Автор: Жекотов Юрий Викторович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: КГКОУ ШИ №16
Населённый пункт: г.Николаевск-на-Амуре
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Психолого-педагогическая классификация обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) с учётом предложений АООП по достижению ими возможных минимального и достаточного уровней предметных результатов"
Раздел: среднее образование
Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы «Школа интернат №16» г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края
Методические рекомендации
«Психолого-педагогическая классификация
обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)
с учётом предложений АООП по достижению ими возможных
минимального и достаточного уровней предметных результатов»
Автор: учитель профессионально-трудового обучения Ю.В. Жекотов
г. Николаевск-на-Амуре
2018
Стандарт гарантирует обеспечение равных возможностей получения качественного образования обучающимися с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
вне
зависимости
степени
выражения
ограничений
здоровья, психофизиологических и других особенностей. Адаптированная основная образовательная программа (АООП)
общего образования
для обучения этой категории обучающихся в свою очередь должна быть построена с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию.
Психолого-педагогическая
классификация
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) с учётом предложений АООП по достижению ими возможных минимального и достаточного уровней
предметных
результатов
была
апробирована
на
базе
КГКОУ
ШИ
№16,
функционирующей
как
КИП
в
составе
инновационной инфраструктуры края (2015-17 гг) при реализации инновационного проекта «Разработка действенной
Системы
оценки
достижения
обучающимися
с
умственной
отсталостью
планируемых
результатов
освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы». Предлагаемая дифференциация
использовалась при
создании школьной Системы оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов
освоения адаптированной основной общеобразовательной программы. В настоящее время выше названная психолого-
педагогическая
классификация
применяется
всеми
педагогами
школы
как
конкретное
технологическое
решение,
обеспечивающее реализацию ФГОС, соблюдает все принципы коррекционно-развивающего обучения, даёт возможность
объективно оценивать сохранные возможности обучающихся.
Целесообразность использования классификации «По возможностям обучения» при введении Стандарта заключается
в следующем:
В ней естественным образом интегрированы в образовательную практику требования Стандарта и учтены предложения
примерной АООП по достижению возможных предметных
результатов освоения АООП всеми обучающимися в
независимости от структуры их дефекта.
Предлагаемая дифференциация обучающихся «По возможностям обучения» учитывает требования АООП в направлении
определения двух уровней овладения предметными результатами: минимального и достаточного.
1 группа обучающихся согласно классификации «По возможностям обучения» аналогична по своим характеристикам
обучающимся, которые по требованиям Стандарта осваивает достаточный уровень предметных результатов АООП.
2 группа обучающихся согласно классификации «По возможностям обучения» занимает промежуточное положение
между первой и третьей группой.
Обучающиеся 3 группы классификации «По возможностям обучения» равноценны по требованиям Стандарта
обучающимся, которые усваивают минимальный уровень предметных результатов рабочих программ.
4 группа обучающихся классификации «По возможностям обучения» по своим характеристикам идентична
обучающимся, которые по требованиям Стандарта по одному или нескольким образовательным областям не усваивают
минимальный уровень предметных результатов рабочей программы(программ), но остаются на 1 варианте Стандарта.
Также, в 4 группу включаются обучающиеся с умеренной умственной отсталостью (2 вариант Стандарта).
Использование классификации «По возможностям обучения» в условиях ФГОС позволяет осуществлять диагностику
сохранных возможностей обучающихся с умственной отсталостью и оценку динамики их учебных достижений ,
относительно собственных начальных результатов, а не относительно других
обучающихся, активно использовать
воспитательную функцию отметки.
Таблица 1.
«Психолого-педагогическая классификация обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными
нарушениями) с учётом предложений АООП по достижению ими возможных минимального и достаточного уровней
предметных результатов»
Возможност
и
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
Усвоение
программно
го
материала
Овладевают
программным
м а т е р и а л о м
н а
достаточном уровне.
Наиболее успешны в
процессе обучения.
П р и
о в л а д е н и и
программным
материалом
испытывают
небольшие
трудности.
Усваивают
программный
материал
на минимальном уровне.
По
одной
или
не скольким
образовательным
областям
могут
не
усваивать
материал
даже
на
минимальном уровне. Овладевают
программным
материалом
в
г о р а з д о
м е н ь ш е м
о б ъ ё м е ,
фрагментарно.
Проявление
самостоятел
ьности
З а д а н и я ,
к а к
правило, выполняют
самостоятельно. При
выполнении
сложных
заданий
н у ж д а ю т с я
в
незначительной
помощи.
В
о с н о в н о м
понимают
фронтальное
объяснение,
но
без
п о м о щ и
с д е л а т ь
элементарные
выводы
не
могут.
Н у ж д а ю т с я
в
активной
помощи
Низкая
самостоятельность,
недостаточная
осознанность
нового
материала.
Затрудняются
выделить
г л а в н о е ,
с о з д а т ь
ц е л о с т н ы й
о б р а з
предмета
или
явления,
Фронтальное обучение, как метод,
мало
результативен.
Необходима
направленная
индивидуальная
работа. Нуждаются в выполнении
большого количества упражнений,
разнообразии методов и приёмов
педагогического
воздействия,
в
пооперационном
и
поэтапном
выполнении
работ.
Требуют
педагога.
установить
логическую
связь.
постоянный контроль.
Применени
е знаний
на практике
Полученные
знания
успешно применяют
на практике.
Знания
применяют
на практике.
Применяют на практике
п р и
в ы п о л н е н и и
аналогичных заданий.
Необходимы
н е од н о к р ат н ы е
объяснение,
демонстрация,
показ
приёма, правила и др.
Не видят
ошибок в работе.
Перенос
з н а н и й
в
изменённые
условия
Н е
и с п ы т ы в а ю т
больших
зат руднений
п р и
изменений указаний,
успешно
ориентируются
в
новых условиях.
Перенос
знаний
в
о с н о в н о м
н е
з а т р у д н ё н ,
н о
снижается
темп
и
качество
р а б от ы ,
допускаются
ошибки.
К а ж д о е
н е с к о л ь к о
изменённое
з а д а н и е
воспринимается,
как
новое. Чаще действуют
автоматиче ски,
« п о
шаблону».
Задание,
подобное
изученному,
воспринимают,
как
незнакомое,
теряются
в
новых
условиях,
не
учитывают
дополнительных
параметров учебных и социальных
задач. Быстро забывают.
Примечания к Таблице 1: при реализации адаптированных программ, организации направленной коррекционной работы
в образовательной организации, обучающиеся могут переходить в группу на порядок выше или занимать наиболее
благополучное
положение
внутри
группы.
В
исключительных
случаях
(проявление
деменции,
продолжительная
болезнь, изменение социальных условий и др.) обучающиеся могут перейти в «слабую» группу