Автор: Козак Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ " Жемчужинка"
Населённый пункт: ЯНАО Приуральский район пгт.Харп
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект образовательной ситуации в старшей группе "Мыльные фантазии "
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Жемчужинка»
Конспект образовательной ситуации в старшей группе
"Мыльные фантазии "
(интеграция образовательных областей «Познавательное развитие»
(познавательно – исследовательская деятельность), «Художественно –
эстетическое развитие" (рисование), "Речевое развитие", "Социально -
коммуникативное развитие")
Исполнитель: Козак Л.А.,
воспитатель
п.Харп
2014 г.
Цель: расширять представления детей о веществах и их свойствах в ходе исследования,
применять полученные знания в продуктивной деятельности.
Задачи:
1.Образовательные:
- учить детей выполнять действия согласно алгоритму;
- познакомить с искусством выдувания мыльных пузырей;
- познакомить с техникой рисования мыльными пузырями;
2. Развивающие:
- развивать внимание, мелкую моторику рук, воображение;
- развивать умение последовательно вести работу;
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к творческому процессу;
- воспитывать эстетические чувства.
Оборудование для детей: очищенная вода, детский шампунь, аптечный глицерин,
пластмассовые стаканчики, гуашь, кисточки, петельки для выдувания мыльных пузырей,
тарелочки, салфетки, ложечки, соломки для коктейля, листы формата А4(плотной бумаги),
кисть № 2, набор акварели, фломастеры, восковые мелки, пастель, баночки с водой.
Оборудование для педагога: изображения картинок нарисованных мыльными пузырями,
лист формата А4, цветной мыльный раствор, соломинка для коктейля, кисточка № 2, набор
акварели.
Словарная работа: глицерин, раствор, растворение.
Предварительная работа:игры с мыльными пузырями.
Ход занятия
Воздушный шарик вверх,
Лечу, лечу, лечу!
Воздушный шарик я,
Всех радовать хочу!
Смотрите, одобряйте
И в небе не теряйте
Вы никогда меня,
Я мячику родня!
Педагог. О чем идет речь в стихотворении?
Дети. О мыльном пузыре. Мыльный пузырь имеет форму шара, поэтому н похож на
воздушный шар и на мячик
Педагог. Ребята как вы думаете , что необходимо для приготовления мыльных пузырей?
Дети. Шампунь и вода.
Педагог. Мы сегодня сами будем делать мыльные пузыри.
Опыт № 1: «Приготовление раствора для мыльных пузырей»
Педагог. Как же нам сделать так, чтобы и наши пузыри не лопались? Ваши предложения?
(предположения детей)
Хорошо, я раскрою вам секрет. Но вы мне поможете.
Воду мы берем чистую, без примесей и солей. Возьмите пластмассовый стаканчик,
налейте в него ровно половину воды. Что еще нужно добавить, чтобы раствор стал
мыльным? (Дети смотрят на столы и замечают шампунь. Добавляют его в раствор).
А теперь можем надувать мыльные пузыри(дети надувают мыльные пузыри и замечают
что они лопаются)
Мы столкнулись с проблемой – пузыри надуваются, но быстро лопаются.
Как же нам сделать так, чтобы наши пузыри не лопались? Ваши предложения?
(предположения детей)
А сейчас я познакомлю вас с новым веществом, оно называется глицерин. Найдите
баночку темного цвета. Понюхайте. (Дети находят баночку с глицерином,
рассматривают, нюхают, исследуют новое вещество). Что вам напоминает это
вещество? (Дети описывают его.)
Это маслянистая жидкость используется в лечебных целях, продается в любой аптеке.
Если мы добавим его в наш раствор, то пузыри будут жить долго.
Все компоненты готовы. У нас получился раствор. Что произошло с веществами?
Дети. Вещества смешались, растворились, получился раствор.
Педагог. Для того чтобы проверить раствор на прочность, нужно надуть пузырь размером
с большой апельсин. Он должен долететь до пола и не лопнуть. Проверим? (Дети
тренируются 2 – 3 раза, затем по команде надувают большой пузырь и следят за
временем.)
Опыт № 2: «Прокалывание пальцем»
Педагог. Теперь мы можем поэкспериментировать с нашими пузырями и, как видео,
выполнить небольшие трюки.
Выливаем на тарелочку немного мыльного раствора (1-2 мм). Прикладываем один конец
трубочки к тарелке, другой к губам и пытаемся надуть большой пузырь так, чтобы он
лежал у вас в виде полукруга на тарелочке. Затем смачиваем указательный палец в
растворе и пытаемся проткнуть пузырь. (Дети следят за инструкцией, затем выполняют
опыт самостоятельно)
Опыт № 3: «Объемное рисование на тарелочке»
Прикладываем один конец трубочки к тарелочке, другой к губам и пытаемся надуть
пузырь небольшого размера. Повторяем несколько раз. Причем один пузырь может быть
больше, другой - меньше. Таким образом можно получить рисунок, например цветок или
узор. (Дети следят за инструкцией, затем выполняют опыт самостоятельно)
Педагог. Назовите все компоненты в растворе. Какой секрет приготовления вы запомнили?
(Ответы детей)
Педагог. Сегодня у нас необычное занятие. Мы не только надували мыльные пузыри, а
сейчас будем рисовать ими. Но прежде чем заняться творчеством мы устроим «Шоу
мыльных пузырей»
Физкультминутка «Шоу мыльных пузырей»
Педагог.Вот мы поиграли, а теперь можно заняться творчеством. А для этого нам
понадобиться еще один компонент. Что используют в рисовании?
Дети. Краски. ( Дети добавляют краску с помощью шпателя, смешивают вещества,
получается раствор.)
Педагог. Добавляем в мыльный раствор гуашь. Возьмем соломинку и дунем через неё
В мыльную воду, чтобы образовалось побольше пузырей. Затем возьмем лист бумаги и
прислоним ее сверху к пузырям. В результате у вас получаться разноцветные узоры, берем
кисть и дорисовываем образ (цветы, водоем, животные, рыбы). Вы можете использовать
для дорисовки не только краску, но и фломастеры, восковые мелки, пастель.
А теперь вы будете художниками – фантазерами. ( Педагог напоминает алгоритм
действий).
Молодцы! У вас такие красивые и необычные получились рисунки. Скажите что вам
понравилось сегодня на нашем необычном занятии?
(Проводиться опрос- игра «Мне понравилось...»)