Напоминание

"Экономическая целесообразность обучения, профориентационной работы и социальной адаптации обучающихся с ОВЗ в условиях коррекционной школы-интерната."


Автор: Золотова Ольга Владимировна
Должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Учебное заведение: ГКОУ Сердобская школа-интернат Пензенская область
Населённый пункт: Город Сердобск Пензенская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Экономическая целесообразность обучения, профориентационной работы и социальной адаптации обучающихся с ОВЗ в условиях коррекционной школы-интерната."
Раздел: среднее образование





Назад




Министерство образования Пензенской области

Государственноое казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области

«Сердобская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным

программам»

«Экономическая целесообразность обучения,

профориентационной работы и социальной адаптации

обучающихся с ОВЗ в условиях коррекционной школы-

интерната.»

Заместитель директора по УВР

Ольга Владимировна Золотова

2018 г.

Экономическая целесообразность обучения, профориентационной

работы и социальной адаптации учащихся с ОВЗ в условиях

коррекционной школы-интерната.

Специальная

(коррекционная)

школа-интернат

для

детей

с

отклонениями в здоровье готовит своих воспитанников к самостоятельной

жизни

и

деятельности

в

современном

обществе.

Значит,

дети

с

особенностями в развитии должны быть воспитаны так, чтобы их поведение

в разных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе

социальным нормам.

Главная

задача

коррекционной

школы-интерната

формирование

компетенций,

сопутствующих

социальной

адаптации

выпускников,

повышение

уровня

общего

развития

воспитанников

и

их

всесторонняя

подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности. Люди, имеющие

проблемы в интеллектуальном развитии, ограничены в своих возможностях

полноценного участия в жизни общества. Задача нашего педагогического

коллектива

создать

такие

условия

обучения

и

воспитания,

которые

с

максимальной

пользой

помогут

выпускникам

в

их

самореализации

в

социуме, активному участию в жизни общества. Общеизвестно, что дети с

ОВЗ не совсем адекватно оценивают свои способности и возможности. Это

выясняется при опросе, анкетировании подростков по выбору профессии,

оценки интересов и расстановки приоритетов. Имея малый жизненный опыт

и

завышенную

самооценку

учащиеся

8-9

классов

хотят

работать

медицинскими

сёстрами,

кондитерами,

учителями,

полицейскими

и

т.д.

Трудно усваиваются ими нормы морали и этики. Остро встают вопросы

соблюдения

моральных

норм,

которые

обеспечивается

авторитетом

общественного мнения, а несоблюдение вызывает общественное осуждение и

порицание. Правовая норма жёстко регламентирует поведение личности с

помощью закона. Её несоблюдение карается юридическими санкциями

(административными или уголовными).

Об-ся, состоящие

на учете в ПДН;

4,37%

Об-ся, состоящие

на ВШУ; 3,93%

Об-ся ; 16,16%

Воспитание

детей

с

ОВЗ

в

рамках

соблюдения

законов

и

предупреждения правонарушений – задача первостепенная и очень важная ,

т.к.

данная

категория

воспитанников

в

основном

из

неполных

и

неблагополучных семей, эти дети легко внушаемы и подчиняемы, социальная

среда, которая окружала и окружает многих в семье негативно формирует и

сказывается не только на мировоззрении, но и на психике детей.

Исправить

и

корригировать

педагогическим

воздействием

то,

что

воспитывалось и прививалось ребёнку самыми близкими людьми, не всегда

представляется

возможным,

но

уберечь

его

от

правонарушений

и

преступлений

педагогам

возможно

и

необходимо

всеми

допустимыми,

реальными средствами, методами и разрабатываемыми программами. Это

подтверждается

статистикой

снижения

совершаемых

правонарушений

несовершеннолетними воспитанниками Сердобской школы-интерната.

Полноценная социальная адаптация детей и подростков с нарушениями

интеллектуального

развития

невозможна

без

формирования

системы

их

духовно-нравственного и социально-правового сознания и поведения, что

осуществляется

в

процессе

нравственного

и

правового

просвещения

и

воспитания личности учащихся коррекционной школы-интерната.

Дети

и

молодёжь

в

нашей

стране

до

сих

пор

остаются

самой

незащищённой группой. По статистике, права молодых нарушаются чаще,

чем у лиц среднего возраста. Это происходит с молодыми людьми, прежде

всего из-за незнания своих прав. Государство сегодня представляет детям

достаточно

прав,

гарантий

и

льгот.

Подросткам

необходимо

знать

предусмотренные

законодательством

права

и

уметь

реализовывать

их

в

повседневной жизни. Также они должны хорошо знать свои обязанности

граждан РФ.

Педагогами

Спецшколы-интерната

г.

Сердобска

разработаны

дополнительные

программы

по

социальной

адаптации

и

воспитанию,

включающие широкий спектр разделов и направлений по формированию

гармонично развитой и полноценной личности ребёнка с ОВЗ.

Курсы по духовно-нравственному воспитанию:

знакомят детей и подростков с историческим и культурным наследием

нашей страны, традициями народа;

развивают у воспитанников чувства толерантности и эмпатии;

формируют нравственно-этические ценности;

развивают коммуникативные качества.

Изучение курсов по социально-правовому воспитанию:

позволяет

во спитанникам

получить

с и с т е мат и з и р о ва н н о е

представление о правах человека вообще и ребёнка в частности;

формирует

у

них

ответственность

за

исполнение

возложенных

на

граждан РФ обязанностей;

раскрывает взаимодействие норм права и морали;

развивает

умения

пользоваться

элемент ами

с о ц и а л ь н о й

инфраструктурой;

помогает прогнозировать опасные ситуации, оценивать их последствия

на жизнь и здоровье, выработать алгоритм безопасного поведения в

обществе.

Воспитание эстетических и культурных ценностей:

формируют культуру и представление о мире искусства,

развивают взаимосвязь двух начал (красоты и нравственности)

благоприятствуют развитию личностных качеств ребёнка,

оказывают

активное

воздействие

на

его

интеллектуальную,

эмоциональную и волевую деятельность,

создаёт

эмоциональную

атмосферу,

побуждает

к

общению

с

прекрасным

К данной работе привлекаются специалисты в области юриспруденции,

сотрудники правоохранительных органов, инспекторы МЧС, ГИБДД, медики,

библиотекари, актёры, художники и поэты.

При этом развиваются познавательная, речевая, эмоционально-волевая,

двигательная сферы деятельности воспитанников.

Однако стремление к красоте и эстетическая потребность – это не

врождённые качества. Они формируются под влиянием окружающей среды и

педагогического

воздействия.

Наиболее

широкие

возможности

для

эстетического

воспитания

детей

в

школе-интернате

имеет

система

дополнительного образования.

Личностно-ориентированный

и

личностно-деятельный

подходы

в

работе с детьми, создание “ситуации успеха” для каждого воспитанника – всё

это

адекватно

адаптировано

и

реализуется

на

занятиях

системы

дополнительного образования.

На занятиях дополнительного образования не стоит задача во чтобы то

ни стало обязать ребёнка научиться тому или иному виду деятельности в

строго

заданное

время.

Общение

ребёнка

с

педагогом

носит

характер

содружества, сотрудничества и сотворчества. Свобода выбора способствует

появлению чувства независимости и уверенности в себе, что так необходимо

детям с особенностями в развитии.

Наши

воспитанники

участвуют

во

всех

творческих

конкурсах,

фестивалях районного и областного масштабов, являются дипломантами и

победителями фестиваля «Под парусом надежды» и «Ковчег сказок» активно

участвуя во всех номинациях конкурса: «Художественное слово», «Вокал»,

«Хореография»,

«Изобразительное

искусство»,

«Декоративно-прикладное

творчество», «Фотография», «Масс-медиа».

Большое значение в процессе формирования социально правильного

поведения

человека

придаётся

труду.

Целесообразно

организованная

трудовая деятельность воспитанников не только способствует получению

трудовых умений и навыков, но и служит ничем не заменимой основой

нравственного воспитания.

Спецшкола-интернат г. Сердобска накопила богатый опыт организации

трудовой

деятельности

воспитанников

и

использования

её

мощного

коррекционно-воспитательного потенциала.

Одна

из

основных

задач

нашей

школы-интерната

-

создание

адаптированных условий, которые позволят детям синхронно с получением

образования осуществить трудовую подготовку для дальнейшей успешной

интеграции в общество.

Эта

проблема

остаётся

актуальной

в

экономических

условиях

настоящего

времени.

Современный

ритм

и

характеристики

к

профессиональным

навыкам

и

опыту

выдвигают

высокие

требования

к

человеку:

быть

активным,

гибким,

устойчивым

к

стрессам,

быстро

адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда и быть, прежде всего,

высоким профессионалом.

А нам известно, что особенно у детей с проблемами в развитии, часто

не хватает требуемых качеств, что снижает их способность к конкуренции на

рынке труда и влечёт за собой ухудшение качества жизни. Большинство

выпускников детских домов и школ-интернатов имели далёкие от реальности

представления о жизни, если бы школа не готовила их и не адаптировала.

Опираясь

на

уже

существующую

систему

трудовой

подготовки

и

профессиональной ориентации воспитанников, администрация Спецшколы-

интерната

пришла к выводу, что учащимся для расширения получаемых

профессиональных

навыков

необходим

выход

за

пределы

школьных

мастерских.

Задача

педагогов

школы

познакомить

детей

и

подростков

с

различными

профессиями,

дать

возможность

обучиться

нескольким

специальностям, оказать помощь в профессиональном самоопределении.

В

школе-интернате

все

дети

занимаются

самообслуживанием

и

общественно-полезным

трудом

по

благоустройству

здания

и

территории,

многие

старшеклассники

привлекаются

к

ремонтным

работам

мебели,

учебного и жилого корпусов.

На занятиях в объединениях дополнительного образования, кружках по

интересам они постигают основы многих творческих профессий.

В

школе-интернате

проводятся

мастер-классы

по

фитодизайну

и

составлению

композиций,

по

квиллингу,

смотры-конкурсы

и

выставки

профессионального

мастерства

и

творчества,

соревнования

на

звание

“Лучший по профессии” (“Лучшая швея”, “Лучший столяр”), праздники и

ярмарки.

Воспитатели,

классные

руководители,

педагог-психолог,

социальный

педагог

школы-интерната

работают

по

различным

программам

и

коррекционно-развивающим курсам (“Мир профессий”, “Азбука профессии”,

“Вкус профессий” и т.д.), которые направлены на раннюю профессиональную

ориентацию и профессиональное самоопределение воспитанников.

На занятиях в рамках этих программ воспитанники:

получают представления о различных профессиях;

посещают учебно-информационные центры и колледжи;

знакомятся с работой медицинских, службы быта и др. учреждений,

выходят с экскурсиями на предприятия;

участвуют в анкетировании и психологических тренингах;

принимают

участие

в

тематических

конкурсах,

сюжетно-ролевых

играх, других творческих проектах.

В результате этих занятий достигается главная цель – профессиональное

самоопределение

воспитанников,

реальное

их

психофизическим

особенностям

и

возможностям,

что

и

показывает

мониторинг

профессионального самоопределения и адекватности учащихся по сравнению

с

данными

учащихся

8-9

классов.

Работая

с

выпускниками

9

класса,

анализируя их приоритеты и уровень притязаний в 10 классе, а тем более в 11

классе, можно сделать выводы о более осознанном и адекватном выборе

профессии,

некоторой

критичности

в

оценке

своих

возможностей

и

способностей, не вызывая негативизма и инфантилизма. Но при анализе

педагоги учитывают и уровень обученности подростков с ОВЗ, и степень

основного диагноза, который выше по отношению к общему уровню, т.к. в

10-11

классы

принимаются

дети

с

учётом

степени

поражения

ЦНС

и

соматического здоровья.

В 2017-2018 учебном году учителями школы-интерната были разработаны

110

рабочих

программ

по

предметам,

адаптированные

для

учащихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

7

программ

дополнительного

образования

художественно-эстетической

и

физкультурно-спортивной

направленностей.

По решению Министерства образования Пензенской области с 2011 года

на базе Сердобской спецшколы-интерната открыты 10 и 11 классы. Это

является

выполнением

части

Программы

Губернатора,

Правительства

Пензенской области по обеспечению региона кадрами рабочих профессий в

сельской местности и на производстве.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ – ОДНА ИЗ

ГЛАВНЫХ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ.

Для

социальной

адаптации

учащихся

10-11

классов

большое

значение

имеет начальное профессиональное обучение,

которое

решает

задачи

трудового

и

экономического воспитания, учит к бережному

отношению к результатам своего труда и главное формирует у школьников

социальную ответственность. Для детей нашей школы

профессиональное обучение одно из важнейших условий

адаптации

в

общество, т.к. программа по трудовому обучению приспособлена для

приобретения ими профессиональных навыков.

ВЫПУСКНИК СПЕЦШКОЛЫ И РЕАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ.

Несмотря на систематическую и планомерную работу, проводимую

администрацией и педагогическим коллективом по социальной адаптации и

профессиональному обучению, устроиться на работу нашим учащимся очень

сложно и трудно т.к. рынок труда

практически

ничего

не

предлагает.

Наличие

отклонений

в

интеллектуальном

развитии

уч ащихся

вспомогательной школы

очень усложняет адаптацию к самостоятельной

жизни

т.к.

у

большинства

таких

детей

неблагополучные

семьи,

не

правильные социальные и нравственные ориентиры, расходящиеся понятия в

области морали и обязательств с общепринятыми нормами, потребительские

и часто иждивенческие настроения.

В

связи

с

этим

для

успешного

решения

вопроса

начала

самостоятельной

жизни

выпускниками

школы

интерната,

особенно

инвалидам необходима более реальная помощь органов социальной опеки.

Педагогами школы-интерната разработаны Программы углублённого

трудового

обучения

воспитанников

10-11

классов.

В

ней

определены

наиболее

важные

аспекты

планирования

п р о ф е с с и о н а л ь н о го

самоопределения воспитанников:

диагностика, выявление интересов и способностей учащихся;

способность

воспитанников

самостоятельно

решать

проблемы,

касающиеся профессионального самоопределения;

умение подростков реализоваться в новой роли;

способность

воспитанников

предвидеть

перспективу

успешности

в

выборе профессии.

Реализация

данных

Программ

позволяет

организовать

трудовую

деятельность воспитанников по следующим направлениям:

получение

специальных

профессиональных

знаний

и

навыков

по

специальностям “Швея”, “Столяр”;

изучение нормативно-правовой базы трудового законодательства;

ориентированный

подход

по

социально-трудовой

адаптации

подростков;

психологическая поддержка воспитанников.

Обучение

профессиям

происходит

на

базе

школы-интерната,

в

дальнейшем планируется расширение производственной базы.

Практическая значимость данной работы даёт реальные результаты:

с

целью

более

ранней

социализации

воспитанники

выходят

из

замкнутого пространства школы-интерната;

расширяется

круг

профессиональных

навыков,

приобретённых

выпускниками школы-интерната;

у

подростков

формируется

навык

работы

и

общения

во

взрослом

трудовом коллективе, ответственность за результаты своего труда;

воспитанники получают уверенность в своих силах и в том, что их труд

нужен обществу.

В итоге у наших выпускников более легко и гармонично проходит процесс

адаптации в социуме. Некоторые из них, пройдя производственную практику,

остаются работать на производстве, а многие продолжают обучение в ПУ.

Не

менее

важное

направление

в

работе

по

социальной

адаптации

воспитанников – развитие их коммуникативных навыков. Мы открыты для

внешнего мира, для активного взаимодействия с воспитанниками других

школ-интернатов и детских домов, с детьми из массовых школ, с членами

общественных организаций, занимающихся проблемами детей с ОВЗ.

Успешно реализуются совместные творческие программы с учениками

музыкальной и художественной школ, многопрофильного техникума в рамках

работы

по

профессиональной

ориентации

и

профессиональному

самоопределению:

мастер-классы

по

изобразительному

и

декоративно-

прикладному

творчеству,

тематические

концерты

и

праздники,

театрализованные представления, спортивные соревнования.

Предоставляя ребёнку с проблемами в развитии возможность общения

в среде сверстников из массовых школ, мы не просто даём этому ребёнку

право выбора общения с разными детьми, но и потенциально повышаем

возможности для его развития. Общаясь в среде нормально развивающихся

детей, в чём-то подражая им, чему-то учась у них, ребёнок с особенностями

развития

обогащает

свой

социальный

и

жизненный

опыт.

Но

это

двусторонний

процесс,

ведь

и

здоровые

дети

учатся

сопереживать,

эмоционально принимать отличия детей с проблемами в развитии, гуманно

относится

относиться

к

их

неспособностям,

принимать

детей

с

ограниченными

возможностями,

как

полноценных

членов

общества.

Но

обучение

детей

в

классах

общеобразовательных

школ

можно

и

нужно

осмысливать

и

обдумывать,

а

вот

обучение

в

классах

8

вида

в

стенах

общеобразовательных учреждений реально.

С большим удовольствием воспитанники школы-интерната принимают

у

себя

в

гостях

студентов

медицинского

и

строительного

колледжей,

Педагогического института им. В.Г. Белинского. Молодые люди проводят с

детьми

и

подростками

различные

мероприятия:

спектакли,

спортивные

эстафеты, конкурсы и викторины и т.д.

Огромное значение для наших воспитанников имеет общение с шефами

школы-интерната

сотрудниками

ОАО

ЖБК-1

г.

Пензы,

Радиозавода,

предприятиями г. Сердобска и волонтёрами

учебных заведений города и

области.

Ученики приглашают своих старших друзей на концерты и праздники,

организуют

для

них

чаепития,

тематические

выставки,

готовят

для

них

подарки и сувениры.

Шефы и наставники, в свою очередь, организуют для детей различные

экскурсии,

посещения

театров

и

музеев,

исторических

Святых

мест

Пензенской

области,

участвуют

в

совместных

спортивных

праздниках,

проводят

среди

своих

коллег

по

работе

различные

акции

в

помощь

и

поддержку детей с ОВЗ.

А главное – они искренне интересуются успехами и достижениями

наших

воспитанников,

обеспокоены

их

дальнейшей

судьбой,

принимают

посильное участие в процессе воспитания с отклонениями в здоровье.

Дети, включённые в такие коммуникативные отношения, получают

возможность

в

процессе

общения

и

совместной

деятельности

в

дружественном

им

коллективе

формировать

свой

взгляд

на

мир

и

его

ценности, накапливать жизненный опыт.

Они

учатся

воспринимать

и

принимать

себя

такими,

какие

они

есть,

компенсируя проблемы в развитии приобретёнными знаниями и умениями,

учатся выстраивать межличностные отношении, 75 % выпускников создали

семьи, имеют 2 и 3 ребёнка, успешно трудятся и поддерживают связь с

педагогами школы.

10 класс; 25,00%

ГАПОУ ПО

ПКСТПБ; 59,38%

;; 3,13%

;; 9,38%

;; 3,13%

Все

выпускники

ГКОУ

Сердобской

школы-интерната

были

либо

трудоустроены, либо продолжили свое обучение в 10 кл.

нашей школы.

Значительно возрос процент трудоустройства выпускников на работу.

Наши

воспитанники

не

смогут

овладеть

профессиями,

доступными

выпускникам

техникумов

и

университетов,

их

труд

остаётся

не

таким

квалифицированным,

но

как

показывает

практика

наблюдений

востребованными в сельском хозяйстве (т.к. дети в основном из сельской

местности),

в

строительной

отрасли,

в

сфере

обслуживания,

в

предпринимательской деятельности.

Они

работают

продавцами

консультантами

в

магазинах,

в

разнообразных ООО и ОАО действующих в сельской местности Пензенской

области, в

кооперативах, предоставляющие строительные и отделочные

услуги.

Небольшой процент (2-3%) выпускников работает в г. Москве, где

также получили комнаты в общежитие, имеют постоянную работу, растят

детей.

В завершении с уверенностью можно утверждать, что атмосфера

взаимопонимания и сотрудничества в коллективе педагогов и детей помогает

нашей школе-интернату в решении главной задачи и достижении основной

миссии – социализации детей с отклонениями в развитии и ограниченными

возможностями здоровья, а трудоустройство выпускников, востребованность

их на рынке труда и включение их в жизнь общества – конечная цель всей

учебной и коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы.

Таким образом, исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что

экономическая

целесообразность,

финансовые

затраты,

а

главное,

коррекционное учебно-воспитательное воздействие на детей с ОВЗ помогают

им определиться профессионально и занять достойное место в социуме, а

рынок труда Пензенского региона пополняется рядом мало востребованных

рабочих профессий в сельском хозяйстве, на производстве.



В раздел образования