Напоминание

"Значения слушания музыки в ДОУ"


Автор: Белкина Нина Павловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ д/сад № 1
Населённый пункт: город Карабаш, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Значения слушания музыки в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Значения слушания музыки в ДОУ

Ведущим видом в детской музыкальной деятельности

является слушание-восприятие. Ведь для того, чтобы

разучить песню, ее надо сначала услышать, а выучив,

прислушаться, выразительно ли она спета, как звучит.

Двигаясь под музыку, надо слушать ее постоянно, следить

за развитием, передавая настроение и характер

произведения.

Слушая музыку, дети знакомятся с музыкальными

произведениями разнообразных жанров, яркими

средствами выразительности.

Музыка прежде всего язык чувств. Знакомя ребенка

произведениями яркой эмоциональной окраски, его

побуждают к сопереживанию, к размышлению об

услышанном. В представлении детей музыка всегда о чем-

то повествует, поэтому они ждут рассказа о содержании

музыки, проявляют к ней живой интерес.

Оставлять ребенка на уровне лишь общего восприятия вряд

ли целесообразно. Прислушиваясь к музыкальной речи, он

способен уловить связь между эмоционально-образным

содержанием произведения и выразительно-

изобразительными средствами, ознакомление с которыми

ему доступно.

Для развития умений слушать и воспринимать музыку

важную роль играет музыкально-сенсорное воспитание

ребенка. Оно предполагает развитие у детей восприятия

звуков различной окраски и высоты в их простейших

сочетаниях. В дошкольном детстве сенсорные способности

развиваются в процессе проведения различных

музыкальных дидактических игр. В них находят место

звуковые сочетания, выражающие эмоционально-

смысловое содержания произведения. Высотные,

ритмические, динамические свойства звука являются

средствами музыкальной выразительности.

Слушание музыки как вид самостоятельной деятельности

складывается из следующих действий:

- Слушания произведений, специально созданных для

данного вида деятельности.

- Слушания в процессе разучивания песен, хороводов,

танцев, пьес для детского оркестра.

- Слушание с целью определения свойства звука в

дидактических играх.

Для лучшего восприятия услышанной музыки с детьми

можно проводить развернутые беседы: при этом их

внимание привлекается к развитию музыкального образа,

поясняется назначение отдельных выразительных

музыкальных средств. Содержание музыки хорошо

воспринимается детьми, если привлекается художественная

литература – короткий образный рассказ, сказка,

стихотворение.

Слушая произведение, дети должны не только понимать

содержание музыки, но и выделять отдельные

выразительные средства. Необходима определенная

последовательность в формировании восприятии музыки.

Выделяются такие этапы:

- целостное восприятие, осознание общего характера

произведения (при первом ознакомлении прослушивании.)

- Дифференцированное восприятие, уточнение

представления, различение отдельных эпизодов в

произведении (при повторном прослушивании.)

- Осознание выразительной роли отдельных средств в связи

с развитием музыкального образа и повторное целостное

восприятие (при завершении работы над произведением, в

конце ряда занятий.)

Каждая новая встреча с музыкой доставляет ребенку

радость, он узнает что-либо новое, ранее еще не

отмечавшееся в этом произведении.

Первое ознакомление с произведением – это целостное

восприятие музыки, осознание общего ее характера.

Поэтому важно выразительно исполнить произведение,

дать краткую его характеристику и, быть может, отметить

некоторые особенности.

Для правильной организации слушания музыки на занятиях

необходимо предусмотреть:

Специальный подбор музыкального репертуара.

Использование адекватных возрасту методов работы с

ним.

Включение других видов музыкальной деятельности

(музыкальное движение, игра в оркестре, пение,

дирижирование).

Использование различных видов художественной

деятельности детей, произведений художественной

литературы и изобразительного искусства.

Слушание музыки – уникальный вид музыкальной

деятельности. Его уникальность состоит в тех

развивающих возможностях, которые слушание

обеспечивает как в плане музыкального, так и общего

психического развития ребенка. Слушая музыку,

ребенок познает мир во всем его многообразии,

поскольку музыка отражает его в звуках разносторонне

и полно. Музыку называют «языком чувств», она дает

ни с чем не сравнимые возможности для развития

эмоциональной сферы детей.

Музыкальное искусство включает в себя

интеллектуальное начало. Б.В.Асафьев писал: «Слушая,

мы не только чувствуем или испытываем те или иные

состояния, но и дифференцируем воспринимаемый

материал, производим отбор, оцениваем,

следовательно, мыслим.»

При восприятии и анализе музыки у ребенка

развивается мышление и воображение,

произвольность и познавательна активность.

В процессе рассказа о музыке и ее анализа у

дошкольника развивается речь, которая становится

значительно более содержательной , образной и

выразительной. Воплощая свои впечатления от музыки

в художественной деятельности, он становится более

свободным и творческим.

Слушание музыки – универсальный вид деятельности.

В музыкальных программах для дошкольников он

выделен в самостоятельный раздел, и имеет огромное

значение для гармоничного развития детей.



В раздел образования