Напоминание

"ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ РАЗВИТИЯ"


Автор: Старкова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №19 "Зоренька"
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: "ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ РАЗВИТИЯ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ РАЗВИТИЯ

ребенка Иванов Иван

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОО разработан

на основе адаптированного образовательного маршрута для ребенка с учетом

возрастных

особенностей

НА

ПЕРИОД

С

09.01.2017

ПО

31.08.2017.

В

разработке

индивидуального

маршрута участвовали

сотрудники:

музыкальный

руководитель,

медицинские

работники,

заведующий,

заместитель

заведующего

по

воспитательной

и

методической

работе,

инструктор по физкультуре ДОО и воспитатели. В разработанном материале

приведена система работы педагогов, участвующих в реализации маршрута.

Воспитанник: Иванов Иван

Возраст: 4 года, 13.04.2012

Группа: «Гвоздичка», средняя.

Характеристика проблем ребенка:

Согласно наблюдения за ребенком: Иванов Иван

- высокий уровень развития познавательных процессов (внимание память

мышление).

- низкий уровень социально-личностного развития (конфликты с детьми,

агрессия).

Цель:

Создание в группе условий, способствующих позитивной социализации

ребенка, к его социально-личностному развитию

-преодоление

у

ребенка

негативизма

при

общении

с

детьми

в

группе

и

установлении с ними контакта;

- развитие познавательных навыков;

- смягчение эмоционального дискомфорта;

- проявление дружеских взаимоотношений в процессе общения со взрослыми

и детьми;

- преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Задачи по социально - личностному развитию ребенка:

Создать

благоприятную

предметно-развивающую

среду

для

социального развития ребенка.

Создать условия для развития положительного отношения ребенка к

себе,

другим

людям,

окружающему

миру,

коммуникативной

и

социальной компетентности детей.

Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания

своих

прав

и

свобод

(право

иметь

собственное

мнение,

выбирать

друзей,

игрушки,

виды

деятельности,

иметь

личные

вещи,

по

собственному

усмот рению

использовать

лично е

в р е м я ).

Провести профилактику и коррекцию имеющихся у ребенка социально-

личностных проблем.

А так же сформировать:

ориентацию ребенка во внешнем мире;

о б у ч е н и е

р е б е н к а

п р о с т ы м

н а в ы к а м

к о н т а к т а ;

обучение ребенка более сложным формам поведения;

развитие самосознания ребенка;

Этапы работы:

Первый

этап

установление

контакта

с

ребенком.

Для

успешной

реализации

этого

этапа

рекомендуется

щадящая

сенсорная

атмосфера

занятий.

Это

достигается

с

помощью

спокойной

негромкой

музыки

в

специально оборудованном помещении для занятий (помещение «Поморская

изба»).

Важное

значение

придается

свободной

мягкой

эмоциональности

занятий.

Педагог

общается

с

ребенком

негромким

голосом,

в

некоторых

случаях,

особенно

если

ребенок

возбужден,

даже

шепотом.

Необходимо

избегать

прямого

взгляда

на

ребенка,

резких

движений.

Не

следует

обращаться

к

ребенку

с

прямыми

вопросами.

Установление

контакта

с

ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым

моментом

всего

воспитательного

процесса.

Перед

педагогом

стоит

конкретная задача преодоления страха у ребенка, и это достигается путем

поощрения даже минимальной активности.

Второй

этап

усиление

взаимосвязи

в

процессе

взаимодействия

ребенка

и

педагога.

Решение

этой

задачи

требует

от

педагога

умения

почувствовать

настроение

ребенка,

понять

специфику

его

поведения

и

использовать это в процессе работы.

На третьем

этапе работы

важной

задачей

является

организация

целенаправленного

поведения

ребенка.

А

также

развитие

основных

психологических процессов.

Эффективность работы:

Реализация

педагогического

маршрута

для

Неумоина

Кирилла

дает

основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям

происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром.

Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный

комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

Примерное тематическое планирование по улучшению

эмоционального благополучия ребенка:

Содержание занятий

Название занятий

Количество

часов

I.

«Утро

радо стных

встреч»,

когда

дети

называют

друг

друга

л а с ко в ы м

и м е н е м ,

ж е л а ю т

д о б р а ,

улыбаются,

н а с т р а и в а ю т с я

н а

доброе событие дня.

«Индивидуальная беседа на

интересующие

детей

темы»,

или

так

называемые

«Задушевные

посиделки», где дети и взрослые

рассказывают интересные истории

из своей жизни.

« С о ч и н е н и е

д е т ь м и

творческих

рассказов

о

себе»,

о

своей

семье

с

последующим

составлением книг и оформлением

ее рисунками.

«Использование

м е тода

коллекционирования» содействует

в о з н и к н о в е н и ю

о б щ е н и я ,

совместных игр.

«Предметно-развивающая

с р е д а

в

г р у п п е »

( у г о л о к

уединения,

разновеликие

ширмы,

подиум,

емкости

личных

вещей,

рамки

для

рисунков

в

группе,

о б о р у д о в а н и е

д л я

самостоятельной

деятельности,

оборудование для режиссерских и

ролевых

игр);

направлена

на

обеспечение

индивидуальной

комфортности детей.

ежедневно

I I .

Д л я

р а з в и т и я

Д и д а к т и ч е с к и е

и г р ы ,

Утро/вечер

положительного

отношения

ребенка

к

окружающим его людям

проводим:

направленные на ознакомление и

в о с п и т а н и е

т о л е р а н т н о г о

отношения

к

разным

людям

(«Народы России», «У кого какой

дом», подбери картинку).

Ч т е н и е

с ка з о к

р а з н ы х

народов, населяющих Россию.

Рассматривание

иллюстративного

материала

на

фо рми р о ва н и е

п р а в и л ь н о г о

поведения в различных ситуация.

Коллективные

мероприятия

(праздники,

снежные

постройки,

посадка

цветов,

изготовление

п о д е л о к

и з

п р и р о д н о г о

и

бросового материала).

Разбор

ситуаций,

которые

могут

возникнуть

в

жизни,

в

к о т о р ы х

н а д о

с д е л а т ь

нравственный выбор.

Н а м е р е н н о е

с о з д а н и е

ситуаций, требующих от ребенка

помощи другим.

Фотовыставки, фотоальбом с

фотографиями всех детей группы.

(оформленные в виде настенного

панно,

где

есть

места

для

фото

каждого ребенка группы.

I I I .

Р а з в и т и ю

коммуникативной

компетентности ребенка

способствуют:

С п е ц и а л ь н ы е

и г р ы

и

упражнения

направленные

на

р а з в и т и е

р а с п о з н а в а н и я

и

выражения своих эмоций «Облако

настроения», «Зеркало» и т.п.

П у го в и ч н ы й

м а с с а ж

в

с оч е т а н и и

с

з а д а н и я м и

н а

эмоциональное проявление.

Игры драматизации.

Театрализованные игры.

Просмотр спектаклей,

Чтение

художе ственной

литературы

с

по следующим

обсуждением характера героев, их

настроения, поступков.

В режиме

дня

I V.

Д л я

р а з в и т и я

социальных

навыков

у

ребенка мы проводим:

Д и д а к т и ч е с к и е

и г р ы

(«Правда или нет»).

Р а з б о р

с и т у а ц и й

с

обсуждением как бы ты по

ступил.

Игры «Использование песка

и

в о д ы

в

к о р р е к ц и и

эмоционально-волевой

и

социальной сферы»

С п е ц и а л ь н ы е

и г р ы

н а

общение

«Найдем

волшебные

слова», «Секрет»

Элементы сказко-терапии.

Содержание

работы

по

социализации

и

включение

ребенка

во

взаимодействие с детьми:

1 .

Р а з в и т и е

и г р о в о й

д е я т е л ь н о с т и

( с ю ж е т н о - р о л е в ы х ,

театрализованных, режиссерских, и др. видов творческих игр):

• побуждать включаться в совместные со взрослым и сверстниками

игры, предлагать несложные сюжеты для игр на темы из окружающей жизни

и по мотивам литературных произведений, мультфильмов («Коммуникация»,

«Чтение»);

учить

распределять

роли

между

партнерами

по

игре,

отбирать

необходимые

для

игры

атрибуты,

предметы,

игрушки

использовать

их

в

соответствии с ролью («Коммуникация»);

• устанавливать положительные взаимоотношения в игре, считаться с

интересами

других

детей,

позитивно

разрешать

споры

и

конфликтные

ситуации («Коммуникация»);

• в театрализованных и режиссерских играх разыгрывать ситуации по

несложным

сюжетам

(из

мультфильмов,

сказок),

используя

игрушки,

предметы и некоторые (1-2) средства выразительности - жесты, мимику,

интонацию («Коммуникация», «Чтение»).

2. Приобщение к элементарными общепринятым нормам и правилам

взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в т.ч. моральным):

• развивать эмоциональную отзывчивость - проявление сочувствия к

близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений,

мультфильмов, кинофильмов, сопереживания с ними, совместной радости

(«Коммуникация», «Чтение», «Художественное творчество», «Музыка»);

• развивать адекватный отклик на прошедшие, текущие и будущие

радостные и печальные события в семье, детском саду (болезнь, праздник и

др.);

• развивать положительное отношение к требованиям взрослого по

поводу

выполнения

норм

и

правил

поведения

(«Нельзя

громко

кричать,

потому другие дети меня не услышат») («Труд»);

формировать

представление

о

некоторых

моральных

нормах

и

правилах поведения, отражающих 2-3 противоположных моральных понятия

(например, «взаимопомощь» («взаимовыручка») – «себялюбие», «жадность»

- «щедрость» и др.)

3.

Формирование

первичных

личностных,

семейных,

гендерных

представлений, представлений об обществе, стране, мире:

продолжать

формировать

представление

о

личных

данных

(имя,

фамилия, возраст в годах) («Познание», «Безопасность»);

развивать

положительную

самооценку

на

основе

выделения

некоторых собственных позитивных характеристик (качеств, особенностей) –

«Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!»;

1.

Социально-ориентированные игры для организации

взаимодействия ребенка и воспитателя

Игры для создания рабочего настроя

Задачи

Игры

Развивать:

Слуховое

во сприятие,

ум е н и е

слышать друг друга

Внимание

Внимание,

сообразительность

и

находчивость

Умение

спокойно

общаться

друг

с

другом

Умение

сотрудничать,

достигать

желаемого результата

Организованность , умение слушать

Внимание, сосредоточенность

«Поймай мышку»

«Колокольчик»

«Руки -ноги»

«Разведчики»

«день наступает- все оживает,

Ночь наступает- все засыпает»

«Замри», «Слухачи»

«Слушать за окном, за дверью»

2.

Социально-ориентированные игры-разрядки для

Социализации и включение ребенка для игр в группу сверстников

Задачи

Игры

Формировать доверительные

отношения. Развивать умение

координировать свои усилия с

действиями остальных

участников

Формировать доверительные

отношения между детьми

«Гусеница»;

«Прогулка с компасом»,

«Растеряхи»

Развивать доброжелательность,

умение налаживать контакт со

сверстниками

«Магазин вежливых слов»,

«Вот какая мама!»

3.

Социально-ориентированные игры-разрядки для

профилактики детских конфликтов (внутри группы) – обучающие игры

Прогулка с компасом

Дети делятся на пары – «турист» (ведомый) и «компас» (ведущий).

«Туристам» завязывают глаза, они становятся впереди, а «компасы» —

сзади.

Они кладут «туристам» руки на плечи.

Задача каждой пары – пройти всё игровое поле вперёд и назад. При

этом

«турист» не может разговаривать с «компасом». «Компасы» только

движением рук помогают «туристам» держать направление и избегать

препятствий – различных предметов на пути, других пар.

Магазин вежливых слов

Предварительный этап: с детьми проводится беседа о «волшебных»,

вежливых словах.

Воспитатель. У меня в «магазине» на «полке» лежат вежливые слова:

благодарности (спасибо, благодарю),просьбы (прошу тебя,

пожалуйста), приветствия (здравствуйте, добрый день, доброе утро),

извинения

(извините,

простите,

очень

жаль),

ласковые

обращения

(дорогая

мамочка, папочка, милая мамочка, бабуля и т. п.). Я буду предлагать вам

различные ситуации, а вы, чтобы правильно повести себя в них, по

очереди

подходите к полке, «покупайте» у меня нужные слова.

Ситуация 1. Мама принесла из магазина вкусные яблоки. Тебе очень

хочется

их попробовать, но мама сказала, что нужно подождать до обеда.

Как ты её попросишь, чтобы она всё-таки дала тебе кусочек вкусного

яблока?

Ситуация 2. Бабушка устала и лежит на диване. Тебе очень хочется.

Чтобы

она дочитала тебе интересную книжку.

Как ты поступишь? Как ты её попросишь?

Ситуация 3. Мама принесла из магазина твой любимый торт. Ты съел

свою

порцию, но тебе хочется ещё.

Что ты будешь делать?

Ситуация 4. Утром вся семья собралась за завтраком. Ты встал, умылся,

причесался, оделся и тоже пришёл на кухню.

Как ты себя поведёшь? Что скажешь?

4.

Сенсорная интеграция

Большинство людей учатся комбинировать свои чувства и ощущение

собственного

тела,

чтобы

получить

представление

об окружающем

мире.

Терапия с помощью сенсорной интеграции основывается на предположении,

что ребенок чересчур возбужден окружающей обстановкой. Следовательно,

цель

сенсорной

интеграции -

совершенствовать

способность

мозга

обрабатывать сенсорную информацию, таким образом, что ребенок начинает

лучше коммуницировать в повседневной жизни.

Игры на сенсорную интеграцию:

- танец под музыку (слуховая система);

- игра с коробочками, наполненными фасолью (тактильные ощущения);

- «живой песок»;

- игры с водой и мыльными пузырями;

- игры с крупой (для развития моторики);

- использование нетрадиционных техник рисования;

- игры с выкладыванием Блоков Дьенеша;

- рисование (лепка, восковой пластилин).

5. Музыкальная терапия

Цель: снятие

у

ребенка

напряжения,

агрессивности,

мотивация

от

индивидуальной

к

совместной

продуктивной

деятельности,

развитие

творческих

навыков

и потребности

в

сопереживании

с

музыкой

и

взаимодействии с другими детьми.

Те р ап и я

н ач и н а е т с я

с о з н а ком с т в а

р е б е н ка

с различными

классическими музыкальными произведениями. Музыкальный руководитель

подбирает

репертуар

в

записи

МП-3,

чтобы

ребенок

ассоциировал

с

различными видами музыкальных инструментов и мог изобразить музыку на

бумаге в рисунке как индивидуально, так и совместно с другими детьми.

Работа с родителями:

Цель взаимодействия – объединение усилий ДОО и семьи для социального

развития личности ребенка.

Задачи:

— приобщение родителей к участию в жизни ДОО;

повышение

психолого-педагогической

культуры

родителей

в

вопросах

формирования у детей уважительного отношения и чувства принадлежности

к своей семье и к окружающему социуму;

Взаимодействие педагогов детского сада с родителями осуществляется по

нескольким направлениям:

-

изучение

условий

жизни

и

психологического

климата

в

семье;

- педагогическое просвещение родителей;

- организация совместной деятельности семьи и детского сада.

Первое

направление

-

изучение

педагогами

условий

жизни

и

психологического

климата

в

семье

дошкольника,

а

также

особенностей

поведения ребенка в домашних условиях.

Схема взаимодействия субъектов

Музыкальный

руководитель

Инструктор

по

физкультур

е

Заведую

щий

ДОО

Заместитель

заведующего по

воспитательной и

методической

работе

Медицинские

работники

Воспитатели

Семья

Работа с ребенком:

Формы работы ДОУ с семьей

Заведующий ДОО

Медицинские

работники

Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе

РЕБЕНОК

Беседы и

рекомендации

администрации

ДОО

Выставка

достижений

воспитанника

Тематические и

информационные

стенды

Памятки и

буклеты

ДНИ

открытых

дверей

Список литературы:

1

Кукушкина Е.Ю. Играем и учимся дружить. Социализация в детском

саду [Текст] : учеб. пособие / Е. Ю. Кукушкина. - М. : Сфера, 2013. -

124 с. - (Б-ка воспитателя). - Библиогр.: с.121-123.

2

Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей

дошкольного возраста/Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2010. – 368 с.

3

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная

программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.

Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА

СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.



В раздел образования