Автор: Шевченко Вероника Андреевна
Должность: воспитатель i квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР ДС №15
Населённый пункт: город Озерск,Челябинская область
Наименование материала: Проект в I младшей группе
Тема: "Любимые игрушки"
Раздел: дошкольное образование
ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ
ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В первой младшей ГРУППЕ
ВВЕДЕНИЕ.
В последние годы происходит активное реформирование системы дошколь-
ного воспитания: растёт сеть альтернативных дошкольных учреждений, появ-
ляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригиналь-
ные методические материалы.
На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы
ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллек-
туального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С.Выготский, А.В.За-
порожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их
единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка.
Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность
ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе
эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать.
То, что писал Л.С.Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствие
чувства), наблюдавшемся у его современников и связанное с воспитанием,
направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не по-
теряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направ-
лености воспитания и обучения, «обесчувствованию» способствует технологиза-
ция жизни, в которой участвует ребёнок.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со
взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает
чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам
других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы,
очень актуальна и важна. Большие возможности для развития эмоциональной
сферы малыша предоставляет игра.
В раннем возрасте основой становления личности ребёнка является пред-
метно-игровая деятельность. Миновав её, невозможно рассчитывать на полно-
ценное взросление человека.
Игра -один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в
целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам
и средствам общения. В игре у ребёнка формируются те стороны психики, от
которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учёбе, работе,
как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят суще-
ственные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом
развития личности.
Источником накопления чувственного опыта в раннем возрасте является иг-
рушка, так как именно на игрушку ребёнок переносит все свои человеческие
чувства.
Цель проекта– теоретически и экспериментально обосновать педагогические
условия, обеспечивающие в своей совокупности успешность развития эмоцио-
нальной отзывчивости у детей раннего возраста в процессе формирования по-
знавательной активности к игрушкам.
Объект исследования – процесс формирования познавательной активности к иг-
рушкам у детей второго года жизни.
Предмет исследования – педагогические условия развития эмоциональной отзыв-
чивости у детей раннего возраста в процессе формирования познавательной ак-
тивности к игрушкам.
В основу проекта положена следующая гипотеза: мы полагаем, что развитие
эмоциональной отзывчивости у детей второго года жизни в процессе формиро-
вания познавательной активности к игрушкам будет успешным, если:
создать условия психологической защищённости, эмоционально – положи-
тельной атмосферы во время совместной игровой деятельности педагога с
детьми;
предметно-развивающая среда соответствует возрастным и индивидуаль-
ным особенностям детей;
использовать на занятиях и вне занятий игры, этюды, стимулирующие
развитие эмоциональной сферы ребёнка;
помочь ребёнку вынести свои внутренние переживания вовне через же-
сты, мимику, движения, речь;
развивать эмоциональную отзывчивость в контексте познавательной актив-
ности к игрушкам;
использовать методы педагогической интеграции.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой нами определены следу-
ющие задачи проекта:
o
Раскрыть сущность и особенности развития эмоциональной мира де-
тей второго года жизни.
o
Раскрыть особенности развития предметно-отобразительной игры де-
тей второго года жизни.
o
Составить план-схему реализации ролево-игрового проекта «Люби-
мые игрушки».
o
Создать условия для успешного развития эмоциональной отзывчиво-
сти у детей второго года жизни в процессе формирования познаватель-
ной активности к игрушкам.
o
Положить начало формирования заботливого, доброжелательного от-
ношения к игрушкам.
o
Формировать первоначальные элементарные представления о спосо-
бах выражения своих внутренних переживаниях (жесты, мимика, движе-
ния. речь и т.д.)
ПЛАН
ПРОЕКТНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ.
N
п/п
мероприятия
сроки
выполнения
1
.
Изучить психолого-педагогическую литера-
туру по темам:
Особенности развития эмоциональной
сферы детей второго года жизни.
Особенности развития предметно-отобра-
зительной игры детей второго года жизни.
ноябрь
2
.
Диагностика игровых умений в соответ-
ствии с эпикризными сроками развития де-
тей.
сентябрь, ян-
варь, май
3
.
Создание предметно-развивающей среды
для детей второго года жизни.
ноябрь
4
.
Разработать перспективный план игр - за-
нятий:
с куклами;
с матрёшками;
строительным материалом
машинками
декабрь
5
.
Подготовить информацию для родителей
по темам:
Особенности развития эмоциональной
сферы детей 2-го года жизни.
Особенности предметно-отобразительной
игры детей 2-го года жизни.
декабрь
Игры между делом:
o
Игры на формирование взаимодей-
ствия с членами семьи.
o
Игры на формирование позитив-
ных личностных качеств.
o
Игры на развитие сенсорных эта-
лонов.
o
Игры на развитие мелкой и круп-
ной моторики.
o
Игры на кухне.
o
Игры с песком.
o
Игры с игрушками.
6
.
Реализовать выполнение проектных меро-
приятий.
январь
7
.
Провести презентацию проекта «Любимые
игрушки»
февраль
П Р И Л О Ж Е Н И Е
Приложение 1.
РАЗВИТИЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
СФЕРЫ
ДЕТЕЙ
ВТОРОГО
ГОДА
ЖИЗНИ.
Воспитание чувств ребёнка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей зада-
чей, не менее, а в каком – то смысле даже более важной, чем воспитание его ума.
Уже в конце первого начале второго года жизни у детей возникают эмоциональные пере-
живания. В результате разнообразного общения со взрослыми и сверстниками развиваются
различные чувства: радость от игрового общения; элементарные проявления сочувствия к
другим детям; осознаннее становится любовь к матери и другим взрослым; под влиянием
порицания или похвалы формируются простейшие нравственные эмоции.
Эмоциональное поведение детей противоречиво и характеризуется импульсивностью, неу-
равновешенностью, поэтому легко появляются чувства гнева, ревности. А вследствие той же
импульсивности, любопытства дети, не заботясь о последствиях, осуществляют действие, ре-
зультат которого может их напугать. вызвать боль, т. е . появляется чувство страха.
Возможность передвижения расширяет поле восприятия детей. А поскольку игровая дея-
тельность у них недостаточно устойчива, их внимание, любопытство сосредоточены в основ-
ном на предметах обстановки. Отсюда многочисленные требования дать предмет, игрушку,
желание отобрать её у партнёра, раздражительность при невозможности получить предмет.
Следовательно, создание у детей хорошего настроения начинается с воспитания у них навы-
ков поведения, развития речи, умения играть.
Важнейшую роль в формировании эмоций играет включение малыша в содержательную
совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Она позволяет ему непосредствен-
но пережить, прочувствовать необходимость выполнения определённых норм и правил для
достижения важных и интересных целей.
На втором году жизни у ребёнка формируются новые потребности и интересы. Он начина-
ет интересоваться не только узким кругом вещей, которые непосредственно связаны с
удовлетворением биологических потребностей в пище, тепле, физическом уходе. Его интере-
сы распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений, событий, а
вместе с тем эмоциональные переживания ребёнка становятся сложнее и содержательнее: до-
вольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением
окружающих его людей. Они бурно проявляются в его мимике, движениях, речи.
Но не все компоненты детской деятельности играют одинаковую роль в возникновении
эмоций. Так, например, у детей раннего возраста эмоциональное предпочтение возникает к
тем игрушкам, которыми они научились пользоваться и которые стали необходимыми для
игры.
Таким образом, эмоциональное внутреннее отношение ребёнка к окружающей действитель-
ности как бы вырастает из его практических взаимодействий с этой действительностью. Но-
вые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственно-предметной деятельности,
полученные представления об окружающем мире, заинтересовавшие ребёнка события, интел-
лектуальный и эмоциональный опыт отражается в играх детей.
Приложение 2.
ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ
СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИГРЫ
ДЕТЕЙ
ВТОРОГО
ГОДА
ЖИЗНИ.
На вопрос, что больше всего любят дети, каждый ответит не сомневаясь – играть. А вот
почему ребёнок играет и почему это нужно делать, сможет объяснить не каждый.
Наблюдая окружающий мир и деятельность окружающих его людей, ребёнок хочет стать
её участником, но в полной мере, как взрослый, ещё не может этого сделать. А вот в игре
он может всё. Игра для ребёнка – наиболее доступный способ познания мира вещей с его
разнообразием свойств, качеств и мира людей со сложными взаимоотношениями, в котором
ему предстоит жить. Для взрослого же игра ребёнка ещё и своеобразный экран, который
высвечивает всё, что усвоил малыш на очередном этапе своего развития. А развитие ребён-
ка во многом зависит от того, во что и как он играет. И чем меньше малыш, тем большая
помощь в игре требуется ему со стороны взрослого.
Игры детей раннего возраста в основном неустойчивы, что выражается в частой смене иг-
рушек и игровых образов, кратковременности игры, объединении детей, наличии конфликтов
по поводу игрушек.
Для детей второго года жизни характерны действия, направленные на выполнения специ-
фических действий с предметами и достижение определённого результата.. Это кульминаци-
онный момент развития психологического содержания игры детей раннего возраста.
В условиях содержательного (делового) общения со взрослыми ребёнок на практике
узнаёт название и целевое назначение предмета, и это новое знание он переносит в свою
игру.
При правильной поддержке взрослых дети уже в первой половине второго года жизни на-
чинают переходить от действий, основанных на свойствах предметов и игрушек, к отраже-
нию практических смысловых связей между ними, то есть к обыгрыванию доступных пони-
манию ребёнка сюжетов из жизни. Таким образом, формируется сюжетно – отобразительная
игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной
жизни (в быту, на занятиях и т.д.).
Игра с образными игрушками на втором году жизни включает элементы воображения и
протекает в форме решения игровых задач. Теперь ребёнку интересно не просто катать ма-
шину или коляску, а сажать в них куклу или зайчика и катать их, готовить для игрушек
обед, кормить их, укладывать игрушки в кровать и баюкать их и т.д. Одну и ту же жизнен-
ную ситуацию, которая определяет содержание сюжета, дети могут с удовольствием отобра-
жать в течение года, если при этом изменяются, усложняются игровые способы и средства.
Например, при кормлении куклы дети сначала используют предметы, предложенные взрос-
лым - ложку, а затем охотно прибегают к замене ложки на палочку, соломинку. Позднее
дети могут называть воображаемую пищу, подготовить условия для кормления кукол и т.д.
К концу второго года жизни ребёнок уже берёт на себя роль в игре, но не заявляет о
ней. Всё это свидетельствует о новом витке развития, о начале становления сюжетно-отобра-
зительной игры. Сначала сюжетно-отобразительная игра состоит из одного действия (напри-
мер, ребёнок кормит куклу), а затем из нескольких взаимосвязанных действий, отражающих
целое событие. И чтобы сюжетно-отобразительная игра развивалась в таком направлении,
необходимо создавать условия для наглядного познания малышом окружающего мира: через
наблюдения действий взрослых, явлений природы, повадок животных.
Но не менее важно так же, чтобы в поле зрения ребёнка были подходящие сюжетно-
образные игрушки (куклы, животные, бытовые игрушки и т.д.). Они оживляют впечатления
детей от наблюдаемого и побуждают к отображению увиденного. Полезно, чтобы ребёнок
переносил игровые действия с одними игрушками на другие (пусть покормит не только ку-
клу, но и мишку, зайчика и т.д.). Продолжение этого игрового умения – перенос знакомых
действий с игрушками в разнообразные игровые ситуации (одевает куклу на прогулку, оде-
вает куклу после сна, примеряет ей разные наряды и т.д.).
Для того, чтобы игровые умения поднялись на более высокий уровень, необходимо наряду
с образными игрушками вводить игрушки-заместители. Отсутствие их тормозит не только
развитие игры, но и мышления и речи ребёнка.
Освоение детьми раннего возраста игрового опыта происходит:
в процессе специальных обучающих игр (показы-инсценеровки, театрализованные
игры, игры-занятия, сюжетно-дидактические, сюжетные подвижные и музыкальные игры);
в процессе игры педагога с детьми при его длительном или кратковременном участии
в игре.
Таким образом, на этапе сюжетно-отобразительной игры ведущим направлением работы
становится организация практического опыта осуществления игровых действий, их цепочек,
а также обеспечение общения ребёнка и взрослого в игре. Всё это способствует развитию
творческого воображения, образованию игровых умений, а, следовательно, создаёт возмож-
ность для перехода к сюжетно-ролевой игре.
Приложение 3.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ
ПЛАН
ИГР – ЗАНЯТИЙ.
Виды
деятельно
сти
I неделя
II неде-
ля
III неделя
IV неделя
игры
с
к
укла-
ми
1. Устроим
ку-
кле
комнату.
Задачи: Расширять
представления де-
тей о предметах
мебели (стол,
стул, диван, кро-
вать), их назначе-
нии; назы-вать
предметы и дей-
стия доступ-ными
детям ре-чевыми
средствами (звуко-
сочетаниями, об-
легчённые сло-ва).
Побуждать к ак-
тивным дейст-
виям.
2.Угостим
ку-
клу
чаем.
Задачи: Учить де-
тей поить куклу
чаем (впослед-
ствии мишку, зай-
ца и т.д.). Фор-
мировать умение
последова-тельно
1.Укла-
дываниеку-
клы
спать.
Задачи: По-
знакомить
де-тей с но-
вой игро-
вой цепоч-
кой дей-
ствий (поло-
жить мат-
рац на кро-
вать, засте-
лить про-
стын-кой,
положить
подущку,
поло-жить
куклу, на-
крыть её
одея-лом).
Научить де-
тей ласково
обращаться
с ку-клой,
как с доч-
кой.
1.
Купание
кук-лы.
Задачи: Учить
детей купать
кукол. Учить
последователь-
но выполнять
цепочку игро-
вых действий,
сопровождая
их речью,
мими-кой, же-
стами. Фор-
мировать уме-
ние пере-
довать отно-
шение к ку-
кле, как к
ребёнку, выра-
жать лас-ку,
понимать её
состояние
(весёлая,
груст-ная, хо-
лодно ей или
тепло и т.д.).
2.Постира-
1.Оденем
кук-лу
на
прогул-ку.
Задачи: Расширять
представленя детей
о пред-метах зимней
одежды, их отличи-
тельных признаках
(зи-мой надевают
тёплую одеж-ду);
обогащать словарь:
пальто, куртка, шап-
ка, шарф, варежки и
т.д.. Побуж-дать де-
тей к активной рече-
вой реакции, к диа-
логу.
2.Кукла
забо-
лела.
Задачи: Учить детей
выпол-нять основ-
ные действия врача
(измерить тем-пера-
туру, дать лекар-
ство), пользоваться
атрибутами по назна-
чению. Воспитывать
чувство заботы, со-
выполнять дей-
ствия, называть
предметы и дейст-
вия с ними. Вос-
питывать ласко-
вое, заботливое
от-ношение к ку-
кле.
3.Накормим
куклу
обедом.
Задачи: Продол-
жать учить детей
игре с куклой.
Помочь разнообра-
зить иг-ровые дей-
ствия. Воспиты-
вать забот-ливое
отношение к ку-
кле, как к дочке.
2.Кукла
проснулась.
Задачи: За-
креплять
уме-ния де-
тей узна-
вать и на-
зывать до-
ступными
ре-чевыми
средства-ми
знакомые
предметы;
пони-мать
их назначе-
ние; вклю-
чаться в об-
щение со
взрослыми
в форме
речи и иг-
ровых дей-
ствий.
ем
кукле
пла-
тье.
Задачи:
Способство-
вать обогаще-
нию игр новы-
ми сюжетами.
Воспитывать
интерес к тру-
ду, желание
принимать в
нём посиль-
ное участие.
переживания больно-
му.
игры с
матрёшка
ми
Игрушка –
матрёш-ка.
Задачи: Учить де-
тей действовать со
Матрёш-
ка.
Задачи: Вы-
звать ин-
Покатай
ма-трёшку.
Задачи: Про-
должать фор-
Угощаем
ма-
трёшек.
Задачи: Учить детей
выпол-нять пред-
игры
со
строй-
мате-
риа-
лом
Построим
ме-
бель
для
матрёш-
ки.
Задачи: Формиро-
вать у детей ин-
терес к строитель-
ным играм; учить
детей выпол-нять
предметно-игро-
вые действия по
под-ражанию.Вос-
питывать заботли-
вое отношение к
игрушкам.
Домики
для
игру-
шек.
Задачи:
Продолжать
формировать
предметно-
иг-ровые
действия по
подража-
нию. Воспи-
тывать за-
ботливое
отно-шение
к игру-
шкам.
Машина.
Задачи: За-
креплять ин-
терес к кон-
струированию;
учить детей
строить маши-
ну из кубика
и кирпичика
од-новремено.
Скамеечка
для
матрёшки.
Задачи: Учить детей
делать простейшие
пе-рекрытия, сое-
диняя две дета-ли
третьей. По-буждать
детей к общению.
На-учить играть с
постройками.
игры
с
Дом
для
ма-
шины.
Задачи: Формиро-
Приехал
Миш-ка
на
машине.
Покатаем
ку-кол
на
маши-не.
Ремонтируем
ав-
тобус.
Задачи: Способство-
маши-
нами
вать представле-
ния детей о
транспорте. Позна-
комить с поняти-
ем «гараж». Фор-
мировать навыки
правильных взаи-
моотношений, сов-
местных действий.
Задачи:
Продолжать
формировать
представле-
ния у де-
тей о тран-
спорте, его
на-значении.
Учить вы-
полнять це-
почку игро-
вых дей-
ствий.
Задачи: Учить
детей пере-
носить знако-
мые игровые
действия на
другие игруш-
ки.
вать обогащению
игры новым сюже-
том. Вос-питывать
отзыв-чивость, до-
бро-ту.
развле-
чения
с иг-
рушка-
ми
«Про
то,
как
Миш-ку
спать
уклады-вали».
Задачи: Закрепить
знания детей о
последовательно-
сти процесса
кормления и укла-
дывания спать.
Воспитывать за-
ботли-вое отноше-
ние к иг-рушке –
Мишке, желание
играть с ним.
«Поигра-
ем
с
ку-
клой».
Задачи: До-
ставить де-
тям удо-
вольствие
от игры с
куклами и
другими
игру-шками.
Расши-рить
представ-
ления детей
о том, как
можно по-
играть с
кук-лой.
«Кукла
Маша
на
прогулке».
Задачи:
Уточнить
пред-ставления
детей о про-
цессах одева-
ния и раз-
девания. Рас-
ширить зна-
ния о том,
как можно иг-
рать на улице
с куклами.
«Игрушки».
Задачи: Расширить
представления детей
об игру-шках. Учить
детей помогать иг-
рушкам в трудных
ситуа-циях. Воспиты-
вать отзывчи-вость,
внима-тельность .
Л И Т Е
Р А Т У Р А.
1. Бениаминова М.В. Воспитание детей. – М.: Медицина, 1991г.
2.Воспитание и обучение детей раннего возраста / под ред. Павловой Л.Н. –
М.: Просвещение, 1988г.
3.Воспитание детей в игре. /под ред. Менджерицкой Д.В. – М.: Просвеще-
ние, 1979г.
4.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / под ред. Но-
восёло- вой С.Л. – М.: Просвещение, 1985г.
5.Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушени-
ями // под ред. Стребелевой Е.А., Мишиной Г.А. – М.: Экзамен, 2006г.
6.Картушина М.Ю. Забавы для малышей. – М.: ТЦ «Сфера», 2006г.
7.Кряжева Н.Л. развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У-Фак-
тория, 2004г.
8. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду:
Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 2005г.
9.Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребёнка. – М.: Просвещение,
1972г.
10.Павлова Л.Н. Раннее детство: Развитие речи и мышления: методическое
пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2000г.
11.Петрова В.А. Занятия по развитию речи с детьми до трёх лет. – М.: Про-
свещение, 1970г.
12.Материалы Московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель
воспитания детей раннего возраста). – М.: Линка – Пресс. 2002г.
13.Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методиче-
ское пособие / составитель Дёмина Е.С. – М.: ТЦ «Сфера», 2006г.
14.Развивающие игры с малышами до трёх лет: популярное пособие для ро-
дителей и педагогов. / составитель Галанова Г.В. – Ярославль, 1998г.
15.Эмоциональное развитие дошкольника // под ред. Кошелёвой А.Д. – М.:
Просвещение, 1985г.