Автор: Жигайлова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад " Снегурочка"
Населённый пункт: ЯНАО Тюменская область город Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательных способностей и творческой активности у детей с помощью дидактических игр " Волшебные камушки Марблс""
Раздел: дошкольное образование
«Развитие познавательных способностей и творческой активности у детей с
помощью дидактических игр « Волшебные камушки Марблс»»
Жигайлова Е.Н.
воспитатель
МБДОУ «Снегурочка»
ЯНАО Тюменская обл.город Ноябрьск
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В.А.Сухомлинский
Вся жизнь ребенка-игра, поэтому процесс обучения не может проходить без нее.
Дети - логопаты имеют ряд особенностей (нарушение звукопроизношения, трудности в
различении акустико- артикуляторно сходных звуков, недоразвитие лексико-
грамматического строя речи) встречается неполноценность динамического праксиса,
моторной координации, что препятствует автоматизации графомоторного навыка. Наряду
с этим отмечаются дефицит зрительной и слуховой памяти; недостаточный уровень
процессов внимания, нарушение формирования самоконтроля и произвольной регуляции
поведения. И это далеко неполный перечень возможных расстройств. Движения пальцев
рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная
стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, необходимый
элемент в системе логопедического воздействия. Применение камешков "Марблс" это
один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.
Новые Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют
особые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Камешки Марблс
являются настоящей находкой для использования в работе с детьми.
Стеклянный шарик Марлбс - далёкий потомок глиняных шариков, которые многие
тысячи лет назад служили игрушками для древних людей.
Шарики получили своё название от английского «Марлбс» (то есть мраморные).
Шарики имеют разнообразную цветовую гамму.
Игры с шариками Марлбс – это физическое и умственное развитие ребёнка.
Кроме того, что они приятны на ощупь и позволяют ребенку получить тактильное
удовольствие, этот материал универсален в работе с детьми разной возрастной категории,
создает максимум возможностей для проявления творчества не только со стороны ребенка,
но и со стороны взрослого.
Несмотря на внешнюю простоту и доступность, это очень увлекательное занятие для
детей способствует осуществлению множества целей и задач.
Развивает восприятие, наглядно-образное мышление, логическое мышление,
пространственное воображение.
Развитие навыка звукового анализа и синтеза слов.
Развивает умение сравнивать, анализировать.
Формирует познавательный интерес.
Учит ориентироваться в таких понятиях, как цвет, величина, количество, форма.
Учит находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их
изображениями.
Формирует эмоционально-положительное отношение к окружающему миру.
Развивает чувство ритма, цвета, композиции.
Развивает координацию, мелкую моторику пальцев.
Развивает воображение, творчество.
Воспитывает интерес к творческому процессу.
Воспитывает самостоятельность, усидчивость.
Камешки "Марблс" можно использовать в образовательных областях:
"«Речевое развитие"
"«Познавательное развитие"
"«Художественно-эстетическое развитие".
Дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними. Малышей привлекает всё
таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Детям они приносят
радость и положительно влияют на их всестороннее развитие. Игры с камнями оказывают
положительное влияние и на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков,
рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным,
воспитывает любознательность. Камни используются как стимульный материал для
свободных ассоциаций ребенка.
Я предлагаю вашему вниманию перечень таких игр с камушками марблс:
«Чудесный мешочек»
Задачи: формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления,
развивать речь.
Вариант 1. В непрозрачный мешочек кладут шарики разной формы, величины, цвета.
Перед ребенком образец-шарик марблс. Педагог просит ребенка найти в мешочке
такой же.
Вариант 2. ребенку завязывают глаза, дают шарик, который необходимо обследовать
тактильно и на ощупь в мешочке найти такой же.
Камешек в руке катаю,
Между пальчиками верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
«Сухой бассейн»
Задача: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику.
Вариант 1. У ребенка глубокая чаша, наполненная шариками марблс, среди которых-
мелкая игрушка. Педагог предлагает ребенку найти игрушку и на ощупь угадать ее.
Вариант 2. У ребенка глубокая чаша, наполненная крупой, в которой
находится шарики марблс. Педагог предлагает ребенку найти и на ощупь описать их.
«Золушка»
Задача: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы,
отличающиеся по форме, цвету, размеру.
Вариант 1. Разбери по цвету.
Вариант 2. Разбери по форме.
Вариант 3. Разбери по размеру.
«Волшебная дорожка»
Задачи: развивать цветовосприятие, слуховую память, фонематический слух, навыки
звукового анализа, формировать умения выделять первый звук в слове и сопоставлять его
с первым звуком в названии цвета.
У ребенка-подносы с разноцветными камушками, педагог называет слово, предлагает
определить в нем первый звук и найти камешек, в названии цвета которого в начале слова
находится выделенный звук. Например, педагог называет и показывает картинку с
изображением жука. Ребенок показывает первый звук в слове «желтый» и выкладывает
желтый камешек.
«Знакомство с буквой»
Задачи: Закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камушки марблс, карточки с образцами букв для наложения камушков.
«Графический диктант»
Задачи: Учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-
пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики.
Педагог дает устную инструкцию: положи красный камушек в центр листа. Синий- в
верхний левый угол, зеленый- в правый верхний угол, синий- в правый нижний, зеленый-в
левый нижний.
Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо
повторить рисунок.
Камешки и игры с ними очень нравятся детям, а игр еще придумать можно большое
количество. Таким образом, игры с камнями совмещают в себе и приятное, и полезное
занятие для развития детей. Успехов Вам в творческой деятельности!
Всем спасибо за внимание!