Автор: Герасимова Татьяна Егоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №30 "Кэскил"
Населённый пункт: Хангаласский улус с.Улах-Ан
Наименование материала: статья
Тема: "Этнокультурный подход в развитии познавательной активности старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Этнокультурный подход в развитии познавательной активности детей старшего
дошкольного возраста посредством проектной деятельности по
Герасимова Татьяна Егоровна,
воспитатель
МДОУ Детский сад №30 «Кэскил»
Хангаласский улус, село Улах-Ан
Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время
весьма актуально по целому ряду причин:
во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт
реализации собственных замыслов;
во-вторых, вся возрастающая динамичность экономических
и социальных
отношений
требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах;
в-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития
также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.
При
организации
проектной
деятельности
в
ДОУ
мы
столкнулись
со
следующими
проблемами:
- большинство педагогов дошкольных образовательных учреждений очень чутко относятся к
детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна
выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка
творческого
замысла
или
поиск
возможных
способов
решения
проблемы.
Ребенок
высказывает
оригинальную
идею,
ее
нужно
поддержать
и
немного
видоизменить.
Это
особенно важно не только для дошкольников, но и
для пассивных детей, не имеющих
положительного опыта проявления инициативы;
-невозможно
развивать
«субъектность»
ребенка,
оставаясь
в
жесткой,
фиксированной
позиции. Педагог в силу своего профессионального опыта имеет достаточно устойчивые
представления о том, как можно и нужно поступать в различных ситуациях. Педагог должен
посмотреть на уже известную ему ситуацию и способы решения задачи с точки зрения
пространства возможностей. Проектная деятельность ориентирована на исследование как
можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не прохождение заранее
заданного (и известного педагогу) пути. Естественно, что воспитателю проще следовать
жесткой
программе,
чем
постоянно
искать
новые
нестандартные
подходы
к
образовательному процессу. Поэтому каждый педагог должен оценить свою готовность к
проектной деятельности;
- между целенаправленным внедрением проектной деятельности в образовательный процесс
и отсутствием или низким уровнем педагогических знаний у родителей.
Выдвинутые проблемы обусловили выбор темы нашей работы:
«Этнокультурный подход в развитии познавательной активности детей старшего
дошкольного возраста посредством проектной деятельности».
Объект
исследования:
познавательной
активности
детей
старшего
дошкольного
возраста.
Предмет
исследования:
этнокультурный
подход
в
развитии
познавательной
активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Цель исследования: теоретически выявить эффективность этнокультурного подхода в
развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством
проектной деятельности.
Гипотеза
исследования
основана
на
предположении
о
том,
что
процесс
формирования
этнокультурного
подхода
в
развитии
познавательной
активности
детей
старшего
дошкольного
возраста
посредством
проектной
деятельности
будет
наиболее
эффективным, если:
-его
основу
составят
гуманистический,
этнопедагогический
подходы,
которые
конкретизуются
принципами
культурного
диалога,
культуросообразности,
оптимального
сочетания
и
последовательности
изучения
культур,
позитивного
отношения
к
этнокультурному разнообразию;
-в
содержании
образования
предусмотреть
введение
этнокультурного
подхода,
обеспечивающего усвоение детьми родной этнокультуры;
-его
реализацию
осуществлять
посредством
проектной
деятельности,
активных
методов,
направленных
на
повышение
уровня
этнокультурной
осведомленности
и
толерантности детей;
-предусмотреть организацию развивающей среды этнокультурной направленности.
В
соответствии
с
проблемой,
целью,
объектом,
предметом
исследования
и
выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
-проанализировать этнопедагогические аспекты и современное состояние проблемы развития
познавательной активности детей старшего дошкольного возраста детей в педагогической
теории и практике деятельности дошкольного образовательного учреждения;
-раскрыть сущность этнокультурного подхода;
-развивать
желание
участвовать
в
процессе
совместной
проектно-исследовательской
деятельности;
-развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого,
а затем и самостоятельно.
Работа идет в три этапа:
Первый этап – констатирующий – выбор и осмысление темы. Изучение психолого-
педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта,
задач исследования, постановка гипотезы.
В т о р о й
э т а п
– формирующий –
разработка
комплекса
мероприятий,
их
систематическое проведение, обработка полученных результатов.
Третий этап – контрольный – проведение контрольного эксперимента, обработка и
систематизация материала.
При
этом
технология
проектной
деятельности предусматривает
определенную
последовательность в организации обучения детей, состоящую из этапов:
Первый этап технологии – “выбор темы”. Задача педагога на данном этапе это– выбор вместе
с детьми темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности.
Диалог
с
детьми,
организованный
педагогом,
способствует
не
только
развитию
саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и
приобретению
новых
тематических
знаний
в
свободной
раскованной
атмосфере,
а
и
развитию
речи
и
собственно
речевого
аппарата.
Сбор
информации
и
планирование
воспитательно-образовательной
работы
в
рамках
проекта.
Задача
воспитателя
создать
условия для реализации познавательной деятельности детей. Второй этап – реализация
проекта. Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления
детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности
(игровую,
экспериментальную,
продуктивную).
На
втором
этапе
развиваются,
как
психические функции, так и личность ребёнка. Исследовательская активность на данном
этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые
проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением
педагога,
организацией
опытов
и
экспериментов.
Третий
этап
–
презентация.
Задача
воспитателя на данном этапе создать условия для того, чтобы дети имели возможность
рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты
своей деятельности. Четвёртый этап – рефлексия. Взаимодействие педагога и ребёнка в
проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция
педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания
самостоятельной
деятельности
от
обучающе-организующей
на
первых
этапах
к
направляющей и корректирующей к окончанию проекта.
Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках НОД.
Такая образовательная деятельность имеет определённую структуру и включают в себя:
создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение
проблемы
в
процессе
исследовательской
деятельности;
обсуждение
результатов;
систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов
проектной деятельности.
Работая по внедрению этой темы, мы отобрали методы и приемы, используемые нами
при
работе
с
детьми
дошкольного
возраста:
наглядный;
словесный;
практический;
проблемно-поисковый;
исследовательский;
сюрпризный
момент;
педагогическая
драматургия, посиделки перед камельком и др.
В нашем ДОУ №30 «Кэскил» практикуются разные виды проектной деятельности:
семейные, индивидуальные, групповые. Обобщающее мероприятие, которое мы проводим с
детьми
–
это
конференция
по
итогам
работы
«Я-исследователь».
Участвуют
юные
исследователи
старшего
дошкольного
возраста. Положением
конференции
проектной
деятельности детей было предусмотрено защита - презентация своих проектов.
Примерные темы для реализации плана работы:
«Олонхо геройдарын уорэтии», «Олонхо, оьуокай, тойук!», «Дьурулуйар Ньургун Боотур»,
«Роль олонхо в воспитании детей», «Обугэ оонньуулара», «Сахалыы иьиттэр», «Сахалыы
инструменнар»,
«Саха
сиригэр
ынах-суоьу
иитиитэ»,
«Саха
сиригэр
норуоттар
сомоголоьуулара», «Мой родной город Якутск», «Суктэр кыыс танаьа», «Саха сирин кунду
туулээх кыыллара», «Якутская лошадь», «Саха сиригэр сааскы булт» уо.д а.
Таким образом, можно выявить эффективность этнокультурного подхода в развитии
познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной
деятельности.
Использованная литература:
1. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания
/ Под ред. Венгера Л.А. – М.:Просвещение, 1986.- С.68.
2.
Веракса
Н.Е.,
Веракса
А.Н.
Проектная
деятельность
дошкольников.
Н.Е
Веракса,
А.Н.Веракса. – М.: Мозаика- Синтез, 2008. – 112 с.
3. Гузеев, В.В. Проектное обучение как одна из интегральных технологий / В.В. Гузеев //
Метод
проектов.
Вып.
2
/
Белорус.
гос.
унт,
Центр
проблем
развития
образования,
Республиканский инт высшей школы БГУ. – Минск РИВШ БГУ, 2003.
4.Чомчуук саас: ФГНУ Научно-исследовательский институт национальных школ РС(Я)№3
(23)2011. Ред. Колл: Григорьева А.А., Николаева А.В., Ефимова Д.Г., Аммосова В.В., Иванова
А.В.