Автор: Дрегало Елена Евгеньевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад "Танюша"
Населённый пункт: пгт Федоровский, Сургутский р-н, Тюменская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Социальный характер возникновения и развития речи"
Раздел: дошкольное образование
Социальный характер возникновения и развития речи.
Речь возникает при наличии определенных биологических
предпосылок
и
прежде
всего
нормального
созревания
и
функционирования центральной нервной системы. Однако речь
является
важнейшей
социальной
функцией,
поэтому
для
ее
развития одних биологических предпосылок недостаточно, она
возникает только при условии общения ребенка с эмоционально
близким для него взрослым (матерью).
Потребность в общении формируется в жизненной практике
взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Она возникает
в первые два месяца жизни ребенка на основе его первичных
органических нужд и потребности в новых впечатлениях.
Первый год жизни ребенка, когда общение со взрослыми
осуществляется
при
помощи
экспрессивно-мимических
и
предметно-действенных
средств,
мы
называем
довербальным.
Именно
в
этот
период
у
ребенка
формируется
устойчивое
избирательное реагирование на звуки человеческого голоса по
сравнению со звуками физических объектов, равными первым по
силе, длительности составу и высоте.
Изоляция ребенка от стимулирующей среды человеческого
окружения (семьи, детской группы и т.п.) рассматривается как
ситуация,
которая
лишает
ребенка
самых
необходимых
жизненных потребностей и оказывает замедляющее влияние на
его психическое развитие.
Особенно
неблагоприятное
влияние
на
развитие
речи
оказывает эмоциональная потеря, при которой с самого рождения
ребенка место недостаточное удовлетворение его потребностей и
прежде всего потребностей в теплоте и ласке. Подобная ситуация
нередко
складывается
в
неблагополучных
семьях,
при
злоупотреблении родителей алкоголем, при отсутствии матери,
при воспитании детей с первых дней жизни в детских домах