Напоминание

Развитие певческих способностей детей дошкольного возраста


Автор: Бугай Татьяна Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ№40
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие певческих способностей детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие певческих способностей детей дошкольного возраста

Бугай Т.В., музыкальный

руководитель МАДОУ№40 г. Томска

Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта,

а прежде всего воспитание человека.

В.А. Сухомлинский.

Современная наука признаёт раннее детство, как период, имеющий огромное

значение для развития различных способностей и задатков детей, а

особенно,

э м о ц и о н а л ь н о й

о т з ы в ч и в о с т и .

В

дошкольной

педагогике

музыка

рассматривается

как

ничем

не

заменимое

средство

развития

у

детей

эмоциональной

отзывчивости

на

всё

доброе

и

п р е к р а с н о е ,

с

к о т о р ы м и

о н и

в с т р е ч а ю т с я

в

ж и з н и .

Дошкольный возраст - самый благоприятный период для формирования и развития

певческого голоса. Пение является для ребёнка самым

любимым и доступным

видом музыкальной деятельности.

Первый песенный опыт ребёнок приобретает в семье. Когда с первых дней

жизни

он

слышит

колыбельные

песни

от

мамы,

пытаясь

своим

гулением

повторить, фонограмму различных детских песен. Следующий этап ребёнок

познаёт в детском саду, где начинается постепенное погружение ребёнка в мир

песен и музыки. Сегодня мы рассматриваем песню как универсальное средство

развития, объединяющее

художественно – эстетическое и физическое развитие,

познавательное и социально – коммуникативное развитие.

Значение певческой исполнительской деятельности трудно переоценить и в

личностном развитии ребенка. Пение не только развивает эстетическое восприятие,

эстетические

чувства,

художественно-музыкальный

вкус

и

весь

комплекс

музыкальных

и

музыкально-сенсорных

способностей.

Пение

способствует

формированию

эстетического

отношения

к

окружающей

действительности,

обогащению переживаний ребенка, его умственному развитию, так как раскрывает

перед ним целый мир представлений и чувств. Оно расширяет детский кругозор,

увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы.

Велико значение пения и в развитии речи ребенка: обогащается его словарный

запас,

совершенствуется

артикуляционный

аппарат,

улучшается

детская

речь.

Хоровое

пение

является

эффективнейшим

средством

воспитания

не

только

эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей,

оно

наилучшим

образом

содействует

развитию

музыкальных

способностей

(певческого

голоса,

чувства

ритма,

музыкальной

памяти),

развитию

певческих

навыках,

содействует

росту

интереса

к

музыке,

повышает

эмоциональную

и

вокально-хоровую культуру. Так как же происходит вокально-хоровое развитие в

детском

саду?

В

раннем

дошкольном

возрасте

дети,

с

помощью

педагога,

приобретают

свои

первые

музыкальные

навыки

слушают

музыку

разного

характера (весёлая, грустная, быстрая медленная, народная, классическая и т.д.),

исполняют вместе со взрослым

небольшие песенки,

учатся самостоятельно

пропевать несложные фразы, передавать своим голосом разнообразные звуки

природы (пение птиц, животных – кошка, волк, медведь, мышка и т.п.) тем самым

дети

самовыражаются,

раскрепощаются,

проявляют

свои

мысли,

чувства,

настроение, проявляется характер детей. Часто по инициативе детей подбирается

произведение,

которое

они

хотят

исполнить.

В

дальнейшем

вокально-хоровая

работа становится более осознанным занятием для детей, где начинается более

серьёзная работа над

постановкой голосового аппарата и пением в коллективе

(умение

слышать

друг

друга

и

себя,

одновременно

начинать

и

заканчивать

музыкальные

фразы,

брать

дыхание,

петь

без

напряжения,

свободно,

плавно,

отрывисто и т.д.). Занятия пением помогают развивать социально-личностные и

коммуникативные

качества,

помогают

организовать

и

объединить

детский

коллектив. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как

воля, организованность, выдержка.

Не смотря на то, что пение

серьёзная

работа педагога

над развитием

голосового

аппарата

каждого

ребёнка это и хорошее средство поддержки

и н и ц и а т и в ы

и

с а м о с т о я т е л ь н о с т и

д е т е й

в

в о к а л ь н о й

с ф е р е .

Для поддержки у детей интереса к песенному творчеству проводятся различные

мероприятия городского уровня и на базе детского сада, где дети могут проявить

свои таланты и показать

чему они научились, занимаясь в вокальной группе

детского сада.

Выступление для детей – это возможность продемонстрировать

свои достижения, повысить самооценку.

Таким образом, можно вовлекать детей в вокальное искусство, в мир песни,

давая

им

при

этом

возможность

реализовывать

свои

потребности

в

пении

и

поддерживать

любую

детскую

инициативу. Музыка

обладает

могучим

эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает

его выше, чище, лучше.

Список литературы:

1. Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь». М.: Просвещение, 1985.

2.

Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва, 1998.

3.

Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.



В раздел образования