Напоминание

Программа по русскому языку


Автор: Грига Ирина Иннокентьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Уринская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Уро Баргузинского района Республики Бурятия
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Программа по русскому языку
Раздел: среднее образование





Назад




Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Русский язык» (Базовый уровень)

11 класс

составлена учителем русского языка Грига И. И. на основании БУП и Примерных учебных

планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом

МО РФ от 9.03.2004 №1312, с изменениями от 3.06.2011 за №1994; регионального ГУП и

примерных учебных планов для ОУ РБ, реализующих

программы общего образования,

утвержденных приказом МО и НРБ от 03.09.2008 за №1168, с изменениями от 12.07.2011 за

№1093.

Актуальность программы

Самое понятное слово в сочетании современный русский язык – слово русский. Этот

язык, созданный русским народом, тот, на котором он строит свою культуру; для русского

человека он – родной язык.

Русский язык – один из наиболее развитых языков. Он обладает богатым словарным

фондом и терминологией по всем отраслям науки и техники, выразительной краткостью и

ясностью

лексических

и

грамматических

средств,

развитой

системой

функциональных

стилей, способностью отразить всё многообразие окружающего мира.

Изучение русского языка открывает перед учащимися широкие возможности для его

разнообразного

употребления,

обеспечивает

высокую

степень

коммуникативной

и

информативной ценности.

Авторитет русского языка по-прежнему очень высок в мире.

Знание русского языка обеспечивает каждому человеку возможность общения с

людьми других национальностей.

Программа

адресована

ученикам

11

класса

МБОУ

«Уринская

средняя

общеобразовательная школа».

Цели и задачи

Изучение русского языка в старшей школе на базовом уровне направлено на

достижение следующих целей и задач:

• воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как

духовной,

нравственной

и

культурной

ценности

народа;

осознание

национального

своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

• развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной

адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;

2

готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного

образования;

углубление

знаний

о

лингвистике

как

науке;

языке

как

многофункциональной

развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее

функциях;

функционально-стилистической

системе

русского

языка;

нормах

речевого

поведения в различных сферах и ситуациях общения;

овладение

умениями

опознавать,

анализировать,

сопоставлять,

классифицировать

языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях

давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и

факты

с

точки

зрения

нормативности,

соответствия

сфере

и

ситуации

общения;

разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

исторический комментарий к языковым явлениям;

• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том

числе

в

профессионально

ориентированной

сфере

общения;

совершенствование

нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях

общения.

Общая характеристика учебного предмета

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе

коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют

достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его

социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и

понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках

русского языка

закладываются

основы,

необходимые

для

изучения

иностранных

языков.

Как

средство

познания

действительности

русский

язык

обеспечивает

развитие

интеллектуальных

и

творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и

воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и

самореализации.

Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно

связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе

способствует

овладению

будущей

профессией.

В

содержании

программы

реализован

актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный

подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения

и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса

усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории

3

речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного,

уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

Изучение русского языка на базовом уровне обеспечивает овладение умениями

опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с

учетом их различных интерпретаций; развивает способность в необходимых случаях давать

исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с

точки

зрения

нормативности,

соответствия

сфере

и

ситуации

общения;

разграничивать

варианты

норм

и

речевые

нарушения.

Базовый

уровень

нацеливает

на

применение

полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в

профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является

лингвистический анализ текста.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля,

потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и

разнообразной

справочной

литературе

для

определения

языковой

нормы,

связанной

с

употреблением в речи того или иного языкового явления.

Краткая характеристика возраста детей

Учебно-профессиональная деятельность возникает у старшеклассников в возрасте от

15 до 17-18 лет. У них развиваются

профессиональные интересы, способность строить

жизненные планы, формируются нравственные и гражданские качества личности и основы

мировоззрения. Школьники

больше внимания уделяют внимания на задания поискового

характера, выполнение

и проведение разнообразных коллективных, групповых заданий,

наконец, использование различных технологий уроков.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает

условия

для

реализации

надпредметной

функции,

которую

русский

язык

выполняет

в

системе

школьного

образования.

В

результате

обучения

старшеклассник

получает

возможность совершенствовать ЗУН, которые базируются на видах речевой деятельности и

предполагают

развитие

речемыслительных

способностей:

целенаправленный

поиск

информации

в

источниках

различного

типа,

критическое

оценивание

ее

достоверности,

передачи содержания информации адекватно поставленной цели; развернутое обоснование

своей позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в

соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

оценка

и

редактирование

текста;

владение

основными

видами

публичных

выступлений

(высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам

ведения диалога (диспута) и т.п.

4

Учебно-методический комплект

1.

Гольцова Н.Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10 - 11 классы: Учебник для

общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.

2.

Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10 – 11 классы: Книга для

учителя. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

3.

Гольцова Н.Г.,

Мищерина М.А. Тематическое и поурочное планирование к

учебнику

«Русский

язык.

10-11классы»

(авторы

Н.Г.

Гольцова.

И.В.

Шамшин,

М.А.

Мищерина): Базовый уровень. Профильный уровень/ Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина.-6-е

издание.-М.:ООО ТИД «Русское слово-РС», 2010.-96с.

Указание количества учебных часов

Настоящая программа по русскому языку для XI класса создана на основе

федерального

компонента

государственного

стандарта

среднего

(полного)

общего

образования (базовый уровень) с использованием учебно – методического комплекса авторов

Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина.

Учебный объем курса составляет34 часа из расчета 1час в неделю.

Для проведения текущего и итогового контроля используются следующие формы:

объяснительный,

выборочный,

графический,

цифровой,

предупредительный,

словарный,

свободный диктанты. Диктант с грамматическим заданием, тесты, подробное и выборочное

изложение, изложение с элементами сочинения. Сочинение на свободную тему, сочинение-

рассуждение на морально-этическую тему, сочинение по данному началу.

Проверочная

работа с выбором ответа, индивидуальный контроль (карточки), работа с перфокартами,

комплексный анализ текста.

Учебный план

№ Наименование

разделов и тем

Всего

часов

Из них

Форма контроля

теоретически

х

практически

х

1

Введение

1

1

-

2

Лексика.

Фразеология.

Лексикография.

5

3

2

Анализ

поэтического

текста,

изложение, тест,

диктант

3

Фонетика. Графика.

Орфоэпия.

2

1

1

Лингвистически

й анализ текста,

диктант

4

Морфемика.

Словообразование.

2

1

1

Диктант

5

Морфология и

орфография

22

15

7

Тест, диктант,

Изложение,

5

лингвистический

анализ текста,

диктант

6

Повторение и

обобщение

пройденного

2

1

1

Контрольный

диктант

Итого

34

22

12

Календарно-тематическое планирование

Тема раздела,

урока

Количе

ство

часов

Вид занятия

Формы и

методы

контроля

Дата

По плану

фактически

1

Введение. Слово о

русском языке (1ч.)

1

беседа

Составление

плана

2-6

Лексика.

Фразеология.

Лексикография.

( 5ч.) Слово и его

значение

5

Работа с

толковым

словарем

Анализ текста

7-8

Фонетика.

Графика.

Орфоэпия

2

Практическая

работа

Разбор слова

9-10 Морфемика.

Словообразование.

2

Анализ слова

Работа со

словарём

11-

15

Морфология и

орфография

22

Морфемный

анализ

Работа со

словарём

16-

17

Имя

существительное

как часть речи

2

Правописание

имён существ.

Морфологическ

ий разбор

18-

19

Имя

прилагательное как

часть речи

2

Правописание

имён

прилагательны

х

Морфологическ

ий разбор

20-

21

Имя числительное

как часть речи

2

Лекция

Морфологическ

ий разбор

22

Местоимение как

часть речи

1

Лекция

Морфологичес

кий разбор

23

Глагол как часть

речи

1

Морфологичес

кий разбор

24

Причастие как

глагольная форма

1

Лекция

Морфологичес

кий разбор

25

Деепричастие как

глагольная форма

1

Беседа

Морфологичес

кий разбор

26

Наречие как часть

речи

1

Беседа

Морфологичес

кий разбор

27

Слова категории

состояния

1

Лекция

Морфологичес

кий разбор

28

Служебные части

речи. Предлог как

служебная часть

речи

1

Лекция

Морфологичес

кий разбор

6

29

Союз как

служебная часть

речи

1

Морфологичес

кий разбор

30-

31

Частицы

2

Морфологичес

кий разбор

32

Междометие как

особый разряд

слов

1

Морфологичес

кий разбор

33-

34

Повторение и

обобщение

2

Проверочный

диктант

Итого

34

часа

Содержание тем учебного курса

№ Название разделов и

тем курса

Количество

часов для

изучения

Содержание учебной темы

Основные изучаемые

вопросы

Форма

занятий

1

Введение. Слово о

русском языке

1

Язык как знаковая система и

общественное явление

лекция

2

Лексика.

Фразеология.

Лексикография

5

Лексическое значение слова.

Тропы.

Общеупотребительные слова –

основа лексической системы

современного русского языка.

Фразеологизмы. Источники

фразеологии.

Изложение,

анализ текста,

диктант

3

Фонетика. Графика.

Орфоэпия

2

Звуки и буквы. Характер

графики русского языка.

Орфоэпическая норма.

Акцентологическая норма.

тест

4

Морфемика.

Словообразование.

2

Состав слова. Процесс

образования новых слов в

русском языке. Основные

способы образования

грамматических форм в

русском языке. Русская

орфография.

Лигвистически

й анализ текста

диктант,

5

Морфология и

орфография

22

Имя существительное как

часть речи. Лексико-

грамматические разряды имен

существительных. Имя

прилагательное как часть

речи. Степени сравнения имен

прилагательных.

Правописание сложных

прилагательных. Имя

числительное как часть речи.

Лексико-грамматические

разряды имен числительных.

Изложение с

творческим

заданием,

диктант,

лингвистическ

ий анализ

текста, тест

7

Употребление числительных в

речи. Местоимение как часть

речи. Глагол как часть речи.

Причастие как глагольная

форма. Деепричастие как

глагольная форма. Наречие как

часть речи. Служебные

части речи.

6

Повторение и

обобщение

пройденного

2

Повторение и обобщение

пройденного

Итого:

34

Требования к уровню

подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать

• функции языка; основные сведения о лингвистике как науке,

роли

старославянского

языка

в

развитии

русского

языка,

формах

существования

русского национального языка, литературном языке и его признаках;

• системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

• понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм

русского литературного языка;

• компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

основные

аспекты

культуры

речи;

требования,

предъявляемые

к

устным

и

письменным текстам различных жанров в учебно научной, обиходно-бытовой, социально-

культурной и деловой сферах общения;

Уметь:

• проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов,

допускающих неоднозначную интерпретацию;

• разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения

языковой нормы;

проводить

лингвистический

анализ

учебно-научных,

деловых,

публицистических,

разговорных и художественных текстов;

• оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения

языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных

задач;

• объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других

народов;

аудирование и чтение

8

использовать

разные

виды

чтения

(ознакомительно-изучающее,

ознакомительно-

реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую

информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы,

СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных

носителях;

• владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного

текста;

говорение и письмо

создавать

устные

и

письменные

монологические

и

диалогические

высказывания

различных

типов

и

жанров

в

социально-культурной,

учебно-научной

(на

материале

изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

применять

в

практике

речевого

общения

основные

орфоэпические,

лексические,

грамматические

нормы

современного

русского

литературного

языка;

использовать

в

собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

применять

в

практике

письма

орфографические

и

пунктуационные

нормы

современного русского литературного языка;

• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том

числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать

приобретенные

знания

и

умения

в

практической

деятельности

и

повседневной жизни;

• осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

углубления

лингвистических

знаний,

расширения

кругозора

в

области

филологических наук и получения высшего филологического образования;

• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому

взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

• увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения

круга

используемых

языковых

и

речевых

средств;

совершенствования

способности

к

самооценке

через

наблюдение

за

собственной

речью;

развития

интеллектуальных

и

творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для

самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

• удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

самообразования

и

активного

участия

в

производственной,

культурной

и

общественной жизни государства.

9

знать

смысл

понятий:

национальный,

государственный,

мировой

язык,

язык

межнационального общения;

• осознавать национальное своеобразие русского языка;

• вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации;

10

Перечень учебно-методического обеспечения

1.Русский

язык:

учеб.

для

8

кл.

общеобразоват.

учреждений

/

[С.Г.Бархударов,

С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.]. – 30-е изд. – М.: Просвещение, 2007.

2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс.

– М.: ВАКО, 2007.

3.Гольцова

Н.Г.,

Шамшин

И.

В. Русский

язык.

10

-

11

классы:

Учебник

для

общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.

4.

Обучение русскому языку в 5 классе: Метод. рекомендации к учеб. для 5 кл.

общеобразоват.

учреждений/Т.А.Ладыженская,

М.Т.Баранов,

Л.А.Тро стенцова,

Л.Ю.Комиссарова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2003.

5.

Поурочные

разработки

по

русскому

языку:

9

класс:

к

учебнику

С.Г.Бархударова «Русский язык. 9 класс» / Т.Н.Мамона. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.

6.

Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику Бархударова С.Г. и др. –

2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.

7.

Русский язык. 7 класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова и др. /

авт.-сост. С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2007.

8.

Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10 – 11 классы: Книга для

учителя. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

9.

Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й

класс.

Подготовка

к

итоговой

аттестации-2008:

Учебно-методическое

пособие

для

подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2007.

10.

Русский

язык.

Энциклопедия.

Гл.

ред.

Ф.П.Филин.

М.:

«Советская

энциклопедия», 1979.

11.

Современный

русский

язык:

Учеб.

для

филол.

спец.

высших

учебных

заведений/ В.А.

Белошапкова,

Е.А.Брызгунова,

Е.А.Земская

и

др.;

Под

ред.

В.А.

Белошапковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Азбуковник, 1999.

12.

Рабочие программы по русскому языку. 5 – 9 классы ( по программе под

ред. В.В.Бабайцевой) / Сост. Г.М.Вялкова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008.

13.

Гольцова Н.Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10 - 11 классы: Учебник для

общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.

14.

Обучение русскому языку в 5 классе: Метод. рекомендации к учеб. для 5 кл.

общеобразоват.

учреждений/Т.А.Ладыженская,

М.Т.Баранов,

Л.А.Тро стенцова,

Л.Ю.Комиссарова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2003.

15.

Поурочные

разработки

по

русскому

языку:

9

класс:

к

учебнику

С.Г.Бархударова «Русский язык. 9 класс» / Т.Н.Мамона. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.

11

16.

Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику Бархударова С.Г. и др. –

2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.

17.

Русский язык. 7 класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова и др. /

авт.-сост. С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2007.

18.

Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10 – 11 классы: Книга для

учителя. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

19.

Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й

класс.

Подготовка

к

итоговой

аттестации-2008:

Учебно-методическое

пособие

для

подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2007.

20.

Русский

язык.

Энциклопедия.

Гл.

ред.

Ф.П.Филин.

М.:

«Советская

энциклопедия», 1979.

21.

Современный

русский

язык:

Учеб.

для

филол.

спец.

высших

учебных

заведений/ В.А.

Белошапкова,

Е.А.Брызгунова,

Е.А.Земская

и

др.;

Под

ред.

В.А.

Белошапковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Азбуковник, 1999.

22.

Рабочие программы по русскому языку. 5 – 9 классы ( по программе под

ред. В.В.Бабайцевой) / Сост. Г.М.Вялкова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008.

Приложение

12

Контрольно - измерительные материалы

I. Напишите изложение с творческим заданием «Впечатление детства», дополнив

предложенный в учебнике текст личными впечатлениями (упр.405); или напишите сочинение

– миниатюру-рассуждение на тему « Родина и родина» с опорой на материалы текста

упражнения 405 и личные впечатления, подразумевая под понятием родина «малую родину»,

под понятием Родина - государство.

Высокие понятия любви к родине и любви к матери составляют основу народной

этики, народного этического чутья. Связь этих понятий находим в пословицах и

поговорках: Родина – мать, умей за нее постоять; Родная сторона – мать, чужая – мачеха

и т.д.

Примеров в русской литературе не счесть, и все они свидетельствуют об одном:

глубина и сила характеров, истоки исторического оптимизма заложены в сохраненном

поколениями стремлении к истине, добру, справедливости. Нравственные идеалы

народа отражены в его языке: не случайно же слова правда, праведник,

правдоискатель, справедливость одного корня.

Задание. Объясните, как вы понимаете значение выделенных слов, в случае затруднений

обратитесь к толковому словарю. Напишите сочинение – миниатюру, темой которого явилось

бы объяснение одного из слов. Определите главную мысль своей работы, подберите примеры

из отечественной литературы или истории. Приходилось ли вам встречаться с названными

понятиями в своей жизни?

Готовимся к ЕГЭ

1.Прокомментируйте каждое звено в следующей логической цепочке:

- народ- творец истории;

-история России - источник ментального оптимизма, веры в будущее;

-Россия, родная земля – живая, животворящая сила, питающая народ, каждого человека;

-язык – отражение и сохранение нравственных идеалов народа.

2. Какие произведения, посвященные теме родины, вы помните из курса литературы? (

М.Ю. Лермонтов «Родина», А.А.Блок «Родина»)

Что вам представляется особенно значимым в них?

3. Любовь к своей стране, гордость ее былою славою – основа основ возрождения нации, ее

величия. Главное богатство страны – ее люди, «герои нашего времени». Это необходимо

понять, принять, усвоить, именно мы с вами – настоящее и будущее страны, именно нам с

вами писать новую страницу ее истории, именно от нас с вами зависит, что скажут о нашем

времени потомки…

13

Готовимся к ЕГЭ

1.

Расположите предложения так, чтобы получился связный текст.

2.

Расставьте и объясните знаки препинания в следующих предложениях:

1.И вот, когда кончился спектакль и музыка так громко и весело запела о счастье, что

люди улыбнулись про себя и недоумевали, почему у счастливой Золушки на глазах слезы,

в

зрительный

зал

ворвался,

поносившись

и

поплутав

по

театральным

лестницам,

маленький растрепанный соловей.

2. И Маша увидела большую нарядную комнату, залитую желтым солнцем, и богатых

сестер, и злую мачеху, и свою маму – худенькую и красивую, в стареньком сером платье.

3.

Было

очень

хорошо,

что

музыка

все

время

только

и

делала,

что

печалилась

и

радовалась за маму, как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми

добрыми существами.

4. высокий человек взмахнул бледной рукой, медленно повел ею, и под нарастающий

гром музыки тяжелый бархатный занавес качнулся и легко поплыл в сторону.

(К.Г. Паустовский)

Проверочный диктант за год (упр.356)

Цель урока: проверка знаний учащихся.

Грамматическое задание по тексту:

1. Фонетический разбор.

Своей, таятся

2. Морфемный разбор.

Причудливо, песчаников

3.Словообразовательный разбор.

Причудливо, песчаников

4.Морфологический разбор.

Местность, (по) бесконечным (лабиринтам)

5.Синтаксический разбор предложений.

Пыль и песок покрывали всю местность, лежали тонким слоем на склонах холмов.

В руслах и долинах песок насыпан глубоким и рыхлым одеялом.

Проверочный диктант

Пестрые горы поразили меня своей запыленностью. Мягкими, как бы подернутыми

дымкой, были цвета горных пород: малиновый, охристо-серый, грязно-зеленый, буро-

шоколадный, красно-серый и серовато-белый. Причудливо сочетались низкие конусы и

выровненные площадки перечисленных цветов, испещренные пятнами черных камней и

14

черно-зеленых кустов гобийского миндаля. Пыль и песок покрывали всю местность, лежали

тонким слоем на склонах холмов. В руслах и долинах песок насыпан глубоким и рыхлым

одеялом. При виде этой картины легкая тревога омрачила мне радость возвращения. Пески

явно наступали на весь район наших работ в Южной Гоби.

Равнина в засуху была совершенно мертвой. Ни единой травинки не было на

красновато-желтой глине, покрытой серым щебнем. Ветер поднимал столбы рыжей в

закатном солнце пыли.

Здесь, в Гоби, как нигде, чувствуешь, насколько насыщена земля памятью своего

прошлого. В самых верхних ее слоях – орудия, черепки сосудов и другие предметы

человеческого обихода. Глубже – стволы древних растений, кости вымерших животных. А

еще ниже, в пока недоступной нам глубине, таятся древние химические элементы – огарки

звездного вещества…

Бродя по бесконечным лабиринтам красных ущелий, извлекая из-под тяжелых пластов

песчаников, глин и конгломератов остатки жизни прошлого, мы все глубже проникали в

великую книгу геологической летописи.

(181 слово) ( По И.А. Ефремову.)

Тест

А1. Буква Б пишется в слове

1) зажгательный танец

3) встибюль

5) постлить

2) разуверять соседа

4) в унсон

А2. Ь знак пишется в слове

1) кинос_ёмка

3) сдает_ся

5) настеж_

2) весма

4) уничтож_

A3. Буква О пишется в слове

1) истощнный

3) малышвая группа

2) ножнка

15

4) прожвывать

А4. Согласная буква пропущена в слове

1) драма

3) двухкасетный

5) кал_ория

2) беследный

4) лесный отзыв

А5. Буква Е пишется в слове

1) выкорчвать пни 2) пуговчка

3) пр_з^спевающий 4) прнижение

5) пр_амбула

А6. Буква Е пишется во всех словах ряда

1) плохо учиться во втором семестр; в пчелином уль_

2) нуждаться в контроле вылечиться от ми1рен_

3) в исподнм белье; о кошачьи повадке

4) средство от плесен_; составить мнение об абитуриент_

5) услышшь шум; придержм

А7. А(Я) пишется в слове

1) выглядщий 2) полщий

3) услышнный 4) трепещщий

5) почув

А8. -НН- пишется в слове

1) перевязаый 2) безветрео

3) коваый 4) правлеая рукопись

5) пустыик

А9. -НН- пишется в предложении

1) Сидевшая перед ним девушка читала, и лицо ее было

сосредоточео.

2) Она никогда ни с кем не говорила откровео, но все невольно

чувствовали в ней присутствие глубокого вн)Гфеннего мира.

3) Зимой бабушка возила продавать в Красноярск морожеые

кружки молока с лучинкой в накипелой сливками середке.

4) Узнав, какое дело доверео ему, Алешка обвел нас взглядом.

А10. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

1) (не)задачливый; (не)крупные, но сладкие

16

2) (не)ряшливый; (не)достает искренности

3) (не)обязан соглашаться; (не)досмотрел фильм

4) (не)смущаясь; (не)вымыты мною

5) далеко (не)легкое дело; (не)по-дружески

All. НИ пишется в предложении

1) Я не мог н_ прийти к заключению, что зачатки кокетства и

придирчивости свойственны всему женскому полу.

2) Он закутан в серый плащ, на ногах у него бесшумные войлочные

туфли, а прятаться он умеет так быстро, что сколько н_

оглядьшайся, никого сзади не заметишь

3) Чего только н_ испробовал градоначальник для поддержания

своих преобразований!

4) Я тебе скажу, морозы там были н_ то что здесь.

А12. Пишется НЕ

1) Н_ одна из компьютерных игр, уверен, не сможет вытеснить

старые строгие шахматы.

2) Книга н_ что иное, как верный и бескорыстный друг, самый

терпеливый и строгий учитель.

3) Все твои рассуждения не имеют оснований, н_ в какие ворота не

лезут.

4) Студенческая жизнь тогда н_ как не мыслилась без подработки.

А13. Дефис ставится

1) подобру(поздорову) 2) (во)вторых

3) (пол)луковицы 4) (желто)ротый

5) кое(в)чем

А14. Тире на месте пропуска ставится в предложении

1) Погода испортится _ спуск нельзя будет разглядеть.

2) Лед, снег и камень _ суровый пейзаж, своей обнаженной

рельефностью напоминающий макет.

3) Истина подкрепляется зрением и временем, а ложь _

поспешностью и неопределенностью.

4) Разве Природа сама по себе _ не есть вечный двигатель?

А15. Запятая на месте пропуска ставится в предложении

1) Как надоело выслушивать его упрёки_ и как хочется высказать

ему всё, что накопилось в душе!

17

2) По рассказам крестьян, добычей немцев были лишь тела трёх

убитых партизан_ и в их числе был Саша Творогов.

3) У него сжалось и похолодело сердце_ и он поспешно отпрянул за

выступ стены.

4) Разведчики доставали для раненых сливки и сметану, яйца_ и

даже бел?^""

А16. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) В тот июльский вечер он нажал на железную певучую дверь

парадного крыльца и вышел в синеву сумерек.

2) Ходил он всегда веселой и легкой походкой, и любил одеваться

опрятно и по моде.

3) Успех фильмов Спилберга объясняется знанием законов, не

только искусства, но и социальной психологии.

4) Вор был ни жив ни мертв и держался за притолоку, чтобы не

упасть.

А17. Второстепенный член необходимо обособить в предложении

1) Сброшенный пласт снега с крыши уже и есть снежная лавина в её

элементарном виде.

2) Сыщик сломя голову бросился к пролётке.

3) Миновав рощу колесница помчалась в город.

4) Отсюда с небольшой возвышенности деревня казалась чистой и

уютной.

5) Стайка ребятишек не взятых на пашню из-за малолетства играла в

сыщиков-разбойников.

А18. Запятая на месте пропусков ставится в предложении

1) Консул Доронин_ несомненно_ видел, что с его помощником

происходит нечто из ряда вон выходящее, но с расспросами не

лез.

2) Четыре горизонтальные палки, возвышаясь над ступенями

лестницы_ приблизительно_ на метр, образовали нечто вроде

перил.

3) Погоня_ впрочем_ продолжалась недолго.

4) Несомненно_ следующее: его меланхолический вид прикрывает в

нём много порочных наклонностей.

А19. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

18

1) Слышится, как сотрясается земля под копытами бизонов.

2) Художники передали создателям новых серий старые эскизы,

поэтому Волк и Заяц будут такими же, как в первых сериях.

3) Надоели все эти особняки с безупречными интерьерами,

роскошной техникой и стопкой комиксов, как новым суррогатом

культуры!

4) Аквалангисты словно две гигантские рыбы медленно проплывали

мимо прибрежных скал.

А20. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) Вот видишь теперь, что когда мы здоровы духом, то тогда здорово

и наше тело.

2) У хлеба и дома свои собственные, стародавние имена, от которых

пошли другие слова, и что изменится, если кто-то знает, откуда

они взялись?

3) Эта постройка едва прослужила полвека, и всё потому, что не

было у неё одного хозяина, что каждый кто жил, только прятался в

ней от холода и дождя.

4) Никто из нас не знает, ни что это за устройство, ни каково его

действие.

10

А21. Чужая речь НЕПРАВИЛЬНО оформлена в предложении

1) Когда я встал, ближний от меня охотник вдруг удивился: так ты,

мол, Володя, здесь?

2) «Да и как его прогонишь? - сказал доктор. - прогнать человека

легко только на словах...»

3) Белинский называет «Евгения Онегина» «гениальным

национально-русским произведением», пишет о его значении:

«Стихотворный роман Пушкина положил прочное основание

новой русской поэзии, новой русской литературе».

4) Мне сообщили, что: «Дом, которым управлял их отец, продан», -

и старик переехал на Выборгскую.

А22. Укажите, в каком месте допущена пунктуационная ошибка:

И, представьте себе (1) очень могло случиться, что Мольеру

пришлось бы, (2) все-таки, (3) покинуть замок, а Кормье остался

бы, (4) потому что прелесть спектакля оценили все, (5) за

19

исключением одной госпожи Кальвимон.

А23. Ударение НЕВЕРНО поставлено в слове

1) жа'люзи 2) премиро'ванный

3) де'фисное (написание) 4) жда'ла

5) диспансе'р

А24. Нормы лексической сочетаемости НАРУШЕНЫ в предложении

1) Не знаю до сих пор, каковы перспективы моего поступления в

этот вуз.

2) За рубежом в семье среднего достатка на каждого человека

приходится более сорока квадратных метров жилой площади.

3) Большое значение в ходе подготовки к этой важной встрече

тренер уделял психологическому настрою футболистов.

4) Обоз с аксессуарами еще не прибьш, и солдаты бьши одеты

кое-как.

5) Постоялец отеля истошно объяснял, что этот номер его не

устраивает и требовал предоставить ему другой.

II

А25. Слово употреблено в НЕСВОЙСТВЕННОМ ему значении в

предложении

1) Коренной москвич, он столько мог рассказать о староарбатских

переулках, о каждом доме на Бульварном кольце.

2) Эта встреча вызвала во мне двойное чувство: с одной стороны, я

гордился, что видел Толстого, с другой - мне не понравилось, что

беседа его со мной несколько напоминала экзамен.

3) Отрывистые, хотя и великолепно отрежиссированные эпизоды

фильма не сливаются в неразрывное единство, не образуют

цельного представления.

4) Окуджава называл себя жильцом Арбата, любил его и много песен

посвятил этой улице.

А26. Речевая ошибка допущена в словосочетании

1) масштабное авторалли

2) жажда к знаниям

3) страдает нетребовательным вкусом

4) располагаться в отдалении

А27. Речевая ошибка допущена в предложении

20

1) Отдохнув, мысли лучше идут на ум.

2) Из образа Луки можно понять, что он непростой человек и на его

создание ушло много времени.

3) Эта книга задумана как повесть для юношества.

А28. Определите стиль приведенного ниже текста:

Вызрел ковыль. Степь на многие версты оделась колышущимся

серебром. Ветер упруго принимал его, наплывая, шершавил, бугрил,

гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала

текучая воздушная струя, ковьшь молитвенно клонился, и на седой

его хребтине долго лежала чернеющая тропа.

Отцвели разномастные травы. На гребнях никла безрадостная

выгоревшая полынь. Ночи истлевали быстро. По ночам на

обуглено-черном небе, несчетные, сияли звезды; месяц - казачье

солнышко, темнея ущербленной боковиной, светил скупо, бело;

просторный Млечный Шлях сплетался с иными звездными путями.

Терпкий воздух был густ, ветер сух, полыней; земля, напитанная все

той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе.

1) публицистический

2) художественный

3) разговорный, с элементами художественного

4) научный, с элементами художественного

21

Список литературы (основной и дополнительной)

1.

Русский

язык:

учеб.

для

8

кл.

общеобразоват.

учреждений

/

[С.Г.Бархударов,

С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.]. – 30-е изд. – М.: Просвещение, 2007.

2.

Гольцова Н.Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10 - 11 классы: Учебник для

общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.

3.

Русский

язык.

Энциклопедия.

Гл.

ред.

Ф.П.Филин.

М.:

«Советская

энциклопедия», 1979.

4.

Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8

класс. – М.: ВАКО, 2007.

5.

Гольцова Н.Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10 - 11 классы: Учебник для

общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.

6.

Обучение русскому языку в 5 классе: Метод. рекомендации к учеб. для 5 кл.

общеобразоват.

учреждений/Т.А.Ладыженская,

М.Т.Баранов,

Л.А.Тро стенцова,

Л.Ю.Комиссарова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2003.

7.

Поурочные

разработки

по

русскому

языку:

9

класс:

к

учебнику

С.Г.Бархударова «Русский язык. 9 класс» / Т.Н.Мамона. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.

8.

Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику Бархударова С.Г. и др. –

2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.

9.

Русский язык. 7 класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова и др. /

авт.-сост. С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2007.

10.

Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10 – 11 классы: Книга для

учителя. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

11.

Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й

класс.

Подготовка

к

итоговой

аттестации-2008:

Учебно-методическое

пособие

для

подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2007.

12.

Современный

русский

язык:

Учеб.

для

филол.

спец.

высших

учебных

заведений/ В.А.

Белошапкова,

Е.А.Брызгунова,

Е.А.Земская

и

др.;

Под

ред.

В.А.

Белошапковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Азбуковник, 1999.

22



В раздел образования