язык – отражение и сохранение нравственных идеалов народа.
2. Какие произведения, посвященные теме родины, вы помните из курса литературы? (
М.Ю. Лермонтов «Родина», А.А.Блок «Родина»)
Что вам представляется особенно значимым в них?
3. Любовь к своей стране, гордость ее былою славою – основа основ возрождения нации, ее
величия. Главное богатство страны – ее люди, «герои нашего времени». Это необходимо
понять, принять, усвоить, именно мы с вами – настоящее и будущее страны, именно нам с
вами писать новую страницу ее истории, именно от нас с вами зависит, что скажут о нашем
времени потомки…
13
Готовимся к ЕГЭ
1.
Расположите предложения так, чтобы получился связный текст.
2.
Расставьте и объясните знаки препинания в следующих предложениях:
1.И вот, когда кончился спектакль и музыка так громко и весело запела о счастье, что
люди улыбнулись про себя и недоумевали, почему у счастливой Золушки на глазах слезы,
в
зрительный
зал
ворвался,
поносившись
и
поплутав
по
театральным
лестницам,
маленький растрепанный соловей.
2. И Маша увидела большую нарядную комнату, залитую желтым солнцем, и богатых
сестер, и злую мачеху, и свою маму – худенькую и красивую, в стареньком сером платье.
3.
Было
очень
хорошо,
что
музыка
все
время
только
и
делала,
что
печалилась
и
радовалась за маму, как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми
добрыми существами.
4. высокий человек взмахнул бледной рукой, медленно повел ею, и под нарастающий
гром музыки тяжелый бархатный занавес качнулся и легко поплыл в сторону.
(К.Г. Паустовский)
Проверочный диктант за год (упр.356)
Цель урока: проверка знаний учащихся.
Грамматическое задание по тексту:
1. Фонетический разбор.
Своей, таятся
2. Морфемный разбор.
Причудливо, песчаников
3.Словообразовательный разбор.
Причудливо, песчаников
4.Морфологический разбор.
Местность, (по) бесконечным (лабиринтам)
5.Синтаксический разбор предложений.
Пыль и песок покрывали всю местность, лежали тонким слоем на склонах холмов.
В руслах и долинах песок насыпан глубоким и рыхлым одеялом.
Проверочный диктант
Пестрые горы поразили меня своей запыленностью. Мягкими, как бы подернутыми
дымкой, были цвета горных пород: малиновый, охристо-серый, грязно-зеленый, буро-
шоколадный, красно-серый и серовато-белый. Причудливо сочетались низкие конусы и
выровненные площадки перечисленных цветов, испещренные пятнами черных камней и
14
черно-зеленых кустов гобийского миндаля. Пыль и песок покрывали всю местность, лежали
тонким слоем на склонах холмов. В руслах и долинах песок насыпан глубоким и рыхлым
одеялом. При виде этой картины легкая тревога омрачила мне радость возвращения. Пески
явно наступали на весь район наших работ в Южной Гоби.
Равнина в засуху была совершенно мертвой. Ни единой травинки не было на
красновато-желтой глине, покрытой серым щебнем. Ветер поднимал столбы рыжей в
закатном солнце пыли.
Здесь, в Гоби, как нигде, чувствуешь, насколько насыщена земля памятью своего
прошлого. В самых верхних ее слоях – орудия, черепки сосудов и другие предметы
человеческого обихода. Глубже – стволы древних растений, кости вымерших животных. А
еще ниже, в пока недоступной нам глубине, таятся древние химические элементы – огарки
звездного вещества…
Бродя по бесконечным лабиринтам красных ущелий, извлекая из-под тяжелых пластов
песчаников, глин и конгломератов остатки жизни прошлого, мы все глубже проникали в
великую книгу геологической летописи.
(181 слово) ( По И.А. Ефремову.)
Тест
А1. Буква Б пишется в слове
1) зажгательный танец
3) встибюль
5) постлить
2) разуверять соседа
4) в унсон
А2. Ь знак пишется в слове
1) кинос_ёмка
3) сдает_ся
5) настеж_
2) весма
4) уничтож_
A3. Буква О пишется в слове
1) истощнный
3) малышвая группа
2) ножнка
15
4) прожвывать
А4. Согласная буква пропущена в слове
1) драма
3) двухкасетный
5) кал_ория
2) беследный
4) лесный отзыв
А5. Буква Е пишется в слове
1) выкорчвать пни 2) пуговчка
3) пр_з^спевающий 4) прнижение
5) пр_амбула
А6. Буква Е пишется во всех словах ряда
1) плохо учиться во втором семестр; в пчелином уль_
2) нуждаться в контроле вылечиться от ми1рен_
3) в исподнм белье; о кошачьи повадке
4) средство от плесен_; составить мнение об абитуриент_
5) услышшь шум; придержм
А7. А(Я) пишется в слове
1) выглядщий 2) полщий
3) услышнный 4) трепещщий
5) почув
А8. -НН- пишется в слове
1) перевязаый 2) безветрео
3) коваый 4) правлеая рукопись
5) пустыик
А9. -НН- пишется в предложении
1) Сидевшая перед ним девушка читала, и лицо ее было
сосредоточео.
2) Она никогда ни с кем не говорила откровео, но все невольно
чувствовали в ней присутствие глубокого вн)Гфеннего мира.
3) Зимой бабушка возила продавать в Красноярск морожеые
кружки молока с лучинкой в накипелой сливками середке.
4) Узнав, какое дело доверео ему, Алешка обвел нас взглядом.
А10. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду
1) (не)задачливый; (не)крупные, но сладкие
16
2) (не)ряшливый; (не)достает искренности
3) (не)обязан соглашаться; (не)досмотрел фильм
4) (не)смущаясь; (не)вымыты мною
5) далеко (не)легкое дело; (не)по-дружески
All. НИ пишется в предложении
1) Я не мог н_ прийти к заключению, что зачатки кокетства и
придирчивости свойственны всему женскому полу.
2) Он закутан в серый плащ, на ногах у него бесшумные войлочные
туфли, а прятаться он умеет так быстро, что сколько н_
оглядьшайся, никого сзади не заметишь
3) Чего только н_ испробовал градоначальник для поддержания
своих преобразований!
4) Я тебе скажу, морозы там были н_ то что здесь.
А12. Пишется НЕ
1) Н_ одна из компьютерных игр, уверен, не сможет вытеснить
старые строгие шахматы.
2) Книга н_ что иное, как верный и бескорыстный друг, самый
терпеливый и строгий учитель.
3) Все твои рассуждения не имеют оснований, н_ в какие ворота не
лезут.
4) Студенческая жизнь тогда н_ как не мыслилась без подработки.
А13. Дефис ставится
1) подобру(поздорову) 2) (во)вторых
3) (пол)луковицы 4) (желто)ротый
5) кое(в)чем
А14. Тире на месте пропуска ставится в предложении
1) Погода испортится _ спуск нельзя будет разглядеть.
2) Лед, снег и камень _ суровый пейзаж, своей обнаженной
рельефностью напоминающий макет.
3) Истина подкрепляется зрением и временем, а ложь _
поспешностью и неопределенностью.
4) Разве Природа сама по себе _ не есть вечный двигатель?
А15. Запятая на месте пропуска ставится в предложении
1) Как надоело выслушивать его упрёки_ и как хочется высказать
ему всё, что накопилось в душе!
17
2) По рассказам крестьян, добычей немцев были лишь тела трёх
убитых партизан_ и в их числе был Саша Творогов.
3) У него сжалось и похолодело сердце_ и он поспешно отпрянул за
выступ стены.
4) Разведчики доставали для раненых сливки и сметану, яйца_ и
даже бел?^""
А16. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
1) В тот июльский вечер он нажал на железную певучую дверь
парадного крыльца и вышел в синеву сумерек.
2) Ходил он всегда веселой и легкой походкой, и любил одеваться
опрятно и по моде.
3) Успех фильмов Спилберга объясняется знанием законов, не
только искусства, но и социальной психологии.
4) Вор был ни жив ни мертв и держался за притолоку, чтобы не
упасть.
А17. Второстепенный член необходимо обособить в предложении
1) Сброшенный пласт снега с крыши уже и есть снежная лавина в её
элементарном виде.
2) Сыщик сломя голову бросился к пролётке.
3) Миновав рощу колесница помчалась в город.
4) Отсюда с небольшой возвышенности деревня казалась чистой и
уютной.
5) Стайка ребятишек не взятых на пашню из-за малолетства играла в
сыщиков-разбойников.
А18. Запятая на месте пропусков ставится в предложении
1) Консул Доронин_ несомненно_ видел, что с его помощником
происходит нечто из ряда вон выходящее, но с расспросами не
лез.
2) Четыре горизонтальные палки, возвышаясь над ступенями
лестницы_ приблизительно_ на метр, образовали нечто вроде
перил.
3) Погоня_ впрочем_ продолжалась недолго.
4) Несомненно_ следующее: его меланхолический вид прикрывает в
нём много порочных наклонностей.
А19. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
18
1) Слышится, как сотрясается земля под копытами бизонов.
2) Художники передали создателям новых серий старые эскизы,
поэтому Волк и Заяц будут такими же, как в первых сериях.
3) Надоели все эти особняки с безупречными интерьерами,
роскошной техникой и стопкой комиксов, как новым суррогатом
культуры!
4) Аквалангисты словно две гигантские рыбы медленно проплывали
мимо прибрежных скал.
А20. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
1) Вот видишь теперь, что когда мы здоровы духом, то тогда здорово
и наше тело.
2) У хлеба и дома свои собственные, стародавние имена, от которых
пошли другие слова, и что изменится, если кто-то знает, откуда
они взялись?
3) Эта постройка едва прослужила полвека, и всё потому, что не
было у неё одного хозяина, что каждый кто жил, только прятался в
ней от холода и дождя.
4) Никто из нас не знает, ни что это за устройство, ни каково его
действие.
10
А21. Чужая речь НЕПРАВИЛЬНО оформлена в предложении
1) Когда я встал, ближний от меня охотник вдруг удивился: так ты,
мол, Володя, здесь?
2) «Да и как его прогонишь? - сказал доктор. - прогнать человека
легко только на словах...»
3) Белинский называет «Евгения Онегина» «гениальным
национально-русским произведением», пишет о его значении:
«Стихотворный роман Пушкина положил прочное основание
новой русской поэзии, новой русской литературе».
4) Мне сообщили, что: «Дом, которым управлял их отец, продан», -
и старик переехал на Выборгскую.
А22. Укажите, в каком месте допущена пунктуационная ошибка:
И, представьте себе (1) очень могло случиться, что Мольеру
пришлось бы, (2) все-таки, (3) покинуть замок, а Кормье остался
бы, (4) потому что прелесть спектакля оценили все, (5) за
19
исключением одной госпожи Кальвимон.
А23. Ударение НЕВЕРНО поставлено в слове
1) жа'люзи 2) премиро'ванный
3) де'фисное (написание) 4) жда'ла
5) диспансе'р
А24. Нормы лексической сочетаемости НАРУШЕНЫ в предложении
1) Не знаю до сих пор, каковы перспективы моего поступления в
этот вуз.
2) За рубежом в семье среднего достатка на каждого человека
приходится более сорока квадратных метров жилой площади.
3) Большое значение в ходе подготовки к этой важной встрече
тренер уделял психологическому настрою футболистов.
4) Обоз с аксессуарами еще не прибьш, и солдаты бьши одеты
кое-как.
5) Постоялец отеля истошно объяснял, что этот номер его не
устраивает и требовал предоставить ему другой.
II
А25. Слово употреблено в НЕСВОЙСТВЕННОМ ему значении в
предложении
1) Коренной москвич, он столько мог рассказать о староарбатских
переулках, о каждом доме на Бульварном кольце.
2) Эта встреча вызвала во мне двойное чувство: с одной стороны, я
гордился, что видел Толстого, с другой - мне не понравилось, что
беседа его со мной несколько напоминала экзамен.
3) Отрывистые, хотя и великолепно отрежиссированные эпизоды
фильма не сливаются в неразрывное единство, не образуют
цельного представления.
4) Окуджава называл себя жильцом Арбата, любил его и много песен
посвятил этой улице.
А26. Речевая ошибка допущена в словосочетании
1) масштабное авторалли
2) жажда к знаниям
3) страдает нетребовательным вкусом
4) располагаться в отдалении
А27. Речевая ошибка допущена в предложении
20
1) Отдохнув, мысли лучше идут на ум.
2) Из образа Луки можно понять, что он непростой человек и на его
создание ушло много времени.
3) Эта книга задумана как повесть для юношества.
А28. Определите стиль приведенного ниже текста:
Вызрел ковыль. Степь на многие версты оделась колышущимся
серебром. Ветер упруго принимал его, наплывая, шершавил, бугрил,
гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала
текучая воздушная струя, ковьшь молитвенно клонился, и на седой
его хребтине долго лежала чернеющая тропа.
Отцвели разномастные травы. На гребнях никла безрадостная
выгоревшая полынь. Ночи истлевали быстро. По ночам на
обуглено-черном небе, несчетные, сияли звезды; месяц - казачье
солнышко, темнея ущербленной боковиной, светил скупо, бело;
просторный Млечный Шлях сплетался с иными звездными путями.
Терпкий воздух был густ, ветер сух, полыней; земля, напитанная все
той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе.
1) публицистический
2) художественный
3) разговорный, с элементами художественного
4) научный, с элементами художественного
21
Список литературы (основной и дополнительной)
1.
Русский
язык:
учеб.
для
8
кл.
общеобразоват.
учреждений
/
[С.Г.Бархударов,
С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.]. – 30-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
2.
Гольцова Н.Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10 - 11 классы: Учебник для
общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
3.
Русский
язык.
Энциклопедия.
Гл.
ред.
Ф.П.Филин.
–
М.:
«Советская
энциклопедия», 1979.
4.
Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8
класс. – М.: ВАКО, 2007.
5.
Гольцова Н.Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10 - 11 классы: Учебник для
общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
6.
Обучение русскому языку в 5 классе: Метод. рекомендации к учеб. для 5 кл.
общеобразоват.
учреждений/Т.А.Ладыженская,
М.Т.Баранов,
Л.А.Тро стенцова,
Л.Ю.Комиссарова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
7.
Поурочные
разработки
по
русскому
языку:
9
класс:
к
учебнику
С.Г.Бархударова «Русский язык. 9 класс» / Т.Н.Мамона. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
8.
Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику Бархударова С.Г. и др. –
2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
9.
Русский язык. 7 класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова и др. /
авт.-сост. С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2007.
10.
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10 – 11 классы: Книга для
учителя. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
11.
Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й
класс.
Подготовка
к
итоговой
аттестации-2008:
Учебно-методическое
пособие
для
подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2007.
12.
Современный
русский
язык:
Учеб.
для
филол.
спец.
высших
учебных
заведений/ В.А.
Белошапкова,
Е.А.Брызгунова,
Е.А.Земская
и
др.;
Под
ред.
В.А.
Белошапковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Азбуковник, 1999.
22