Напоминание

"Воздух - невидимка"


Автор: Мирсаева Жанна Тимержаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад№ 45"
Населённый пункт: г. Бакал, Челябинская область
Наименование материала: конспект НОД по экологическому воспитанию
Тема: "Воздух - невидимка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №45»

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по экологическому воспитанию

в старшей группе

Тема: «Воздух - невидимка»

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция

образовательных

областей:

социально-коммуникативное

развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Автор (разработчик):

Мирсаева Жанна Тимержаевна

воспитатель высшей категории

Сатка, 2017 г.

Тема: «Воздух-невидимка»

1

Возраст: старшая группа (5-6 лет).

Тип: комплексное занятие.

Форма: фронтальная.

Цель: Расширение представлений детей о воздухе.

Задачи:

Образовательные:

Познавательное развитие:

-

расширить

представления

детей

о

воздухе.

С

помощью

экспериментов

продемонстрировать

такие

его

свойства,

как

отсутствие

цвета

и

формы,

легкость,

способность двигаться, заполнять пустые пространства и создавать ветер.

Обучать детей

навыкам проведения лабораторных опытов.

Речевое развитие:

- продолжать учить отвечать на вопросы развёрнутой фразой, активизировать речь детей

- развивать у детей фонематический слух.

Развивающие:

Социально-коммуникативное развитие:

- развивать умение детей правильно общаться друг с другом, учить взаимопониманию и

правильной беседе; дружной работе в коллективе.

Художественно-эстетическое развитие:

- Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией

- развивать воображение, фантазию.

Познавательное развитие:

- развивать познавательный интерес, мыслительную активность, логическое мышление,

внимание, память, умение делать выводы.

Воспитательные:

Социально-коммуникативное развитие:

- воспитывать дружеские качества и умение работать в коллективе.

-

вызывать интерес к экспериментальной деятельности

Познавательное развитие:

- Воспитывать позитивное отношение к неживой природе. Желание исследовать её всеми

доступными способами.

Предварительная

работа: Организация пространства для проведения «мастер-

класса»,

подбор музыкального материала, привлечение родителей к подбору материалов

для проведения опытов;

подбор опытов для элементарного проведения, беседы о воздухе,

ее

роли

в

жизни

человека,

чтение художественной литературы

по теме «Воздух»,

отгадывание загадок

Словарная работа: лаборатория,

учёные , исследователи.

Индивидуальная работа: индивидуальные вопросы, индивидуальная помощь детям.

Методы и приемы:

- Наглядные (рассматривание картинок, моделей);

- Словесные (беседа, рассказ, разъяснение, объяснение);

- Практические (действие с предметами );

Оборудование и материал:

-

стаканы

с

водой,

трубочки,

свистулька,

полиэтиленовые

пакеты,

воздушные

шары,

мыльные пузыри по количеству детей, игрушка резиновая, кусочки яблока, листы бумаги

по количеству детей

Ход непосредственно образовательной деятельности

2

Часть

Деятельность педагога

Деятельность

детей

Основная

часть

Я предлагаю вам начать наше занятие.

Для этого нам нужно пройти на ковер.

Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с

другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— Доброе утро !!!

Теперь присаживайтесь на подушечки.

Ребята, скажите, что нас с вами окружает?

Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и

растениям, и животным?

Молодцы! Для чего нам нужен воздух?

Сделайте глубокий вдох, выдох.

Вы знаете сколько человек может прожить без еды?, А

без воды?

А без воздуха?

Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие

ученые-исследователи. Учёные работают в помещении,

где много приборов для опытов, а как это помещение

называется? Лаборатория.

-

Ребята,

сегодня

я

предлагаю

вам

поиграть

в

игру,

которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете,

что такое лаборатория?

Правильно- это помещение, где

проводят разные опыты и исследования. В лаборатории

на

столах

находится

оборудование,

необходимое

для

проведения

опытов.

Давайте

отправимся

в

нашу

лабораторию, проводить опыты.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Дети выполняют

з а д а н и е

и

приветствуют

друг друга.

дома,

деревья,

птицы,

животные

п и щ а ,

в о д а ,

воздух

дышать

дети выполняют

неделю

ни минуты

да

т а м

п р о в о д я т

опыты

шагают по кругу,

затем

идут

до

столов

3

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Вот

мы

очутились

в

самой

настоящей

научной

лаборатории. Садитесь за столы

Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно здесь узнать

Итак, начнем наши опыты:

Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя

роль заведующей лабораторией?

(одевает халат, шапочку, очки).

А вы будете научными работниками лаборатории. Все

сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд

правил.

Правила

Правило№1. На столах ничего не трогать без

разрешения руководителя.

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать

другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием.

Поработал- убери на место.

Правило№5. Помни - некоторые опыты можно

проводить только в присутствии взрослых.

Итак, начнем наши опыты:

Давайте вдохнем воздух через нос в грудь, чувствуете,

как он заполнил наши легкие, а теперь выдохнем его

через рот. Так происходит газообмен нашего организма и

окружающей среды. А как вы думаете, у воздуха есть

свои секреты?

Давайте проверим, правда это или нет! Я приглашаю

Дети садятся

да

4

пройти вас в нашу лабораторию.

Эксперимент №1 «Видим воздух, при помощи

трубочки и ёмкости с водой»

Дети проделывают эксперимент - берут трубочку,

опускают один конец в воду, а в другой дуют. Что вы

увидели? Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В

обоих случаях пузырьков было одинаковое количество?

Почему?

Вывод: когда в выдыхаем много воздуха, то пузырьков

много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков

мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели

воздух.

А что такое воздух?

Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо,

налево, вверх, вниз. Я воздуха не вижу, а вы видите

воздух? А почему?

Давайте попробуем доказать, что воздух есть, хоть мы

его и не видим.

Эксперимент №2 «Как поймать воздух?»

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте

поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с

пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его

видите?

Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и

осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и

нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно

почувствовать.

Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение

свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он

прозрачный».

Эксперимент №3 «Чувствуем воздух»

Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете?

А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете

Вывод: обнаружили воздух — почувствовали его

- Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос:

Как можно почувствовать воздух?

Пузырьки

воздуха

Нет

это то, чем

дышат люди и

все живое

нет

он не видимый

Надулся, воздух,

не видимый

Ветерок

воздух, холодок

воздух,

с т ру ю

воздуха

да

П р и

п о м о щ и

5

- А кто считает по-другому?

- При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать

воздух.

- Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.

Посмотрите, на следующую модель, нарисовано «ухо» ,

на какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать

воздух?»

Эксперимент №4 «Слышим воздух»

Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от

фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю.

Что вы слышите?

А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы

думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы

услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и

потихоньку спускать воздух, что мы слышим?

С помощью чего мы услышали воздух коллеги?

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. На

модели, какой следующий значок? «Нос». Как вы

думаете, воздух имеет запах? Как проверить?

Эксперимент №5 «Узнай по запаху»

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи

переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы

догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Я вас приглашаю на ковёр, вначале мы должны

подготовиться к эксперименту, для этого необходимо

сделать специальные дыхательные упражнения.

Я предлагаю вам взять пёрышки, положить на ладонь,

что необходимо сделать? Подуть. Сделайте глубокий

вдох и сильно выдуйте его на пёрышко. Чтобы ваше

пёрышко улетело дальше всех, как нужно подуть?

Сильно.

Проводиться упражнение.

А теперь я вам предлагаю положить ваши пёрышки и

взять в руки султанчики. Как вы думаете, как нужно

подуть, чтобы дольше всех двигался ваш султанчик?

Дуть нужно также сильно? Нет, необходимо сделать

глубокий вдох и медленно выдувать воздух на

султанчик.

веера,

дули

на

ладошки

Звук, воздух

Писк, воздух.

Н а м

п о м о г л и

баночки,

б у т ы л о ч к и

и

шарик

Нет

Д е т и

к л а д у т

п ё р ы ш к и

н а

ладони.

И дуют

У детей в руках

султанчики

6

Проводиться упражнение.

Итак, мы сделали дыхательные упражнения, и теперь

кровообращение в головном мозге улучшилось, а значит,

мы сможем внимательно сосредоточиться на следующем

эксперименте.

Я каждому из вас предлагаю закрытыми глазами

ощутить аромат, который я предложу и подумать к какой

профессии относиться этот запах, например, хлеб-

пекарь. Предложить ароматы: бензин, хлеб, духи, лак,

приправа, конфета, порошок, и т.д. Дети стараются

угадать по запаху профессию.

Бензин-водитель или автомеханик;

Хлеб - пекарь;

Духи - парфюмер;

Лак для ногтей - маникюрша;

Приправа – повар;

Конфета – кондитер;

Земля – агроном;

Порошок – прачка;

Опилки – плотник, столяр.

Молодцы вы совсем справились, а теперь я предлагаю

вам последний аромат для всех, закройте глаза,

предложить всем аромат яблока. Вы замечательно

справились с заданием, и я предлагаю вам съесть

кусочек яблока.

Физкультминутка

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и кусты ( руки вверх, наклоны)

Вправо – влево, влево - вправо

Клонятся цветы и травы ( руки на пояс, наклоны)

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте (прыжки)

Выше! Веселей! Вот так!

Переходим все на шаг ( ходьба)

Дети

угадывают

запахи

Кусочки яблока

Дети выполняют

упражнение

7

Вот закончилась игра,

Заниматься нам пора (садятся)

Коллеги я приглашаю вас снова в лабораторию,

посмотрите у нас осталась одна модель, что это –

«гиря». Как вы думаете, на какой вопрос мы должны

ответить? Имеет ли вес воздух?

Кто как думаете? Давайте проверим?

Эксперимент №6 «Имеет ли воздух вес?» «Живой

пластилин»

- Давайте нальем два стакана воды. В первый стакан —

чистую воду, во - второй стакан - газированную.

- В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина .

-Что происходит в первом стакане? Что происходит во -

втором стакане?

В первом стакане обычная вода, в ней содержится

большое количество кислорода, и пластилин оседает на

дно.

Во - втором стакане вода газированная, она содержит

большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки

пластилина поднимаются к поверхности воды,

переворачиваются, и снова идут ко дну, где их снова

начинают облеплять пузырьки, но уже в большем

количестве).

- Верно, коллеги. Вначале пластилин тонет, т. к. он

тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки

(они напоминают маленькие воздушные шары) и

пластилин всплывает на поверхность.

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

Гиря

Да

р а з м е р о м

с

рисовое

зёрнышко

тонет

Практическая деятельность

А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать!

Хотите попробовать? Я приглашаю вас сесть за столы.

(На столах палитры с разведенной гуашью). Возьмите

каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь

дуйте на нее в трубочку, создавая любой образ.

Воспитатель

оказывает

помощь

и

поощряет

детей.

Молодцы ребята! У всех получились очень красивые

картины.

Ваши

работы

мы

поставим

на

выставку

и

украсим группу.

Звучит

красивая

мелодия

Дети

самостоятельно

выполняют

творческую

р а б о т у ,

п р и

необходимости

просят помощи у

воспитателя.

8

Заключите

льная

часть

А теперь вспомним вместе, что нового мы сегодня

узнали о воздухе.

-Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому,

какой опыт понравился больше всего?

-Сегодня мы узнали:

Увидели воздух, почувствовали воздух, услышали

воздух, воздух имеет вес, воздух переносит запах.

Итак, коллеги, мы сегодня провели множество

экспериментов с воздухом.

- Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много

узнали нового, и интересного. Мне с вами было сегодня

так весело, можно в память о нашей встрече, я вам,

подарю маленькие сувенирчики? Подарки -мыльные

пузыри.

Ответы детей.

Список литературы:

1.Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для

студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений/ С.Н. Николаева,– М. : Академия, 1999. – 184 с.

2.Конспекты занятий по экологий в старшей группе / авт.-сост. Волчкова В. Н., Степанова Н.

Издательство: Учитель Год: 2008

3.Экологические занятия с

детьми 5-6 лет:

Практическое

пособие

для воспитателей

и

методистов ДОУ. Автор: Бондаренко Т.М. Издательство: Учитель

Год: 2007 – 159 стр

9

Аннотация к конспекту НОД «Воздух- невидимка»

Конспект непрерывной образовательной деятельности, направленный на решение

задач экологического воспитания для детей старшей группы (5-6 лет). Тип: комплексное

занятие.

В процессе НОД решаются цели и задачи, направленные на расширение знаний

детей

о

воздухе,

формирования

навыков

исследовательской

деятельности, воспитание

экологической

культуры.

Конспект

может

быть

использован

воспитателем

для

организации НОД.

10



В раздел образования