Автор: Гасанбекова Маргюза Гусейн- Гулиевна
Должность: учитель начальных классов,воспитатель гпд
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Дербент, Республика Дагестан
Наименование материала: внеклассное мероприятие
Тема: "Городок дагестанских мастеров"
Раздел: начальное образование
Гасанбекова Маргюза Гусейн-Гулиевна
Учитель начальных классов
СОШ №4, Республика Дагестан, г. Дербент
Классный час.
Тема: «Городок дагестанских мастеров».
Цель: ознакомить
детей
с
искусством
дагестанского
народа;
воспитать
любовь
к
народному
ремеслу,
уважение
к
мастерам
–умельцам.
Оформление:
Гончарные
изделия:
кувшины,
блюдца.
Изделия
кубачинских
мастеров:
кинжалы,
мечи,
посуда.
Национальная
одежда:
маленькие
и
большая
бурки,
папахи,
платки,
украшения
из
серебра.
Вещи
домашнего
обихода:
руно, палки, 4
маленьких ткацких станка,
маленькие
и
большой
коврики.
Действующие
лица: ведущие, три мальчика, фея. гончар,
мастера
гончарного
искусства,
кубачинские
мастера,
андийские
женщины (далее анд. жен.), ковровщицы,
ХОД У Р О К А .
Учитель:-
Уважаемые
гости,
ребята!
Сегодня
мы
вместе
с
вами
побываем
в
небольшом
дагестанском
городке...(пауза),
где
живут
мастера-
умельцы,
которые
своими
руками
творят
прекрасные
чудеса.
Художественные
произведения
дагестанских
мастеров
отличаются
многообразием
форм и
богатством
орнамента.
Богатое
наследие
искусства
их
основано
на вековых
традициях.
С
глубокой
древности
человек
начинал
изготовлять
различные
орудия
труда
и
предметы
быта.
Природа
и
окружающий
мир
служили
мастеру
не
только
поставщиком
материала
(дерево,
камень,
глина),
но
и
источником
вдохновения
к
работе.
Произведения
народных
умельцев
сегодня
находятся
рядом
с
нами.
Мы
любуемся
ими,
восхищаемся
нашими
мастерами
их
умелым
1
рукам
и,
тем
самым
гордимся
нашей
республикой,
нашим
Дагестаном. (Слайд 1).
Если
я
возьму
кусочек
серебра
или
золота
и
попробую
сделать
и з
'него
сережку
или
браслет,
у
меня
ничего
не
получится.
А
если
это дать сделать
мастеру, то он из этого серебра и золота
сотворит
прекрасное
изделие.
Правильно;
говорят,
что
золото
и
серебро
сами
по
себе
ничего
не
значат.
Нужно,
чтобы
у
мастера
были
«золотые
руки». Н а ш и х
мастеров
можно назвать «мастерами
золотых
рук».
СЦЕНАРИЙ:
Ведущий (ая):
-Проходят мальчики, мешают прохожим. Вдруг, появляется фея
делает им замечание.
Фея:- Почему вы плохо себя ведете? Обидели девочку, бросили
кожуру банана. Может кто- то упасть.
1. Мальчик:- А вы кто вы такая, что делаете нам замечание?
Фея:- Я –горня фея. Хранительница горных вершин, лесных
долин и чистых родников. Мне хочется, чтобы вы занялись чем -
нибудь полезным, что бы ээто дело приносило пользу.
Мальчики: - А нам не хочется!- с гордым видом прокричали злые
мальчики.
Ведущий (ая):
Разозлилась фея и решила проучить непослушных мальчишек.
Фея:- Ну что же. Придется вас научить уму - разуму.
Взмахнула она своей волшебной палочкой, и вмиг перенеслись
непослушные мальчишки вместе с ней.
Ведущий (ая):
2
Она переносит их в необычное место, где жили умелые матера,
создающие много полезных и красивых вещей .
Мальчики:- Где это мы?
Мальчики удивленно и испуганно взирают по сторонам.(Слайд2)
Фея: Вы в городке мастеров - умельцев. Пройдитесь по городу
познакомьтесь с дагестанскими мастерами-умельцами. Может,
изменитесь в лучшую сторону, научитесь чему - ни будь полезному.
(Исчезает)
Мальчики:- Где она? Куда исчезла эта Фея ? Будто в воздухе
растворилась.
Bce оглядываются по сторонам. По дороге навстречу мальчишкам
попадается старик- гончар.
1. Мальчик: Салам алейкум, дедушка!
Гончар:- Ваалейкум салам!
2.Мальчик:- Куда ты идешь?
Прохожий гончар:- Продавать горшки.
1.Мальчик:- Какова цепа'?
Прохожий гончар:- Маленькие горшки по два рубля, а большие по
пятаку.
3.Мальчик:-
Почему
так?
Прохожий гончар:- Потом
У
что
над
маленькими
горшками
я
работаю
дольше,
чем
над
большими.
Озорники
покупают
у
гончара
все
горшки.
Прохожий
гончар:-
Останетесь
довольны
моим
товаром.
Товар
мой
сделан
на
совесть.
И
до
ваших
внуков
доживут
мои
горшки.
Пройдя
немного,
гончар
решил
отдохнуть.
Прохожий гончар:-
Отдохну
немного,
устал.
3
Оглянулся
и
видит,
что
парни
расставили
горшки,
отойдя
немного,
кидают
в
горшки
камушки.
Горшки
лопаются.
Все
эти
радует
их.
Прохожий
гончар:-Что
вы
делаете,
негодные
дети!
Я
продал
вам
свои
лучшие
горшки,
а
вы...
Где
ваша
совесть?!
Мальчик:- Почему
вы
ссоритесь?
Вы
продали
нам
горшки,
а теперь они наши, какое вам дело, что мы с ними делаем?
Хотим
будем
бить,
хотим
повезем
домой,
хотим-
оставим
на
дороге.
Прохожий
гончар:- Но
эти
горшки
мне
не
чужие.
Много
труда
вложил
я
в
глину,
прежде
чем
она
стала
красивым
горшком,
чтобы
им
любовались
люди.
Отобрал гончар горшки, положил их в мешок, пошел дальше.
Вошли
мальчики городок.
Звучит дагестанская музыка. Дети удивленно смотрят на
людей.
3.Мальчик:- Мирза,
смотри,
никто
на
нас
не
обращает
внимание.
Проходят, смотрят на мастеров. Увидели в одной
мастерской, что мастера что-то крутят
1.Мальчик:- Пойдем,
заглянем
в
ту
мастерскую.
Салам
алей
кум!
Гончар:- Ваалейкум
салам!
3.Мальчик:- Что
вы
делаете?
Что
это?
2.Гончар:- Это
гончарный
круг.
На
нем
мы
делаем
из
глины
наши
изделия.
Мальчики с интересом наблюдают за их работой.
1.Гончар:-
Гончарный
круг
еще
называется
жюлла
1
.
Берем
глину,
мочим
ее
,
начинаем делать
горшок
или
кувшин.
Потом мы его сушим в печи,
затем
на
нем
рисуем
узоры
2.Гончар:- Раньше
за
гончарным
кругом
работали
женщины,
а
мужчины
заготавливали
хворост.
Прикосновение
к
гончарной
глине
в
старые
времена
считалось
для
мужчин
большим
позором.
2.Мальчик:- Видать,
вложил
всю
душу
мастер
в
дело:
Кувшин и вправду выше всех похвал-
1
-
Балхарский
ручной
гончарный
круг
называется
"
жюлла
".
4
Резьбой его украсил он умело
И шеей лебединой увенчал.
3.Гончар:-
Отгадайте
нашу
загадку:
К реке спустился налегке,
А стал тяжел - домой пошел.
Что это?
Мальчики:- Горшок?
Ведро?
2.
Гончар:-
Ещё раз. (Читает
загадку).
1.Мальчик:- Кувшин!
1.Гончар: -
Правильно!
Молодцы
ребята!
(Слайд3) тихо звучит
дагестанская
музыка. Дети
замирают.
Ведущий (ая):- Народы
Дагестана
всегда
славились
искусством.
Одними
из наиболее
древних
центров
считаются
села
Испик,
Кала.
Изделия
их
выделялись
изготовлением
настенных
керамических
блюд.
Использовали
они
для
работы
белую
и
красную
глину.
Славится
своими
изделиями
еще
село
Балхар.
Кроме
посуды
они
лепят
из
глины
различных
животных,
птиц.
Мальчики идут дальше. Звучит дагестанская музыка.
3.Мальчик:- Надо
извиниться
перед
гончаром.
Они задумчиво идут дальше. Дошли до мастерской
кубачинских
мастеров.
1.Мальчик:- Посмотрите,
какие
красивые
мечи,
кинжалы!
Пойдем
в
ту
мастерскую.
Расскажите
о
вашей
работе,
пожалуйста.
Кубачинец:- Мы
приехали
сюда
из
села
Кубани.
Наше
село
славится своими
мастерами.
Начало кубачинского
уходит
в
древность. Раньше
Кубачи
назывался
Зирехгераном.
Известны
мы
как
мастера,
мечей,
красивых
поясов,
1.Кубачинец:-
5
Кто думаем
работа паша мед,
Пусть
в
Кубачи
хоть
на
денек
придет,
Не
видевшие
лета
в
крае
гор,
Внимательней
вглядитесь
в
мой
узор.
2.Кубачинец:
Послушайте, что
написал о нас наш земляк шд
Расул
Гамзатов:
Мне
случалось
видеть
иногда,
Злато-кузнецы, мои соседи
С помощью казаба
2
без труда
Отличали золото от меди.
3.Кубачинец:
Чтоб
дальше
жить
могло
стихотворенье,
Учусь, Друзья, то весел, то суров,
Иметь я кубачинское терпенье,
Взыскательность аульских мастеров.
Мальчишки пробуют повторить их работу,
у
них
ничего
не
получается.(Слайд4)
Ведущий
(ая):-
Да,
и
вправду,
работа
кубачинских
мастеров
трудна.
Сколько
сил
и
уменья
надо
вложить,
чтобы
сделать,
простой
кинжал.
В
работе
своей
применяют
ма с т е р а
драгоценные
камни,
эмаль
чернь.
Особое
место
занимают
в
работе
мастеров
изображение
природы,
зверей,
Слава
о
кубачинских
мастерах
идет
по
всему
миру.
Среди
них
такие
мастера,
как
Абдурахманов,
Алиханов
Недаром
говорят:
«Не
скажут,
за
сколько
сделано,
скажут, кем это
сделано».
(Вовремя чтения стихотворения ведущему (ей) один ученик
выполняет
действия, а другие дети замирают).
Вплетает
мастер
кружево
резное
В В черненое литое серебро.
Стекло
очков
вооружает
зренье,
Нетороплива
чуткая
рука.
В
глазах
любовь,
а
в
сердце
вдохновенье,
2
Есть у златокузнецов моей горной страны средство, которое называется «казаб». При
помощи казаба они легко могут отличить настоящее золото от фальшивого, как бы оно
ни блестело.
© Расул Гамзатов
6
Крылатое,
как
в
небе
облака.
Придя
к
нему,
вы
увидали
сами,
Что
мастер
верен
до
конца
себе
Спины
не
разгибает
он
часами,
Чтоб
новый
знак
родиться
мог
в
резьбе.
А
если
ошибется
ненароком,
И
знак
резцом
неверным
нанесет,
То
загрустит
в
молчании
глубоком
И
всю
работу
заново
начнет.
И,
славы
кубачинцев
не
нарушив,
Он
вновь
блеснет
высоким
мастерством,
Которое
волнует
наши
души
И
кажется
порою
волшебством.
После чтения стихотворения мальчики продолжают идти.
Ведущий (ая):- Немного я отвлеклась. Куда же направляются
шалунишки?
Они, кажется, пошли в мастерскую, где работают андийские
женщины.
(Звучит музыка).
Мальчик:- Ассалам, алейкум!
1.-я Анд. жен: - Ваалейкум ассалам!
Мальчик:- Скажите, что вы делаете?
2.-я Анд. жен.:- Мы делаем бурки для наших джигитов.
У нее красота, не своя ли?
Погляди, мальчуган, погляди!
Руки женщины горской сваляли
Эту бурку в ауле Анди.
Чтоб она получилась на славу
7
Было мягкое взято руно,
А носить эту бурку по праву
Только твердому сердцем дано.
Крылья бурки откинуть несложно
Ни застежек, ни пуговиц нет,
И в любое мгновение можно
Вороненый рвануть пистолет.
Если
вст
peтишь
противника,
надо
Бросить
под
ноги
бурку
ему-
По
обычаю
горскому
биться
Он обязан с нее, не сходя.
2-я
анд.
жен.:-
Тебе и бурю, и метель
Она
и
крыша,
и
постель.
Она хоть и черна, но не даст тепла
Тем
людям,
чья
душа
черна,
а
не
бела,
3-я анд. жен.:-
Хоть
шерсть
ее
мягка,
под
нею
спали
Герои
гор,
чье
сердце
тверже
стали.
(женщина
исполняет лакскую песню).
От
усердия
зависит
Будешь
мастером
или
нет.
Ведущий
(ая):- (Слайд
6).
Андийская
бурка
-не
просто
подарок,
Удобна
она,
хороша
и
картинна,
Но
все
ж
украшает
во
все
времена
Не
бурка
мужчину,
а
бурку
мужчина
Которому
бурка
в
подарок
дана.
Как
белое
облако
шерсть
невесома,
Но
ведает
всякий,
кто
бурку
надел:
В
ней
труд
мастерицы,
оставшейся
дома.
8
И вера в того, кто надежен и смел.
Она
аккуратна
и
прочно
прошита,
И
ветры
не
сточат
два
острых
угла.
Андийская
бурка
-
покров
и
защита.
Андийская бурка -
шатер и скала.
Она
испокон
выручала
солдата.
Ушедшего
в
долгий
и
тяжкий
поход.
Андийская
бурка
тверда
и
крылата,
Нe
всякая
пуля
и
бурку
пробьет.
Мальчики
продолжают
ходить no городу. Дошли до
мастерской
ковровщиц.
(Звучит
музыка).
Мальчик:- Пойдем,
заглянем
в
ту
мастерскую.
Да
будет
день
добрым!
Ковровщица:- И
вам
добрый!
Мальчик:- Что
вы
делаете?
Ковровщица:- Мы
ткем
ковер,
хотим
послать
на
выставку
народных
промыслов.
(Слайд5).
Ведущий
(ая):- Ковроткачество-
это
наиболее
распространенный
и
один
из
видов
искусства
Дагестана.
Нет такого
уголка
в
Дагестане,
где
бы
ни
ткали
различные
виды
ковровых
изделий.
Ткутся
ковры
на
обыкновенных
узких
горизонтальных
станках.
Природа
Дагестана
снабжает
мастериц
естественными
красителями.
Прославились
наши
мастерицы
мастерством
исполнения,
красотой
узоров
и
цветовых
сочетаний.
Центрами;
ковроткачества
стали
Дербент,
Ахты,
Микрах,
Табасаран.
1.Ковровщица: - М ы
ковровщицы-
мастерицы.
Наши
изделия
славятся
во
всем
мире.
2.Ковровщица:
-
Искусство
наше
складывалось
на
протяжении
многих
веков.
Р а з в ит и е
к о в р о т к а ч е с т в а
б ы л о
с в я з а н о
с
развитием
овцеводства.
3.
Ковровщица:
Размотала
я
клубок,
Завязала узелок.
Завязала два узла-
9
Три ковра я соткала
2.
Ковровщица
:
- Ай, яй моя игла, три ковра я соткала.
Я
один
себе
взяла,
два
я
дочке
отдала.
Размотала
я
клубок,
завязала
уголок.
Завязала
два
узла,
в
руку
ножницы
взяла.
Ай, я й
ковер
цветной:
красный,
синий,
голубой
(Слайд
7)
-Ковровое
искусство
умельцев
богато
и
разнообразно.
Большую
радость
творчества
можно
увидеть
в
узорах
ковра.
Во
всем
этом
есть
своя
мелодия.
Дагестанский
ковер
можно
воспринимать
картину
живой
природы.
Ковровщицы
изображают
на
своих
коврах
цветущий
луг,
весенний
сад,
портреты
людей.
Все
это
красиво.
Труд э т о т
упорный.
Ковроткачеству
надо
учиться
с детства,
иметь
большое
терпение.
Петелька
за
петельку
завязываешь
на
полотно,
из
которого
выходит
это
волшебство.
Творят
эти
чудеса
не
волшебники,
а
руки
мастериц.
Ребята продолжают свой путь, встречают гончара.
I мальчик:
-Ассалам
алейкум,
дедушка! (Тот не
обращает на них никакого внимания). Ты
извини
нас, ч т о
посмеялись
над тобой
,
работой
твоей.
М ы
поняли, ч т о труд любого мастера
ценен.
Прохожий гончар:-
Я
прощаю
вас. (Улыбается
и
уходит).
Фея:- Теперь вы научились чему- то. Что же с вами дальше
делать?
(Думает). Пepeнecy-ка я вас в ваш мир. (Слайд8)
3
мальчик
-
:- Спасибо, фея, что научила нас чему-то. Больше не
будем мешать прохожим, разбивать окна домов. (Убегают).
Фея: - Куда
вы?
2
мальчик:- В библиотеку! Взять книгу о мастерах- умельцах.
Фея: -Не думала я, что они так быстро изменятся.
Учитель:- Итак,
дети!
Вместе
с
вами
мы
побывали
в
городке
дагестанских
мастеров.
Увидели,
как
труден
труд
любого
10
Ведущий
(ая):
мастера.
Как
они
дорожат
своими
творениями.
Хотят,
чтобы
их
работу
помнили
всегда.
Мастер,
даже
после
смерти,
Живет
века
в
изделиях
своих.
Ты
посмотри,
какое
это
чудо!
Лишь
мастеру
бессмертие
дано.
Искусство,
ребята,
остается
в
сердцах
людей!
Недаром
о
мастерах
говорят,
что у них
«золотые
руки».
Не
могут
сидеть,
они
без
работы.
«Без
труда
нет
им
покоя!»
Говорят,
что
у
дагестанского
парода
не
было
искусства.
Но
у
него
есть
свое
искусство,
со
своими
приемами
законами,
которые
создавались
не
школами
и
академиями,
а
тысячелетней
художественной
практикой.
11