Напоминание

"Логопедическая коррекционная работа с различными нарушениями речи у детей дошкольного возраста"


Автор: Романова Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ № 110"
Населённый пункт: Иркутская область город Братск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Логопедическая коррекционная работа с различными нарушениями речи у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Логопедическая коррекционная работа при различных нарушениях речи

ДИСЛАЛИЯ

РИНОЛАЛИЯ

ДИЗАРТРИЯ

Логопедическая работа делится на

3 этапа:

1

этап – подготовительный

2

этап – этап работы над звуком

3

этап – этап введения звука в речь

1 этап - подготовительный этап.

Цель – подготовить речеслуховой и ре-

чедвигательный анализатор к правильно-

му восприятию звука.

Содержание работы:

1.Формирование правильных движений

артикуляционного аппарата по средствам

артикуляционной гимнастики.

2.Формирование направленной воздуш-

ной струи (дыхательные упражнения, ко-

торые делаются в перемешку с артикуля-

ционной гимнастикой).

3.Развитие фонематических процессов –

обучение ребёнка слышать этот звук на

фоне других, умение его различать.

4.Отработка опорных звуков (это звуки

от которых ставятся др.звуки – гласные).

5.Развитие мелкой моторики.

2 этап – этап работы над звуком

А)постановка звука

Цель- добиться правильного произноше-

ния изолированного звучания.

Содержание коррекционной работы в

дооперационный период.

Задачи:

1. Подготовить нёбную занавеску к смы-

канию после операции и предотвратить

дистрофию мышц глотки.

2. Выработать воздушную направленную

струю, затормозить ключичный тип ды-

хания.

3. Укрепить мускулатуру гортани.

4. Создать предпосылки для правильного

звукопроизношения, развивать оральный

праксис.

5. Развивать слуховое восприятие фонем.

1. Активизация небно-глоточного смы-

кания

Проведение этой дооперационной рабо-

ты сокращает сроки растормаживания

нёба и позволяет увеличить его подвиж-

ность после операции.

Упражнения: имитация физиологических

актов (покашливания, жевания, глота-

ния), воспитание полноценного смыка-

ния при фонации (в данном случае легче

вырабатывается условно-рефлексивная

связь между ощущением подъёма нёбной

занавески и звукообразованием за счёт

Комплексный подход при устранении

дизартрии включает в себя три блока.

Первый блок – медицинский, кото-

рый определяет врач – невролог. Кроме

медикаментозных средств, назначается

ЛФК, массаж, рефлексотерапия, физио-

терапия и другие.

Второй блок - психолого-педагоги-

ческий.

Основными направлениями этого воздей-

ствия будут: развитие сенсорных функ-

ций. Развивая слуховое восприятие, фор-

мируя слуховой гнозис, тем самым под-

готавливается база для формирования

фонематического слуха. Развивая зри-

тельное восприятие, дифференцировки и

зрительный гнозис, тем самым преду-

преждаем графические ошибки на пись-

ме. Реализуя это направление развивают

и стереогноз. Кроме развития сенсорных

функций психолого – педагогический

блок включает упражнения по развитию

и коррекции пространственных пред-

ставлений, конструктивного праксиса,

графических навыков, памяти, мышле-

ния.

Третий блок - логопедическая работа,

которая проводится преимущественно в

Содержание работы:

1.Объединение артикуляционного уклада

звука с воздушной струёй и работой го-

лосовых связок.

Способы постановки звуков:

1.По подражанию

2.От опорного звука

3.Механический (с помощью подручных

средств)

4.Смешанный способ

5.Разложение артикуляции (зв. «т» и

«с»= «ц»)

Б)автоматизация звука

Цель – добиться правильного произно-

шения звука в различном речевом мате-

риале.

Содержание работы:

1.Последовательно, постепенно вводим

поставленный звук в разные слоги, затем

слова, затем в предложения, затем в тек-

сты. И следим, чтоб звук звучал правиль-

но.

Автоматизация поставленного звука

должна проводиться в строгой последо-

вательности:

1.

автоматизация звука в слогах (пря-

мых, обратных, со стечением со-

гласных);

речи – участие двигательного, слухового

и кинестетического анализаторов) –

произнесение а и э. Такие упражнения

вводятся на первом занятии, ребёнок по-

вторяет их за логопедом, который при-

влекает его внимание к мягкой голосопо-

даче и положению языка. Начинают с

поочередного двух-, трехкратного повто-

рения ааа, а через 4-5 занятий переходят

к слитному произнесению сочетаний

типа – ааээииуу 2-3 раза подряд 6-8 раз в

день. Такие упражнения предупреждают

развитие дистрофического процесса в

мышцах глотки.

2. Коррекция дыхания предусматривает

выработку способности направленно вы-

дуть воздух слегка напряженными губа-

ми, а также удлинение выдоха.

Упражнения: имитация поплевывания 6-

8 раз 3-4 раза в день; не напрягая мышц

шеи, постепенно замедлять и продлевать

поплёвывания для достижения лёгкого

дутья, затем переходить к упражнению

«Загнать мяч в ворота».

Голосовые упражнения, проводящиеся

до операции сводятся к обучению ребён-

ка удлиненному произношению звуков, а

затем закрытых слогов.

3. Укрепить мускулатуру гортани

способствуют голосовые упражнения:

вибрационный массаж гортани, полоска-

ние горла густыми жидкостями.

индивидуальном плане.

Учитывая структуру дефекта при ди-

зартрии, логопедическую работу реко-

мендуется планировать по следующим

этапам:

1 этап работы

– подготовительный, со-

держит следующие направления:

1) Нормализация мышечного тонуса ми-

мической и артикуляционной мускулату-

ры. Проводится логопедический массаж.

2) Нормализация моторики артикуляци-

онного аппарата. С этой целью проводим

дифференцированные приёмы артикуля-

ционной гимнастики. Пассивные упраж-

нения, выполняемые самим логопедом,

направлены на вызывание кинестезий.

Активная артикуляционная гимнастика,

постепенно усложняется, и добавляются

функциональные нагрузки. Такого плана

артикуляционная гимнастика направлена

на закрепление кинестезий и на улучше-

ние качеств артикуляционных движений.

3) Нормализация голоса. С этой целью

проводятся голосовые упражнения, кото-

рые направлены на вызывание более

сильного голоса и на модуляции голоса

по высоте и силе.

4) Нормализация речевого дыхания. С

этой целью логопед проводит кратковре-

менные упражнения по выработке более

длительного, плавного, экономного вы-

доха.

2.

автоматизация звука в словах (в на-

чале слова, середине, конце);

3.

автоматизация звука в предложени-

ях;

4.

автоматизация звука в чистоговор-

ках, скороговорках и стихах;

5.

автоматизация звука в коротких, а

затем длинных рассказах;

6.

автоматизация звука в разговорной

речи.

В)дифференциация звука

Цель- научить детей различать смешива-

емые звуки в произношении на слух и

научить их правильно употреблять в

самостоятельной речи.

Содержание работы:

1.Последовательная, постепенная диффе-

ренциация смешиваемых звуков по арти-

куляторным и акустическим признакам

(сначало изолированно, потом в слогах,

словах, в предложениях, в текстах).

Дифференциация необходима, когда

ребёнок заменял один звук на другой.

3 этап – введение звука в самостоя-

тельную речь

Цель – тренировать самоконтроль над

4. В дооперационный период коррек-

ция звукопроизношения проводится,

если имеется достаточное количество

времени (более 3-х месяцев). Работа на-

чинается с формирования гласных (пра-

вильное положение языка), работа над

согласными продолжается более 6 меся-

цев; при постановке звуков логопед опи-

рается на все анализаторы; рассматрива-

ется артикуляция каждого звука, при

этом внимание обращается на кинестети-

ческие ощущения при выполнении дви-

жений. В дооперационном периоде слу-

ховой контроль не применяется. Перво-

начально постановка звуков осуще-

ствляется в слогах, согласные автомати-

зируются в интервокальной позиции, р

вызывать не рекомендуется, условные

навыки вводятся в спонтанную речь диф-

ференцированно по возрастам.

В младшем дошкольном возрасте приме-

няют сюжетно-ролевые игры, загадки,

концентрируют внимание на определен-

ной группе звуков.

В старшем дошкольном, младшем

школьном и подростковом возрасте уже

необходимо применение психотерапии и

игр в вопросно-ответной форме.

5. Работа в дооперационном периоде

по дифференциации звуков проводится

в следующей последовательности:

а) привлечение внимание к неречевым, а

5) Нормализация просодики. Это

направление на первом этапе является

менее всего разработанным. В специаль-

ной литературе встречаются описания

просодической стороны речи у детей с

дизартрией: это такие нарушения, как ти-

хий и немодулированный голос, наруше-

ния темпа речи и тембра голоса, бедные

интонации, плохая разборчивость речи,

отсутствие пауз и логических ударений и

др. симптомы просодики.

6) Нормализация мелкой моторики

рук. С этой целью проводится пальцевая

гимнастика, направленная на выработку

тонких, дифференцированных движений

в пальцах обеих рук.

Все упражнения первого этапа посте-

пенно усложняются.

2 этап - выработка новых произноси-

тельных умений и навыков. Направле-

ния второго этапа логопедической рабо-

ты проводятся на фоне продолжающихся

упражнений, перечисленных в первом

этапе, но более сложных.

Направлениями второго этапа являются:

1)Выработка основных артикуляцион-

ных укладов, (дорсального, какуминаль-

ного, альвеолярного, нёбного). Каждая

из этих позиций определяет соответ-

ственно артикуляции свистящих, шипя-

щих, сонорных и нёбных звуков. Овладев

в первом этапе рядом артикуляционных

произношением поставленных звуков.

Содержание работы:

1.Логопед даёт разный дидактический

материал, сказки, драматизации. В

основном используется текстовый мате-

риал. Применяются различные формы и

виды речи, используются творческие

упражнения, подбирается материал, на-

сыщенный заданными звуками. При этом

логопед контролирует правильное произ-

ношение звука.

затем и к речевым звукам (игры «опреде-

ление инструмента по звучанию», «Что

сказала улица?»);

б) выделение звуков из ряда изолирован-

ных звуков, слогов, слов («Поймай

звук»);

в)различение правильнго/неправильного

произношения назальных/неназальных

звуков.

Содержание коррекционной работы в

послеоперационный период.

I

. Работа над дыханием:

1. работа начинается с постановки

диафрагмального дыхания. Проводятся

статические и динамические упражне-

ния.

2. следующий этап – дифференциация

ротового и носового выдоха и выдоха с

целью устранения избыточного носового

резонанса.

II. Развитие полноценного нёбно-гло-

точного смыкания:

В послеоперационный период важно

своевременно начать работу по расторма-

живанию нёбной занавески (по разреше-

нию врача).

Наиболее эффективным методом являет-

ся логопедический массаж. Проводится

3-5 минут, ежедневно 5-8 раз.

Также в этот период полезны вокальные

упражнения, полоскание горла, вызыва-

движений, на втором этапе переходим к

серии последовательных движений, вы-

полняемых чётко, утрированно, с опорой

на зрительный, слуховой, кинестетиче-

ский контроль.

2)Определение последовательности ра-

боты по коррекции звукопроизношения.

При дизартрии у детей, в зависимости от

наличия патологической симптоматики в

артикуляционной области, от степени её

выраженности, индивидуально определя-

ют последовательность работы над зву-

ками. В ряде случаев придерживаются

традиционного порядка, рекомендующе-

го постановку с нарушенных свистящих

звуков.

Рекомендуется, работая по коррекции

звукопроизношения при дизартрии, уточ-

нять или вызывать ту группу звуков, ар-

тикуляционный уклад которых «созрел»

прежде всего. И это могут быть даже бо-

лее трудные звуки, например: альвеоляр-

ной позиции – р , р, а свистящие корри-

гировать будут позже, после «созрева-

ния» дорсальной позиции (являющейся

для детей одной из сложных).

3) Развитие фонематического слуха.

Работа проводится по классической

схеме. Под фонематическим слухом

подразумевается способность ребёнка

выделять и различать фонемы родного

языка.

ние глоточного рефлекса, проговарива-

ние протяжно гласных средней громко-

сти, выполнение артикуляционных

упражнений.

III. Развитие фонематического воспри-

ятия:

Данный раздел работы является одним из

наиболее важных. Постепенное обуче-

ние различению правильного и непра-

вильного произношения способствуют

более быстрому введению в спонтанную

речь усвоенных навыков в правильной

речи.

В послеоперационном периоде при раз-

личении звуков логопед опирается не

только на зрительное восприятие, кине-

стетические ощущения, но и на слуховое

восприятие ребёнка.

IV. Коррекция звукопроизношения:

Коррекции звука предшествует работа по

развитию артикуляционного праксиса.

Логопед разучивает с детьми как тради-

ционные, так и нетрадиционные упраж-

нения артикуляционной гимнастики,

направленной на изменение положения

языка в полости рта. Если ребёнок

прошёл курс логопедических занятий до

операции, то логопед уточняет произно-

шение ранее изученных звуков и ставит

сложные по артикуляции звуки. В случае,

если к логопеду обратились впервые, то

последовательность работы по коррек-

4) Вызывание конкретного звука. Эта

работа при дизартрии проводится так -

же, как и при любом другом нарушении,

в том числе и при дислалии. Это значит,

что логопед использует классические

приёмы постановки звуков (по подража-

нию, механическим, смешанным спосо-

бами).

5) Автоматизация звука, является самым

сложным направлением работы на вто-

ром этапе.

6) Дифференциация поставленного звука

в произношении с оппозиционными фо-

немами. Последовательность предъяв-

ляемого лексического материала анало-

гична последовательности при автомати-

зации данного звука. Только предлагает-

ся, например: 2 слога (са – ша, ас – аш,

ста – шта, тса – тша, и т.п.). Затем пары

слов, разных по слоговой структуре и т.д.

3 этап - выработка коммуникативных

умений и навыков.

1)Формирование у ребёнка навыков

самоконтроля. Для выработки коммуни-

кативных навыков необходима активная

позиция ребёнка, его мотивация к улуч-

шению речи. Логопед должен выступить

в роли психолога и в индивидуальном

порядке, определить пути выработки у

ребёнка навыка самоконтроля.

2)Введение звука в речь в учебной си-

туации (заучивание стихов, составление

ции звукопроизношения такая же, как в

дооперационном периоде.

Заключительным этапом логопедиче-

ского воздействия является работа над

мелодико-интонационной выразительно-

стью речи, в которую входят:

1. Разучивание упражнений для развития

всех компонентов голоса (сила, высота,

тембр).

2. Обучение различению и восприятию

различной интонации.

3. Применение различных видов теат-

ральной деятельности с целью введения

полученных навыков в спонтанную речь.

предложений, рассказы, пересказы и т.

п.).

3)Включение в лексический материал

просодических средств: различных инто-

наций, модуляций голоса по высоте и

силе, изменения темпа речи и тембра го-

лоса, определения логического ударения,

соблюдения пауз, и др.

4 этап - предупреждение или преодоле-

ние вторичных нарушений при ди-

зартрии.

Имея в виду профилактику вторичных

нарушений, следует обеспечить раннюю

диагностику дизартрии, а также органи-

зовать раннюю коррекционную работу.

Выработаны технологии коррекционной

работы с детьми группы риска по ди-

зартрии в разные возрастные периоды.

Однако реализация профилактической

работы проводится с детьми, имеющими

тяжёлую органическую патологию в

условиях стационара. Большинство же

детей группы риска по дизартрии (лёгкой

степени), имеющих в анамнезе в первый

год жизни диагноз невропатолога ПЭП

(перинатальная энцефалопатия), лишены

возможности получать адекватную кор-

рекционную пропедевтическую помощь,

так как им не показано лечение в стацио-

наре. К концу первого года жизни диа-

гноз ПЭП невропатолог снимает. И толь-

ко при диспансерном обследовании лого-

пед поликлиники, при тщательном обсле-

довании видит симптомы МДР (мини-

мальных дизартрических расстройств).

Эти симптомы влекут за собой вторич-

ные нарушения в формировании язы-

ковых средств (лексики, грамматики).

Следствием недостаточной профилакти-

ки вторичных нарушений, является

большое число детей с дизартрией,

осложнённой либо ОНР, либо ФФН.

5 этап - подготовка ребёнка с ди-

зартрией к обучению в школе.

Основными направлениями логопедиче-

ской работы являются: формирование

графомоторных навыков, психологиче-

ской готовности к обучению, профилак-

тика дисграфических ошибок.



В раздел образования