Напоминание

"Использование ТРИЗ-технологию в современной дошкольной педагогике"


Автор: Труш Юлия Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ детский сад № 5
Населённый пункт: город Лабинск Краснодарский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование ТРИЗ-технологию в современной дошкольной педагогике"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ю.А. Труш, воспитатель

МДОБУ детский сад № 5

город Лабинск

СТАТЬЯ

Тема: «Использование ТРИЗ-технологию в современной

дошкольной педагогике»

В

настоящее

время

современному

обществу

нужны

люди

интеллектуально

смелые,

творческие,

оригинально

мыслящие,

умеющие

принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает

для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его

психики. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению

проблем, которые возникают в той или иной ситуации жизни ребенка. В то

время, когда ребенок идет в первый класс, он должен уметь:

видеть проблему и ставить вопросы;

доказывать;

делать выводы;

высказывать предположения и строить планы по их проверке. (Л.В.

Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Л.И. Божович, З.М.

Истомина, Т.В. Турунтаева, Р.С. Буре и др.)

В

дошкольном

возрасте

во

время

осуществления

образовательной

деятельности

хотелось

бы,

чтобы

дети

получили

только

положительные

эмоции. Поэтому нужен особый подход к обучению, который построен на

основе

естественного

стремления

ребенка

к

самостоятельному

познанию

окружающего. [7]

В последнее десятилетие в России в сфере дошкольного образования

вышли

в

свет

разные

инновационные

программы

и

технологии.

Одной

из

современных

и

популярных

педагогических

технологий,

адаптированной

к

дошкольному детству является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ),

разработанная

Генрихом

Сауловичем

Альтшулером. Исходным

положением

концепции

ТРИЗ

по

отношению

к

дошкольнику

является

принцип

природосообразности обучения. При обучении ребенка дошкольного возраста,

педагогу необходимо идти от его природы.

В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в

дошкольном образовательном учреждении для развития у детей творческого

воображения и мышления, интеллектуальных способностей, изобретательской

смекалки.

ТРИЗ - педагогика – направление, раскрывающее сущность, цели,

задачи процесса воспитания и обучения, основанное на общих законах теории

решения изобретательских задач. [1]

В основе ТРИЗ - педагогики стоят:

• методики и технологии, которые позволяют овладеть способами снятия

психологической инерции;

• методология решения проблем, которая основана на законах развития

систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения

их к решению конкретных творческих задач;

воспитательная

система,

которая

построена

на

теории

развития

творческой личности (ТРТЛ).

Общими чертами этих технологий являются:

- направленность на формирование теоретических обобщений;

- идея развивающего воспитания и развивающего образования;

- использование в обучении проблемных задач;

- деятельностный подход в воспитании ребенка.

Целью

использования

ТРИЗ

-

технологии

в

дошкольном

образовательном

учреждении

является

развитие,

с

одной

стороны,

таких

качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с

другой - поисковой активности, готовность к новизне; речи и творческого

воображения. [4]

В

дошкольном

возрасте

очень

важна

мотивация

детей.

Применение

методов и приемов ТРИЗ позволяет не только привлечь внимание детей, но и

помогает дошкольникам прочно овладеть знаниями, а в дальнейшем грамотно

их применять в жизни.

ТРИЗ

-

педагогика

помогает

воспитать

у

детей

готовность

к

самосовершенствованию.

Для детей старшего дошкольного возраста характерна

эмоциональность,

непосредственность, фантазия. Методы ТРИЗ и РТВ помогают научить детей

проявлять свои знания.

ТРИЗ

для

дошкольников

это

система

коллективных

игр,

занятий,

призванная

не

менять

основную

программу,

а

максимально

повышать

ее

эффективность. [4]

“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе

точный

расчет,

логику,

интуицию”,

так

считали

основатель

теории

Г.С.Альтшуллер и его последователи.

ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших

проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни. [2]

Чтобы

правильно

организовать

совместную

деятельность

с

дошкольниками,

педагог

должен

знать

различные

методы

и

приёмы,

применяемые в ТРИЗ.

Основные методы ТРИЗ:

1. Мозговой штурм – это постановка изобретательской задачи и

нахождения

способа

ее

решения.

Этот

метод

позволяет

развивать

у

дошкольников способность к анализу, стимулирует творческую активность в

поиске решения проблемы.

2. Синектика – это метод аналогий, который подразделяется на:

а)

личностную

аналогию

(эмпатию),

которая

предлагает

ребенку

представить самого себя в качестве какого-нибудь явления или предмета в

трудной ситуации;

б)

прямую

аналогию,

которая

основывается

на

поиске

сходных

процессов в других областях знаний;

в) фантастическая аналогия, которая заключается в решении проблемы и

осуществляется, как в волшебной сказке.

3. Морфологический анализ помогает обнаружить все возможные

факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть

упущены.

4.

Метод

фокальных

объектов

к

определённому

объекту

"примеряются" свойства и характеристики других, ничем с ним не связанных

объектов.

5. Игры - «Хорошо или плохо», «Теремок» дают возможность научить

детей

находить

существенные

признаки

в

предметах,

классифицировать

предметы и явления по общим признакам, выделять противоречия в предметах,

слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно

формулировать свои мысли.

6. Метод «Системный анализ»

помогает рассмотреть мир в

системе,

как

совокупность

связанных

между

собой

определенным

образом

элементов, удобно функционирующих между собой.

7. Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) –

моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире.

8. Метод Робинзона (ресурсный подход) формирует умение находить

применение, казалось бы, совсем ненужному предмету.

Технология

ТРИЗ

пользуется

ещё

многими

методами

и

приёмами

успешно применяемыми в обучении дошкольников. Она позволяет развивать

воображение, фантазию детей, позволяет преподносить знания в увлекательной

и интересной для них форме. [5]

Основным приемом работы с детьми является педагогический поиск.

Педагог не должен давать готовые знания, которые бы раскрывали перед ним

истину, он должен учить ее находить. В том случае, если у ребенка возникает

вопрос, не стоит спешить помогать ему с ответом, а необходимо спросить его,

что

он

сам

об

этом

думает.

Призвать

его

к

рассуждению.

И

наводящими

вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает

вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит

ребенка в ситуацию, когда необходимо найти ответ, то есть в какой – то мере

повторить

исторический

путь

познания

и

преобразования

предмета

или

явления. [7]

ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит

педагогов и детей в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха

для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности,

интерес к познанию окружающего мира. [3]

Таким

образом,

в

данной

статье

можно

отметить,

что

от

того,

как

ребенок научиться ориентироваться в современном мире будет зависеть его

дальнейшая социализация, так как обществу нужны люди интеллектуально

смелые,

самостоятельные,

оригинально

мыслящие,

творческие,

умеющие

принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Всему этому ребенок

дошкольного возраста может научиться благодаря использованию педагогами

ТРИЗ - технологии, которая обеспечивает создание эффективных условий для

гармоничного

развития

личности.

ТРИЗ

способствует

развитию

наглядно-

образного,

причинного,

эвристического

мышления;

памяти,

воображения,

воздействует на другие психические процессы. [1]

Литература

1.

Альтшуллер

Г.С.

Найти

идею:

введение

в

ТРИЗ-теорию

решения изобретательских задач. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.- 399 с.

2.

Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к

школьному обучению / Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /

Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1995. – 356 с.

3.

Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.–

1008 с.

4.

Гин С.В. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов

дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.- 112 с.

5.

Мурашковска И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего

возраста – Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997.

6.

Петров В. Базовый курс по теории решения изобретательских

задач. – М.: Проспект, 2010. – 299 с

7.

Сидорчук Т.А., Корзун А.В. Воображаем, размышляем, творим. -

Мозырь: ИД "Белый Ветер", 2006. – 276 с.



В раздел образования