Автор: Храмцова Анна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №6 "Буратино"
Населённый пункт: ХМАО-Югра город Мегион
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" с детьми 6 – 7 лет на тему: "За кулисами театра"
Раздел: дошкольное образование
Конспект
организованной образовательной деятельности по образовательной
области «Познавательное развитие»
с детьми 6 – 7 лет на тему: «За кулисами театра»
Программное содержание:
1. Познакомить детей с профессиональной деятельностью художника-кукольника,
кукловода.
2. Уточнить представления детей о театральных профессиях, трудовых действиях
декоратора, осветителя, костюмера, гримера, звукооператора.
3. Развивать у детей умение использовать средства выразительности (жесты, мимика,
интонация, движения), творческую самостоятельность.
4. Совершенствовать умение детей передавать образы героев.
5. Воспитывать дружеское взаимодействие.
Оборудование: презентация «Путешествие в театр», фломастеры, восковые мелки,
заготовки для кукол, ширма, билеты в театр.
Словарная работа: кукольная мастерская, художник-кукольник, кукловод.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте
Воспитатель: Я очень рада вас видеть. А вы знаете, что здороваться можно разными
способами?
Дети: Знаем, жестами.
Воспитатель:
Да,
жестами,
можно
приветливо
помахать
рукой,
кивнуть
головой.
Помашите друг другу, кивните головой. Еще как можно поздороваться?
Дети: С помощью мимики.
Воспитатель: Да, с помощью мимики, подмигнуть, улыбнуться. Улыбнитесь, подмигните
друг другу и гостям
Воспитатель: Ребята, у меня сегодня очень хорошее настроение, и мне захотелось сделать
для вас что-нибудь приятное. Я предлагаю вам совершить путешествие в необычную,
сказочную страну, в страну театра.
Воспитатель: Проходите, присаживайтесь. Давайте поговорим немного о театре.
Слайд №1здание театра
Воспитатель: Ребята, вы бывали в театре? А как вы думаете, зачем люди ходят в театр?
Дети: посмотреть представление…..
Воспитатель:
Люди
приходят
в
театр,
чтобы
отдохнуть,
развлечься,
посмотреть
спектакль. Но для некоторых людей театр – это работа. Скажите, кем они там работают,
какие театральные профессии вы знаете?
Дети: артисты…
Слайд № 2 декоратор
Воспитатель: Молодцы, много профессий вы знаете, а еще в театре обязательно должен
быть декоратор. Ваня, кто такой декоратор, что он делает ?
Воспитатель:
Декоратор
оформляет
сцену
декорациями,
то
есть
картинами
или
предметами, которые помогают создать обстановку для театрального действия.
Слайд № 3 звукооператор
Воспитатель: В театре также работает звукооператор. Как вы думаете, для чего в театре
нужен звукооператор?
Предположительные ответы детей…
Воспитатель: Да, во время спектакля звукооператор включает музыку в нужный момент.
Слайд № 4 осветитель
В театре также работает осветитель. Как вы думаете, для чего в театре нужен осветитель?
Предположительные ответы детей…
Воспитатель: Да, осветитель следит за освещением сцены, зрительного зала во время
спектаклей.
Слайд № 5 костюмер
Воспитатель: В театре еще работает костюмер. Как вы думаете, что делает костюмер?
Предположительные ответы детей…
Воспитатель: Костюмер подбирает артистам сценический костюм, чтобы он подходил к
образу героя.
Слайд № 6 гример
Воспитатель: В театре еще работает гример. Как вы думаете, что делает гример?
Предположительные ответы детей…
Воспитатель: Гример с помощью специальных красок накладывает грим актерам, чтобы
они были похожи на тех персонажей, которых они будут играть.
Воспитатель: Вот видите ребята, сколько интересных профессий есть в театре. Ну, нам
пора.
Воспитатель:
Я
для
вас
приготовила
сюрприз
и
купила
билеты
на
театральное
представление.
При входе в театр нас просят предъявить билет. Кому мы предъявляем билет?
Дети: билетеру
Воспитатель:
Ребята
сегодня
я
буду
билетером.
Где
же
ваши
билеты,
доставайте,
покажите их. (дети достают билеты)
- А что это с вашими билетами, они порваны?
Слайд№ 7 Появляется злой волшебник.
Волшебник: Ха-ха-ха. Я никуда вас не пушу. Все ваши билеты я заколдовал, и вы не
попадёте в театр.
Воспитатель:
Ребята,
что
же
нам
делать?
Если
билеты
заколдованы,
то
их
надо
расколдовать.
Дети: расколдовать.
Воспитатель: Правильно, давайте попробуем их расколдовать. Для этого вам надо собрать
билет из частей. (дети собирают билеты)
Проводится дид.игра: «Собери билет».
Воспитатель: Молодцы, у вас получилось расколдовать билеты. Посмотрите на билеты,
вы догадались, на какое представление я вас хочу пригласить?
Дети: на сказку «Теремок».
Воспитатель: А как вы догадались?
Предположительные ответы детей…
Воспитатель: Молодцы, все правильно! Ничего не получилось у злого волшебника. С
билетами у вас теперь все в порядке, я, как билетер, пропускаю вас в театр.
Звенит первый звонок.
Воспитатель:
Ребята,
вы
слышите,
звенит
звонок.
Нам
пора
заходить.
Перед
представлением должно прозвенеть три звонка. Прозвенел первый звонок, значит, у нас с
вами есть ещё время. Вы хотите узнать, что происходит за кулисами театра?
Дети: да.
Кулисы!!!
Воспитатель: Ребята, что это за помещение? Куда мы с вами попали?
Предположительные ответы детей…
Воспитатель: Это кукольная мастерская. Давайте скажем вместе: кукольная мастерская.
- Как вы думаете, кто здесь работает?
Предположительные ответы детей…
Воспитатель:
Здесь
работают
Давайте
вместе
скажем:
здесь
работают
художники-
кукольники. А что они делают?
Дети: художники-кукольники.
Воспитатель: Художники-кукольники занимаются изготовлением различных кукол для
театра. А давайте и мы, как художники-кукольники сами изготовим куклу для спектакля.
Проходите,
присаживайтесь.
Смотрите,
здесь
есть
заготовки
для
кукол,
художнику-
кукольнику осталось только расписать их, я предлагаю вам помочь мастеру закончить эту
работу. Расписать куклы нам нужно так, чтобы они были похожи на образцы.
(дети раскрашивают подготовленные заранее шаблоны).
Воспитатель:
Художник-кукольник
Саша…..,
какую
куклу,
ты
расписываешь?
(самовар…) Ваня….., кем ты сейчас работаешь? (Художником-кукольником)
Воспитатель: Художник-кукольник изготавливает кукол из различных материалов, это
может
быть
и
солома,
и
ткань,
и
пластик,
и
дерево.
Каждый
художник-кукольник
вкладывает в кукол частичку своей души, своего сердца.
Воспитатель:
Художник-кукольник
Света…..,
какую
куклу,
ты
расписываешь?
(самовар…) Варя….., кем ты сейчас работаешь? (Художником-кукольником)
Воспитатель: Какие замечательные и необычные персонажи у нас получились.
- Во время кукольного представления все куклы оживают, двигаются, разговаривают. Как
вы думаете, как это происходит? (за них говорят люди, артисты)
- А вы знаете, как правильно называют этих людей?
Воспитатель: Их называют кукловодами. А почему их так называют?
Предположительные ответы детей…
Воспитатель: КУКЛОВОДЫ - это люди, которые водят,
управляют куклами. Давайте
вместе скажем: кукловоды. Слово образовано из двух слов кукла и водить, значит, куклу
водить, кукловод.
- Ребята, давайте наведем на столах порядок, задвинем стулья.
- Приглашаю вас встать в круг. Ребята, у каждой куклы свой голос. Голоса у всех разные.
- Давайте пофантазируем, каким голосом может обладать каждый персонаж. Посмотрите,
на мою куклу. Ребята мне кажется моя метла веселая, шустрая и голос у нее такой
быстрый, звонкий. Послушайте, как она говорит: «Здравствуй те я метла, я все вымету,
вычищу не оставлю не пылинки». Вот какой голос.
- А теперь подумайте какой голос может быть у вашего персонажа. Какой голос может
быть у самовара?
Дети: (грубый, громкий)
Воспитатель: Поздоровайся за своего персонажа….., скажи
голосом самовара.
Дети: (дети меняют голос произносят фразу).
Воспитатель: Какие вы молодцы, смогли своих кукол оживить, придумать им голос.
Воспитатель: Ребята, у кукловодов есть главное правило: при показе спектакля кукла
должна быть всегда обращена к зрителям. Посмотрите, как движется моя кукла. Идет,
метет: вжик-вжик.
- Покажи, Света, как будет двигаться твоя кукла, зеркало. Бежит, посмеивается, хихикает:
хи-хи-хи, ха-ха-ха.
- Бежит, звенит кружечка: дзынь-дзынь.
(Давайте послушаем, как скажет Катя голосом кружечки….)
(Давайте поможем Свете придумать голос кукле Зеркало…..)
Звенит второй звонок.
Воспитатель: Слышали? Прозвенел второй звонок, это значит, нам пора занимать свои
места в зрительном зале.
Слайд №11 появляется злой волшебник.
Волшебник: Ха-ха-ха всё равно у вас ничего не получится, потому что я всех артистов
тоже заколдовал.
Слайд №12 зрительный зал
Воспитатель: Ребята, что же делать? Посмотрите, зрители уже заняли свои места и ждут
сказочного представления. Они очень расстроятся, что спектакля не будет. Что же делать?
Предположительные ответы детей…
Воспитатель: Ребята, а давайте сами покажем кукольное представление.
-
Посмотрите
у
нас
уже
и
куклы
готовы,
и
мы
уже
знаем,
какими
голосами
они
разговаривают. Давайте покажем сказку «Теремок» на новый лад. Но в нашей сказке герои
будут проситься пустить их жить в теремок, рассказывая, чем они могут быть полезны для
всех жителей теремка.
Звенит третий звонок. Дети проходят за ширму.
Театрализация сказки «Теремок»
Воспитатель: Было оно или не было
Правда это или нет
Послушаем лучше,
что сказка сказывает.
Сказка эта – «Теремок
Знаете ее молчок!
Теремок то не простой
Не тот, что был - другой.
Воспитатель: Стоит в поле теремок, бежит по полю метла, бежит метет Ших, Ших…
Подошла к теремку и говорит:
Метла: Ой, какой красивый теремок, можно я буду здесь жить.
Воспитатель: А теремок спрашивает: А чем ты можешь быть полезной?
Метла: Я люблю чистоту, я все вымету, вычищу
Воспитатель: Хорошо заходи.
Идет по полю самовар, идет пыхтит.
Самовар: Пух, Пух, Пух….
Воспитатель: Подошёл к теремку, спрашивает:
Самовар: Кто в теремочке живет?..
Можно я буду с вами жить?
Воспитатель: А чем ты можешь быть полезен?
Самовар: (ответ героя)
Воспитатель: Хорошо заходи. Из леса выходит кастрюля, идет, крышкой гремит.
Кастрюля: Бах, Бах, Бах….
Воспитатель: Подошла к теремку и спрашивает:
Кастрюля: Кто в теремочке живет? Можно я буду тоже здесь жить?
Герои: А чем ты можешь быть полезна?
Кастрюля: (ответ героя)
Герои: Хорошо заходи.
Воспитатель: Бежит следом кружечка, бежит, звенит.
Кружечка: Дзынь ля ля, Дзынь ля ля…..
Воспитатель: Подбежала к теремку и спрашивает:
Кружечка:
Кто в теремочке живет…..
Можно я буду тоже здесь жить?
Герои: А чем ты можешь быть полезна?
Кружечка:
(ответ героя)
Герои:
Хорошо заходи.
Воспитатель: Ползет следом шляпа, ползет, шуршит.
Шляпа: Шир, шир, шир…
Кто в теремочке живет…..
Можно я буду тоже здесь жить?
Герои: А чем ты можешь быть полезна?
Шляпа: (ответ героя)
Герои:
Хорошо заходи.
Воспитатель: Идет следом сундук, идет замочком побрякивает.
Сундук: Бряк, бряк, бряк…
Воспитатель: Подошел и спрашивает
Сундук:
Кто в теремочке живет?
Можно я буду тоже здесь жить?
Герои: А чем ты можешь быть полезна?
Сундук: (ответ героя)
Герои:
Хорошо заходи.
Воспитатель: Идет зеркальце, идет солнечных зайчиков пускает, хихикает.
Зеркало: Хи, хи, хи, хи…
Воспитатель: Подошло зеркальце и спрашивает
Зеркало:
Кто в теремочке живет…..
Можно я буду тоже здесь жить?
Герои: А чем ты можешь быть полезно?
Зеркало: (ответ героя)
Герои:
Хорошо заходи.
Воспитатель: Бежит по полю будильник, бежит, тикает
Будильник: Тик – так, тик – так…
Воспитатель: Подошел и спрашивает
Будильник:
Кто в теремочке живет…..
Можно я буду тоже здесь жить?
Герои: А чем ты можешь быть полезен?
Будильник: (ответ героя)
Герои:
Хорошо заходи.
Воспитатель: Вдруг выходит из леса молоток, идет, стучит.
Молоток: Тук, тук, тук…
Воспитатель: Подошёл и спрашивает
Молоток:
Кто в теремочке живет…..
Можно я буду тоже здесь жить?
Герои: А чем ты можешь быть полезен?
Молоток: (ответ героя)
Герои:
Хорошо заходи.
Воспитатель: И стали они жить поживать и, как говориться, где труд, там и радость.
- Уважаемые зрители, поприветствуем наших артистов кукловодов!
Выходят герои -поклонились.
Звучат аплодисменты.
Слайд № 13 появляется злой волшебник.
Волшебник: Вы меня победили…
Воспитатель: Вот и закончилось наше необычное путешествие по сказочной стране,
которая называется театр. Вам понравилось?
- Давайте еще раз вспомним, люди каких профессий работают в театре (ответы детей).
- А кем вам сегодня пришлось поработать? (кукловодами, художниками-кукольниками).
Давайте скажем еще раз: кукловодом, художником-кукольником.
- Правильно, все эти профессии в театре важны и необходимы. Люди работают для того,
чтобы театр приносил удовольствие и радость зрителям.
Пусть куклы, которых вы представляли, останутся с вами на память о нашем путешествии
в сказочную страну театра.