Напоминание

"Экосистема леса"


Авторы: Золотухина Ирина Николаевна, Черкасова Дарья Игоревна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ №13
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Экосистема леса"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация образовательной деятельности с детьми подготовительной группы

по теме: «Экосистема леса».

Авторы конспекта:

Золотухина Ирина Николаевна

Черкасова Дарья Игоревна

Воспитатель

МАДОУ

№13

г.

Томска

ТОМСК 2016

Цель: Развитие интереса детей к лесу как экосистеме.

Задачи приоритетной образовательной области:

Познавательное развитие:

1.

Способствовать актуализации и расширению знаний детей о лесе (взаимодействие в экосистеме «Лес»);

2.

Способствовать развитию духовно-нравственных качеств, способствовать пониманию необходимости бережного и

уважительного отношения к окружающему миру;

3.

Способствовать развитию внимания, способности концентрироваться на решении поставленной задачи;

4.

Стимулировать познавательную активность и логическое мышление детей.

Задачи ОО в интеграции

Задачи социально-коммуникативного развития:

Способствовать формированию инициативности, находчивости, умения согласовывать свои действия с действиями

других детей.

Задачи физического развития:

Способствовать сохранению и укреплению физического здоровья детей.

Задачи художественно-эстетического развития:

Способствовать формированию художественно-эстетическое отношение к действительности посредством активизации

творческой деятельности ребёнка.

Оборудование:

Полотно из ткани зелёного цвета, иллюстрации лесных животных, птиц, растений, магнитная доска, магниты, лоскутки

ткани

разного

цвета,

формы

и

размера,

серия

карточек:

«Составь

рассказ»,

материалы

для

экспериментов

(вода,

апельсин, песок, камни, глина, пластиковые бутылки, два прозрачных стакана, ложка, растительное масло, акварель

разных цветов, шипучий аспирин, листы бумаги А4, фигурка животного, трубочки).

Предварительная работа:

1.

Чтение энциклопедий и художественной литературы о лесе, растениях и животных;

2.

Знакомство с понятием «экосистема леса»;

3.

Рассматривание иллюстраций леса;

4.

Разучивание стихотворений о животных, птицах, растениях.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание НОД

Образовательная

область (вид

деятельности)

Формы

работы

Наличие

средства у

детей

Образовательные

задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Педагог: Здравствуйте,

ребята!

Сегодня я предлагаю вам

поприветствовать друг друга

необычным способом.

(Педагог делает из ткани

«ширму». Дети становятся

по обе стороны тканевой

«ширмы» и приветствуют

друг друга руками, ногами,

спинами, локтями и т.д.)

Педагог: Сейчас нам с вами

предстоит сделать много

интересных заданий, а с чем

они будут связаны,

попробуйте отгадать.

«Социально-

коммуникативно

е развитие»,

«Физическое

развитие».

Беседа,

движение

Слово,

движение

Развивать слуховое

восприятие.

Развивать

диалогическую

речь.

Развивать

двигательные

навыки детей.

Ребёнок обогащён

духовно-

нравственно:

способен любить,

уважать природу,

осознаёт

необходимость

бережного

отношения к её

ресурсам.

Ребёнок осознаёт

социальные нормы

поведения.

Ребёнок активно

взаимодействует со

сверстниками и

взрослыми в

Загадка.

Там деревьев много разных,

Трав, лишайников, кустов,

Птиц, зверей, грибов и ягод,

И, конечно – комаров.

Там всегда полно чудес –

Я люблю прогулки в ... (лес)

Педагог: Молодцы! А теперь

давайте познакомимся с

лесными обитателями.

(Поочерёдно выходят дети,

рассказывают

стихотворения. Попутно

педагог спрашивает, какие

ещё животные, птицы и

деревья известны детям)

В рыжем платьице из ситца

Раскрасавица лисица.

Хвостик с белым кончиком.

Краска, что ли, кончилась?

Всю

ночь,

вздыхая

глухо,

Не

спит

сова-сипуха.

Сипухе не до сна –

Охотница

она.

общении и в

совместных играх.

Ребёнок даёт чёткий

ответ на

поставленный

вопрос.

Вся в серёжках. Не боится

Вьюги и мороза.

Белоствольная царица-

Русская береза.

Педагог: Видите, как много в

лесу живых существ? Вместе

они связаны друг с другом, и

называется это экосистема.

Давайте мы с вами

попробуем её создать.

Педагог:

(Педагог стелет на полу

полотно, дети садятся

вокруг него. Педагог

показывает иллюстрацию

дерева)

Педагог: Ребята, что на

картинке?

(ответ детей)

Педагог: Правильно, это

дерево. Каким оно

вырастает?

(ответ детей)

Педагог: Да, дерево очень

высокое. А рядом с ним –

растения пониже, это

кустарники, например,

шиповник, смородина,

малина.

А что же растёт под

кустарниками?

(ответ детей)

Педагог: Правильно, это

разные грибы, мхи, травы и

цветы.

Посмотрите, мы

расположили растения по

росту – это этажи леса, а

вместе – целый дом. Но если

это дом, то у него должен

быть подвал. Что спрятано у

растений под землёй?

(ответ детей)

С помощью корней растения

питаются, также корни – это

опора, которая держит над

землёй.

Но дом не должен стоять

пустым.

(Этажи заполняются сверху

вниз: насекомые – птицы и

животные, обитающие на

деревьях, - наземные

обитатели - подземные

жители. Обсуждение того,

чем все они питаются).

Педагог: Посмотрите на наше

полотно, как можно назвать

одним словом то, что мы

сделали? (экосистема леса). А

теперь представьте, что чего-

то вдруг не станет, например,

насекомых. Чем будут

питаться птицы?

Что может нарушить

экосистему леса?

Что влияет на жизнь

животных и растений?

Как именно люди приносят

вред лесу?

(ответы детей)

Педагог: Вы все правы.

Ребята, я подготовила для вас

задания в центрах

активности.

Центр литературы и развития

речи:

Составление по картинкам

рассказов об экологической

ситуации.

Центр творчества:

Выкладывание из лоскутов

ткани растительного мира

леса и обитателей леса.

Центр природы:

Серия экспериментов с

природными материалами.

Основная часть (содержательный этап)

Содержание НОД

Образовательная

область (вид

деятельности)

Формы

работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Дети расходятся по центрам.

Центр творчества:

Здесь я предлагаю вам

научиться необычному

способу творчества –

рисованию тканью.

Познавательное

развитие,

художественно -

эстетическое

развитие.

Выклады

вание

Замысел,

лоскуты ткани

Осуществить

знакомство с

нетрадиционной

техникой

изобразительного

творчества.

Развивать умение

передавать

образы с помощью

ткани.

Развивать мелку

моторику и

твёрдость руки.

Воспитывать

стремление

Ребёнок

способен осуществл

ять выбор

деятельности.

Ребёнок умеет

принимать решения,

основываясь на

собственных

желаниях, умениях,

навыках.

Ребенок способен

проявлять волевые

усилия,

усидчивость,

собранность,

выполнить работу

аккуратно и

красиво.

Воспитывать

самостоятельность

в творческой

деятельности.

Актуализировать

знание цветов.

преодолевая

сиюминутные

побуждения,

доводить начатое до

конца.

Ребёнок

демонстрирует

различные замыслы

и способы их

воплощения.

Ребёнок способен

взаимодействовать

со взрослыми и

сверстниками,

способен принимать

помощь и помогать

другим.

Центр литературы и развития

речи:

Здесь я предлагаю вам

составить с помощью

картинок рассказы об

экологии, о природе, о том,

как мы можем сберечь её.

Познавательное

развитие,

речевое

развитие.

Рассказы

вание

Набор карточек

«Составь

рассказ»

Развивать связную

речь ребенка.

Развивать речевое

творчество

ребёнка.

Расширить

словарный запас

по теме

«Экология»

Побуждать к

самостоятельности

Ребёнок

способен осуществл

ять выбор

деятельности.

Ребёнок проявляет

инициативность,

активность,

творческие

способности.

Ребёнок способен

составить

небольшой

целостный рассказ с

опорой на картинки.

Ребёнок

демонстрирует

навыки

коммуникации со

взрослыми и со

сверстниками,

способность

согласовывать свои

действия с

действиями

окружающих.

Центр природы:

Здесь можете провести

эксперименты с природными

материалами.

«Апельсинка»

Педагог кладёт в миску с

водой апельсин и предлагает

детям понаблюдать, утонет ли

он, далее попытаться утопить

его. Затем педагог очищает

апельсин. Дети кладут его в

воду – он идёт на дно.

Педагог объясняет, что дело в

Познавательное

развитие

Эксперим

ентирова

ние

Развивать

любознательность,

стимулировать

познавательную

активность.

Знакомить с

разными

способами

исследования

предметов.

Ребёнок

способен осуществл

ять выбор

деятельности.

Ребёнок

демонстрирует

навыки

коммуникации со

взрослыми и со

сверстниками,

способность

согласовывать свои

действия с

действиями

кожуре апельсина, в которой

содержится много пузырьков

воздуха, они и выталкивали

апельсин на поверхность.

«Тонет – не тонет»

Дети опускают «мусор» в таз

с водой и наблюдают, пойдёт

он на дно или останется на

поверхности. Можно

использовать песок, камни,

глину, пластиковые бутылки –

это наглядная демонстрация

того, что происходит, когда

человек выбрасывает мусор в

водоёмы.

«Вулкан»

Дети с помощью педагога

смешивают в прозрачном

стакане воду, растительное

масло, краску и шипучий

аспирин. Затем наблюдают за

процессом «извержения»

красочного настольного

вулкана, обсуждают

увиденное.

«Сильная бумага»

Эксперимент с весом. Два

стакана наполняются водой –

окружающих.

Ребенок способен

проявлять волевые

усилия,

усидчивость,

собранность,

преодолевая

сиюминутные

побуждения,

доводить начатое до

конца.

это опора. На неё кладётся

лист бумаги, посреди

которого располагается

небольшая фигурка

животного. Фигурка падает -

объясняется причина. Далее

ребёнок сворачивает лист

бумаги гармошкой.

Эксперимент повторяется, но

фигурка на этот раз

удерживается.

«Выдувание»

С помощью соломинки дети

выдувают узоры на воде или

песке.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Содержание НОД

Образовате

льная

область

(вид

деятельност

и)

Формы

работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Воспитатель:

Ребята, сегодня

мы узнали много

«Социально

-

коммуникат

Общение

Слово

Формировать

позитивные

установки.

Ребёнок демонстрирует

навыки коммуникации со

взрослыми и со сверстниками.

нового и сделали

много

интересного. Но

самое главное –

мы приобщились

к миру природы.

Расскажите,

понравилось ли

вам сегодня? И

поняли ли вы, как

человек способен

помочь природе?

ивное

развитие»

Развивать

коммуникативные

навыки.

Ребёнок способен выслушать

других, положительно оценить

чужой труд, эмоционально

поддержать.

Ребёнок успешно выражает

собственное мнение.



В раздел образования