Автор: Труш Юлия Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ детский сад № 5
Населённый пункт: город Лабинск Краснодарский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование ТРИЗ-технологию в современной дошкольной педагогике"
Раздел: дошкольное образование
Ю.А. Труш, воспитатель
МДОБУ детский сад № 5
город Лабинск
СТАТЬЯ
Тема: «Использование ТРИЗ-технологию в современной
дошкольной педагогике»
В
настоящее
время
современному
обществу
нужны
люди
интеллектуально
смелые,
творческие,
оригинально
мыслящие,
умеющие
принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает
для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его
психики. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению
проблем, которые возникают в той или иной ситуации жизни ребенка. В то
время, когда ребенок идет в первый класс, он должен уметь:
видеть проблему и ставить вопросы;
доказывать;
делать выводы;
высказывать предположения и строить планы по их проверке. (Л.В.
Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Л.И. Божович, З.М.
Истомина, Т.В. Турунтаева, Р.С. Буре и др.)
В
дошкольном
возрасте
во
время
осуществления
образовательной
деятельности
хотелось
бы,
чтобы
дети
получили
только
положительные
эмоции. Поэтому нужен особый подход к обучению, который построен на
основе
естественного
стремления
ребенка
к
самостоятельному
познанию
окружающего. [7]
В последнее десятилетие в России в сфере дошкольного образования
вышли
в
свет
разные
инновационные
программы
и
технологии.
Одной
из
современных
и
популярных
педагогических
технологий,
адаптированной
к
дошкольному детству является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ),
разработанная
Генрихом
Сауловичем
Альтшулером. Исходным
положением
концепции
ТРИЗ
по
отношению
к
дошкольнику
является
принцип
природосообразности обучения. При обучении ребенка дошкольного возраста,
педагогу необходимо идти от его природы.
В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в
дошкольном образовательном учреждении для развития у детей творческого
воображения и мышления, интеллектуальных способностей, изобретательской
смекалки.
ТРИЗ - педагогика – направление, раскрывающее сущность, цели,
задачи процесса воспитания и обучения, основанное на общих законах теории
решения изобретательских задач. [1]
В основе ТРИЗ - педагогики стоят:
• методики и технологии, которые позволяют овладеть способами снятия
психологической инерции;
• методология решения проблем, которая основана на законах развития
систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения
их к решению конкретных творческих задач;
•
воспитательная
система,
которая
построена
на
теории
развития
творческой личности (ТРТЛ).
Общими чертами этих технологий являются:
- направленность на формирование теоретических обобщений;
- идея развивающего воспитания и развивающего образования;
- использование в обучении проблемных задач;
- деятельностный подход в воспитании ребенка.
Целью
использования
ТРИЗ
-
технологии
в
дошкольном
образовательном
учреждении
является
развитие,
с
одной
стороны,
таких
качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с
другой - поисковой активности, готовность к новизне; речи и творческого
воображения. [4]
В
дошкольном
возрасте
очень
важна
мотивация
детей.
Применение
методов и приемов ТРИЗ позволяет не только привлечь внимание детей, но и
помогает дошкольникам прочно овладеть знаниями, а в дальнейшем грамотно
их применять в жизни.
ТРИЗ
-
педагогика
помогает
воспитать
у
детей
готовность
к
самосовершенствованию.
Для детей старшего дошкольного возраста характерна
эмоциональность,
непосредственность, фантазия. Методы ТРИЗ и РТВ помогают научить детей
проявлять свои знания.
ТРИЗ
для
дошкольников
–
это
система
коллективных
игр,
занятий,
призванная
не
менять
основную
программу,
а
максимально
повышать
ее
эффективность. [4]
“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе
точный
расчет,
логику,
интуицию”,
так
считали
основатель
теории
Г.С.Альтшуллер и его последователи.
ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших
проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни. [2]
Чтобы
правильно
организовать
совместную
деятельность
с
дошкольниками,
педагог
должен
знать
различные
методы
и
приёмы,
применяемые в ТРИЗ.
Основные методы ТРИЗ:
1. Мозговой штурм – это постановка изобретательской задачи и
нахождения
способа
ее
решения.
Этот
метод
позволяет
развивать
у
дошкольников способность к анализу, стимулирует творческую активность в
поиске решения проблемы.
2. Синектика – это метод аналогий, который подразделяется на:
а)
личностную
аналогию
(эмпатию),
которая
предлагает
ребенку
представить самого себя в качестве какого-нибудь явления или предмета в
трудной ситуации;
б)
прямую
аналогию,
которая
основывается
на
поиске
сходных
процессов в других областях знаний;
в) фантастическая аналогия, которая заключается в решении проблемы и
осуществляется, как в волшебной сказке.
3. Морфологический анализ помогает обнаружить все возможные
факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть
упущены.
4.
Метод
фокальных
объектов
–
к
определённому
объекту
"примеряются" свойства и характеристики других, ничем с ним не связанных
объектов.
5. Игры - «Хорошо или плохо», «Теремок» дают возможность научить
детей
находить
существенные
признаки
в
предметах,
классифицировать
предметы и явления по общим признакам, выделять противоречия в предметах,
слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно
формулировать свои мысли.
6. Метод «Системный анализ»
помогает рассмотреть мир в
системе,
как
совокупность
связанных
между
собой
определенным
образом
элементов, удобно функционирующих между собой.
7. Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) –
моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире.
8. Метод Робинзона (ресурсный подход) формирует умение находить
применение, казалось бы, совсем ненужному предмету.
Технология
ТРИЗ
пользуется
ещё
многими
методами
и
приёмами
успешно применяемыми в обучении дошкольников. Она позволяет развивать
воображение, фантазию детей, позволяет преподносить знания в увлекательной
и интересной для них форме. [5]
Основным приемом работы с детьми является педагогический поиск.
Педагог не должен давать готовые знания, которые бы раскрывали перед ним
истину, он должен учить ее находить. В том случае, если у ребенка возникает
вопрос, не стоит спешить помогать ему с ответом, а необходимо спросить его,
что
он
сам
об
этом
думает.
Призвать
его
к
рассуждению.
И
наводящими
вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает
вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит
ребенка в ситуацию, когда необходимо найти ответ, то есть в какой – то мере
повторить
исторический
путь
познания
и
преобразования
предмета
или
явления. [7]
ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит
педагогов и детей в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха
для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности,
интерес к познанию окружающего мира. [3]
Таким
образом,
в
данной
статье
можно
отметить,
что
от
того,
как
ребенок научиться ориентироваться в современном мире будет зависеть его
дальнейшая социализация, так как обществу нужны люди интеллектуально
смелые,
самостоятельные,
оригинально
мыслящие,
творческие,
умеющие
принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Всему этому ребенок
дошкольного возраста может научиться благодаря использованию педагогами
ТРИЗ - технологии, которая обеспечивает создание эффективных условий для
гармоничного
развития
личности.
ТРИЗ
способствует
развитию
наглядно-
образного,
причинного,
эвристического
мышления;
памяти,
воображения,
воздействует на другие психические процессы. [1]
Литература
1.
Альтшуллер
Г.С.
Найти
идею:
введение
в
ТРИЗ-теорию
решения изобретательских задач. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.- 399 с.
2.
Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к
школьному обучению / Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /
Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1995. – 356 с.
3.
Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.–
1008 с.
4.
Гин С.В. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов
дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.- 112 с.
5.
Мурашковска И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего
возраста – Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997.
6.
Петров В. Базовый курс по теории решения изобретательских
задач. – М.: Проспект, 2010. – 299 с
7.
Сидорчук Т.А., Корзун А.В. Воображаем, размышляем, творим. -
Мозырь: ИД "Белый Ветер", 2006. – 276 с.