Напоминание

"Любимые игрушки"


Автор: Шевченко Вероника Андреевна
Должность: воспитатель i квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР ДС №15
Населённый пункт: город Озерск,Челябинская область
Наименование материала: Проект в I младшей группе
Тема: "Любимые игрушки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ

ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В первой младшей ГРУППЕ

ВВЕДЕНИЕ.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошколь-

ного воспитания: растёт сеть альтернативных дошкольных учреждений, появ-

ляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригиналь-

ные методические материалы.

На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы

ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллек-

туального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С.Выготский, А.В.За-

порожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их

единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка.

Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность

ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе

эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать.

То, что писал Л.С.Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствие

чувства), наблюдавшемся у его современников и связанное с воспитанием,

направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не по-

теряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направ-

лености воспитания и обучения, «обесчувствованию» способствует технологиза-

ция жизни, в которой участвует ребёнок.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со

взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает

чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам

других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы,

очень актуальна и важна. Большие возможности для развития эмоциональной

сферы малыша предоставляет игра.

В раннем возрасте основой становления личности ребёнка является пред-

метно-игровая деятельность. Миновав её, невозможно рассчитывать на полно-

ценное взросление человека.

Игра -один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в

целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам

и средствам общения. В игре у ребёнка формируются те стороны психики, от

которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учёбе, работе,

как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят суще-

ственные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом

развития личности.

Источником накопления чувственного опыта в раннем возрасте является иг-

рушка, так как именно на игрушку ребёнок переносит все свои человеческие

чувства.

Цель проекта– теоретически и экспериментально обосновать педагогические

условия, обеспечивающие в своей совокупности успешность развития эмоцио-

нальной отзывчивости у детей раннего возраста в процессе формирования по-

знавательной активности к игрушкам.

Объект исследования – процесс формирования познавательной активности к иг-

рушкам у детей второго года жизни.

Предмет исследования – педагогические условия развития эмоциональной отзыв-

чивости у детей раннего возраста в процессе формирования познавательной ак-

тивности к игрушкам.

В основу проекта положена следующая гипотеза: мы полагаем, что развитие

эмоциональной отзывчивости у детей второго года жизни в процессе формиро-

вания познавательной активности к игрушкам будет успешным, если:

создать условия психологической защищённости, эмоционально – положи-

тельной атмосферы во время совместной игровой деятельности педагога с

детьми;

предметно-развивающая среда соответствует возрастным и индивидуаль-

ным особенностям детей;

использовать на занятиях и вне занятий игры, этюды, стимулирующие

развитие эмоциональной сферы ребёнка;

помочь ребёнку вынести свои внутренние переживания вовне через же-

сты, мимику, движения, речь;

развивать эмоциональную отзывчивость в контексте познавательной актив-

ности к игрушкам;

использовать методы педагогической интеграции.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой нами определены следу-

ющие задачи проекта:

o

Раскрыть сущность и особенности развития эмоциональной мира де-

тей второго года жизни.

o

Раскрыть особенности развития предметно-отобразительной игры де-

тей второго года жизни.

o

Составить план-схему реализации ролево-игрового проекта «Люби-

мые игрушки».

o

Создать условия для успешного развития эмоциональной отзывчиво-

сти у детей второго года жизни в процессе формирования познаватель-

ной активности к игрушкам.

o

Положить начало формирования заботливого, доброжелательного от-

ношения к игрушкам.

o

Формировать первоначальные элементарные представления о спосо-

бах выражения своих внутренних переживаниях (жесты, мимика, движе-

ния. речь и т.д.)

ПЛАН

ПРОЕКТНЫХ

МЕРОПРИЯТИЙ.

N

п/п

мероприятия

сроки

выполнения

1

.

Изучить психолого-педагогическую литера-

туру по темам:

Особенности развития эмоциональной

сферы детей второго года жизни.

Особенности развития предметно-отобра-

зительной игры детей второго года жизни.

ноябрь

2

.

Диагностика игровых умений в соответ-

ствии с эпикризными сроками развития де-

тей.

сентябрь, ян-

варь, май

3

.

Создание предметно-развивающей среды

для детей второго года жизни.

ноябрь

4

.

Разработать перспективный план игр - за-

нятий:

с куклами;

с матрёшками;

строительным материалом

машинками

декабрь

5

.

Подготовить информацию для родителей

по темам:

Особенности развития эмоциональной

сферы детей 2-го года жизни.

Особенности предметно-отобразительной

игры детей 2-го года жизни.

декабрь

Игры между делом:

o

Игры на формирование взаимодей-

ствия с членами семьи.

o

Игры на формирование позитив-

ных личностных качеств.

o

Игры на развитие сенсорных эта-

лонов.

o

Игры на развитие мелкой и круп-

ной моторики.

o

Игры на кухне.

o

Игры с песком.

o

Игры с игрушками.

6

.

Реализовать выполнение проектных меро-

приятий.

январь

7

.

Провести презентацию проекта «Любимые

игрушки»

февраль

П Р И Л О Ж Е Н И Е

Приложение 1.

РАЗВИТИЕ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ

СФЕРЫ

ДЕТЕЙ

ВТОРОГО

ГОДА

ЖИЗНИ.

Воспитание чувств ребёнка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей зада-

чей, не менее, а в каком – то смысле даже более важной, чем воспитание его ума.

Уже в конце первого начале второго года жизни у детей возникают эмоциональные пере-

живания. В результате разнообразного общения со взрослыми и сверстниками развиваются

различные чувства: радость от игрового общения; элементарные проявления сочувствия к

другим детям; осознаннее становится любовь к матери и другим взрослым; под влиянием

порицания или похвалы формируются простейшие нравственные эмоции.

Эмоциональное поведение детей противоречиво и характеризуется импульсивностью, неу-

равновешенностью, поэтому легко появляются чувства гнева, ревности. А вследствие той же

импульсивности, любопытства дети, не заботясь о последствиях, осуществляют действие, ре-

зультат которого может их напугать. вызвать боль, т. е . появляется чувство страха.

Возможность передвижения расширяет поле восприятия детей. А поскольку игровая дея-

тельность у них недостаточно устойчива, их внимание, любопытство сосредоточены в основ-

ном на предметах обстановки. Отсюда многочисленные требования дать предмет, игрушку,

желание отобрать её у партнёра, раздражительность при невозможности получить предмет.

Следовательно, создание у детей хорошего настроения начинается с воспитания у них навы-

ков поведения, развития речи, умения играть.

Важнейшую роль в формировании эмоций играет включение малыша в содержательную

совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Она позволяет ему непосредствен-

но пережить, прочувствовать необходимость выполнения определённых норм и правил для

достижения важных и интересных целей.

На втором году жизни у ребёнка формируются новые потребности и интересы. Он начина-

ет интересоваться не только узким кругом вещей, которые непосредственно связаны с

удовлетворением биологических потребностей в пище, тепле, физическом уходе. Его интере-

сы распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений, событий, а

вместе с тем эмоциональные переживания ребёнка становятся сложнее и содержательнее: до-

вольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением

окружающих его людей. Они бурно проявляются в его мимике, движениях, речи.

Но не все компоненты детской деятельности играют одинаковую роль в возникновении

эмоций. Так, например, у детей раннего возраста эмоциональное предпочтение возникает к

тем игрушкам, которыми они научились пользоваться и которые стали необходимыми для

игры.

Таким образом, эмоциональное внутреннее отношение ребёнка к окружающей действитель-

ности как бы вырастает из его практических взаимодействий с этой действительностью. Но-

вые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственно-предметной деятельности,

полученные представления об окружающем мире, заинтересовавшие ребёнка события, интел-

лектуальный и эмоциональный опыт отражается в играх детей.

Приложение 2.

ОСОБЕННОСТИ

РАЗВИТИЯ

СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИГРЫ

ДЕТЕЙ

ВТОРОГО

ГОДА

ЖИЗНИ.

На вопрос, что больше всего любят дети, каждый ответит не сомневаясь – играть. А вот

почему ребёнок играет и почему это нужно делать, сможет объяснить не каждый.

Наблюдая окружающий мир и деятельность окружающих его людей, ребёнок хочет стать

её участником, но в полной мере, как взрослый, ещё не может этого сделать. А вот в игре

он может всё. Игра для ребёнка – наиболее доступный способ познания мира вещей с его

разнообразием свойств, качеств и мира людей со сложными взаимоотношениями, в котором

ему предстоит жить. Для взрослого же игра ребёнка ещё и своеобразный экран, который

высвечивает всё, что усвоил малыш на очередном этапе своего развития. А развитие ребён-

ка во многом зависит от того, во что и как он играет. И чем меньше малыш, тем большая

помощь в игре требуется ему со стороны взрослого.

Игры детей раннего возраста в основном неустойчивы, что выражается в частой смене иг-

рушек и игровых образов, кратковременности игры, объединении детей, наличии конфликтов

по поводу игрушек.

Для детей второго года жизни характерны действия, направленные на выполнения специ-

фических действий с предметами и достижение определённого результата.. Это кульминаци-

онный момент развития психологического содержания игры детей раннего возраста.

В условиях содержательного (делового) общения со взрослыми ребёнок на практике

узнаёт название и целевое назначение предмета, и это новое знание он переносит в свою

игру.

При правильной поддержке взрослых дети уже в первой половине второго года жизни на-

чинают переходить от действий, основанных на свойствах предметов и игрушек, к отраже-

нию практических смысловых связей между ними, то есть к обыгрыванию доступных пони-

манию ребёнка сюжетов из жизни. Таким образом, формируется сюжетно – отобразительная

игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной

жизни (в быту, на занятиях и т.д.).

Игра с образными игрушками на втором году жизни включает элементы воображения и

протекает в форме решения игровых задач. Теперь ребёнку интересно не просто катать ма-

шину или коляску, а сажать в них куклу или зайчика и катать их, готовить для игрушек

обед, кормить их, укладывать игрушки в кровать и баюкать их и т.д. Одну и ту же жизнен-

ную ситуацию, которая определяет содержание сюжета, дети могут с удовольствием отобра-

жать в течение года, если при этом изменяются, усложняются игровые способы и средства.

Например, при кормлении куклы дети сначала используют предметы, предложенные взрос-

лым - ложку, а затем охотно прибегают к замене ложки на палочку, соломинку. Позднее

дети могут называть воображаемую пищу, подготовить условия для кормления кукол и т.д.

К концу второго года жизни ребёнок уже берёт на себя роль в игре, но не заявляет о

ней. Всё это свидетельствует о новом витке развития, о начале становления сюжетно-отобра-

зительной игры. Сначала сюжетно-отобразительная игра состоит из одного действия (напри-

мер, ребёнок кормит куклу), а затем из нескольких взаимосвязанных действий, отражающих

целое событие. И чтобы сюжетно-отобразительная игра развивалась в таком направлении,

необходимо создавать условия для наглядного познания малышом окружающего мира: через

наблюдения действий взрослых, явлений природы, повадок животных.

Но не менее важно так же, чтобы в поле зрения ребёнка были подходящие сюжетно-

образные игрушки (куклы, животные, бытовые игрушки и т.д.). Они оживляют впечатления

детей от наблюдаемого и побуждают к отображению увиденного. Полезно, чтобы ребёнок

переносил игровые действия с одними игрушками на другие (пусть покормит не только ку-

клу, но и мишку, зайчика и т.д.). Продолжение этого игрового умения – перенос знакомых

действий с игрушками в разнообразные игровые ситуации (одевает куклу на прогулку, оде-

вает куклу после сна, примеряет ей разные наряды и т.д.).

Для того, чтобы игровые умения поднялись на более высокий уровень, необходимо наряду

с образными игрушками вводить игрушки-заместители. Отсутствие их тормозит не только

развитие игры, но и мышления и речи ребёнка.

Освоение детьми раннего возраста игрового опыта происходит:

в процессе специальных обучающих игр (показы-инсценеровки, театрализованные

игры, игры-занятия, сюжетно-дидактические, сюжетные подвижные и музыкальные игры);

в процессе игры педагога с детьми при его длительном или кратковременном участии

в игре.

Таким образом, на этапе сюжетно-отобразительной игры ведущим направлением работы

становится организация практического опыта осуществления игровых действий, их цепочек,

а также обеспечение общения ребёнка и взрослого в игре. Всё это способствует развитию

творческого воображения, образованию игровых умений, а, следовательно, создаёт возмож-

ность для перехода к сюжетно-ролевой игре.

Приложение 3.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ

ПЛАН

ИГР – ЗАНЯТИЙ.

Виды

деятельно

сти

I неделя

II неде-

ля

III неделя

IV неделя

игры

с

к

укла-

ми

1. Устроим

ку-

кле

комнату.

Задачи: Расширять

представления де-

тей о предметах

мебели (стол,

стул, диван, кро-

вать), их назначе-

нии; назы-вать

предметы и дей-

стия доступ-ными

детям ре-чевыми

средствами (звуко-

сочетаниями, об-

легчённые сло-ва).

Побуждать к ак-

тивным дейст-

виям.

2.Угостим

ку-

клу

чаем.

Задачи: Учить де-

тей поить куклу

чаем (впослед-

ствии мишку, зай-

ца и т.д.). Фор-

мировать умение

последова-тельно

1.Укла-

дываниеку-

клы

спать.

Задачи: По-

знакомить

де-тей с но-

вой игро-

вой цепоч-

кой дей-

ствий (поло-

жить мат-

рац на кро-

вать, засте-

лить про-

стын-кой,

положить

подущку,

поло-жить

куклу, на-

крыть её

одея-лом).

Научить де-

тей ласково

обращаться

с ку-клой,

как с доч-

кой.

1.

Купание

кук-лы.

Задачи: Учить

детей купать

кукол. Учить

последователь-

но выполнять

цепочку игро-

вых действий,

сопровождая

их речью,

мими-кой, же-

стами. Фор-

мировать уме-

ние пере-

довать отно-

шение к ку-

кле, как к

ребёнку, выра-

жать лас-ку,

понимать её

состояние

(весёлая,

груст-ная, хо-

лодно ей или

тепло и т.д.).

2.Постира-

1.Оденем

кук-лу

на

прогул-ку.

Задачи: Расширять

представленя детей

о пред-метах зимней

одежды, их отличи-

тельных признаках

(зи-мой надевают

тёплую одеж-ду);

обогащать словарь:

пальто, куртка, шап-

ка, шарф, варежки и

т.д.. Побуж-дать де-

тей к активной рече-

вой реакции, к диа-

логу.

2.Кукла

забо-

лела.

Задачи: Учить детей

выпол-нять основ-

ные действия врача

(измерить тем-пера-

туру, дать лекар-

ство), пользоваться

атрибутами по назна-

чению. Воспитывать

чувство заботы, со-

выполнять дей-

ствия, называть

предметы и дейст-

вия с ними. Вос-

питывать ласко-

вое, заботливое

от-ношение к ку-

кле.

3.Накормим

куклу

обедом.

Задачи: Продол-

жать учить детей

игре с куклой.

Помочь разнообра-

зить иг-ровые дей-

ствия. Воспиты-

вать забот-ливое

отношение к ку-

кле, как к дочке.

2.Кукла

проснулась.

Задачи: За-

креплять

уме-ния де-

тей узна-

вать и на-

зывать до-

ступными

ре-чевыми

средства-ми

знакомые

предметы;

пони-мать

их назначе-

ние; вклю-

чаться в об-

щение со

взрослыми

в форме

речи и иг-

ровых дей-

ствий.

ем

кукле

пла-

тье.

Задачи:

Способство-

вать обогаще-

нию игр новы-

ми сюжетами.

Воспитывать

интерес к тру-

ду, желание

принимать в

нём посиль-

ное участие.

переживания больно-

му.

игры с

матрёшка

ми

Игрушка –

матрёш-ка.

Задачи: Учить де-

тей действовать со

Матрёш-

ка.

Задачи: Вы-

звать ин-

Покатай

ма-трёшку.

Задачи: Про-

должать фор-

Угощаем

ма-

трёшек.

Задачи: Учить детей

выпол-нять пред-

игры

со

строй-

мате-

риа-

лом

Построим

ме-

бель

для

матрёш-

ки.

Задачи: Формиро-

вать у детей ин-

терес к строитель-

ным играм; учить

детей выпол-нять

предметно-игро-

вые действия по

под-ражанию.Вос-

питывать заботли-

вое отношение к

игрушкам.

Домики

для

игру-

шек.

Задачи:

Продолжать

формировать

предметно-

иг-ровые

действия по

подража-

нию. Воспи-

тывать за-

ботливое

отно-шение

к игру-

шкам.

Машина.

Задачи: За-

креплять ин-

терес к кон-

струированию;

учить детей

строить маши-

ну из кубика

и кирпичика

од-новремено.

Скамеечка

для

матрёшки.

Задачи: Учить детей

делать простейшие

пе-рекрытия, сое-

диняя две дета-ли

третьей. По-буждать

детей к общению.

На-учить играть с

постройками.

игры

с

Дом

для

ма-

шины.

Задачи: Формиро-

Приехал

Миш-ка

на

машине.

Покатаем

ку-кол

на

маши-не.

Ремонтируем

ав-

тобус.

Задачи: Способство-

маши-

нами

вать представле-

ния детей о

транспорте. Позна-

комить с поняти-

ем «гараж». Фор-

мировать навыки

правильных взаи-

моотношений, сов-

местных действий.

Задачи:

Продолжать

формировать

представле-

ния у де-

тей о тран-

спорте, его

на-значении.

Учить вы-

полнять це-

почку игро-

вых дей-

ствий.

Задачи: Учить

детей пере-

носить знако-

мые игровые

действия на

другие игруш-

ки.

вать обогащению

игры новым сюже-

том. Вос-питывать

отзыв-чивость, до-

бро-ту.

развле-

чения

с иг-

рушка-

ми

«Про

то,

как

Миш-ку

спать

уклады-вали».

Задачи: Закрепить

знания детей о

последовательно-

сти процесса

кормления и укла-

дывания спать.

Воспитывать за-

ботли-вое отноше-

ние к иг-рушке –

Мишке, желание

играть с ним.

«Поигра-

ем

с

ку-

клой».

Задачи: До-

ставить де-

тям удо-

вольствие

от игры с

куклами и

другими

игру-шками.

Расши-рить

представ-

ления детей

о том, как

можно по-

играть с

кук-лой.

«Кукла

Маша

на

прогулке».

Задачи:

Уточнить

пред-ставления

детей о про-

цессах одева-

ния и раз-

девания. Рас-

ширить зна-

ния о том,

как можно иг-

рать на улице

с куклами.

«Игрушки».

Задачи: Расширить

представления детей

об игру-шках. Учить

детей помогать иг-

рушкам в трудных

ситуа-циях. Воспиты-

вать отзывчи-вость,

внима-тельность .

Л И Т Е

Р А Т У Р А.

1. Бениаминова М.В. Воспитание детей. – М.: Медицина, 1991г.

2.Воспитание и обучение детей раннего возраста / под ред. Павловой Л.Н. –

М.: Просвещение, 1988г.

3.Воспитание детей в игре. /под ред. Менджерицкой Д.В. – М.: Просвеще-

ние, 1979г.

4.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / под ред. Но-

восёло- вой С.Л. – М.: Просвещение, 1985г.

5.Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушени-

ями // под ред. Стребелевой Е.А., Мишиной Г.А. – М.: Экзамен, 2006г.

6.Картушина М.Ю. Забавы для малышей. – М.: ТЦ «Сфера», 2006г.

7.Кряжева Н.Л. развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У-Фак-

тория, 2004г.

8. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду:

Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 2005г.

9.Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребёнка. – М.: Просвещение,

1972г.

10.Павлова Л.Н. Раннее детство: Развитие речи и мышления: методическое

пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2000г.

11.Петрова В.А. Занятия по развитию речи с детьми до трёх лет. – М.: Про-

свещение, 1970г.

12.Материалы Московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель

воспитания детей раннего возраста). – М.: Линка – Пресс. 2002г.

13.Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методиче-

ское пособие / составитель Дёмина Е.С. – М.: ТЦ «Сфера», 2006г.

14.Развивающие игры с малышами до трёх лет: популярное пособие для ро-

дителей и педагогов. / составитель Галанова Г.В. – Ярославль, 1998г.

15.Эмоциональное развитие дошкольника // под ред. Кошелёвой А.Д. – М.:

Просвещение, 1985г.



В раздел образования