Автор: Золотова Ольга Владимировна
Должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Учебное заведение: ГКОУ Сердобская школа-интернат Пензенская область
Населённый пункт: Город Сердобск Пензенская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Экономическая целесообразность обучения, профориентационной работы и социальной адаптации обучающихся с ОВЗ в условиях коррекционной школы-интерната."
Раздел: среднее образование
Министерство образования Пензенской области
Государственноое казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Сердобская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным
программам»
«Экономическая целесообразность обучения,
профориентационной работы и социальной адаптации
обучающихся с ОВЗ в условиях коррекционной школы-
интерната.»
Заместитель директора по УВР
Ольга Владимировна Золотова
2018 г.
Экономическая целесообразность обучения, профориентационной
работы и социальной адаптации учащихся с ОВЗ в условиях
коррекционной школы-интерната.
Специальная
(коррекционная)
школа-интернат
для
детей
с
отклонениями в здоровье готовит своих воспитанников к самостоятельной
жизни
и
деятельности
в
современном
обществе.
Значит,
дети
с
особенностями в развитии должны быть воспитаны так, чтобы их поведение
в разных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе
социальным нормам.
Главная
задача
коррекционной
школы-интерната
–
формирование
компетенций,
сопутствующих
социальной
адаптации
выпускников,
повышение
уровня
общего
развития
воспитанников
и
их
всесторонняя
подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности. Люди, имеющие
проблемы в интеллектуальном развитии, ограничены в своих возможностях
полноценного участия в жизни общества. Задача нашего педагогического
коллектива
–
создать
такие
условия
обучения
и
воспитания,
которые
с
максимальной
пользой
помогут
выпускникам
в
их
самореализации
в
социуме, активному участию в жизни общества. Общеизвестно, что дети с
ОВЗ не совсем адекватно оценивают свои способности и возможности. Это
выясняется при опросе, анкетировании подростков по выбору профессии,
оценки интересов и расстановки приоритетов. Имея малый жизненный опыт
и
завышенную
самооценку
учащиеся
8-9
классов
хотят
работать
медицинскими
сёстрами,
кондитерами,
учителями,
полицейскими
и
т.д.
Трудно усваиваются ими нормы морали и этики. Остро встают вопросы
соблюдения
моральных
норм,
которые
обеспечивается
авторитетом
общественного мнения, а несоблюдение вызывает общественное осуждение и
порицание. Правовая норма жёстко регламентирует поведение личности с
помощью закона. Её несоблюдение карается юридическими санкциями
(административными или уголовными).
Об-ся, состоящие
на учете в ПДН;
4,37%
Об-ся, состоящие
на ВШУ; 3,93%
Об-ся ; 16,16%
Воспитание
детей
с
ОВЗ
в
рамках
соблюдения
законов
и
предупреждения правонарушений – задача первостепенная и очень важная ,
т.к.
данная
категория
воспитанников
в
основном
из
неполных
и
неблагополучных семей, эти дети легко внушаемы и подчиняемы, социальная
среда, которая окружала и окружает многих в семье негативно формирует и
сказывается не только на мировоззрении, но и на психике детей.
Исправить
и
корригировать
педагогическим
воздействием
то,
что
воспитывалось и прививалось ребёнку самыми близкими людьми, не всегда
представляется
возможным,
но
уберечь
его
от
правонарушений
и
преступлений
педагогам
возможно
и
необходимо
всеми
допустимыми,
реальными средствами, методами и разрабатываемыми программами. Это
подтверждается
статистикой
снижения
совершаемых
правонарушений
несовершеннолетними воспитанниками Сердобской школы-интерната.
Полноценная социальная адаптация детей и подростков с нарушениями
интеллектуального
развития
невозможна
без
формирования
системы
их
духовно-нравственного и социально-правового сознания и поведения, что
осуществляется
в
процессе
нравственного
и
правового
просвещения
и
воспитания личности учащихся коррекционной школы-интерната.
Дети
и
молодёжь
в
нашей
стране
до
сих
пор
остаются
самой
незащищённой группой. По статистике, права молодых нарушаются чаще,
чем у лиц среднего возраста. Это происходит с молодыми людьми, прежде
всего из-за незнания своих прав. Государство сегодня представляет детям
достаточно
прав,
гарантий
и
льгот.
Подросткам
необходимо
знать
предусмотренные
законодательством
права
и
уметь
реализовывать
их
в
повседневной жизни. Также они должны хорошо знать свои обязанности
граждан РФ.
Педагогами
Спецшколы-интерната
г.
Сердобска
разработаны
дополнительные
программы
по
социальной
адаптации
и
воспитанию,
включающие широкий спектр разделов и направлений по формированию
гармонично развитой и полноценной личности ребёнка с ОВЗ.
Курсы по духовно-нравственному воспитанию:
знакомят детей и подростков с историческим и культурным наследием
нашей страны, традициями народа;
развивают у воспитанников чувства толерантности и эмпатии;
формируют нравственно-этические ценности;
развивают коммуникативные качества.
Изучение курсов по социально-правовому воспитанию:
позволяет
во спитанникам
получить
с и с т е мат и з и р о ва н н о е
представление о правах человека вообще и ребёнка в частности;
формирует
у
них
ответственность
за
исполнение
возложенных
на
граждан РФ обязанностей;
раскрывает взаимодействие норм права и морали;
развивает
умения
пользоваться
элемент ами
с о ц и а л ь н о й
инфраструктурой;
помогает прогнозировать опасные ситуации, оценивать их последствия
на жизнь и здоровье, выработать алгоритм безопасного поведения в
обществе.
Воспитание эстетических и культурных ценностей:
формируют культуру и представление о мире искусства,
развивают взаимосвязь двух начал (красоты и нравственности)
благоприятствуют развитию личностных качеств ребёнка,
оказывают
активное
воздействие
на
его
интеллектуальную,
эмоциональную и волевую деятельность,
создаёт
эмоциональную
атмосферу,
побуждает
к
общению
с
прекрасным
К данной работе привлекаются специалисты в области юриспруденции,
сотрудники правоохранительных органов, инспекторы МЧС, ГИБДД, медики,
библиотекари, актёры, художники и поэты.
При этом развиваются познавательная, речевая, эмоционально-волевая,
двигательная сферы деятельности воспитанников.
Однако стремление к красоте и эстетическая потребность – это не
врождённые качества. Они формируются под влиянием окружающей среды и
педагогического
воздействия.
Наиболее
широкие
возможности
для
эстетического
воспитания
детей
в
школе-интернате
имеет
система
дополнительного образования.
Личностно-ориентированный
и
личностно-деятельный
подходы
в
работе с детьми, создание “ситуации успеха” для каждого воспитанника – всё
это
адекватно
адаптировано
и
реализуется
на
занятиях
системы
дополнительного образования.
На занятиях дополнительного образования не стоит задача во чтобы то
ни стало обязать ребёнка научиться тому или иному виду деятельности в
строго
заданное
время.
Общение
ребёнка
с
педагогом
носит
характер
содружества, сотрудничества и сотворчества. Свобода выбора способствует
появлению чувства независимости и уверенности в себе, что так необходимо
детям с особенностями в развитии.
Наши
воспитанники
участвуют
во
всех
творческих
конкурсах,
фестивалях районного и областного масштабов, являются дипломантами и
победителями фестиваля «Под парусом надежды» и «Ковчег сказок» активно
участвуя во всех номинациях конкурса: «Художественное слово», «Вокал»,
«Хореография»,
«Изобразительное
искусство»,
«Декоративно-прикладное
творчество», «Фотография», «Масс-медиа».
Большое значение в процессе формирования социально правильного
поведения
человека
придаётся
труду.
Целесообразно
организованная
трудовая деятельность воспитанников не только способствует получению
трудовых умений и навыков, но и служит ничем не заменимой основой
нравственного воспитания.
Спецшкола-интернат г. Сердобска накопила богатый опыт организации
трудовой
деятельности
воспитанников
и
использования
её
мощного
коррекционно-воспитательного потенциала.
Одна
из
основных
задач
нашей
школы-интерната
-
создание
адаптированных условий, которые позволят детям синхронно с получением
образования осуществить трудовую подготовку для дальнейшей успешной
интеграции в общество.
Эта
проблема
остаётся
актуальной
в
экономических
условиях
настоящего
времени.
Современный
ритм
и
характеристики
к
профессиональным
навыкам
и
опыту
выдвигают
высокие
требования
к
человеку:
быть
активным,
гибким,
устойчивым
к
стрессам,
быстро
адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда и быть, прежде всего,
высоким профессионалом.
А нам известно, что особенно у детей с проблемами в развитии, часто
не хватает требуемых качеств, что снижает их способность к конкуренции на
рынке труда и влечёт за собой ухудшение качества жизни. Большинство
выпускников детских домов и школ-интернатов имели далёкие от реальности
представления о жизни, если бы школа не готовила их и не адаптировала.
Опираясь
на
уже
существующую
систему
трудовой
подготовки
и
профессиональной ориентации воспитанников, администрация Спецшколы-
интерната
пришла к выводу, что учащимся для расширения получаемых
профессиональных
навыков
необходим
выход
за
пределы
школьных
мастерских.
Задача
педагогов
школы
–
познакомить
детей
и
подростков
с
различными
профессиями,
дать
возможность
обучиться
нескольким
специальностям, оказать помощь в профессиональном самоопределении.
В
школе-интернате
все
дети
занимаются
самообслуживанием
и
общественно-полезным
трудом
по
благоустройству
здания
и
территории,
многие
старшеклассники
привлекаются
к
ремонтным
работам
мебели,
учебного и жилого корпусов.
На занятиях в объединениях дополнительного образования, кружках по
интересам они постигают основы многих творческих профессий.
В
школе-интернате
проводятся
мастер-классы
по
фитодизайну
и
составлению
композиций,
по
квиллингу,
смотры-конкурсы
и
выставки
профессионального
мастерства
и
творчества,
соревнования
на
звание
“Лучший по профессии” (“Лучшая швея”, “Лучший столяр”), праздники и
ярмарки.
Воспитатели,
классные
руководители,
педагог-психолог,
социальный
педагог
школы-интерната
работают
по
различным
программам
и
коррекционно-развивающим курсам (“Мир профессий”, “Азбука профессии”,
“Вкус профессий” и т.д.), которые направлены на раннюю профессиональную
ориентацию и профессиональное самоопределение воспитанников.
На занятиях в рамках этих программ воспитанники:
получают представления о различных профессиях;
посещают учебно-информационные центры и колледжи;
знакомятся с работой медицинских, службы быта и др. учреждений,
выходят с экскурсиями на предприятия;
участвуют в анкетировании и психологических тренингах;
принимают
участие
в
тематических
конкурсах,
сюжетно-ролевых
играх, других творческих проектах.
В результате этих занятий достигается главная цель – профессиональное
самоопределение
воспитанников,
реальное
их
психофизическим
особенностям
и
возможностям,
что
и
показывает
мониторинг
профессионального самоопределения и адекватности учащихся по сравнению
с
данными
учащихся
8-9
классов.
Работая
с
выпускниками
9
класса,
анализируя их приоритеты и уровень притязаний в 10 классе, а тем более в 11
классе, можно сделать выводы о более осознанном и адекватном выборе
профессии,
некоторой
критичности
в
оценке
своих
возможностей
и
способностей, не вызывая негативизма и инфантилизма. Но при анализе
педагоги учитывают и уровень обученности подростков с ОВЗ, и степень
основного диагноза, который выше по отношению к общему уровню, т.к. в
10-11
классы
принимаются
дети
с
учётом
степени
поражения
ЦНС
и
соматического здоровья.
В 2017-2018 учебном году учителями школы-интерната были разработаны
110
рабочих
программ
по
предметам,
адаптированные
для
учащихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
7
программ
дополнительного
образования
художественно-эстетической
и
физкультурно-спортивной
направленностей.
По решению Министерства образования Пензенской области с 2011 года
на базе Сердобской спецшколы-интерната открыты 10 и 11 классы. Это
является
выполнением
части
Программы
Губернатора,
Правительства
Пензенской области по обеспечению региона кадрами рабочих профессий в
сельской местности и на производстве.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ – ОДНА ИЗ
ГЛАВНЫХ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ.
Для
социальной
адаптации
учащихся
10-11
классов
большое
значение
имеет начальное профессиональное обучение,
которое
решает
задачи
трудового
и
экономического воспитания, учит к бережному
отношению к результатам своего труда и главное формирует у школьников
социальную ответственность. Для детей нашей школы
профессиональное обучение одно из важнейших условий
адаптации
в
общество, т.к. программа по трудовому обучению приспособлена для
приобретения ими профессиональных навыков.
ВЫПУСКНИК СПЕЦШКОЛЫ И РЕАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ.
Несмотря на систематическую и планомерную работу, проводимую
администрацией и педагогическим коллективом по социальной адаптации и
профессиональному обучению, устроиться на работу нашим учащимся очень
сложно и трудно т.к. рынок труда
практически
ничего
не
предлагает.
Наличие
отклонений
в
интеллектуальном
развитии
уч ащихся
вспомогательной школы
очень усложняет адаптацию к самостоятельной
жизни
т.к.
у
большинства
таких
детей
неблагополучные
семьи,
не
правильные социальные и нравственные ориентиры, расходящиеся понятия в
области морали и обязательств с общепринятыми нормами, потребительские
и часто иждивенческие настроения.
В
связи
с
этим
для
успешного
решения
вопроса
начала
самостоятельной
жизни
выпускниками
школы
–
интерната,
особенно
инвалидам необходима более реальная помощь органов социальной опеки.
Педагогами школы-интерната разработаны Программы углублённого
трудового
обучения
воспитанников
10-11
классов.
В
ней
определены
наиболее
важные
аспекты
планирования
п р о ф е с с и о н а л ь н о го
самоопределения воспитанников:
диагностика, выявление интересов и способностей учащихся;
способность
воспитанников
самостоятельно
решать
проблемы,
касающиеся профессионального самоопределения;
умение подростков реализоваться в новой роли;
способность
воспитанников
предвидеть
перспективу
успешности
в
выборе профессии.
Реализация
данных
Программ
позволяет
организовать
трудовую
деятельность воспитанников по следующим направлениям:
получение
специальных
профессиональных
знаний
и
навыков
по
специальностям “Швея”, “Столяр”;
изучение нормативно-правовой базы трудового законодательства;
ориентированный
подход
по
социально-трудовой
адаптации
подростков;
психологическая поддержка воспитанников.
Обучение
профессиям
происходит
на
базе
школы-интерната,
в
дальнейшем планируется расширение производственной базы.
Практическая значимость данной работы даёт реальные результаты:
с
целью
более
ранней
социализации
воспитанники
выходят
из
замкнутого пространства школы-интерната;
расширяется
круг
профессиональных
навыков,
приобретённых
выпускниками школы-интерната;
у
подростков
формируется
навык
работы
и
общения
во
взрослом
трудовом коллективе, ответственность за результаты своего труда;
воспитанники получают уверенность в своих силах и в том, что их труд
нужен обществу.
В итоге у наших выпускников более легко и гармонично проходит процесс
адаптации в социуме. Некоторые из них, пройдя производственную практику,
остаются работать на производстве, а многие продолжают обучение в ПУ.
Не
менее
важное
направление
в
работе
по
социальной
адаптации
воспитанников – развитие их коммуникативных навыков. Мы открыты для
внешнего мира, для активного взаимодействия с воспитанниками других
школ-интернатов и детских домов, с детьми из массовых школ, с членами
общественных организаций, занимающихся проблемами детей с ОВЗ.
Успешно реализуются совместные творческие программы с учениками
музыкальной и художественной школ, многопрофильного техникума в рамках
работы
по
профессиональной
ориентации
и
профессиональному
самоопределению:
мастер-классы
по
изобразительному
и
декоративно-
прикладному
творчеству,
тематические
концерты
и
праздники,
театрализованные представления, спортивные соревнования.
Предоставляя ребёнку с проблемами в развитии возможность общения
в среде сверстников из массовых школ, мы не просто даём этому ребёнку
право выбора общения с разными детьми, но и потенциально повышаем
возможности для его развития. Общаясь в среде нормально развивающихся
детей, в чём-то подражая им, чему-то учась у них, ребёнок с особенностями
развития
обогащает
свой
социальный
и
жизненный
опыт.
Но
это
двусторонний
процесс,
ведь
и
здоровые
дети
учатся
сопереживать,
эмоционально принимать отличия детей с проблемами в развитии, гуманно
относится
относиться
к
их
неспособностям,
принимать
детей
с
ограниченными
возможностями,
как
полноценных
членов
общества.
Но
обучение
детей
в
классах
общеобразовательных
школ
можно
и
нужно
осмысливать
и
обдумывать,
а
вот
обучение
в
классах
8
вида
в
стенах
общеобразовательных учреждений реально.
С большим удовольствием воспитанники школы-интерната принимают
у
себя
в
гостях
студентов
медицинского
и
строительного
колледжей,
Педагогического института им. В.Г. Белинского. Молодые люди проводят с
детьми
и
подростками
различные
мероприятия:
спектакли,
спортивные
эстафеты, конкурсы и викторины и т.д.
Огромное значение для наших воспитанников имеет общение с шефами
школы-интерната
–
сотрудниками
ОАО
ЖБК-1
г.
Пензы,
Радиозавода,
предприятиями г. Сердобска и волонтёрами
учебных заведений города и
области.
Ученики приглашают своих старших друзей на концерты и праздники,
организуют
для
них
чаепития,
тематические
выставки,
готовят
для
них
подарки и сувениры.
Шефы и наставники, в свою очередь, организуют для детей различные
экскурсии,
посещения
театров
и
музеев,
исторических
Святых
мест
Пензенской
области,
участвуют
в
совместных
спортивных
праздниках,
проводят
среди
своих
коллег
по
работе
различные
акции
в
помощь
и
поддержку детей с ОВЗ.
А главное – они искренне интересуются успехами и достижениями
наших
воспитанников,
обеспокоены
их
дальнейшей
судьбой,
принимают
посильное участие в процессе воспитания с отклонениями в здоровье.
Дети, включённые в такие коммуникативные отношения, получают
возможность
в
процессе
общения
и
совместной
деятельности
в
дружественном
им
коллективе
формировать
свой
взгляд
на
мир
и
его
ценности, накапливать жизненный опыт.
Они
учатся
воспринимать
и
принимать
себя
такими,
какие
они
есть,
компенсируя проблемы в развитии приобретёнными знаниями и умениями,
учатся выстраивать межличностные отношении, 75 % выпускников создали
семьи, имеют 2 и 3 ребёнка, успешно трудятся и поддерживают связь с
педагогами школы.
10 класс; 25,00%
ГАПОУ ПО
ПКСТПБ; 59,38%
;; 3,13%
;; 9,38%
;; 3,13%
Все
выпускники
ГКОУ
Сердобской
школы-интерната
были
либо
трудоустроены, либо продолжили свое обучение в 10 кл.
нашей школы.
Значительно возрос процент трудоустройства выпускников на работу.
Наши
воспитанники
не
смогут
овладеть
профессиями,
доступными
выпускникам
техникумов
и
университетов,
их
труд
остаётся
не
таким
квалифицированным,
но
как
показывает
практика
наблюдений
–
востребованными в сельском хозяйстве (т.к. дети в основном из сельской
местности),
в
строительной
отрасли,
в
сфере
обслуживания,
в
предпринимательской деятельности.
Они
работают
продавцами
консультантами
в
магазинах,
в
разнообразных ООО и ОАО действующих в сельской местности Пензенской
области, в
кооперативах, предоставляющие строительные и отделочные
услуги.
Небольшой процент (2-3%) выпускников работает в г. Москве, где
также получили комнаты в общежитие, имеют постоянную работу, растят
детей.
В завершении с уверенностью можно утверждать, что атмосфера
взаимопонимания и сотрудничества в коллективе педагогов и детей помогает
нашей школе-интернату в решении главной задачи и достижении основной
миссии – социализации детей с отклонениями в развитии и ограниченными
возможностями здоровья, а трудоустройство выпускников, востребованность
их на рынке труда и включение их в жизнь общества – конечная цель всей
учебной и коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы.
Таким образом, исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что
экономическая
целесообразность,
финансовые
затраты,
а
главное,
коррекционное учебно-воспитательное воздействие на детей с ОВЗ помогают
им определиться профессионально и занять достойное место в социуме, а
рынок труда Пензенского региона пополняется рядом мало востребованных
рабочих профессий в сельском хозяйстве, на производстве.