"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАЗАЧЬЕГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ"
Автор: Тарасевич Лариса Александровна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МБДОУ № 7 Населённый пункт: Ростовская область, город Новочеркасск Наименование материала: статья Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАЗАЧЬЕГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ" Раздел: дошкольное образование
Адрес
:
Шумакова
31
Телефон
: 24—63—77
учитель
—
логопед
МБДОУ
№
7
Тарасевич
Л
.
А
.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
КАЗАЧЬЕГО
НАРОДНОГО
ТВОРЧЕСТВА
ДЛЯ
ФОРМИРОВАНИЯ
СВЯЗНОЙ
РЕЧИ
ДЕТЕЙ
С
РЕЧЕВЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ
- учитывайте возрастные особенности
своих детей.
- знакомьте дошкольников с
архитектурой, живописью путем
рассказов, бесед, экскурсий по
родному городу,
- посещайте с детьми « Музей
Донского казачества», где можно
познакомиться с традициями и бытом
казаков, их ремёслами.
- давайте простые и понятные
объяснения исконных названий
предметов казачьего обихода;
- заботьтесь о том, чтобы у ребёнка
были новые впечатления от
рассказывания Вами казачьих
бывальщин, рассказов.
- побуждайте детей к созданию
образов героев любимых сказок,
легенд;
- проводите совместные с дошкольным
учреждением фольклорные праздники,
семейные театрализованные
постановки, вечера досуга.
- занимайтесь с ребенком совместной
творческой деятельностью: пойте,
играйте, лепите, рисуйте по мотивам
казачьего творчества;
- поощряйте любопытство, не
скупитесь на похвалу
!
Рекомендации родителям по
ознакомлению детей с казачьим
творчеством
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
детский
сад
№
7
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7
Сколько сказов и присказок,
Вам любой казак расскажет…
К числу важнейших задач работы с
дошкольниками, имеющих речевые
нарушения, относится формирование у них
связной речи. Это необходимо как для
наиболее полного преодоления речевого
недоразвития, так и для подготовки детей к
предстоящему школьному обучению.
Самобытностью и разнообразием отличается
культура донского казачества. Она уникальна,
как уникальна сама социальная общность, ее
породившая.
Наш край богат былинами и песнями,
сказками и преданиями, пословицами и
поговорками. Они, как радуга после дождя,
радуют своим многоцветьем. Переплелись
быль и легенда, действительность и сказка –
диво волшебное, богатство, которому цены
нет!
Детство – то время, когда возможно
подлинное, искреннее погружение в истоки
национальной культуры. Именно в детском
возрасте важно дать детям то ценное, что
создано казачеством за его историю.
Во время работы над казачьими
произведениями, дети обогащают словарь за
счет исконно народных слов и понятий. У них
прививается любовь к красоте и мудрости
народной речи, идет работа над
автоматизацией поставленных звуков и
введение их в самостоятельную речь. Это
помогает правильно строить диалоги, а,
следовательно, влияет на развитие и связной
монологической речи.
Используя в
деятельности с детьми такую форму работы с
казачьей бывальщиной, рассказами и
сказками, как драматизация, мы способствуем
развитию просодической стороны речи:
тембра голоса, его силы, темпа, интонации,
выразительности.
ЧЕМ ДАЛЬШЕ В БУДУЩЕЕ СМОТРИМ, ТЕМ БОЛЬШЕ ПРОШЛЫМ ДОРОЖИМ,
И В СТАРОМ КРАСОТУ НАХОДИМ, ХОТЬ НОВОМУ ПРИНАДЛЕЖИМ.
На Дону пословица недаром молвится
Многие пословицы, поговорки, загадки,
приучают как к образному меткому
слову, выстраивают базу для успешного
формирования словообразования, для
усвоения антонимов, синонимов, так и
создают основу для развития таких
мыслительных операций, как сравнение и
обобщение.
При знакомстве с пословицами и поговорками,
внимание детей обращаем на
слова, которые
звучат похоже
Пташка не без воли, казак не без
доли
Была бы голова,
будет и булава (если есть разум - обязательно
выйдешь в люди )
Казак-донец и швец, и жнец, и на дуде
игрец, и в хоре певец, и в бою молодец (что ни
возьми - казак умеет всё)
Донской казак честь не
кинет, хоть головушка сгинет (честь ему
дороже жизни)
При войсковой булаве, да при своей
голове (руководить - думать самостоятельно)
Какова
пряха, такова на ней рубаха.
Кому Дон тих, а кому - лих (своим на Дону
хорошо, врагам - туго)
Казачий фольклор
также способствует у
своению детьми
глаголов множественного числа
Казаки никому не кланяются
(казачество любит свободу и волю)
Казаки от казаков ведутся
(происхождение родовых казаков )
Казаки, что
дети: и много поедят, и малым наедятся
(привычка к неприхотливой воинской жизни)
Старших и в Орде почитают (а
в казачестве, дескать, тем более)
Пение давно используется как одно из
реабилитационных средств для тех, кто имеет
какие-либо нарушения речи. Оно
способствует нормализации деятельности
периферических отделов речевого аппарата
(дыхательного, артикуляционного,
голосообразовательного); развитию речи за
счет расширения словаря и улучшения
произносительной стороны (ритмико-
мелодическая сторона: темп, ритм, тембр,
динамика).
Пение помогает исправлять ряд речевых
недостатков: невнятное произношение,
проглатывание окончаний слов, особенно
твердых, - а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-
ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации
звука, закреплению правильного
произношения.
Как раз в донском фольклоре много
лирических, хороводных, плясовых песен. В
песнях присутствуют устойчивые речевые
обороты, повторы, постоянные эпитеты.
Яркость и образность языка развивает у детей
устойчивый интерес к песне, умение
эмоционально и выразительно исполнить ее,
правильно передавая мелодию, спеть песню
различными способами (в сопровождении
музыки и без, с помощью взрослого и
самостоятельно), а главное - формируется
желание участвовать в концертах,
фольклорных праздниках.
На Дону пословица недаром молвится
Многие пословицы, поговорки, загадки,
приучают как к образному меткому
слову, выстраивают базу для успешного
формирования словообразования, для
усвоения антонимов, синонимов, так и
создают основу для развития таких
мыслительных операций, как сравнение и
обобщение.
При знакомстве с пословицами и
поговорками, внимание детей обращаем на
слова, которые звучат похоже
Пташка не без
воли, казак не без доли
Была бы голова, будет и булава (если есть
разум - обязательно выйдешь в люди )
Казак-донец и
швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре
певец, и в бою молодец (что ни возьми - казак
умеет всё)
Донской казак честь не кинет, хоть
головушка сгинет (честь ему дороже жизни)
При
войсковой булаве, да при своей голове
(руководить - думать самостоятельно)
Какова пряха,
такова на ней рубаха.
Кому Дон тих, а кому - лих (своим на Дону
хорошо, врагам - туго)
Казачий
фольклор также способствует у
своению
детьми глаголов множественного числа
Казаки никому не
кланяются (казачество любит свободу и
волю)
Казаки от казаков
ведутся (происхождение родовых казаков )
Казаки, что дети: и много поедят, и малым
наедятся (привычка к неприхотливой
воинской жизни) Старших и
в Орде почитают (а в казачестве, дескать,
тем более)
Пение давно используется как одно из
реабилитационных средств для тех, кто
имеет какие-либо нарушения речи. Оно
способствует нормализации деятельности
периферических отделов речевого аппарата
(дыхательного, артикуляционного,
голосообразовательного); развитию речи за
счет расширения словаря и улучшения
произносительной стороны (ритмико-
мелодическая сторона: темп, ритм, тембр,
динамика).
Пение помогает исправлять ряд речевых
недостатков: невнятное произношение,
проглатывание окончаний слов, особенно
твердых, - а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-
ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации
звука, закреплению правильного
произношения.
Как раз в донском фольклоре много
лирических, хороводных, плясовых песен. В
песнях присутствуют устойчивые речевые
обороты, повторы, постоянные эпитеты.
Яркость и образность языка развивает у
детей устойчивый интерес к песне, умение
эмоционально и выразительно исполнить ее,
правильно передавая мелодию, спеть песню
различными способами (в сопровождении
музыки и без, с помощью взрослого и
самостоятельно), а главное - формируется
желание участвовать в концертах,
фольклорных праздниках.
Нет на свете плясок краше,
Если вдруг казак запляшет,
Если хором запоет –
Удивит любой народ…