Автор: Романова Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ № 110"
Населённый пункт: Иркутская область город Братск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Логопедическая коррекционная работа с различными нарушениями речи у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Логопедическая коррекционная работа при различных нарушениях речи
ДИСЛАЛИЯ
РИНОЛАЛИЯ
ДИЗАРТРИЯ
Логопедическая работа делится на
3 этапа:
1
этап – подготовительный
2
этап – этап работы над звуком
3
этап – этап введения звука в речь
1 этап - подготовительный этап.
Цель – подготовить речеслуховой и ре-
чедвигательный анализатор к правильно-
му восприятию звука.
Содержание работы:
1.Формирование правильных движений
артикуляционного аппарата по средствам
артикуляционной гимнастики.
2.Формирование направленной воздуш-
ной струи (дыхательные упражнения, ко-
торые делаются в перемешку с артикуля-
ционной гимнастикой).
3.Развитие фонематических процессов –
обучение ребёнка слышать этот звук на
фоне других, умение его различать.
4.Отработка опорных звуков (это звуки
от которых ставятся др.звуки – гласные).
5.Развитие мелкой моторики.
2 этап – этап работы над звуком
А)постановка звука
Цель- добиться правильного произноше-
ния изолированного звучания.
Содержание коррекционной работы в
дооперационный период.
Задачи:
1. Подготовить нёбную занавеску к смы-
канию после операции и предотвратить
дистрофию мышц глотки.
2. Выработать воздушную направленную
струю, затормозить ключичный тип ды-
хания.
3. Укрепить мускулатуру гортани.
4. Создать предпосылки для правильного
звукопроизношения, развивать оральный
праксис.
5. Развивать слуховое восприятие фонем.
1. Активизация небно-глоточного смы-
кания
Проведение этой дооперационной рабо-
ты сокращает сроки растормаживания
нёба и позволяет увеличить его подвиж-
ность после операции.
Упражнения: имитация физиологических
актов (покашливания, жевания, глота-
ния), воспитание полноценного смыка-
ния при фонации (в данном случае легче
вырабатывается условно-рефлексивная
связь между ощущением подъёма нёбной
занавески и звукообразованием за счёт
Комплексный подход при устранении
дизартрии включает в себя три блока.
Первый блок – медицинский, кото-
рый определяет врач – невролог. Кроме
медикаментозных средств, назначается
ЛФК, массаж, рефлексотерапия, физио-
терапия и другие.
Второй блок - психолого-педагоги-
ческий.
Основными направлениями этого воздей-
ствия будут: развитие сенсорных функ-
ций. Развивая слуховое восприятие, фор-
мируя слуховой гнозис, тем самым под-
готавливается база для формирования
фонематического слуха. Развивая зри-
тельное восприятие, дифференцировки и
зрительный гнозис, тем самым преду-
преждаем графические ошибки на пись-
ме. Реализуя это направление развивают
и стереогноз. Кроме развития сенсорных
функций психолого – педагогический
блок включает упражнения по развитию
и коррекции пространственных пред-
ставлений, конструктивного праксиса,
графических навыков, памяти, мышле-
ния.
Третий блок - логопедическая работа,
которая проводится преимущественно в
Содержание работы:
1.Объединение артикуляционного уклада
звука с воздушной струёй и работой го-
лосовых связок.
Способы постановки звуков:
1.По подражанию
2.От опорного звука
3.Механический (с помощью подручных
средств)
4.Смешанный способ
5.Разложение артикуляции (зв. «т» и
«с»= «ц»)
Б)автоматизация звука
Цель – добиться правильного произно-
шения звука в различном речевом мате-
риале.
Содержание работы:
1.Последовательно, постепенно вводим
поставленный звук в разные слоги, затем
слова, затем в предложения, затем в тек-
сты. И следим, чтоб звук звучал правиль-
но.
Автоматизация поставленного звука
должна проводиться в строгой последо-
вательности:
1.
автоматизация звука в слогах (пря-
мых, обратных, со стечением со-
гласных);
речи – участие двигательного, слухового
и кинестетического анализаторов) –
произнесение а и э. Такие упражнения
вводятся на первом занятии, ребёнок по-
вторяет их за логопедом, который при-
влекает его внимание к мягкой голосопо-
даче и положению языка. Начинают с
поочередного двух-, трехкратного повто-
рения ааа, а через 4-5 занятий переходят
к слитному произнесению сочетаний
типа – ааээииуу 2-3 раза подряд 6-8 раз в
день. Такие упражнения предупреждают
развитие дистрофического процесса в
мышцах глотки.
2. Коррекция дыхания предусматривает
выработку способности направленно вы-
дуть воздух слегка напряженными губа-
ми, а также удлинение выдоха.
Упражнения: имитация поплевывания 6-
8 раз 3-4 раза в день; не напрягая мышц
шеи, постепенно замедлять и продлевать
поплёвывания для достижения лёгкого
дутья, затем переходить к упражнению
«Загнать мяч в ворота».
Голосовые упражнения, проводящиеся
до операции сводятся к обучению ребён-
ка удлиненному произношению звуков, а
затем закрытых слогов.
3. Укрепить мускулатуру гортани
способствуют голосовые упражнения:
вибрационный массаж гортани, полоска-
ние горла густыми жидкостями.
индивидуальном плане.
Учитывая структуру дефекта при ди-
зартрии, логопедическую работу реко-
мендуется планировать по следующим
этапам:
1 этап работы
– подготовительный, со-
держит следующие направления:
1) Нормализация мышечного тонуса ми-
мической и артикуляционной мускулату-
ры. Проводится логопедический массаж.
2) Нормализация моторики артикуляци-
онного аппарата. С этой целью проводим
дифференцированные приёмы артикуля-
ционной гимнастики. Пассивные упраж-
нения, выполняемые самим логопедом,
направлены на вызывание кинестезий.
Активная артикуляционная гимнастика,
постепенно усложняется, и добавляются
функциональные нагрузки. Такого плана
артикуляционная гимнастика направлена
на закрепление кинестезий и на улучше-
ние качеств артикуляционных движений.
3) Нормализация голоса. С этой целью
проводятся голосовые упражнения, кото-
рые направлены на вызывание более
сильного голоса и на модуляции голоса
по высоте и силе.
4) Нормализация речевого дыхания. С
этой целью логопед проводит кратковре-
менные упражнения по выработке более
длительного, плавного, экономного вы-
доха.
2.
автоматизация звука в словах (в на-
чале слова, середине, конце);
3.
автоматизация звука в предложени-
ях;
4.
автоматизация звука в чистоговор-
ках, скороговорках и стихах;
5.
автоматизация звука в коротких, а
затем длинных рассказах;
6.
автоматизация звука в разговорной
речи.
В)дифференциация звука
Цель- научить детей различать смешива-
емые звуки в произношении на слух и
научить их правильно употреблять в
самостоятельной речи.
Содержание работы:
1.Последовательная, постепенная диффе-
ренциация смешиваемых звуков по арти-
куляторным и акустическим признакам
(сначало изолированно, потом в слогах,
словах, в предложениях, в текстах).
Дифференциация необходима, когда
ребёнок заменял один звук на другой.
3 этап – введение звука в самостоя-
тельную речь
Цель – тренировать самоконтроль над
4. В дооперационный период коррек-
ция звукопроизношения проводится,
если имеется достаточное количество
времени (более 3-х месяцев). Работа на-
чинается с формирования гласных (пра-
вильное положение языка), работа над
согласными продолжается более 6 меся-
цев; при постановке звуков логопед опи-
рается на все анализаторы; рассматрива-
ется артикуляция каждого звука, при
этом внимание обращается на кинестети-
ческие ощущения при выполнении дви-
жений. В дооперационном периоде слу-
ховой контроль не применяется. Перво-
начально постановка звуков осуще-
ствляется в слогах, согласные автомати-
зируются в интервокальной позиции, р
вызывать не рекомендуется, условные
навыки вводятся в спонтанную речь диф-
ференцированно по возрастам.
В младшем дошкольном возрасте приме-
няют сюжетно-ролевые игры, загадки,
концентрируют внимание на определен-
ной группе звуков.
В старшем дошкольном, младшем
школьном и подростковом возрасте уже
необходимо применение психотерапии и
игр в вопросно-ответной форме.
5. Работа в дооперационном периоде
по дифференциации звуков проводится
в следующей последовательности:
а) привлечение внимание к неречевым, а
5) Нормализация просодики. Это
направление на первом этапе является
менее всего разработанным. В специаль-
ной литературе встречаются описания
просодической стороны речи у детей с
дизартрией: это такие нарушения, как ти-
хий и немодулированный голос, наруше-
ния темпа речи и тембра голоса, бедные
интонации, плохая разборчивость речи,
отсутствие пауз и логических ударений и
др. симптомы просодики.
6) Нормализация мелкой моторики
рук. С этой целью проводится пальцевая
гимнастика, направленная на выработку
тонких, дифференцированных движений
в пальцах обеих рук.
Все упражнения первого этапа посте-
пенно усложняются.
2 этап - выработка новых произноси-
тельных умений и навыков. Направле-
ния второго этапа логопедической рабо-
ты проводятся на фоне продолжающихся
упражнений, перечисленных в первом
этапе, но более сложных.
Направлениями второго этапа являются:
1)Выработка основных артикуляцион-
ных укладов, (дорсального, какуминаль-
ного, альвеолярного, нёбного). Каждая
из этих позиций определяет соответ-
ственно артикуляции свистящих, шипя-
щих, сонорных и нёбных звуков. Овладев
в первом этапе рядом артикуляционных
произношением поставленных звуков.
Содержание работы:
1.Логопед даёт разный дидактический
материал, сказки, драматизации. В
основном используется текстовый мате-
риал. Применяются различные формы и
виды речи, используются творческие
упражнения, подбирается материал, на-
сыщенный заданными звуками. При этом
логопед контролирует правильное произ-
ношение звука.
затем и к речевым звукам (игры «опреде-
ление инструмента по звучанию», «Что
сказала улица?»);
б) выделение звуков из ряда изолирован-
ных звуков, слогов, слов («Поймай
звук»);
в)различение правильнго/неправильного
произношения назальных/неназальных
звуков.
Содержание коррекционной работы в
послеоперационный период.
I
. Работа над дыханием:
1. работа начинается с постановки
диафрагмального дыхания. Проводятся
статические и динамические упражне-
ния.
2. следующий этап – дифференциация
ротового и носового выдоха и выдоха с
целью устранения избыточного носового
резонанса.
II. Развитие полноценного нёбно-гло-
точного смыкания:
В послеоперационный период важно
своевременно начать работу по расторма-
живанию нёбной занавески (по разреше-
нию врача).
Наиболее эффективным методом являет-
ся логопедический массаж. Проводится
3-5 минут, ежедневно 5-8 раз.
Также в этот период полезны вокальные
упражнения, полоскание горла, вызыва-
движений, на втором этапе переходим к
серии последовательных движений, вы-
полняемых чётко, утрированно, с опорой
на зрительный, слуховой, кинестетиче-
ский контроль.
2)Определение последовательности ра-
боты по коррекции звукопроизношения.
При дизартрии у детей, в зависимости от
наличия патологической симптоматики в
артикуляционной области, от степени её
выраженности, индивидуально определя-
ют последовательность работы над зву-
ками. В ряде случаев придерживаются
традиционного порядка, рекомендующе-
го постановку с нарушенных свистящих
звуков.
Рекомендуется, работая по коррекции
звукопроизношения при дизартрии, уточ-
нять или вызывать ту группу звуков, ар-
тикуляционный уклад которых «созрел»
прежде всего. И это могут быть даже бо-
лее трудные звуки, например: альвеоляр-
ной позиции – р , р, а свистящие корри-
гировать будут позже, после «созрева-
ния» дорсальной позиции (являющейся
для детей одной из сложных).
3) Развитие фонематического слуха.
Работа проводится по классической
схеме. Под фонематическим слухом
подразумевается способность ребёнка
выделять и различать фонемы родного
языка.
ние глоточного рефлекса, проговарива-
ние протяжно гласных средней громко-
сти, выполнение артикуляционных
упражнений.
III. Развитие фонематического воспри-
ятия:
Данный раздел работы является одним из
наиболее важных. Постепенное обуче-
ние различению правильного и непра-
вильного произношения способствуют
более быстрому введению в спонтанную
речь усвоенных навыков в правильной
речи.
В послеоперационном периоде при раз-
личении звуков логопед опирается не
только на зрительное восприятие, кине-
стетические ощущения, но и на слуховое
восприятие ребёнка.
IV. Коррекция звукопроизношения:
Коррекции звука предшествует работа по
развитию артикуляционного праксиса.
Логопед разучивает с детьми как тради-
ционные, так и нетрадиционные упраж-
нения артикуляционной гимнастики,
направленной на изменение положения
языка в полости рта. Если ребёнок
прошёл курс логопедических занятий до
операции, то логопед уточняет произно-
шение ранее изученных звуков и ставит
сложные по артикуляции звуки. В случае,
если к логопеду обратились впервые, то
последовательность работы по коррек-
4) Вызывание конкретного звука. Эта
работа при дизартрии проводится так -
же, как и при любом другом нарушении,
в том числе и при дислалии. Это значит,
что логопед использует классические
приёмы постановки звуков (по подража-
нию, механическим, смешанным спосо-
бами).
5) Автоматизация звука, является самым
сложным направлением работы на вто-
ром этапе.
6) Дифференциация поставленного звука
в произношении с оппозиционными фо-
немами. Последовательность предъяв-
ляемого лексического материала анало-
гична последовательности при автомати-
зации данного звука. Только предлагает-
ся, например: 2 слога (са – ша, ас – аш,
ста – шта, тса – тша, и т.п.). Затем пары
слов, разных по слоговой структуре и т.д.
3 этап - выработка коммуникативных
умений и навыков.
1)Формирование у ребёнка навыков
самоконтроля. Для выработки коммуни-
кативных навыков необходима активная
позиция ребёнка, его мотивация к улуч-
шению речи. Логопед должен выступить
в роли психолога и в индивидуальном
порядке, определить пути выработки у
ребёнка навыка самоконтроля.
2)Введение звука в речь в учебной си-
туации (заучивание стихов, составление
ции звукопроизношения такая же, как в
дооперационном периоде.
Заключительным этапом логопедиче-
ского воздействия является работа над
мелодико-интонационной выразительно-
стью речи, в которую входят:
1. Разучивание упражнений для развития
всех компонентов голоса (сила, высота,
тембр).
2. Обучение различению и восприятию
различной интонации.
3. Применение различных видов теат-
ральной деятельности с целью введения
полученных навыков в спонтанную речь.
предложений, рассказы, пересказы и т.
п.).
3)Включение в лексический материал
просодических средств: различных инто-
наций, модуляций голоса по высоте и
силе, изменения темпа речи и тембра го-
лоса, определения логического ударения,
соблюдения пауз, и др.
4 этап - предупреждение или преодоле-
ние вторичных нарушений при ди-
зартрии.
Имея в виду профилактику вторичных
нарушений, следует обеспечить раннюю
диагностику дизартрии, а также органи-
зовать раннюю коррекционную работу.
Выработаны технологии коррекционной
работы с детьми группы риска по ди-
зартрии в разные возрастные периоды.
Однако реализация профилактической
работы проводится с детьми, имеющими
тяжёлую органическую патологию в
условиях стационара. Большинство же
детей группы риска по дизартрии (лёгкой
степени), имеющих в анамнезе в первый
год жизни диагноз невропатолога ПЭП
(перинатальная энцефалопатия), лишены
возможности получать адекватную кор-
рекционную пропедевтическую помощь,
так как им не показано лечение в стацио-
наре. К концу первого года жизни диа-
гноз ПЭП невропатолог снимает. И толь-
ко при диспансерном обследовании лого-
пед поликлиники, при тщательном обсле-
довании видит симптомы МДР (мини-
мальных дизартрических расстройств).
Эти симптомы влекут за собой вторич-
ные нарушения в формировании язы-
ковых средств (лексики, грамматики).
Следствием недостаточной профилакти-
ки вторичных нарушений, является
большое число детей с дизартрией,
осложнённой либо ОНР, либо ФФН.
5 этап - подготовка ребёнка с ди-
зартрией к обучению в школе.
Основными направлениями логопедиче-
ской работы являются: формирование
графомоторных навыков, психологиче-
ской готовности к обучению, профилак-
тика дисграфических ошибок.