Напоминание

"Планирование по астрономии"


Автор: Игнатьева Елена Анатольевна
Должность: учитель физики и астрономии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: город Усинск, Республика Коми
Наименование материала: Тематическое планирование по астрономии для 11 класса (базовый уровень)
Тема: "Планирование по астрономии"
Раздел: среднее образование





Назад




VIII. Тематическое планирование

Тематическое планирование для 11 класса (базовый уровень)

35 часов в год (35 рабочих недель из расчёта 1 часа в неделю)

п/п

Тема

Кол-во

час

АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ

НАУКАМИ (2 ч)

2

1/1

Астрономия, ее связь с другими науками. Развитие астрономии было

вызвано практическими потребностями человека, начиная с глубокой

древности. Астрономия, математика и физика — их развитие в

тесной связи друг с другом.

1

2/2

Структура и масштабы Вселенной. Наземные и космические

приборы и методы исследования астрономических объектов.

Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия

1

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ (5 ч)

5

3/1

Звездная величина как характеристика освещенности, создаваемой

звездой.

Согласно шкале звездных величин разность на

1

4/2

Высота полюса мира над горизонтом и ее за-

висимость от географической широты места

наблюдения. Небесный меридиан. Кульми-

нация светил. Определение географической

широты по измерению высоты звезд в момент

их кульминации.

1

5/3

Эклиптика и зодиакальные созвездия. Наклон

эклиптики к небесному экватору. Положение

Солнца на эклиптике в дни равноденствий

и солнцестояний. Изменение в течение года

продолжительности дня и ночи на различных

географических широтах.

Луна — ближайшее к Земле небесное тело, ее

единственный естественный спутник. Период обращения Луны

вокруг Земли и вокруг своей оси — сидерический (звездный) месяц.

Синодический месяц — период полной смены фаз Луны.

1

6/4

Условия наступления солнечных и лунных затмений. Их

периодичность. Полные, частные и кольцеобразные затмения

Солнца.Полные и частные затмения Луны. Предвы-числение

будущих затмений.Точное время и определение географической

долготы. Часовые пояса. Местное и поясное, летнее и зимнее время.

Календарь — систе-ма счета длительных промежутков времени.

История календаря. Високосные годы. Ста-рый и новый

стильрямолинейное равномерное движение. Скорость. С/р

«Равномерное движение»

1

7/5

5.Контрольная работа № 1 по теме «Практические основы

астрономии».

Тема проекта или исследования: «Определение скорости света по

наблюдениям моментов затмений спутника Юпитера».

Наблюдения (невооруженным глазом): «Основные созвездия и

1

наиболее яркие звез-

ды осеннего, зимнего и весеннего неба. Из-

менение их положения с течением времени»,

«Движение Луны и смена ее фаз»

СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (7 ч)

7

8/1

Геоцентрическая система мира Аристотеля —

Птолемея. Система эпициклов и дифферентов

для объяснения петлеобразного движения

планет. Создание Коперником гелиоцентриче-

ской системы мира. Роль Галилея в становле-

нии новой системы мира.

1

9/2

Внутренние и внешние планеты. Конфигура-

ции планет: противостояние и соединение.

Периодическое изменение условий видимости

внутренних и внешних планет. Связь синоди-

ческого и сидерического (звездного) периодов

обращения планет.

1

10/3

Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение ско рости движения планет

по эллиптическим орбитам. Открытие Кеплером законов движения

планет — важный шаг на пути становления механики. Третий закон-

основа для вычисления относительных расстояний планет от Солнца.

1

11/4

Размеры и форма Земли. Триангуляция. Горизонтальный параллакс.

Угловые и линейные размеры тел Солнечной системы.

Подтверждение справедливости закона тяготения для Луны и планет.

Возмущения в движении тел Солнечной системы.

1

12/5

Открытие планеты Нептун. Определение массы небесных тел. Масса

и плотность Земли. Приливы и отливы.

Время старта КА и траектории полета к планетам и другим телам

Солнечной системы. Выполнение маневров, необходимых для

посадки на поверхность планеты или выхода на орбиту вокруг нее.

1

13/6

Практическая работа с планом Солнечной системы.

1

14/7

Контрольная работа № 2 по теме «Строение Солнечной системы».

Тема проекта или исследования:

«Конструирование и установка глобуса Набокова».

Наблюдения (в телескоп): «Рельеф Луны», «Фазы Венеры», «Марс»,

«Юпитер и его спутники», «Сатурн, его кольца и спутники»

1

ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (8 ч)

8

15/1

Гипотеза о формировании всех тел Солнечной

системы в процессе длительной эволюции хо-

лодного газопылевого облака. Объяснение их

природы на основе этой гипотезы.

Краткие сведения о природе Земли. Условия

на поверхности Луны. Два типа лунной по-

верхности — моря и материки. Горы, кратеры

и другие формы рельефа. Процессы формиро-

вания поверхности Луны и ее рельефа.

1

16/2

Результаты исследований, проведенных автоматическими

аппаратами и астронавта-ми. Внутреннее строение Луны.

Химический состав лунных пород. Обнаружение воды на Луне.

Перспективы освоения Луны.

1

Анализ основных характеристик планет. Разделение планет по

размерам, массе и средней плотности.

17/3

Планеты земной группы и планеты-гиганты.

Их различия.

Сходство внутреннего строения и химиче-ского состава планет

земной группы. Рельеф поверхности. Вулканизм и тектоника. Мете-

оритные кратеры. Особенности температур-ных условий на

Меркурии, Венере и Марсе. Отличия состава атмосферы Земли от

атмо сфер Марса и Венеры. Сезонные изменения в атмосфере и на

поверхности Марса. Состоя-ние воды на Марсе в прошлом и в

настоящее время. Эволюция природы планет. Поиски жизни на

Марсе.

1

18/4

Химический состав и внутреннее строение планет-гигантов.

Источники энергии в недрах планет. Облачный покров и

атмосферная циркуляция. Разнообразие природы спутников.

Сходство природы спутников с планетами земной группы и Луной.

Наличие атмосфер укрупнейших спутников. Строение и состав

колец.

1

19/5

Астероиды главного пояса. Их размеры и чис-ленность. Малые тела

пояса Койпера. Плутон и другие карликовые планеты. Кометы. Их

строение и состав. Орбиты комет. Общая чис-ленность комет.

1

20/6

Кометное облако Оорта. Астероидно-кометная опасность. Возможно-

сти и способы ее предотвращения. Одиночные метеоры. Скорости

встречи с Зем-лей. Небольшие тела (метеороиды). Метеорные

потоки, их связь с кометами. Крупные тела. Явление болида, падение

метеорита. Классификация метеоритов: железные, каменные,

железокаменные.

1

21/7

Практическая работа

«Две группы планет Солнечной системы».

2

22/8

Контрольная работа № 3 по теме «Природа тел Солнечной системы».

Тема проекта или исследования:

«Определение высоты гор на Луне по способу Галилея»

СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ (6 ч)

6

23/1

Источник энергии Солнца и звезд — термоядерные реакции.

Перенос энергии внутри Солнца. Строение его атмосферы.

Грануляция. Солнечная корона. Обнаружение потока солнечных

нейтрино. Значение этого открытия для физики и астрофизики.

1

24/2

Проявления солнечной активности: солнечные пятна, протуберанцы,

вспышки, корональные выбросы массы. Потоки солнечной плазмы.

Их влияние на состояние магнитосферы Земли. Магнитные бури,

полярные сияния и другие геофизические явления, влияющие на

радиосвязь, сбои в линиях электропередачи. Период изменения

солнечной активности.

1

25/3

Звезда — природный термоядерный реактор.

Светимость звезды. Многообразие мира звезд.

Их спектральная классификация. Звезды-гиганты и звезды-карлики.

Диаграмма «спектр — светимость». Двойные и кратные

звезды. Звездные скопления. Их состав и возраст.

1

26/4

Цефеиды — природные автоколебательные системы. Зависимость

«период — светимость». Затменно-двойные звезды. Вспышки новых

1

— явление в тесных системах двойных звезд. Открытие

«экзопланет» —планет и планетных систем вокруг других звезд.

27/5

Зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их

массы. Вспышка сверхновой — взрыв звезды в конце ее эволюции.

Конечные стадии жизни звезд: белые карлики, нейтронные звезды

(пульсары), черные дыры.

Проверочная работа

«Солнце и Солнечная система».

1

28/6

Контрольная работа № 4 по теме «Солнце и звезды».

Темы проектов или исследований: «Определение условий видимости

планет в текущем учебном году», «Наблюдение солнечных пятен с

помощью камеры-обскуры», «Изучение солнечной активности по на-

блюдению солнечных пятен», «Определение температуры Солнца на

основе измерения солнечной постоянной», «Наблюдение метеорного

потока», «Определение расстояния до удаленных объектов на основе

измерения параллакса», «Изучение переменных звезд различного

типа».

Наблюдения (в телескоп): «Солнечные пятна» (на экране), «Двойные

звезды»

1

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (5 ч)

5

29/1

Размеры и строение Галактики. Расположение и движение Солнца.

Плоская и сферическая подсистемы Галактики. Ядро и спиральные

рукава Галактики. Вращение Галактики и проблема «скрытой»

массы. Радиоизлучение межзвездного вещества. Его состав.

Области звездообразования. Обнаружение сложных органических

молекул. Взаимосвязь звезд и межзвездной среды. Планетарные

туманности — остатки вспышек сверхновых звезд.

1

30/2

Спиральные, эллиптические и неправильные галактики. Их

отличительные особенности ,размеры, масса, количество звезд.

Сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик. Квазары и

радиогалактики. Взаимодействующие галактики. Скопления и

сверхскопления галактик.

1

31/3

Общая теория относительности. Стационарная Вселенная А.

Эйнштейна. Вывод А. А. Фридмана о нестационарности Вселенной.

«Красное смещение» в спектрах галактик и закон Хаббла.

Расширение Вселенной происходит однородно и изотропно.

Гипотеза Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, ее обоснование и

подтверждение.

1

32/4

Реликтовое излучение. Теория Большого взрыва. Образование хими-

ческих элементов. Формирование галактик и звезд. Ускорение

расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение

1

33/5

Тема проекта или исследования: «Исследование ячеек Бенара».

Наблюдения (в телескоп): «Звездные скопления (Плеяды, Гиады)»,

«Большая туманность Ориона», «Туманность Андромеды»

1

ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ (2 ч)

2

34/1

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые

для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы.

Сложные органические соединения в космосе.

1

35/2

Современные возможности радиоастрономии и космонавтики для

1

связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд.

Человечество заявляет о своем существовании.

Тема проекта или исследования:

«Конструирование школьного планетария»



В раздел образования