Автор: Тодчук Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-детский сад №183"
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: "Поэзия в воспитании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Поэзия в воспитании дошкольников.
В развитии ребенка, его интеллектуальных способностей и чувства
языка важную роль играет чтение вслух. Ребенок с самого нежного возраста
способен определять интонацию, хорошо чувствует ритм речи. И тут
огромную роль в развитии малыша приобретают детские стихи. Самые
первые книжки и тексты, которые читаем детям мы взрослые - это именно
забавные смешные стихи малышам.
Поэтическая речь ритмически четко организована, а это особенно важно
в стихах для детской аудитории. Поэзия, вообще, богата яркими образами,
красочна, зрелищна и фонетически очень насыщена. Большое число
аллитераций обогащают ее. Ребенок чувствует эту особенность, и тянется
интуитивно именно к таким произведениям. В детской поэзии, как правило,
четкие и звонкие, легко угадываемые рифмы, которые прекрасно
запоминаются. Это способствует заучиванию их наизусть.
Стихотворная речь лучше запоминается. Поэтические образы открывают
и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и
взаимоотношений, расширяет его кругозор, обогащает эмоции, воспитывает
воображение и дает прекрасные образцы русского литературного языка. В
них дети познают лаконичность и точность слова, улавливают
музыкальность, напевность поэтической речи, замечают ее ритмическую и
метрическую организованность, созвучие стихотворных строк.
Процесс заучивания стихотворений для дошкольников имеет огромную
пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю
гармонию, развивается память, формируется культурный уровень. Каждое
словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный
фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения
развивает технику речи: дикцию, дыхание.
Заучивание стихов - это прекрасная тренировка для мозга. Если, во
время занятий с логическими игрушками, усиленно работает левое
полушарие мозга, то в случае заучивания стихов активно действует не одно
только правое полушарие, но и весь мозг. Ученые давно доказали, что
ребенок знающий много стихов в раннем детстве и в дальнейшей жизни
демонстрирует лучшие чем сверстники показатели интеллектуального
развития.
С другой стороны, любой даже самый простой детский стишок включает
в себя слова, которыми мы редко пользуемся в повседневной жизни: это
метафоры, яркие эпитеты, сравнения и образы. И построение стихотворения
отличается от речевой конструкции нашей обычной речи. Ребенок,
повторяющий эти обороты при заучивании стихотворения, запоминает их,
обогащая собственную речь и словарный запас. Стихи учат ребенка
прислушиваться к звучанию слов, дают знания малышу, что существуют
слова с похожим звучанием, но разным содержанием и, наоборот, - различные
слова могут обозначать одно и тоже.