Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии"


Автор: Шакирова Наиля Мударисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Колокольчик"
Населённый пункт: город Ноябрьск ЯНАО
Наименование материала: "Изучение и внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе"
Тема: "Здоровьесберегающие технологии"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «КОЛОКОЛЬЧИК»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

(МБДОУ «КОЛОКОЛЬЧИК»)

образовательный салон

«Изучение и внедрение здоровьесберегающих технологий

в воспитательном процессе»

(из опыта работы)

Подготовила:

воспитатель Шакирова Н.М.

2018г.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия,

а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования

главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья

детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка –

дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи

являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна

сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового

образа жизни и развить познавательную активность? Когда это надо начинать?

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и

психического

здоровья.

До

7

лет

человек

проходит

огромный

путь

развития,

неповторяемый

на

протяжении

последующей

жизни.

Именно

в

этот

период

идёт

интенсивное

развитие

органов

и

становление

функциональных

систем

организма,

закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и

окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и

практических

навыков

здорового

образа

жизни,

осознанную

потребность

в

систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное

учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение

здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и

укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее

название «здоровьесберегающие технологии».

Главное

назначение

таких

новых

технологий

объединить

педагогов,

психологов,

медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие

здоровья. Так что же такое «здоровьесберегающая технология»?

Здоровьесберегающая

технология

это

целостная

система

воспитательно-

оздоровительных,

коррекционных

и

профилактических

мероприятий,

которые

осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей,

ребёнка и доктора.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий:

- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья,

- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие

педагогические

технологии

применяются

в

различных

видах

деятельности и представлены как:

1.технологии сохранения и стимулирования здоровья;

2.технологии обучения ЗОЖ;

3. коррекционные технологии.

В нашей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса

воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов

деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса; оснащение

детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта

работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием педагогических

работников: воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической

культуре, учителя – логопеда. В своей старшей группе компенсирующей направленности

мы разработали долгосрочный проект « Будь здоров, малыш» (реализация технологии

сохранения и стимулирования здоровья в коррекционном воспитательно-

образовательном процессе с детьми старшей группы компенсирующей направленности

(тяжелыми нарушениями речи), сроки реализации 2года.

Провели анкетирование родителей, сделали анализ мониторинга здоровья детей нашей

группы, составили план мероприятий по профилактике сохранению и укрепления

здоровья детей семьи и ДОУ, организовали в группе «Гостиную здоровья».

Мы особое внимание уделяем обучению детей основным движениям и навыкам

здорового образа жизни, применяя на практике, внедряя различные методы и приемы

создания среды здоровьесберегающего процесса.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья которых мы применяем:

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее

организация

направлена

на

поднятие

эмоционального

и

мышечного

тонуса

детей.

Ежедневное

выполнение

физических

упражнений

способствует

проявлению

определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с

утренней гимнастики.

Физминутка. Ежедневно, в процессе НОД детей и, по мере необходимости, я провожу

физкультминутки, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. В

работе

используются

разные

виды

физкультминуток:

с

текстом,

с

музыкальным

сопровождением, в форме подвижной игры, игры-имитации.

Пальчиковая

гимнастика

я вля е т с я

д е й с т ве н н ы м

с п о с об ом

п о в ы ш е н и я

сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям. Известному педагогу В.

А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его

пальцев».

Дыхательная гимнастика в нашей группе

направлена на выработку направленной

воздушной струи, которая необходима для правильного произношения звуков. От дыхания

во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность.

Гимнастика для глаз. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают

они лишь во время сна. Вот почему выполнение гимнастики для глаз полезно для гигиены

и профилактики нарушения зрения.

Коррекционная гимнастика после сна, помогает улучшить настроение детей, поднять

мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.

Закаливающие

процедуры включают

в

себя

разные

формы:

самомассаж,

хождение

босиком, контрастное обливание ног, ходьба по массажной дорожке, умывание после сна.

Релаксация

провожу

в

зависимости

от

состояния

детей

и

поставленных

целей.

Поможет спокойная классическая музыка, звуки природы.

Подвижные

и

спортивные

игры проводятся

ежедневно

как

часть

физкультурного

занятия, а также на прогулке, в группе - малой, со средней степенью подвижности. Игры

подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

Фитонциды

чеснока,

лука

убивают

многие

виды

простейших

вредных

для

людей

микроорганизмов.

Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребёнка при

помощи определённых цветов, направленный на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый

яркий мир детства и радости. Использую как в НОД, так и вне её.

Музыкотерапия

это

лекарство,

которое

слушают.

Специально

подбираю

мелодии,

к о т о р ы е

с н и м а ю т

г н е в ,

д о с а д у,

у л у ч ш а ю т

н а с т р о е н и е

д е т е й .

Игротерапия

способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей.

В игре,

ребенок, без ограничений и, не задумываясь, выражает свои фантазии, переживания,

эмоции, становится уверенней в себе, формируются навыки общения со сверстниками.

Песочная терапия – создаёт пространство, в котором дети могут выразить в самой

естественной для них форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость,

волнения и мечты. Ведь сам песок обладает уникальным свойством заземлять негативные

эмоции.

Психогимнастика –направлена на развитие

и коррекцию различных сторон психики

ребёнка (как его познавательной, так и эмоционально – личностной сферы). Детям очень

нравятся

этюды,

игры

и

упражнения

рекомендованные

педагогом-психологом.

Выполняются ежедневные игровые упражнения, направленные на выработку мимики,

жестов, так как у детей бедная мимика, не выразительные движения, отсутствует чувство

ритма.

В

обстановке

психологического

комфорта

и

эмоциональной

приподнятости

работоспособность группы детей заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к

более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. в помещении или на открытом

воздухе. Музыкальное

сопровождение

делает зарядку более интересной для детей. У

детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физическая культура (нод) проводятся 2 раза в неделю в помещении и 1 раз в неделю на

прогулке

в соответствии программой.

Они направлены на обучение двигательным

умениям

и

навыкам.

Регулярные

занятия

физкультурой

укрепляют

организм

и

способствуют повышению иммунитета.

Цикл деятельности «Здоровье сберегу – сам себе я помогу». Как бы много воспитатели

и родители ни делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если к

этому процессу не подключить самого ребенка. Он может многое сделать для себя самого,

нужно только научить его этому. Для этого у нас проводятся занятия по познанию и

индивидуальная работа по следующим темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза -

орган зрения», и т.д.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение,

помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует

не

только

физическому

укреплению

человека,

но

и

оздоровлению

его

психики.

Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде

динамической

паузы

на

занятиях.

Весёлые

стихи,

яркие

образы,

обыгрывающие

массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной

обстановке делают его для ребенка доступным и интересным. В нашей группе используем

суджоки.

Активный

отдых.

При

проведении

досугов,

праздников

все

дети

приобщаются

к

непосредственному

участию

в

различных

состязаниях,

соревнованиях,

с

увлечением

выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно чем

во время непрерывной образовательной деятельности по физической культуре, и эта

раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те

двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей

проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.

В коррекционной работе мы используем следующие коррекционные технологии:

Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ,

языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогает

быстрее

«поставить»

правильное

звукопроизношение,

преодолеть

уже

сложившиеся

нарушения.

Для

проведения

артикуляционной

гимнастики

использую

наглядный

материал, авторские мультимедийные презентации.

Пальчиковая

гимнастика полезна всем

детям,

особенно

с

речевыми

проблемами;

проводится

в

режимные

моменты

индивидуально

с

ребенком,

со

всей

группой

или

подгруппой

детей

ежедневно,

Она

тренирует

мелкую

моторику,

стимулирует

речь,

пространственное

мышление,

внимание,

кровообращение,

воображение,

быстроту

реакции.

Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим

воздействием

на

детей.

Она

влияет

на

состояние

нервной

системы

(успокаивает,

расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные

состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или

агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и

наши дети. При использовании музыки помню об особенностях воздействия характера

мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Музыка используется для

сопровождения учебной деятельности дошкольников (во время нод по изобразительной

деятельности и т.д.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви,

способна

гармонизировать

эмоциональное

состояние

маленького

слушателя,

а

также

развивать концентрацию внимания. Также музыку можно использовать перед сном, чтобы

помочь с трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться. Когда дети лягут в

постель, включаю спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и прошу их закрыть

глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое

вызывает у них положительные эмоции. Можно обращать внимание детей на то, как

расслабляется и отдыхает каждая часть их тела.

Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку

может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки

нужно читать и обсуждать с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать.

Для этого использовать игры-драматизации, театрализацию, ролевые игры, в которых дети

перевоплощаются в разных сказочных героев. В дальнейшем, дети смогут сами сочинить

сказки,

ведь

придуманная

сказка

ребёнком,

открывающая

суть

проблемы

-

основа

сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами

толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий которых мы применяем в своей

группе,

имеет

оздоровительную

направленность,

а

используемая

в

комплексе

здоровьесберегающая

деятельность

способствует

закреплению

здоровья

детей,

формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Семья

и

детский

сад связаны

через

«Гостиную

здоровья»,

что

облегчает

непрерывность воспитания и обучения детей, помогает установлению доверительного

делового

контакта

между

семьёй

и

детским

садом,

в

ходе

которого

корректируется

воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни

одна,

даже

самая

лучшая

физкультурно-оздоровительная

программа

не

сможет

дать

полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. В процессе

организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи мы используем

разнообразные

формы

работы:

открытые

просмотры

непрерывной

образовательной

деятельности, совместные

с детьми игры; педагогические беседы на родительских

собраниях; консультации, родители участники проекта; дни открытых дверей; участие

родителей в подготовке и проведении праздников, анкетирование. Наглядные стенды

знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями

детей.

Применение

в

работе

здоровьесберегающих

педагогических

технологий

повышает

результативность

воспитательно-образовательного

процесса,

формирует

у

педагогов

и

родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья

воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж. - Ж. Руссо, хочется

сказать:

«Чтобы

сделать

ребёнка

умным

и

рассудительным,

сделайте

его

крепким

и

здоровым».

Комплексное

использование

предложенных

технологий

даст

свои

положительные

результаты в оздоровлении детей.

Литература

1.Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007.

2.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. –М.: ТЦ Сфера, 2006.

3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

4.Хабарова Т.В. Развитие двигательных способностей старших дошкольников. СПб.: ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 112 с.

.



В раздел образования