Автор: Бугай Татьяна Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ№40
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие певческих способностей детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Развитие певческих способностей детей дошкольного возраста
Бугай Т.В., музыкальный
руководитель МАДОУ№40 г. Томска
Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта,
а прежде всего воспитание человека.
В.А. Сухомлинский.
Современная наука признаёт раннее детство, как период, имеющий огромное
значение для развития различных способностей и задатков детей, а
особенно,
э м о ц и о н а л ь н о й
о т з ы в ч и в о с т и .
В
дошкольной
педагогике
музыка
рассматривается
как
ничем
не
заменимое
средство
развития
у
детей
эмоциональной
отзывчивости
на
всё
доброе
и
п р е к р а с н о е ,
с
к о т о р ы м и
о н и
в с т р е ч а ю т с я
в
ж и з н и .
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для формирования и развития
певческого голоса. Пение является для ребёнка самым
любимым и доступным
видом музыкальной деятельности.
Первый песенный опыт ребёнок приобретает в семье. Когда с первых дней
жизни
он
слышит
колыбельные
песни
от
мамы,
пытаясь
своим
гулением
повторить, фонограмму различных детских песен. Следующий этап ребёнок
познаёт в детском саду, где начинается постепенное погружение ребёнка в мир
песен и музыки. Сегодня мы рассматриваем песню как универсальное средство
развития, объединяющее
художественно – эстетическое и физическое развитие,
познавательное и социально – коммуникативное развитие.
Значение певческой исполнительской деятельности трудно переоценить и в
личностном развитии ребенка. Пение не только развивает эстетическое восприятие,
эстетические
чувства,
художественно-музыкальный
вкус
и
весь
комплекс
музыкальных
и
музыкально-сенсорных
способностей.
Пение
способствует
формированию
эстетического
отношения
к
окружающей
действительности,
обогащению переживаний ребенка, его умственному развитию, так как раскрывает
перед ним целый мир представлений и чувств. Оно расширяет детский кругозор,
увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы.
Велико значение пения и в развитии речи ребенка: обогащается его словарный
запас,
совершенствуется
артикуляционный
аппарат,
улучшается
детская
речь.
Хоровое
пение
является
эффективнейшим
средством
воспитания
не
только
эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей,
оно
наилучшим
образом
содействует
развитию
музыкальных
способностей
(певческого
голоса,
чувства
ритма,
музыкальной
памяти),
развитию
певческих
навыках,
содействует
росту
интереса
к
музыке,
повышает
эмоциональную
и
вокально-хоровую культуру. Так как же происходит вокально-хоровое развитие в
детском
саду?
В
раннем
дошкольном
возрасте
дети,
с
помощью
педагога,
приобретают
свои
первые
музыкальные
навыки
–
слушают
музыку
разного
характера (весёлая, грустная, быстрая медленная, народная, классическая и т.д.),
исполняют вместе со взрослым
небольшие песенки,
учатся самостоятельно
пропевать несложные фразы, передавать своим голосом разнообразные звуки
природы (пение птиц, животных – кошка, волк, медведь, мышка и т.п.) тем самым
дети
самовыражаются,
раскрепощаются,
проявляют
свои
мысли,
чувства,
настроение, проявляется характер детей. Часто по инициативе детей подбирается
произведение,
которое
они
хотят
исполнить.
В
дальнейшем
вокально-хоровая
работа становится более осознанным занятием для детей, где начинается более
серьёзная работа над
постановкой голосового аппарата и пением в коллективе
(умение
слышать
друг
друга
и
себя,
одновременно
начинать
и
заканчивать
музыкальные
фразы,
брать
дыхание,
петь
без
напряжения,
свободно,
плавно,
отрывисто и т.д.). Занятия пением помогают развивать социально-личностные и
коммуникативные
качества,
помогают
организовать
и
объединить
детский
коллектив. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как
воля, организованность, выдержка.
Не смотря на то, что пение
серьёзная
работа педагога
над развитием
голосового
аппарата
каждого
ребёнка это и хорошее средство поддержки
и н и ц и а т и в ы
и
с а м о с т о я т е л ь н о с т и
д е т е й
в
в о к а л ь н о й
с ф е р е .
Для поддержки у детей интереса к песенному творчеству проводятся различные
мероприятия городского уровня и на базе детского сада, где дети могут проявить
свои таланты и показать
чему они научились, занимаясь в вокальной группе
детского сада.
Выступление для детей – это возможность продемонстрировать
свои достижения, повысить самооценку.
Таким образом, можно вовлекать детей в вокальное искусство, в мир песни,
давая
им
при
этом
возможность
реализовывать
свои
потребности
в
пении
и
поддерживать
любую
детскую
инициативу. Музыка
обладает
могучим
эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает
его выше, чище, лучше.
Список литературы:
1. Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь». М.: Просвещение, 1985.
2.
Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва, 1998.
3.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.