Напоминание

"Городок дагестанских мастеров"


Автор: Гасанбекова Маргюза Гусейн- Гулиевна
Должность: учитель начальных классов,воспитатель гпд
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Дербент, Республика Дагестан
Наименование материала: внеклассное мероприятие
Тема: "Городок дагестанских мастеров"
Раздел: начальное образование





Назад




Гасанбекова Маргюза Гусейн-Гулиевна

Учитель начальных классов

СОШ №4, Республика Дагестан, г. Дербент

Классный час.

Тема: «Городок дагестанских мастеров».

Цель: ознакомить

детей

с

искусством

дагестанского

народа;

воспитать

любовь

к

народному

ремеслу,

уважение

к

мастерам

–умельцам.

Оформление:

Гончарные

изделия:

кувшины,

блюдца.

Изделия

кубачинских

мастеров:

кинжалы,

мечи,

посуда.

Национальная

одежда:

маленькие

и

большая

бурки,

папахи,

платки,

украшения

из

серебра.

Вещи

домашнего

обихода:

руно, палки, 4

маленьких ткацких станка,

маленькие

и

большой

коврики.

Действующие

лица: ведущие, три мальчика, фея. гончар,

мастера

гончарного

искусства,

кубачинские

мастера,

андийские

женщины (далее анд. жен.), ковровщицы,

ХОД У Р О К А .

Учитель:-

Уважаемые

гости,

ребята!

Сегодня

мы

вместе

с

вами

побываем

в

небольшом

дагестанском

городке...(пауза),

где

живут

мастера-

умельцы,

которые

своими

руками

творят

прекрасные

чудеса.

Художественные

произведения

дагестанских

мастеров

отличаются

многообразием

форм и

богатством

орнамента.

Богатое

наследие

искусства

их

основано

на вековых

традициях.

С

глубокой

древности

человек

начинал

изготовлять

различные

орудия

труда

и

предметы

быта.

Природа

и

окружающий

мир

служили

мастеру

не

только

поставщиком

материала

(дерево,

камень,

глина),

но

и

источником

вдохновения

к

работе.

Произведения

народных

умельцев

сегодня

находятся

рядом

с

нами.

Мы

любуемся

ими,

восхищаемся

нашими

мастерами

их

умелым

1

рукам

и,

тем

самым

гордимся

нашей

республикой,

нашим

Дагестаном. (Слайд 1).

Если

я

возьму

кусочек

серебра

или

золота

и

попробую

сделать

и з

'него

сережку

или

браслет,

у

меня

ничего

не

получится.

А

если

это дать сделать

мастеру, то он из этого серебра и золота

сотворит

прекрасное

изделие.

Правильно;

говорят,

что

золото

и

серебро

сами

по

себе

ничего

не

значат.

Нужно,

чтобы

у

мастера

были

«золотые

руки». Н а ш и х

мастеров

можно назвать «мастерами

золотых

рук».

СЦЕНАРИЙ:

Ведущий (ая):

-Проходят мальчики, мешают прохожим. Вдруг, появляется фея

делает им замечание.

Фея:- Почему вы плохо себя ведете? Обидели девочку, бросили

кожуру банана. Может кто- то упасть.

1. Мальчик:- А вы кто вы такая, что делаете нам замечание?

Фея:- Я –горня фея. Хранительница горных вершин, лесных

долин и чистых родников. Мне хочется, чтобы вы занялись чем -

нибудь полезным, что бы ээто дело приносило пользу.

Мальчики: - А нам не хочется!- с гордым видом прокричали злые

мальчики.

Ведущий (ая):

Разозлилась фея и решила проучить непослушных мальчишек.

Фея:- Ну что же. Придется вас научить уму - разуму.

Взмахнула она своей волшебной палочкой, и вмиг перенеслись

непослушные мальчишки вместе с ней.

Ведущий (ая):

2

Она переносит их в необычное место, где жили умелые матера,

создающие много полезных и красивых вещей .

Мальчики:- Где это мы?

Мальчики удивленно и испуганно взирают по сторонам.(Слайд2)

Фея: Вы в городке мастеров - умельцев. Пройдитесь по городу

познакомьтесь с дагестанскими мастерами-умельцами. Может,

изменитесь в лучшую сторону, научитесь чему - ни будь полезному.

(Исчезает)

Мальчики:- Где она? Куда исчезла эта Фея ? Будто в воздухе

растворилась.

Bce оглядываются по сторонам. По дороге навстречу мальчишкам

попадается старик- гончар.

1. Мальчик: Салам алейкум, дедушка!

Гончар:- Ваалейкум салам!

2.Мальчик:- Куда ты идешь?

Прохожий гончар:- Продавать горшки.

1.Мальчик:- Какова цепа'?

Прохожий гончар:- Маленькие горшки по два рубля, а большие по

пятаку.

3.Мальчик:-

Почему

так?

Прохожий гончар:- Потом

У

что

над

маленькими

горшками

я

работаю

дольше,

чем

над

большими.

Озорники

покупают

у

гончара

все

горшки.

Прохожий

гончар:-

Останетесь

довольны

моим

товаром.

Товар

мой

сделан

на

совесть.

И

до

ваших

внуков

доживут

мои

горшки.

Пройдя

немного,

гончар

решил

отдохнуть.

Прохожий гончар:-

Отдохну

немного,

устал.

3

Оглянулся

и

видит,

что

парни

расставили

горшки,

отойдя

немного,

кидают

в

горшки

камушки.

Горшки

лопаются.

Все

эти

радует

их.

Прохожий

гончар:-Что

вы

делаете,

негодные

дети!

Я

продал

вам

свои

лучшие

горшки,

а

вы...

Где

ваша

совесть?!

Мальчик:- Почему

вы

ссоритесь?

Вы

продали

нам

горшки,

а теперь они наши, какое вам дело, что мы с ними делаем?

Хотим

будем

бить,

хотим

повезем

домой,

хотим-

оставим

на

дороге.

Прохожий

гончар:- Но

эти

горшки

мне

не

чужие.

Много

труда

вложил

я

в

глину,

прежде

чем

она

стала

красивым

горшком,

чтобы

им

любовались

люди.

Отобрал гончар горшки, положил их в мешок, пошел дальше.

Вошли

мальчики городок.

Звучит дагестанская музыка. Дети удивленно смотрят на

людей.

3.Мальчик:- Мирза,

смотри,

никто

на

нас

не

обращает

внимание.

Проходят, смотрят на мастеров. Увидели в одной

мастерской, что мастера что-то крутят

1.Мальчик:- Пойдем,

заглянем

в

ту

мастерскую.

Салам

алей

кум!

Гончар:- Ваалейкум

салам!

3.Мальчик:- Что

вы

делаете?

Что

это?

2.Гончар:- Это

гончарный

круг.

На

нем

мы

делаем

из

глины

наши

изделия.

Мальчики с интересом наблюдают за их работой.

1.Гончар:-

Гончарный

круг

еще

называется

жюлла

1

.

Берем

глину,

мочим

ее

,

начинаем делать

горшок

или

кувшин.

Потом мы его сушим в печи,

затем

на

нем

рисуем

узоры

2.Гончар:- Раньше

за

гончарным

кругом

работали

женщины,

а

мужчины

заготавливали

хворост.

Прикосновение

к

гончарной

глине

в

старые

времена

считалось

для

мужчин

большим

позором.

2.Мальчик:- Видать,

вложил

всю

душу

мастер

в

дело:

Кувшин и вправду выше всех похвал-

1

-

Балхарский

ручной

гончарный

круг

называется

"

жюлла

".

4

Резьбой его украсил он умело

И шеей лебединой увенчал.

3.Гончар:-

Отгадайте

нашу

загадку:

К реке спустился налегке,

А стал тяжел - домой пошел.

Что это?

Мальчики:- Горшок?

Ведро?

2.

Гончар:-

Ещё раз. (Читает

загадку).

1.Мальчик:- Кувшин!

1.Гончар: -

Правильно!

Молодцы

ребята!

(Слайд3) тихо звучит

дагестанская

музыка. Дети

замирают.

Ведущий (ая):- Народы

Дагестана

всегда

славились

искусством.

Одними

из наиболее

древних

центров

считаются

села

Испик,

Кала.

Изделия

их

выделялись

изготовлением

настенных

керамических

блюд.

Использовали

они

для

работы

белую

и

красную

глину.

Славится

своими

изделиями

еще

село

Балхар.

Кроме

посуды

они

лепят

из

глины

различных

животных,

птиц.

Мальчики идут дальше. Звучит дагестанская музыка.

3.Мальчик:- Надо

извиниться

перед

гончаром.

Они задумчиво идут дальше. Дошли до мастерской

кубачинских

мастеров.

1.Мальчик:- Посмотрите,

какие

красивые

мечи,

кинжалы!

Пойдем

в

ту

мастерскую.

Расскажите

о

вашей

работе,

пожалуйста.

Кубачинец:- Мы

приехали

сюда

из

села

Кубани.

Наше

село

славится своими

мастерами.

Начало кубачинского

уходит

в

древность. Раньше

Кубачи

назывался

Зирехгераном.

Известны

мы

как

мастера,

мечей,

красивых

поясов,

1.Кубачинец:-

5

Кто думаем

работа паша мед,

Пусть

в

Кубачи

хоть

на

денек

придет,

Не

видевшие

лета

в

крае

гор,

Внимательней

вглядитесь

в

мой

узор.

2.Кубачинец:

Послушайте, что

написал о нас наш земляк шд

Расул

Гамзатов:

Мне

случалось

видеть

иногда,

Злато-кузнецы, мои соседи

С помощью казаба

2

без труда

Отличали золото от меди.

3.Кубачинец:

Чтоб

дальше

жить

могло

стихотворенье,

Учусь, Друзья, то весел, то суров,

Иметь я кубачинское терпенье,

Взыскательность аульских мастеров.

Мальчишки пробуют повторить их работу,

у

них

ничего

не

получается.(Слайд4)

Ведущий

(ая):-

Да,

и

вправду,

работа

кубачинских

мастеров

трудна.

Сколько

сил

и

уменья

надо

вложить,

чтобы

сделать,

простой

кинжал.

В

работе

своей

применяют

ма с т е р а

драгоценные

камни,

эмаль

чернь.

Особое

место

занимают

в

работе

мастеров

изображение

природы,

зверей,

Слава

о

кубачинских

мастерах

идет

по

всему

миру.

Среди

них

такие

мастера,

как

Абдурахманов,

Алиханов

Недаром

говорят:

«Не

скажут,

за

сколько

сделано,

скажут, кем это

сделано».

(Вовремя чтения стихотворения ведущему (ей) один ученик

выполняет

действия, а другие дети замирают).

Вплетает

мастер

кружево

резное

В В черненое литое серебро.

Стекло

очков

вооружает

зренье,

Нетороплива

чуткая

рука.

В

глазах

любовь,

а

в

сердце

вдохновенье,

2



Есть у златокузнецов моей горной страны средство, которое называется «казаб». При

помощи казаба они легко могут отличить настоящее золото от фальшивого, как бы оно

ни блестело.

© Расул Гамзатов

6

Крылатое,

как

в

небе

облака.

Придя

к

нему,

вы

увидали

сами,

Что

мастер

верен

до

конца

себе

Спины

не

разгибает

он

часами,

Чтоб

новый

знак

родиться

мог

в

резьбе.

А

если

ошибется

ненароком,

И

знак

резцом

неверным

нанесет,

То

загрустит

в

молчании

глубоком

И

всю

работу

заново

начнет.

И,

славы

кубачинцев

не

нарушив,

Он

вновь

блеснет

высоким

мастерством,

Которое

волнует

наши

души

И

кажется

порою

волшебством.

После чтения стихотворения мальчики продолжают идти.

Ведущий (ая):- Немного я отвлеклась. Куда же направляются

шалунишки?

Они, кажется, пошли в мастерскую, где работают андийские

женщины.

(Звучит музыка).

Мальчик:- Ассалам, алейкум!

1.-я Анд. жен: - Ваалейкум ассалам!

Мальчик:- Скажите, что вы делаете?

2.-я Анд. жен.:- Мы делаем бурки для наших джигитов.

У нее красота, не своя ли?

Погляди, мальчуган, погляди!

Руки женщины горской сваляли

Эту бурку в ауле Анди.

Чтоб она получилась на славу

7

Было мягкое взято руно,

А носить эту бурку по праву

Только твердому сердцем дано.

Крылья бурки откинуть несложно

Ни застежек, ни пуговиц нет,

И в любое мгновение можно

Вороненый рвануть пистолет.

Если

вст

peтишь

противника,

надо

Бросить

под

ноги

бурку

ему-

По

обычаю

горскому

биться

Он обязан с нее, не сходя.

2-я

анд.

жен.:-

Тебе и бурю, и метель

Она

и

крыша,

и

постель.

Она хоть и черна, но не даст тепла

Тем

людям,

чья

душа

черна,

а

не

бела,

3-я анд. жен.:-

Хоть

шерсть

ее

мягка,

под

нею

спали

Герои

гор,

чье

сердце

тверже

стали.

(женщина

исполняет лакскую песню).

От

усердия

зависит

Будешь

мастером

или

нет.

Ведущий

(ая):- (Слайд

6).

Андийская

бурка

-не

просто

подарок,

Удобна

она,

хороша

и

картинна,

Но

все

ж

украшает

во

все

времена

Не

бурка

мужчину,

а

бурку

мужчина

Которому

бурка

в

подарок

дана.

Как

белое

облако

шерсть

невесома,

Но

ведает

всякий,

кто

бурку

надел:

В

ней

труд

мастерицы,

оставшейся

дома.

8

И вера в того, кто надежен и смел.

Она

аккуратна

и

прочно

прошита,

И

ветры

не

сточат

два

острых

угла.

Андийская

бурка

-

покров

и

защита.

Андийская бурка -

шатер и скала.

Она

испокон

выручала

солдата.

Ушедшего

в

долгий

и

тяжкий

поход.

Андийская

бурка

тверда

и

крылата,

Нe

всякая

пуля

и

бурку

пробьет.

Мальчики

продолжают

ходить no городу. Дошли до

мастерской

ковровщиц.

(Звучит

музыка).

Мальчик:- Пойдем,

заглянем

в

ту

мастерскую.

Да

будет

день

добрым!

Ковровщица:- И

вам

добрый!

Мальчик:- Что

вы

делаете?

Ковровщица:- Мы

ткем

ковер,

хотим

послать

на

выставку

народных

промыслов.

(Слайд5).

Ведущий

(ая):- Ковроткачество-

это

наиболее

распространенный

и

один

из

видов

искусства

Дагестана.

Нет такого

уголка

в

Дагестане,

где

бы

ни

ткали

различные

виды

ковровых

изделий.

Ткутся

ковры

на

обыкновенных

узких

горизонтальных

станках.

Природа

Дагестана

снабжает

мастериц

естественными

красителями.

Прославились

наши

мастерицы

мастерством

исполнения,

красотой

узоров

и

цветовых

сочетаний.

Центрами;

ковроткачества

стали

Дербент,

Ахты,

Микрах,

Табасаран.

1.Ковровщица: - М ы

ковровщицы-

мастерицы.

Наши

изделия

славятся

во

всем

мире.

2.Ковровщица:

-

Искусство

наше

складывалось

на

протяжении

многих

веков.

Р а з в ит и е

к о в р о т к а ч е с т в а

б ы л о

с в я з а н о

с

развитием

овцеводства.

3.

Ковровщица:

Размотала

я

клубок,

Завязала узелок.

Завязала два узла-

9

Три ковра я соткала

2.

Ковровщица

:

- Ай, яй моя игла, три ковра я соткала.

Я

один

себе

взяла,

два

я

дочке

отдала.

Размотала

я

клубок,

завязала

уголок.

Завязала

два

узла,

в

руку

ножницы

взяла.

Ай, я й

ковер

цветной:

красный,

синий,

голубой

(Слайд

7)

-Ковровое

искусство

умельцев

богато

и

разнообразно.

Большую

радость

творчества

можно

увидеть

в

узорах

ковра.

Во

всем

этом

есть

своя

мелодия.

Дагестанский

ковер

можно

воспринимать

картину

живой

природы.

Ковровщицы

изображают

на

своих

коврах

цветущий

луг,

весенний

сад,

портреты

людей.

Все

это

красиво.

Труд э т о т

упорный.

Ковроткачеству

надо

учиться

с детства,

иметь

большое

терпение.

Петелька

за

петельку

завязываешь

на

полотно,

из

которого

выходит

это

волшебство.

Творят

эти

чудеса

не

волшебники,

а

руки

мастериц.

Ребята продолжают свой путь, встречают гончара.

I мальчик:

-Ассалам

алейкум,

дедушка! (Тот не

обращает на них никакого внимания). Ты

извини

нас, ч т о

посмеялись

над тобой

,

работой

твоей.

М ы

поняли, ч т о труд любого мастера

ценен.

Прохожий гончар:-

Я

прощаю

вас. (Улыбается

и

уходит).

Фея:- Теперь вы научились чему- то. Что же с вами дальше

делать?

(Думает). Пepeнecy-ка я вас в ваш мир. (Слайд8)

3

мальчик

-

:- Спасибо, фея, что научила нас чему-то. Больше не

будем мешать прохожим, разбивать окна домов. (Убегают).

Фея: - Куда

вы?

2

мальчик:- В библиотеку! Взять книгу о мастерах- умельцах.

Фея: -Не думала я, что они так быстро изменятся.

Учитель:- Итак,

дети!

Вместе

с

вами

мы

побывали

в

городке

дагестанских

мастеров.

Увидели,

как

труден

труд

любого

10

Ведущий

(ая):

мастера.

Как

они

дорожат

своими

творениями.

Хотят,

чтобы

их

работу

помнили

всегда.

Мастер,

даже

после

смерти,

Живет

века

в

изделиях

своих.

Ты

посмотри,

какое

это

чудо!

Лишь

мастеру

бессмертие

дано.

Искусство,

ребята,

остается

в

сердцах

людей!

Недаром

о

мастерах

говорят,

что у них

«золотые

руки».

Не

могут

сидеть,

они

без

работы.

«Без

труда

нет

им

покоя!»

Говорят,

что

у

дагестанского

парода

не

было

искусства.

Но

у

него

есть

свое

искусство,

со

своими

приемами

законами,

которые

создавались

не

школами

и

академиями,

а

тысячелетней

художественной

практикой.

11



В раздел образования