Автор: Золотухина Ирина Николаевна
Должность: воспитатель первой категории
Учебное заведение: МАДОУ №13
Населённый пункт: г. Томска
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Ухо - орган слуха"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 г. Томска
Организация образовательной деятельности с детьми старшей группы
Тема «Ухо – орган слуха»
Автор конспекта:
Воспитатель первой категории
Золотухина Ирина Николаевна
ТОМСК, 2018
Цель: Актуализация и расширение знаний у детей об ухе как органе слуха человека.
Задачи приоритетной образовательной области
Задачи познавательного развития:
1.
Актуализировать знания детей о строении и возможностях уха человека;
2.
Актуализировать и расширить словарный запас детей по теме «Ухо человека».
3.
Стимулировать познавательную активность и логическое мышление детей.
4.
Развивать способность давать чёткий ответ на поставленный вопрос.
5.
Развивать внимательность, способность концентрироваться на решении поставленной задачи.
Задачи ОО в интеграции
Задачи социально-коммуникативного развития:
Воспитывать инициативность, находчивость, умение согласовывать свои действия с действиями других детей.
Задачи физического развития:
1.
Сохранять и укреплять физическое здоровье детей;
2.
Развивать слуховые ощущения детей, формировать умение определять направление звука.
Задачи художественно-эстетического развития:
Формировать художественно-эстетическое отношение к действительности посредством активизации творческой деятельности ребёнка.
Оборудование:
Ноутбук, колонки, иллюстрация строения уха человека, изображения источников звуков, аудиозаписи звуков, чистая бумага, цветные карандаши, задания
на сложение и вычитание с нотами, простые карандаши, картинки с числами, ластики, счётные палочки.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Содержание НОД
Образовательная
область (вид
деятельности)
Формы
работы
Наличие
средства
у детей
Образовательные
задачи
Целевые
ориентиры
(характеристики)
(Приветствие в кругу)
Педагог: Здравствуй, солнышко-
дружок, (руки вверх - «фонарики»)
Здравствуй, носик–пятачок,
«Социально-
коммуникативное
развитие»,
«Физическое
Беседа,
движение
Слово,
движения.
Развивать
слуховое
восприятие.
Развивать
Ребёнок хорошо
ориентируется в
строении уха человека,
в его функциях.
Содержание НОД
Образовательная
область (вид
деятельности)
Формы
работы
Наличие
средства
у детей
Образовательные
задачи
Целевые
ориентиры
(характеристики)
(указательным пальцем показываем
носик)
Здравствуйте, губки, (показываем
губки)
Здравствуйте, зубки, (показываем
зубки)
Губками «почмокали», («чмокаем
губами»)
Зубками «пощёлкали», («щёлкаем
зубами»)
Ручки вверх подняли (поднимаем
ручки вверх)
И ими помахали. (машем ладонями)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали (хором
здороваемся)
Педагог: Ребята, мне очень приятно
встретиться сегодня со всеми вами!
Мы уже многое узнали о человеке.
Совсем недавно мы говорили о мозге.
Ребята, что это за орган и для чего он
нужен?
(Ответы детей)
Педагог: Правильно. Получается, мозг
очень сложен и конечно необходим
человеку для жизни. А ещё у мозга
есть свои помощники – это органы
чувств человека. Давайте узнаем об
одном из них! Попробуйте его угадать.
Ими все мы слушать можем,
Слух у нас отличный!
Но подслушивать негоже,
Это неприлично! (Уши)
развитие»
диалогическую
речь.
Развивать
двигательные
навыки детей.
Ребёнок осознаёт
социальные нормы
поведения.
Ребёнок активно
взаимодействует со
сверстниками и
взрослыми в общении и
в совместных играх.
Ребёнок даёт чёткий
ответ на поставленный
вопрос.
Содержание НОД
Образовательная
область (вид
деятельности)
Формы
работы
Наличие
средства
у детей
Образовательные
задачи
Целевые
ориентиры
(характеристики)
Педагог: Молодцы! Для чего человеку
нужны уши?
(Ответы детей)
Педагог: Верно, ухо – орган чувств,
который помогает нам слышать звуки.
Ребята, какие звуки вам приятнее всего
слышать?
(Ответы детей)
Педагог: Я согласна с вами.
Замечательно, что человек может
слышать столько прекрасных звуков!
Давайте проведём небольшой
эксперимент и проверим возможности
ушек.
Эксперимент
Педагог произносит любое слово три
раза: в первый раз дети слушают
обоими ушами, во второй – закрывают
одно ухо, в третий – оба.
Педагог: Опишите свои впечатления.
В каком случае вы слышали чётко, а
когда было труднее расслышать?
(Ответы детей)
Педагог: Когда вы закрываете ушки,
то блокируете звуку путь, и он не
может пройти дальше. Взгляните на
изображение уха и его строения.
(Фото 1)
Педагог: Строение уха очень сложное.
У него есть три части: наружная,
средняя и внутренняя. И каждая из них
важна. Наружная принимает звук,
Содержание НОД
Образовательная
область (вид
деятельности)
Формы
работы
Наличие
средства
у детей
Образовательные
задачи
Целевые
ориентиры
(характеристики)
средняя его усиливает, а внутренняя
передаёт в мозг. Ребята, потрогайте
свои ушки. Какие они на ощупь?
(Ответы детей)
Педагог: Твёрдая часть называется
«ушная раковина» и состоит она из
хряща. А мягкая часть внизу
называется «мочка», и хряща в ней
нет. Идём к средней части уха. К ней
ведёт дорожка. Что она напоминает?
(Ответы детей)
Педагог: Верно, трубочку, которая так
и называется «слуховая труба». Как вы
думаете, для чего она?
(Ответы детей)
Педагог: Правильно, она передаёт
звук во внутреннее ухо. И
заканчивается слуховая труба
барабанной перепонкой. Именно она
встречает звуки и начинает дрожать,
как барабан, в который бьют. Как
думаете, как сила звука влияет на неё?
(Ответы детей)
Педагог: Барабанная перепонка очень
тонкая. И чем сильнее звук, тем
больше она напряжена. А сразу за ней
идут крошечные косточки: молоточек,
наковальня и стремечко. Они передают
звук в часть уха, которая называется
улитка. От неё по нервам звук уходит
в?..
(Ответы детей)
Педагог: Правильно, в мозг. Есть
такая фраза: «В одно уха влетело – в
другое вылетело». Что она означает?
Содержание НОД
Образовательная
область (вид
деятельности)
Формы
работы
Наличие
средства
у детей
Образовательные
задачи
Целевые
ориентиры
(характеристики)
(Ответы детей)
Педагог: Но возможно ли такое на
самом деле?
(Ответы детей)
Педагог: Уши не связаны друг с
другом, а только с мозгом.
Ребята, а как вы ухаживаете за своими
ушками?
(Ответы детей)
Педагог: Давайте сделаем нашим
ушкам массаж! Только не применяйте
силу, пусть движения будут лёгкими.
(Дети под руководством воспитателя
делают ушам массаж)
Педагог: Молодцы! Ушки порозовели
– значит, к ним прилила кровь, они
разогрелись. А теперь разомнём всё
тело!
(Физминутка)
Левой ножкой — прыг, прыг.
Правой ножкой — прыг, прыг.
Мы попрыгаем на двух:
Ух, ух, ух, ух!
Влево мы попрыгаем,
Вправо мы попрыгаем.
Мы вперед пойдем
И назад отойдем!
Педагог: Узнав столько всего об ушах
человека, вы готовы к интересным
играм, чтобы проверить свои знания.
Предлагаю вам несколько центров.
В центре литературы и развития речи
Содержание НОД
Образовательная
область (вид
деятельности)
Формы
работы
Наличие
средства
у детей
Образовательные
задачи
Целевые
ориентиры
(характеристики)
вас ожидают картинки с разными
источниками звуков (фото 2, 3, 4).
Выберите ту картинку, которая вам
больше всего нравится, и попробуйте
составить рассказ о том, откуда
берётся этот звук, почему он вам
симпатичен, где вы его слышали.
В центре творчества предлагаю вам
поиграть в «Угадай звук». Я буду
включать вам записи различных
музыкальных инструментов, а вы
угадывать и зарисовывать ответы.
В центре математики предлагаю вам
интересные задачки с нотами на
сложение и вычитание.
Воспользуйтесь счётными палочками.
Основная часть (содержательный этап)
Содержание НОД
Образовательная
область (вид
деятельности)
Формы
работы
Наличие
средства
у детей
Образовательные
задачи
Целевые
ориентиры
(характеристики)
Дети осуществляют выбор
деятельности.
Центр литературы и развития речи
Педагог: Ребята, посмотрите на
картинки с источниками звуков (фото
2, 3, 4). Все их вы уже слышали в
своей жизни. А теперь выберите тот,
который вам особо симпатичен.
Попробуйте составить небольшой
рассказ о нём.
Познавательное
развитие, речевое
развитие
Составление
рассказа,
рассказывани
е
Замысел,
изображения
источников
звуков
Актуализировать
знания о строении
уха человека.
Расширить
словарный запас
по теме «Ухо
человека».
Развивать
связную речь
ребенка.
Развивать речевое
Ребёнок
способен осуществлять
выбор деятельности.
Ребёнок умеет
принимать решения,
основываясь на
собственных желаниях,
умениях, навыках.
Ребенок способен
проявлять волевые
усилия, усидчивость,
Содержание НОД
Образовательная
область (вид
деятельности)
Формы
работы
Наличие
средства
у детей
Образовательные
задачи
Целевые
ориентиры
(характеристики)
творчество
ребёнка.
собранность,
преодолевая
сиюминутные
побуждения, доводить
начатое до конца.
Ребёнок способен
составить небольшой
целостный рассказ с
опорой на картинки.
Ребёнок демонстрирует
навыки коммуникации
со взрослыми и со
сверстниками.
Содержание НОД
Образовательная
область (вид
деятельности)
Формы
работы
Наличие
средства
у детей
Образовательные
задачи
Целевые
ориентиры
(характеристики)
Центр творчества
Давайте поиграем в «Угадай звук». Я
буду включать вам записи различных
музыкальных инструментов, а вы
угадывать и зарисовывать ответы.
Познавательное
развитие,
художественно -
эстетическое
развитие
Прослушиван
ие,
угадывание,
рисование
Аудиозаписи
звуков,
чистые
листы
бумаги,
цветные
карандаши
Развивать
слуховое
внимание,
способность
концентрироватьс
я.
Развивать
фантазию, умение
передавать
образы с
помощью
рисования.
Воспитывать
стремление
выполнить работу
аккуратно и
красиво.
Воспитывать
самостоятельност
ь в творческой
деятельности.
Ребёнок
способен осуществлять
выбор деятельности.
Ребёнок умеет
принимать решения,
основываясь на
собственных желаниях,
умениях, навыках.
Ребёнок проявляет
инициативность,
активность и
творческие
способности.
Ребёнок демонстрирует
усидчивость,
способность доводить
начатое до конца.
Ребёнок способен
взаимодействовать со
взрослыми и
сверстниками,
способен принимать
помощь и помогать
другим.
Центр математики
Попробуйте решить задачки с нотами
на сложение и вычитание (фото 5).
Результат можете записать или
наклеить картинку с числом.
Воспользуйтесь счётными палочками.
Познавательное
развитие
Счёт,
записывание,
наклеивание
Задачи на
сложение и
вычитание с
нотами,
простые
карандаши,
ластики,
картинки с
числами,
клей-
Стимулировать
познавательную
активность.
Ребёнок
способен осуществлять
выбор деятельности.
Ребёнок способен
считать в пределах от 1
до 10, понимает
разницу между
сложением и
вычитанием.
Содержание НОД
Образовательная
область (вид
деятельности)
Формы
работы
Наличие
средства
у детей
Образовательные
задачи
Целевые
ориентиры
(характеристики)
карандаш.
Ребенок способен
проявлять волевые
усилия, усидчивость,
собранность,
преодолевая
сиюминутные
побуждения, доводить
начатое до конца.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Содержание НОД
Образовательная
область (вид
деятельности)
Формы
работы
Наличие
средства
у детей
Образовательные
задачи
Целевые
ориентиры
(характеристики)
(Круговой сбор)
Педагог: Ребята, предлагаю вам
поделиться своими достижениями
друг с другом. Расскажите, что вы
сделали сегодня в центрах,
понравилось ли вам, какие
впечатления у вас остались.
(Дети делятся впечатлениями,
обсуждают, задают друг другу
вопросы)
Педагог: А на память о сегодняшнем
дне я хочу подарить вам наклейки-
ноты!
Социально-
коммуникативное
развитие
Общение
Слово,
результаты
самостоятел
ьной
деятельност
и
Формировать
позитивные
установки.
Развивать
коммуникативные
навыки.
Развивать
способность
оценивать
проделанную
работу.
Ребёнок демонстрирует
навыки коммуникации
со взрослыми и со
сверстниками.
Ребёнок способен
выслушать других,
положительно оценить
чужой труд,
эмоционально
поддержать.
Ребёнок успешно
выражает собственное
мнение.
Фото 1
Фото 4
Фото 2
Фото 5
Фото 3