Автор: Мирсаева Жанна Тимержаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад№ 45"
Населённый пункт: г. Бакал, Челябинская область
Наименование материала: конспект НОД по экологическому воспитанию
Тема: "Воздух - невидимка"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №45»
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по экологическому воспитанию
в старшей группе
Тема: «Воздух - невидимка»
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция
образовательных
областей:
социально-коммуникативное
развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Автор (разработчик):
Мирсаева Жанна Тимержаевна
воспитатель высшей категории
Сатка, 2017 г.
Тема: «Воздух-невидимка»
1
Возраст: старшая группа (5-6 лет).
Тип: комплексное занятие.
Форма: фронтальная.
Цель: Расширение представлений детей о воздухе.
Задачи:
Образовательные:
Познавательное развитие:
-
расширить
представления
детей
о
воздухе.
С
помощью
экспериментов
продемонстрировать
такие
его
свойства,
как
отсутствие
цвета
и
формы,
легкость,
способность двигаться, заполнять пустые пространства и создавать ветер.
Обучать детей
навыкам проведения лабораторных опытов.
Речевое развитие:
- продолжать учить отвечать на вопросы развёрнутой фразой, активизировать речь детей
- развивать у детей фонематический слух.
Развивающие:
Социально-коммуникативное развитие:
- развивать умение детей правильно общаться друг с другом, учить взаимопониманию и
правильной беседе; дружной работе в коллективе.
Художественно-эстетическое развитие:
- Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией
- развивать воображение, фантазию.
Познавательное развитие:
- развивать познавательный интерес, мыслительную активность, логическое мышление,
внимание, память, умение делать выводы.
Воспитательные:
Социально-коммуникативное развитие:
- воспитывать дружеские качества и умение работать в коллективе.
-
вызывать интерес к экспериментальной деятельности
Познавательное развитие:
- Воспитывать позитивное отношение к неживой природе. Желание исследовать её всеми
доступными способами.
Предварительная
работа: Организация пространства для проведения «мастер-
класса»,
подбор музыкального материала, привлечение родителей к подбору материалов
для проведения опытов;
подбор опытов для элементарного проведения, беседы о воздухе,
ее
роли
в
жизни
человека,
чтение художественной литературы
по теме «Воздух»,
отгадывание загадок
Словарная работа: лаборатория,
учёные , исследователи.
Индивидуальная работа: индивидуальные вопросы, индивидуальная помощь детям.
Методы и приемы:
- Наглядные (рассматривание картинок, моделей);
- Словесные (беседа, рассказ, разъяснение, объяснение);
- Практические (действие с предметами );
Оборудование и материал:
-
стаканы
с
водой,
трубочки,
свистулька,
полиэтиленовые
пакеты,
воздушные
шары,
мыльные пузыри по количеству детей, игрушка резиновая, кусочки яблока, листы бумаги
по количеству детей
Ход непосредственно образовательной деятельности
2
Часть
Деятельность педагога
Деятельность
детей
Основная
часть
Я предлагаю вам начать наше занятие.
Для этого нам нужно пройти на ковер.
Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с
другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— Доброе утро !!!
Теперь присаживайтесь на подушечки.
Ребята, скажите, что нас с вами окружает?
Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и
растениям, и животным?
Молодцы! Для чего нам нужен воздух?
Сделайте глубокий вдох, выдох.
Вы знаете сколько человек может прожить без еды?, А
без воды?
А без воздуха?
Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие
ученые-исследователи. Учёные работают в помещении,
где много приборов для опытов, а как это помещение
называется? Лаборатория.
-
Ребята,
сегодня
я
предлагаю
вам
поиграть
в
игру,
которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете,
что такое лаборатория?
Правильно- это помещение, где
проводят разные опыты и исследования. В лаборатории
на
столах
находится
оборудование,
необходимое
для
проведения
опытов.
Давайте
отправимся
в
нашу
лабораторию, проводить опыты.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Дети выполняют
з а д а н и е
и
приветствуют
друг друга.
дома,
деревья,
птицы,
животные
п и щ а ,
в о д а ,
воздух
дышать
дети выполняют
неделю
ни минуты
да
т а м
п р о в о д я т
опыты
шагают по кругу,
затем
идут
до
столов
3
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Вот
мы
очутились
в
самой
настоящей
научной
лаборатории. Садитесь за столы
Мы опыты начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нужно здесь узнать
Итак, начнем наши опыты:
Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя
роль заведующей лабораторией?
(одевает халат, шапочку, очки).
А вы будете научными работниками лаборатории. Все
сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд
правил.
Правила
Правило№1. На столах ничего не трогать без
разрешения руководителя.
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать
другим.
Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием.
Поработал- убери на место.
Правило№5. Помни - некоторые опыты можно
проводить только в присутствии взрослых.
Итак, начнем наши опыты:
Давайте вдохнем воздух через нос в грудь, чувствуете,
как он заполнил наши легкие, а теперь выдохнем его
через рот. Так происходит газообмен нашего организма и
окружающей среды. А как вы думаете, у воздуха есть
свои секреты?
Давайте проверим, правда это или нет! Я приглашаю
Дети садятся
да
4
пройти вас в нашу лабораторию.
Эксперимент №1 «Видим воздух, при помощи
трубочки и ёмкости с водой»
Дети проделывают эксперимент - берут трубочку,
опускают один конец в воду, а в другой дуют. Что вы
увидели? Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В
обоих случаях пузырьков было одинаковое количество?
Почему?
Вывод: когда в выдыхаем много воздуха, то пузырьков
много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков
мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели
воздух.
А что такое воздух?
Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо,
налево, вверх, вниз. Я воздуха не вижу, а вы видите
воздух? А почему?
Давайте попробуем доказать, что воздух есть, хоть мы
его и не видим.
Эксперимент №2 «Как поймать воздух?»
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте
поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с
пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его
видите?
Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и
осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и
нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно
почувствовать.
Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение
свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он
прозрачный».
Эксперимент №3 «Чувствуем воздух»
Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете?
А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете
Вывод: обнаружили воздух — почувствовали его
- Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос:
Как можно почувствовать воздух?
Пузырьки
воздуха
Нет
это то, чем
дышат люди и
все живое
нет
он не видимый
Надулся, воздух,
не видимый
Ветерок
воздух, холодок
воздух,
с т ру ю
воздуха
да
П р и
п о м о щ и
5
- А кто считает по-другому?
- При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать
воздух.
- Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.
Посмотрите, на следующую модель, нарисовано «ухо» ,
на какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать
воздух?»
Эксперимент №4 «Слышим воздух»
Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от
фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.
Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю.
Что вы слышите?
А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы
думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы
услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и
потихоньку спускать воздух, что мы слышим?
С помощью чего мы услышали воздух коллеги?
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. На
модели, какой следующий значок? «Нос». Как вы
думаете, воздух имеет запах? Как проверить?
Эксперимент №5 «Узнай по запаху»
Сам воздух не имеет запаха, но может запахи
переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы
догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Я вас приглашаю на ковёр, вначале мы должны
подготовиться к эксперименту, для этого необходимо
сделать специальные дыхательные упражнения.
Я предлагаю вам взять пёрышки, положить на ладонь,
что необходимо сделать? Подуть. Сделайте глубокий
вдох и сильно выдуйте его на пёрышко. Чтобы ваше
пёрышко улетело дальше всех, как нужно подуть?
Сильно.
Проводиться упражнение.
А теперь я вам предлагаю положить ваши пёрышки и
взять в руки султанчики. Как вы думаете, как нужно
подуть, чтобы дольше всех двигался ваш султанчик?
Дуть нужно также сильно? Нет, необходимо сделать
глубокий вдох и медленно выдувать воздух на
султанчик.
веера,
дули
на
ладошки
Звук, воздух
Писк, воздух.
Н а м
п о м о г л и
баночки,
б у т ы л о ч к и
и
шарик
Нет
Д е т и
к л а д у т
п ё р ы ш к и
н а
ладони.
И дуют
У детей в руках
султанчики
6
Проводиться упражнение.
Итак, мы сделали дыхательные упражнения, и теперь
кровообращение в головном мозге улучшилось, а значит,
мы сможем внимательно сосредоточиться на следующем
эксперименте.
Я каждому из вас предлагаю закрытыми глазами
ощутить аромат, который я предложу и подумать к какой
профессии относиться этот запах, например, хлеб-
пекарь. Предложить ароматы: бензин, хлеб, духи, лак,
приправа, конфета, порошок, и т.д. Дети стараются
угадать по запаху профессию.
Бензин-водитель или автомеханик;
Хлеб - пекарь;
Духи - парфюмер;
Лак для ногтей - маникюрша;
Приправа – повар;
Конфета – кондитер;
Земля – агроном;
Порошок – прачка;
Опилки – плотник, столяр.
Молодцы вы совсем справились, а теперь я предлагаю
вам последний аромат для всех, закройте глаза,
предложить всем аромат яблока. Вы замечательно
справились с заданием, и я предлагаю вам съесть
кусочек яблока.
Физкультминутка
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и кусты ( руки вверх, наклоны)
Вправо – влево, влево - вправо
Клонятся цветы и травы ( руки на пояс, наклоны)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг ( ходьба)
Дети
угадывают
запахи
Кусочки яблока
Дети выполняют
упражнение
7
Вот закончилась игра,
Заниматься нам пора (садятся)
Коллеги я приглашаю вас снова в лабораторию,
посмотрите у нас осталась одна модель, что это –
«гиря». Как вы думаете, на какой вопрос мы должны
ответить? Имеет ли вес воздух?
Кто как думаете? Давайте проверим?
Эксперимент №6 «Имеет ли воздух вес?» «Живой
пластилин»
- Давайте нальем два стакана воды. В первый стакан —
чистую воду, во - второй стакан - газированную.
- В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина .
-Что происходит в первом стакане? Что происходит во -
втором стакане?
В первом стакане обычная вода, в ней содержится
большое количество кислорода, и пластилин оседает на
дно.
Во - втором стакане вода газированная, она содержит
большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки
пластилина поднимаются к поверхности воды,
переворачиваются, и снова идут ко дну, где их снова
начинают облеплять пузырьки, но уже в большем
количестве).
- Верно, коллеги. Вначале пластилин тонет, т. к. он
тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки
(они напоминают маленькие воздушные шары) и
пластилин всплывает на поверхность.
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Гиря
Да
р а з м е р о м
с
рисовое
зёрнышко
тонет
Практическая деятельность
А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать!
Хотите попробовать? Я приглашаю вас сесть за столы.
(На столах палитры с разведенной гуашью). Возьмите
каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь
дуйте на нее в трубочку, создавая любой образ.
Воспитатель
оказывает
помощь
и
поощряет
детей.
Молодцы ребята! У всех получились очень красивые
картины.
Ваши
работы
мы
поставим
на
выставку
и
украсим группу.
Звучит
красивая
мелодия
Дети
самостоятельно
выполняют
творческую
р а б о т у ,
п р и
необходимости
просят помощи у
воспитателя.
8
Заключите
льная
часть
А теперь вспомним вместе, что нового мы сегодня
узнали о воздухе.
-Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому,
какой опыт понравился больше всего?
-Сегодня мы узнали:
Увидели воздух, почувствовали воздух, услышали
воздух, воздух имеет вес, воздух переносит запах.
Итак, коллеги, мы сегодня провели множество
экспериментов с воздухом.
- Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много
узнали нового, и интересного. Мне с вами было сегодня
так весело, можно в память о нашей встрече, я вам,
подарю маленькие сувенирчики? Подарки -мыльные
пузыри.
Ответы детей.
Список литературы:
1.Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для
студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений/ С.Н. Николаева,– М. : Академия, 1999. – 184 с.
2.Конспекты занятий по экологий в старшей группе / авт.-сост. Волчкова В. Н., Степанова Н.
Издательство: Учитель Год: 2008
3.Экологические занятия с
детьми 5-6 лет:
Практическое
пособие
для воспитателей
и
методистов ДОУ. Автор: Бондаренко Т.М. Издательство: Учитель
Год: 2007 – 159 стр
9
Аннотация к конспекту НОД «Воздух- невидимка»
Конспект непрерывной образовательной деятельности, направленный на решение
задач экологического воспитания для детей старшей группы (5-6 лет). Тип: комплексное
занятие.
В процессе НОД решаются цели и задачи, направленные на расширение знаний
детей
о
воздухе,
формирования
навыков
исследовательской
деятельности, воспитание
экологической
культуры.
Конспект
может
быть
использован
воспитателем
для
организации НОД.
10